Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1795   1796   1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803  1804   1805   1806   1807   1808   1809   1810   1811   1812   1813  » »»

задерживавших е„ рост в конце  40-х  -нач.  50-х  гг.  20  в.  Приход  в
драматургию представителей молодого поколения драматургов  (Т.  Ружевич,
С. Мрожек, С. Гроховяк, Б.  Дроздовский  и  др.)  знаменовал  не  только
расширение круга тем, но и обогащение художеств. выразительных средств.
   Лит.: Морозов П. О., История рус. театра до половины XVIII  столетия,
СПБ, 1889; Резанов  Вл.,  Школьные  драмы  польско-литовских  иезуитских
коллегий, Нежин, 1916; Ростоцкий Б., Новое в драматургии, "Театр", 1947,
.ј 3; Классическая драматургия стран народной демократии, т. l. M., 1955
(раздел "Драматургия Польши", вступит, статья Б. Ростоцкого);  Богатство
драматургической классики-советскому зрителю. Сб., М., 1956, с. 28-33;
   Chmiel owski Р., Nasza literatura  dramatyczna,  t.  1-2,  Peterburg,
1898; SzyJkowski M., Dzieje komedji polskiej. W zarysie, Kr., 1921;  его
же. Dzieje nowozytnej trage-dji polskiej, Kr., 1923; Drama mieszczanska,
Warsz., 1955;
   Dramaty staropolskie. Antologia  (opracowal  J.  Lewanski),  t.  1-6,
Warsz., 1959-64; Teatr Urszuli RadziwiHowej, Warsz., 1961. Б. Рос.
   ПОЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР В НОВА-ХУТЕ  (Teatr  ludowy  w  Nowej  Hucie;
Нова-Хута - рабочий район г. Кракова). Осн. в конце 1955 К.  Ску-шанкой,
к-рая в 1955-63 была его директором и худ. рук.  Совм.  со  своим  мужем
реж. E. Красовским и худ. Ю. Шайной  осуществляла  программу  воспитания
нового,  рабочего  зрителя,  требовательного  к  идейной  и   художеств.
ценности спектакля. В репертуаре т-ра- острые по форме,  новаторские  по
средствам сценич. выразительности спектакли. В т-ре ставились спектакли,
в к-рых отразились политич. и моральные проблемы  современности:  "Имена
власти" Брошкевича (1958),  "Похоронное  шествие"  Дроздовского  (1962),
"Якобов-ский и полковник" Верфеля (1957), "Сиротский гений"  Домбровской
(1959).  Т-р  обращался  к  новому   прочтению   классики:   "Балладина"
Словацкого (1956), "Мера за  меру"  Шекспира  (1956),  "Орестея"  Эсхила
(1960),  "Дзяды"  Мицкевича  (1962,  Гос.  пр.).  Популярность  получили
спектакли: "Мыши и люди"  по  Стейнбеку  (1956),  "Бурная  жизнь  Лазика
Ройтшванца" по Эрен-бургу (1961). В 1957 т-р принял участие в  фестивале
в Венеции, посвящ„нном Гольдони ("Слуга двух господ"), в 1958 выступал в
Париже  в  "Т-ре  Наций"  ("Турандот",  "Якобовский  и  полковник").   С
1963-директор и худ. рук. Т-ра Шайна.
   Лит.: TimoszewiczJ.  iKralA.,  Teatr  Ludowy  Nowa  Huta.  1955-1960,
Krakow, 1962; "Театр", 1961, ј 9, с. 174-76; 1962, ј 3, с. 131-32; 1963,
ј 7, с. 151; 1964, ј 2, с. 131-32; Гершкович А., По  театрам  Польши,  в
кн.: Театр наших друзей, М., 1963. Еж. Т.
   ПОЛЬСКИЙ ТЕАТР. На развитие польского театр. иск-ва  оказало  большое
влияние принятие христианства в 966 (по  латинскому  обряду).  Зрелищные
традиции нар. игр и обрядов, связанных  с  дохристианским  периодом,  не
смогли получить развития, хотя иногда встречались в несколько измен„нном
виде в выступлениях бродячих акт„ров - нар. потешников,  т.  н.  франтов
(первые упоминания в 13 в.). В 16 в. эти бродячие  акт„ры  создали  сво„
профессиональное объединение,  к  1547  относится  статут  цеха  франтов
("Законы франтов"). Однако осн. формой театр. зрелищ в  ср.-век.  Польше
были: литургич. драма  и  позднее  мистерия.  О  раннем  распространении
литургич. драмы свидетельствует осуждение папой Иннокентием III  участия
лиц духовного звания в представлениях, устраиваемых в кост„лах. К 14  в.
относятся  данные,  подтверждающие  распространение  этого  вида  зрелищ
(напр., описывая Краков,  Длугош  рассказывает  о  "theatrales  ludi"  -
"театр. зрелищах"). Мистерии устраивались на сцене, раздел„нной  на  три
осн. части, изображавшие землю, небо и ад. Участниками спектаклей, кроме
членов церковных общин, были кост„льные певцы, органисты, ученики  школ,
студенты.  Имеются  сведения  о  существовании  объединений   студентов,
разыгрывавших в 16 в. мистерии в  городах  Кракове,  Хелме,  Ченстохове.
Представления литургич. и мистериальной драмы  в  Польше  дают  особенно
наглядные примеры проникновения  в  ткань  религиозного  сюжета  мотивов
сатирич.,  подлинно   народных.   Их   носителями   были   странствующие
потешники-франты, к-рые обычно исполняли комедийные роли чертей и  слуг.
Сатирич. и бытовые мотивы с особой яркостью проявлялись  в  интермедиях,
перемежавших и порой пародировавших осн. действие.
   В 16 в. получили  широкое  распространение  представления  кукольного
т-ра, т. н. шопки (szopka - сарай, место рождения Христа по евангельской
притче).  Шопка  близка  укр.  вертепу,  белорус.  батлейке,  рус.  т-ру
Петрушки. В основе  представлений  шопки  было  рождественское  действо,
обычно  щедро  обогащ„нное  интермедиями,  вполне  светскими  по   духу,
близкими нар. святочным играм.
   С кон. 16 в., в пору  католич.  реакции,  иезуиты  и  др.  монашеские
ордена   создавали   школьные   т-ры,   получившие    позднее    широкое
распространение. В  эти  религиозно-схоластич.,  назидательно-аллегорич.
спектакли проникали, вопреки сопротивлению иезуитов, светские реалистич.
мотивы (в интермедиях, разыгрывавшихся по-польски,  в  отличие  от  лат.
текста осн. пьесы).  Представления  школьных  т-ров  давались  в  стенах
коллегий перед аудиторией учеников и  преподавателей.  Иногда  спектакли
выносились и за пределы коллегий. Во 2-й  пол.  18  в.  просветительскую
реформу  школьного  т-ра  осуществил  С.  Конарский  (1700-73)  -  автор
написанной в духе классицизма трагедии "Эпаминонд" (пост.  в  Варшаве  в
Коллегии знатных, 1756). Он же был  первым  переводчиком  пьес  Корнеля,
Расина, Мольера, Вольтера.
   В эпоху Возрождения возникла ещ„ одна ветвь развития т-ра в Польше  -
придворный театр. имевшая важное значение в установлении  связи  польск.
драматич. иск-ва с передовой театр. культурой др. стран. Одним из ранних
примеров зарождения этого вида т-ра явилось  представление  трагедии  Я.
Коха-новского "Отправление греческих послов", исполненной 12  янв.  1578
любителями из знатнейших шляхетских родов в присутствии  короля  Стефана
Батория в Уяздове (под Варшавой).
   С развитием придворного т-ра связано возникновение первых  специально
оборудованных  зданий.  Особого  расцвета  придворный  т-р  достиг   при
Владиславе IV, при к-ром существовала  итал.  оперно-балетная  труппа  и
труппа  комедии  дель  арте  (1634-48).  Владислав  IV  основал   первое
постоянное театр. помещение в королевском замке в Варшаве (1637).  Сцена
была оборудована по последнему слову театр. техники тех лет  и  снабжена
усовершенствованной ма-шинерией по проекту арх. А.  Лоччи.  В  1616  при
дворе выступала труппа англ. комедиантов Д. Грина,  в  репертуаре  к-рой
были пьесы Шекспира, Марло, Хей-вуда.  Крупным  событием  в  жизни  т-ра
явилось представление на придворной сцене (впервые вне  Франции)  "Сида"
Корнеля (1661) в пер. А. Морштына. При дворе постоянно  выступали  нем.,
франц., итал.  труппы.  В  1748  был  открыт  театр.  зал  в  Варшаве  в
перестроенном здании т. н. "Опернхауза". От времени  Станислава  Августа

Страницы: «« « 1795   1796   1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803  1804   1805   1806   1807   1808   1809   1810   1811   1812   1813  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия