|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 » »» задерживавших е„ рост в конце 40-х -нач. 50-х гг. 20 в. Приход в
драматургию представителей молодого поколения драматургов (Т. Ружевич,
С. Мрожек, С. Гроховяк, Б. Дроздовский и др.) знаменовал не только
расширение круга тем, но и обогащение художеств. выразительных средств.
Лит.: Морозов П. О., История рус. театра до половины XVIII столетия,
СПБ, 1889; Резанов Вл., Школьные драмы польско-литовских иезуитских
коллегий, Нежин, 1916; Ростоцкий Б., Новое в драматургии, "Театр", 1947,
.ј 3; Классическая драматургия стран народной демократии, т. l. M., 1955
(раздел "Драматургия Польши", вступит, статья Б. Ростоцкого); Богатство
драматургической классики-советскому зрителю. Сб., М., 1956, с. 28-33;
Chmiel owski Р., Nasza literatura dramatyczna, t. 1-2, Peterburg,
1898; SzyJkowski M., Dzieje komedji polskiej. W zarysie, Kr., 1921; его
же. Dzieje nowozytnej trage-dji polskiej, Kr., 1923; Drama mieszczanska,
Warsz., 1955;
Dramaty staropolskie. Antologia (opracowal J. Lewanski), t. 1-6,
Warsz., 1959-64; Teatr Urszuli RadziwiHowej, Warsz., 1961. Б. Рос.
ПОЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР В НОВА-ХУТЕ (Teatr ludowy w Nowej Hucie;
Нова-Хута - рабочий район г. Кракова). Осн. в конце 1955 К. Ску-шанкой,
к-рая в 1955-63 была его директором и худ. рук. Совм. со своим мужем
реж. E. Красовским и худ. Ю. Шайной осуществляла программу воспитания
нового, рабочего зрителя, требовательного к идейной и художеств.
ценности спектакля. В репертуаре т-ра- острые по форме, новаторские по
средствам сценич. выразительности спектакли. В т-ре ставились спектакли,
в к-рых отразились политич. и моральные проблемы современности: "Имена
власти" Брошкевича (1958), "Похоронное шествие" Дроздовского (1962),
"Якобов-ский и полковник" Верфеля (1957), "Сиротский гений" Домбровской
(1959). Т-р обращался к новому прочтению классики: "Балладина"
Словацкого (1956), "Мера за меру" Шекспира (1956), "Орестея" Эсхила
(1960), "Дзяды" Мицкевича (1962, Гос. пр.). Популярность получили
спектакли: "Мыши и люди" по Стейнбеку (1956), "Бурная жизнь Лазика
Ройтшванца" по Эрен-бургу (1961). В 1957 т-р принял участие в фестивале
в Венеции, посвящ„нном Гольдони ("Слуга двух господ"), в 1958 выступал в
Париже в "Т-ре Наций" ("Турандот", "Якобовский и полковник"). С
1963-директор и худ. рук. Т-ра Шайна.
Лит.: TimoszewiczJ. iKralA., Teatr Ludowy Nowa Huta. 1955-1960,
Krakow, 1962; "Театр", 1961, ј 9, с. 174-76; 1962, ј 3, с. 131-32; 1963,
ј 7, с. 151; 1964, ј 2, с. 131-32; Гершкович А., По театрам Польши, в
кн.: Театр наших друзей, М., 1963. Еж. Т.
ПОЛЬСКИЙ ТЕАТР. На развитие польского театр. иск-ва оказало большое
влияние принятие христианства в 966 (по латинскому обряду). Зрелищные
традиции нар. игр и обрядов, связанных с дохристианским периодом, не
смогли получить развития, хотя иногда встречались в несколько измен„нном
виде в выступлениях бродячих акт„ров - нар. потешников, т. н. франтов
(первые упоминания в 13 в.). В 16 в. эти бродячие акт„ры создали сво„
профессиональное объединение, к 1547 относится статут цеха франтов
("Законы франтов"). Однако осн. формой театр. зрелищ в ср.-век. Польше
были: литургич. драма и позднее мистерия. О раннем распространении
литургич. драмы свидетельствует осуждение папой Иннокентием III участия
лиц духовного звания в представлениях, устраиваемых в кост„лах. К 14 в.
относятся данные, подтверждающие распространение этого вида зрелищ
(напр., описывая Краков, Длугош рассказывает о "theatrales ludi" -
"театр. зрелищах"). Мистерии устраивались на сцене, раздел„нной на три
осн. части, изображавшие землю, небо и ад. Участниками спектаклей, кроме
членов церковных общин, были кост„льные певцы, органисты, ученики школ,
студенты. Имеются сведения о существовании объединений студентов,
разыгрывавших в 16 в. мистерии в городах Кракове, Хелме, Ченстохове.
Представления литургич. и мистериальной драмы в Польше дают особенно
наглядные примеры проникновения в ткань религиозного сюжета мотивов
сатирич., подлинно народных. Их носителями были странствующие
потешники-франты, к-рые обычно исполняли комедийные роли чертей и слуг.
Сатирич. и бытовые мотивы с особой яркостью проявлялись в интермедиях,
перемежавших и порой пародировавших осн. действие.
В 16 в. получили широкое распространение представления кукольного
т-ра, т. н. шопки (szopka - сарай, место рождения Христа по евангельской
притче). Шопка близка укр. вертепу, белорус. батлейке, рус. т-ру
Петрушки. В основе представлений шопки было рождественское действо,
обычно щедро обогащ„нное интермедиями, вполне светскими по духу,
близкими нар. святочным играм.
С кон. 16 в., в пору католич. реакции, иезуиты и др. монашеские
ордена создавали школьные т-ры, получившие позднее широкое
распространение. В эти религиозно-схоластич., назидательно-аллегорич.
спектакли проникали, вопреки сопротивлению иезуитов, светские реалистич.
мотивы (в интермедиях, разыгрывавшихся по-польски, в отличие от лат.
текста осн. пьесы). Представления школьных т-ров давались в стенах
коллегий перед аудиторией учеников и преподавателей. Иногда спектакли
выносились и за пределы коллегий. Во 2-й пол. 18 в. просветительскую
реформу школьного т-ра осуществил С. Конарский (1700-73) - автор
написанной в духе классицизма трагедии "Эпаминонд" (пост. в Варшаве в
Коллегии знатных, 1756). Он же был первым переводчиком пьес Корнеля,
Расина, Мольера, Вольтера.
В эпоху Возрождения возникла ещ„ одна ветвь развития т-ра в Польше -
придворный театр. имевшая важное значение в установлении связи польск.
драматич. иск-ва с передовой театр. культурой др. стран. Одним из ранних
примеров зарождения этого вида т-ра явилось представление трагедии Я.
Коха-новского "Отправление греческих послов", исполненной 12 янв. 1578
любителями из знатнейших шляхетских родов в присутствии короля Стефана
Батория в Уяздове (под Варшавой).
С развитием придворного т-ра связано возникновение первых специально
оборудованных зданий. Особого расцвета придворный т-р достиг при
Владиславе IV, при к-ром существовала итал. оперно-балетная труппа и
труппа комедии дель арте (1634-48). Владислав IV основал первое
постоянное театр. помещение в королевском замке в Варшаве (1637). Сцена
была оборудована по последнему слову театр. техники тех лет и снабжена
усовершенствованной ма-шинерией по проекту арх. А. Лоччи. В 1616 при
дворе выступала труппа англ. комедиантов Д. Грина, в репертуаре к-рой
были пьесы Шекспира, Марло, Хей-вуда. Крупным событием в жизни т-ра
явилось представление на придворной сцене (впервые вне Франции) "Сида"
Корнеля (1661) в пер. А. Морштына. При дворе постоянно выступали нем.,
франц., итал. труппы. В 1748 был открыт театр. зал в Варшаве в
перестроенном здании т. н. "Опернхауза". От времени Станислава Августа
Страницы: «« « 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |