Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1802   1803   1804   1805   1806   1807   1808   1809   1810  1811   1812   1813   1814   1815   1816   1817   1818   1819   1820  » »»

участие в организации и  работе  1-го  Рабочего  т-ра  под  рук.  П.  П.
Сазонова. В 1917-19 руководил рабочей  и  сельской  самодеятельностью  и
организованной им драм. студией Пролеткульта, был акт„ром  драм.  студии
Пролеткульта.  С  1919  играл  в  т-рах  Иваново-Воз-несенска,  Кинешмы,
Ярославля, Саратова, Калуги,  Ашхабада,  Москвы  (Малый  т-р,  1942-49).
Работал в т-ре группы оккупационных войск в Германии (1949-51). Особенно
полно раскрылось дарование П.  в  Воронежском  т-ре  (1927-28,  1930-42,
1951-61). Акт„р создал ряд значит, образов в классич. репертуаре: Уриэль
Акоста (о. п. Гуцкова), Отелло;
   Борис Годунов  (о.  п.  Пушкина),  Арбенин  ("Маскарад"),  Сирано  де
Бержерак (о. п. Ростана), Гамлет.  В  этих  ролях  проявилась  романтич.
устремл„нность,  эмоциональная  приподнятость,   глубокая   человечность
иск-ва акт„ра. П. свободно владеет стихотворной  формой,  ярко  переда„т
музыкальность поэтич. слова. Значит,  место  в  творчестве  П.  занимают
образы   строителей   новой    жизни,    отмеченные    искренностью    и
целеустремл„нностью; он играл Председателя  Укома  ("Шторм"),  Годуна  и
Берсенева ("Разлом"), Сысоева ("Первая конная" Вишневского),  Гая  ("Мой
друг" Погодина), Огнева ("Фронт"), Платона Кречета.
   Лит.: 3 ал е с с к и и В. Ф., А.  В.  Поляков.  Романтический  актер,
М.-Л., 1940; Гайгерова Е., Сила таланта, "Театральная жизнь", 1959, ј 3.
Н. Мор.
   ПОЛЯКОВ, Владимир Соломонович [р.  1(14).  XII.  1909]  -  рус.  сов.
писатель-сатирик, драматург. Чл. Коммунистич. партии  с  1945.В  1926-29
учился на лит. отделении  Высших  курсов  искусствоведения  (Ленинград).
Печатается с 1926. Драматургич. деятельность начал в 1928. В 1941-43 был
худ. рук. 1-го фронтового т-ра миниатюр "Вес„лый  десант".  П.  -  автор
пьес для т-ров кукол: "2:0 в нашу пользу"  (1950),  "Любит-не  любит..."
(1952) (обе в Центр, т-ре кукол), а также пьес "Не ждали"  (1948,  Моск.
т-р им. Ленинского комсомола), "Ах,  сердце!"  (1956,  Моск.  т-р-студия
киноакт„ра), "Временный жилец" (1964, Моск. драм.  т-р)  и  др.  Большое
место в творчестве П. занимает жанр эстрадных обозрений-"Вокруг света  в
80 дней" (1953), "Смеяться, право,  не  грешно..."  (1953),  "Откровенно
говоря" (1962) и др. С 1959 П. возглавляет Моск. т-р миниатюр,  является
одним из авторов и режисс„ров спектаклей: "Итак,  мы  начинаем"  (1960),
"Путешествие вокруг смеха" (1963),  "Неужели  вы  не  замечали"  и  др.,
автором текста спектакля "О, Маргарита!" (1964). П.  пишет  фельетоны  и
монологи для эстрадных акт„ров;  клоунады  для  цирка.  Автор  пантомимы
"Юность празднует" (1956), киносценариев, либретто оперетт и др.
   Соч.: Смеяться, право, не грешно, М., 1953; Вы их узна„те?, М., 1956;
День открытых сердец, М.. 1960. С. Г.
   ПОЛЯНЙВСКИЙ, Георгий Александрович [р. 2 (14). VII. 1894] - рус. сов.
музыковед, муз.-театр. критик. Чл. Коммунистич. партии с  1943.  В  1917
окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1913-17 учился у Н. Н. Игумнова и  С.
Н.  Василенко.  С  1914  выступает  как  муз.  лектор  и  критик.  Автор
монографий, брошюр, очерков и статей о певцах, оперном иск-ве и др.
   Соч.: Вокальный ансамбль Всесоюзного радиокомитета, М., [1935];  Люди
и песни, М., 1938; Барсова,М.-Л , 1941; А. В. Нежданова, М.-Л., 1944; И.
С. Козловский, М.-Л., 1945; М. И. Глинка, М.-Л., 1946, то же, М., 1956;
   Н. А. Римский-Корсаков, М.-Л., 1946; Эуген Капп, М.-Л., 1951;  П.  И.
Чайковский, М., 1954; Глинка и Пушкин, М., 1957;  Записки  лектора,  М.,
1962; С. Н. Василенко, М., 1964, и др. А. ЛГ.
   ПОМЕРАНЦЕВ, Василий Петрович [1736 (?) - 26. I (7. II). 1809. Москва]
- рус. акт„р. В 1766 поступил в Моск. частный т-р Н.  С.  Титова,  затем
играл в  Т-ре  Медокса.  Исполнял  роли  т.  н.  "благородных  отцов"  в
мещанских драмах и комедиях. Огромное влияние на формирование таланта П.
оказало  иск-во  И.  А.  Дмитревского,  гастролировавшего  в  Москве   и
помогавшего П. в разработке ролей:  барон  Гартлей  ("Евгения"  Бомарше,
1770), Зопир ("Магомет" Вольтера) и др. Расцвет творчества П. приходится
на 80-е гг. 18 в.  Выступая  в  мещанских  драмах,  П.  утвердил  новую,
сентименталистскую манеру исполнения, основанную на  чувстве.  Его  игра
отличалась искренностью и силой переживаний, порывами пламенной страсти,
богатством интонаций, естественностью сценич. речи и  поведения,  тонкой
мимикой. Образы, созданные П., были проникнуты гуманизмом, свободолюбием
(впоследствии П. называли предшественником П. С. Мочалова).  Его  лучшие
роли: Одоардо ("Эмилия Галотти" Лессинга, 1786), Доминик-отец  [Уксусник
("Тачка уксусника")  Мерсье,  17  85],  Простодум  ("Хвастун"  Княжнина,
1786), Бартоло ("Фигарова  женитьба",  1787),  барон  фон  Нейгоф  ("Сын
любви" Коцебу, 1795), Староста  Федот  и  Абрам  ("Лиза,  или  Торжество
благодарности", 1802,  и  "Великодушие,  или  Рекрутский  набор",  1804,
Ильина) и др. П. преподавал  в  1780  в  Моск.  воспитательном  доме,  в
1791-94 обучал крепостных акт„ров  труппы  гр.  Шереметева.  Иск-во  П.,
основоположника сентиментализма в рус. т-ре, оказало большое влияние  на
творчество Я. Е. Шушерина. В 1807 П. оставил сцену.
   Лит.: Карамзин Н. М., Эмилия Галотти, "Московский журнал"", М.. 1791,
ч. 1, кн. 1, с. 73-77; Ильин Н.. Театральное поприще  г-на  Померанцева,
"Амфион",  М.,  1815,  февр.,  с.  103-118;  Жихарев  С.   П.,   Записки
современника,  М.-Л.,  1955;  Асеев  Б.  Н.  ,  Русский  драматич.   г-р
XVII-XVIII веков, М., 1958; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русский  театр
второй половины XVIII в., М., 1960. с. 96-98, 359-360. Д. фил.
   ПОМЕРАНЦЕВ, Юрий Борисович (р. 11. II. 1923) - рус. сов. акт„р.  Нар.
арт. Казах. ССР (1961). В 1942 начал работать в хоре Т-ра оперы и балета
им. Абая (Алма-Ата). В 1945 переш„л в  Алма-Атинский  т-р  для  детей  в
юношества. В 1953-54 работал в Саратовском ТЮЗе. В этих т-рах  раскрылся
его талант остро характерного акт„ра. С 1954 - акт„р Алма-Атинского рус.
т-ра.
   Роли:  Яша  ("Вишн„вый  сад").  Шут   ("Двенадцатая   ночь"),   Жавер
("Отверженные"  по  Гюго),Грознов  ("Правда  хорошо,  а  счастье  лучше"
Островского),  Штубе  ("Разлом"),  Кулыгин  ("Три  сестры")  и   др.   В
Алма-Атинском рус. т-ре сыграл роля:
   Ивана Петровича ("Униженные и оскорбл„нные" по  Достоевскому),  Косые
("Дама-невидимка" Кальдерона), Шута ("Король Лир"), Овчаренко  ("Крылья"
Корнейчука), Петрина ("Платонов" Чехова), Монтальчина ("Джордано  Бруно"
Оку-левича), Сартакова ("Совесть" Павловой) и др. Люд. б.
   ПОМЕРАНЦЕВА, Анна Афанасьевна [27. I (7.11). 1754 (?) -21. IX (3. X).
1806, Москва] - рус. актриса. Жена В. П. Померанцева. Со 2-й пол. 1760-х
гг.  до  конца  жизни  служила  на  моск.  сцене.  Игра  П.   отличалась
мастерством перевоплощения (е„ наз.  "оборотнем"),  увлекала  резвостью,
лукавством, задорным весельем в  комедиях,  глубоко  трогала  в  драмах.
Исполняла преим. роли служанок, затем  перешла  на  роли  характерные  и
старух.

Страницы: «« « 1802   1803   1804   1805   1806   1807   1808   1809   1810  1811   1812   1813   1814   1815   1816   1817   1818   1819   1820  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия