Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1806   1807   1808   1809   1810   1811   1812   1813   1814  1815   1816   1817   1818   1819   1820   1821   1822   1823   1824  » »»

была пост. пьеса "Давным-давно" А. К. Гладкова  (1942;  Гос.  пр.  СССР,
1943). Великая победа над фашизмом запечатлена в эпич., народ но-героич.
спектакле "Сталинградцы" Чепурина (1944). Проникновенное понимание ярких
индивидуальностей сов. людей, их богатого духовного  мира  отличало  все
спектакли П. о современности.
   Значителен вклад П.  в  интерпретацию  классики  на  сов.  сцене.  Он
глубоко  раскрыл  гуманизм  мировоззрения  Шекспира,  показав  оптимизм,
страстность, непреклонную волю его героев -  "Ромео  и  Джульетта"  (Т-р
Революции, 1935, 2-я сценич. ред.-1948), "Укрощение строптивой"  (Центр,
т-р Красной Армии, 1937). Неистребимой  силе  любви  посвящ„н  спектакль
"Ромео и Джульетта". Идея борьбы за человеческое  достоинство  лежала  в
основе спектакля "Укрощение строптивой".  Осуществляя  пост.  "Ревизора"
(1951),  П.  передавал  огромный  темперамент  мысли,  силу  воображения
Гоголя, его желание пробудить в человеке сознательное отношение к жизни.
   В своей режисс„рской практике и теории П.  развивал  лучшие  традиции
рус.    режиссуры,    добивался     синтеза     творческих     принципов
К.С.Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и Е. Б. Вахтангова.  Черты
его режисс„рского метода - идейная активность, острое ощущение  времени,
жизненного материала, стиля автора, своеобразия акт„рских  дарований.  В
своих спектаклях П. изображал народ как истинного творца истории. Особое
внимание уделял разработке принципов  построения  нар.  сцен.  Утверждая
принципы школы переживания в акт„рском иск-ве, П. стремился  к  созданию
полнокровных  человеческих  характеров,  к  эмоциональности,  образности
театр. представления  (П.  выдвинул  тезис  о  "замысле,  одухотвор„нном
большой  идеей,  выраженном  в  эмоционально-образной  форме").  Большое
значение для развития сов. театр. иск-ва имеют тео-ретич. работы  П.,  в
к-рых  он  утверждает  решающую  роль  прогрессивного  мировоззрения   в
творчестве, требует идейного и  этич.  единства  театр.  коллектива.  П.
теоретически обосновал и осуществил в своих лучших спектаклях требование
идейной и художеств. целостности спектакля, гармонии  всех  его  частей,
единства формы и содержания, строгого соответствия сценич.  и  жизненной
правды.
   Много внимания уделял П. развитию мастерства акт„ров. Участие  в  его
пост.  сыграло  большую  роль  в  формировании  иск-ва  акт„ров   разных
поколений - Б. В. Щукина, М.  Ф.  Астангова,  М.  И.  Бабановой,  Д.  Н.
Орлова, Л. И. Добржанской, Л. М.  Фетисовой,  А.  А.  Попова  и  др.  П.
добивался от акт„ра перевоплощения на  основе  подлинного  человеческого
переживания,   идейной   страстности,   неотделимой    от    мастерства,
эмоциональности, проникнутой волей, мужеством. П. был  воспитателем  мн.
акт„ров и режисс„ров. С 1919-на педагогич. работе.  Преподавал  в  уч-ще
при ЦТКА и в ГИТИСе (с 1940- профессор, в  1961  -  худ.  рук.  ГИТИСа).
Режисс„ры, ученики П., работают во мн. т-рах Сов. Союза и за рубежом (Б.
А. Львов-Анохин, А. Б.  Шатрин  -  Москва,  В.  Адамек,  Ч.  Коварж,  Е.
Шмералова - Прага, В. Понсо - Таллин, и др.).
   Соч.: Художественная целостность спектакля,  М.,  1959;  Спектакль  и
режиссер, М., 1961; Воспоминания  и  размышления  о  театре,  М.,  1963;
Искусство великой эпохи (Советский актер и его  герои),  в  сб.:  Работа
режиссера  над  советской  пьесой,  М.-Л.,  1950;   Опыт   режиссерского
построения  народных  сцен,  в  сб.:  Вопросы   режиссуры,   М.,   1954,
Вахтангов-надежда Станиславского, в сб :  Евг.  Вахтангов.  Материалы  и
статьи,  М.,  1959;  Об  искусстве   перевоплощения   актера,   в   сб.:
Режиссерское искусство сегодня, М., 1962.
   Лит.: Зоркая Н., Творческий путь А. Д.  Попова,  М.,  1954;  Проблемы
образа в сценическом творчестве (Материалы занятий), вып.  1,  М.,  1959
(Творческ. лабор. нар. артиста СССР А. Д. Попова). А, О.
   ПОПОВ, Алексей Ф„дорович [16(27). 111.1733- 25. IV (6. V).  1799]рус.
акт„р и педагог. Сподвижник Ф. Г. Волкова. В конце 40-х гг. 18 в. вместе
с др. представителями молод„жи из разночинцев участвовал в создании т-ра
в  Ярославле  (1750).  В  1752  после  показа  спектаклей  ярославцев  в
Петербурге (первый спектакль - "Хорев" Сумарокова, в гл. роли - П.)  был
оставлен в столице и определ„н для  получения  образования  в  Шляхетный
корпус. В 1756 вош„л в труппу  1-го  постоянного  гос.  публичного  рус.
т-ра. Играл роли первых любовников в комедии.  Лучшая  роль  -  Злорадов
("Мот, любовью исправленный" Лукина).
   Др.  роли:  Европеец  ("Прибежище  добродетели"  Сумарокова,   1759),
кавалер МенехМ ("Менехмы,  или  Близнецы"  Реньяра,  1763),  Добронравов
("Пустомеля" - обработка Лукиным пьесы Буасси, 1765) и др.
   В 1783 оставил сцену. С 1782 преподавал в Театр. уч-ще.
   Лит.: Всеволодский-Гернгросс В. Н., Ф. Г. Волков и русский театр  его
времени, в сб.: Ф. Г. Волков и русский театр его времени, М.,  1953,  с.
30, 31, 33, 95. Ю. Гл.
   ПОПОВ, Андрей Алексеевич  (р.  12.  IV.  1918)  -  рус.  сов.  акт„р,
режисс„р. Нар. арт. СССР (1965). Сын А. Д. Попова.  В  1936  поступил  в
Студию при Центр, т-ре Красной Армии. С 1940 - акт„р, с 1963-  гл.  реж.
этого  т-ра.  В  первых   же   эпизодич.   ролях-   Начальник   всеобуча
("Пархоменко" Иванова, 1941), Писарь наградного  отдела  ("Сталинградцы"
Чепу-рина, 1944), выявилась  яркая  одар„нность  П.,  его  склонность  к
острой характерности. Л„гкость, стремительность  эмоций  в  сочетании  с
гротеском,  буффонадой  отличали  исполнение   роли   мальчика-недоросля
Сильвена в комедии Лабиша "Копилка"  (1945).  Дальнейшее  творчество  П.
раскрыло  широту  диапазона   его   дарования,   склонность   акт„ра   к
психологически сложным ролям, стремление вдумчиво разобраться в духовной
жизни человека. Игра П. в этих ролях мягка,  внутр.  смятенность  героев
элегична, они мечтательны, честны, чисты. В манере, близкой  драматургии
А. П. Чехова, играет П. одну из своих лучших ролей  -  Якова  Богомолова
(о. п. Горького, 1962), создавая обаятельный  образ  человека-труженика,
мечтателя, творца. Сдержанно и тонко переданы акт„ром  трудные  раздумья
антифашиста Росса в спектакле "Последняя остановка" Ремарка (1957).
   В акт„рском искусстве П. получили развитие  традиции  рус.  акт„рской
школы, е„ душевность, сдержанность, умная эмоциональность. Ученик своего
отца,  П.-  убежд„нный  сторонник  иск-ва   перевоплощения   на   основе
подлинного человеческого переживания. Среди комедийных ролей П.Хлестаков
(1951). Истоки яркого комизма П., неистовая одержимость  его  комедийных
героев  одной  страстью  и  внутр.  неожиданный  драматизм  восходят   к
традициям рус. комедии. П. равно близок добрый и грустный юмор Чехова  и
беспощадная,   тяготеющая    к    гротеску    сатира    Гоголя.    Ярким
жизнеутверждением  пронизан   солнечный   образ   Петруччо   ("Укрощение
строптивой", 1956).
   П. создал галерею характеров сов. людей: энтузиаст нар.  строек  30-х
гг. журналист Сл„зкин ("Степь широкая"  Н.  Винникова,  1949;  Гос.  пр.

Страницы: «« « 1806   1807   1808   1809   1810   1811   1812   1813   1814  1815   1816   1817   1818   1819   1820   1821   1822   1823   1824  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия