Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 » »» была пост. пьеса "Давным-давно" А. К. Гладкова (1942; Гос. пр. СССР, 1943). Великая победа над фашизмом запечатлена в эпич., народ но-героич. спектакле "Сталинградцы" Чепурина (1944). Проникновенное понимание ярких индивидуальностей сов. людей, их богатого духовного мира отличало все спектакли П. о современности. Значителен вклад П. в интерпретацию классики на сов. сцене. Он глубоко раскрыл гуманизм мировоззрения Шекспира, показав оптимизм, страстность, непреклонную волю его героев - "Ромео и Джульетта" (Т-р Революции, 1935, 2-я сценич. ред.-1948), "Укрощение строптивой" (Центр, т-р Красной Армии, 1937). Неистребимой силе любви посвящ„н спектакль "Ромео и Джульетта". Идея борьбы за человеческое достоинство лежала в основе спектакля "Укрощение строптивой". Осуществляя пост. "Ревизора" (1951), П. передавал огромный темперамент мысли, силу воображения Гоголя, его желание пробудить в человеке сознательное отношение к жизни. В своей режисс„рской практике и теории П. развивал лучшие традиции рус. режиссуры, добивался синтеза творческих принципов К.С.Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и Е. Б. Вахтангова. Черты его режисс„рского метода - идейная активность, острое ощущение времени, жизненного материала, стиля автора, своеобразия акт„рских дарований. В своих спектаклях П. изображал народ как истинного творца истории. Особое внимание уделял разработке принципов построения нар. сцен. Утверждая принципы школы переживания в акт„рском иск-ве, П. стремился к созданию полнокровных человеческих характеров, к эмоциональности, образности театр. представления (П. выдвинул тезис о "замысле, одухотвор„нном большой идеей, выраженном в эмоционально-образной форме"). Большое значение для развития сов. театр. иск-ва имеют тео-ретич. работы П., в к-рых он утверждает решающую роль прогрессивного мировоззрения в творчестве, требует идейного и этич. единства театр. коллектива. П. теоретически обосновал и осуществил в своих лучших спектаклях требование идейной и художеств. целостности спектакля, гармонии всех его частей, единства формы и содержания, строгого соответствия сценич. и жизненной правды. Много внимания уделял П. развитию мастерства акт„ров. Участие в его пост. сыграло большую роль в формировании иск-ва акт„ров разных поколений - Б. В. Щукина, М. Ф. Астангова, М. И. Бабановой, Д. Н. Орлова, Л. И. Добржанской, Л. М. Фетисовой, А. А. Попова и др. П. добивался от акт„ра перевоплощения на основе подлинного человеческого переживания, идейной страстности, неотделимой от мастерства, эмоциональности, проникнутой волей, мужеством. П. был воспитателем мн. акт„ров и режисс„ров. С 1919-на педагогич. работе. Преподавал в уч-ще при ЦТКА и в ГИТИСе (с 1940- профессор, в 1961 - худ. рук. ГИТИСа). Режисс„ры, ученики П., работают во мн. т-рах Сов. Союза и за рубежом (Б. А. Львов-Анохин, А. Б. Шатрин - Москва, В. Адамек, Ч. Коварж, Е. Шмералова - Прага, В. Понсо - Таллин, и др.). Соч.: Художественная целостность спектакля, М., 1959; Спектакль и режиссер, М., 1961; Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; Искусство великой эпохи (Советский актер и его герои), в сб.: Работа режиссера над советской пьесой, М.-Л., 1950; Опыт режиссерского построения народных сцен, в сб.: Вопросы режиссуры, М., 1954, Вахтангов-надежда Станиславского, в сб : Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М., 1959; Об искусстве перевоплощения актера, в сб.: Режиссерское искусство сегодня, М., 1962. Лит.: Зоркая Н., Творческий путь А. Д. Попова, М., 1954; Проблемы образа в сценическом творчестве (Материалы занятий), вып. 1, М., 1959 (Творческ. лабор. нар. артиста СССР А. Д. Попова). А, О. ПОПОВ, Алексей Ф„дорович [16(27). 111.1733- 25. IV (6. V). 1799]рус. акт„р и педагог. Сподвижник Ф. Г. Волкова. В конце 40-х гг. 18 в. вместе с др. представителями молод„жи из разночинцев участвовал в создании т-ра в Ярославле (1750). В 1752 после показа спектаклей ярославцев в Петербурге (первый спектакль - "Хорев" Сумарокова, в гл. роли - П.) был оставлен в столице и определ„н для получения образования в Шляхетный корпус. В 1756 вош„л в труппу 1-го постоянного гос. публичного рус. т-ра. Играл роли первых любовников в комедии. Лучшая роль - Злорадов ("Мот, любовью исправленный" Лукина). Др. роли: Европеец ("Прибежище добродетели" Сумарокова, 1759), кавалер МенехМ ("Менехмы, или Близнецы" Реньяра, 1763), Добронравов ("Пустомеля" - обработка Лукиным пьесы Буасси, 1765) и др. В 1783 оставил сцену. С 1782 преподавал в Театр. уч-ще. Лит.: Всеволодский-Гернгросс В. Н., Ф. Г. Волков и русский театр его времени, в сб.: Ф. Г. Волков и русский театр его времени, М., 1953, с. 30, 31, 33, 95. Ю. Гл. ПОПОВ, Андрей Алексеевич (р. 12. IV. 1918) - рус. сов. акт„р, режисс„р. Нар. арт. СССР (1965). Сын А. Д. Попова. В 1936 поступил в Студию при Центр, т-ре Красной Армии. С 1940 - акт„р, с 1963- гл. реж. этого т-ра. В первых же эпизодич. ролях- Начальник всеобуча ("Пархоменко" Иванова, 1941), Писарь наградного отдела ("Сталинградцы" Чепу-рина, 1944), выявилась яркая одар„нность П., его склонность к острой характерности. Л„гкость, стремительность эмоций в сочетании с гротеском, буффонадой отличали исполнение роли мальчика-недоросля Сильвена в комедии Лабиша "Копилка" (1945). Дальнейшее творчество П. раскрыло широту диапазона его дарования, склонность акт„ра к психологически сложным ролям, стремление вдумчиво разобраться в духовной жизни человека. Игра П. в этих ролях мягка, внутр. смятенность героев элегична, они мечтательны, честны, чисты. В манере, близкой драматургии А. П. Чехова, играет П. одну из своих лучших ролей - Якова Богомолова (о. п. Горького, 1962), создавая обаятельный образ человека-труженика, мечтателя, творца. Сдержанно и тонко переданы акт„ром трудные раздумья антифашиста Росса в спектакле "Последняя остановка" Ремарка (1957). В акт„рском искусстве П. получили развитие традиции рус. акт„рской школы, е„ душевность, сдержанность, умная эмоциональность. Ученик своего отца, П.- убежд„нный сторонник иск-ва перевоплощения на основе подлинного человеческого переживания. Среди комедийных ролей П.Хлестаков (1951). Истоки яркого комизма П., неистовая одержимость его комедийных героев одной страстью и внутр. неожиданный драматизм восходят к традициям рус. комедии. П. равно близок добрый и грустный юмор Чехова и беспощадная, тяготеющая к гротеску сатира Гоголя. Ярким жизнеутверждением пронизан солнечный образ Петруччо ("Укрощение строптивой", 1956). П. создал галерею характеров сов. людей: энтузиаст нар. строек 30-х гг. журналист Сл„зкин ("Степь широкая" Н. Винникова, 1949; Гос. пр. Страницы: «« « 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |