|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 » »» была пост. пьеса "Давным-давно" А. К. Гладкова (1942; Гос. пр. СССР,
1943). Великая победа над фашизмом запечатлена в эпич., народ но-героич.
спектакле "Сталинградцы" Чепурина (1944). Проникновенное понимание ярких
индивидуальностей сов. людей, их богатого духовного мира отличало все
спектакли П. о современности.
Значителен вклад П. в интерпретацию классики на сов. сцене. Он
глубоко раскрыл гуманизм мировоззрения Шекспира, показав оптимизм,
страстность, непреклонную волю его героев - "Ромео и Джульетта" (Т-р
Революции, 1935, 2-я сценич. ред.-1948), "Укрощение строптивой" (Центр,
т-р Красной Армии, 1937). Неистребимой силе любви посвящ„н спектакль
"Ромео и Джульетта". Идея борьбы за человеческое достоинство лежала в
основе спектакля "Укрощение строптивой". Осуществляя пост. "Ревизора"
(1951), П. передавал огромный темперамент мысли, силу воображения
Гоголя, его желание пробудить в человеке сознательное отношение к жизни.
В своей режисс„рской практике и теории П. развивал лучшие традиции
рус. режиссуры, добивался синтеза творческих принципов
К.С.Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и Е. Б. Вахтангова. Черты
его режисс„рского метода - идейная активность, острое ощущение времени,
жизненного материала, стиля автора, своеобразия акт„рских дарований. В
своих спектаклях П. изображал народ как истинного творца истории. Особое
внимание уделял разработке принципов построения нар. сцен. Утверждая
принципы школы переживания в акт„рском иск-ве, П. стремился к созданию
полнокровных человеческих характеров, к эмоциональности, образности
театр. представления (П. выдвинул тезис о "замысле, одухотвор„нном
большой идеей, выраженном в эмоционально-образной форме"). Большое
значение для развития сов. театр. иск-ва имеют тео-ретич. работы П., в
к-рых он утверждает решающую роль прогрессивного мировоззрения в
творчестве, требует идейного и этич. единства театр. коллектива. П.
теоретически обосновал и осуществил в своих лучших спектаклях требование
идейной и художеств. целостности спектакля, гармонии всех его частей,
единства формы и содержания, строгого соответствия сценич. и жизненной
правды.
Много внимания уделял П. развитию мастерства акт„ров. Участие в его
пост. сыграло большую роль в формировании иск-ва акт„ров разных
поколений - Б. В. Щукина, М. Ф. Астангова, М. И. Бабановой, Д. Н.
Орлова, Л. И. Добржанской, Л. М. Фетисовой, А. А. Попова и др. П.
добивался от акт„ра перевоплощения на основе подлинного человеческого
переживания, идейной страстности, неотделимой от мастерства,
эмоциональности, проникнутой волей, мужеством. П. был воспитателем мн.
акт„ров и режисс„ров. С 1919-на педагогич. работе. Преподавал в уч-ще
при ЦТКА и в ГИТИСе (с 1940- профессор, в 1961 - худ. рук. ГИТИСа).
Режисс„ры, ученики П., работают во мн. т-рах Сов. Союза и за рубежом (Б.
А. Львов-Анохин, А. Б. Шатрин - Москва, В. Адамек, Ч. Коварж, Е.
Шмералова - Прага, В. Понсо - Таллин, и др.).
Соч.: Художественная целостность спектакля, М., 1959; Спектакль и
режиссер, М., 1961; Воспоминания и размышления о театре, М., 1963;
Искусство великой эпохи (Советский актер и его герои), в сб.: Работа
режиссера над советской пьесой, М.-Л., 1950; Опыт режиссерского
построения народных сцен, в сб.: Вопросы режиссуры, М., 1954,
Вахтангов-надежда Станиславского, в сб : Евг. Вахтангов. Материалы и
статьи, М., 1959; Об искусстве перевоплощения актера, в сб.:
Режиссерское искусство сегодня, М., 1962.
Лит.: Зоркая Н., Творческий путь А. Д. Попова, М., 1954; Проблемы
образа в сценическом творчестве (Материалы занятий), вып. 1, М., 1959
(Творческ. лабор. нар. артиста СССР А. Д. Попова). А, О.
ПОПОВ, Алексей Ф„дорович [16(27). 111.1733- 25. IV (6. V). 1799]рус.
акт„р и педагог. Сподвижник Ф. Г. Волкова. В конце 40-х гг. 18 в. вместе
с др. представителями молод„жи из разночинцев участвовал в создании т-ра
в Ярославле (1750). В 1752 после показа спектаклей ярославцев в
Петербурге (первый спектакль - "Хорев" Сумарокова, в гл. роли - П.) был
оставлен в столице и определ„н для получения образования в Шляхетный
корпус. В 1756 вош„л в труппу 1-го постоянного гос. публичного рус.
т-ра. Играл роли первых любовников в комедии. Лучшая роль - Злорадов
("Мот, любовью исправленный" Лукина).
Др. роли: Европеец ("Прибежище добродетели" Сумарокова, 1759),
кавалер МенехМ ("Менехмы, или Близнецы" Реньяра, 1763), Добронравов
("Пустомеля" - обработка Лукиным пьесы Буасси, 1765) и др.
В 1783 оставил сцену. С 1782 преподавал в Театр. уч-ще.
Лит.: Всеволодский-Гернгросс В. Н., Ф. Г. Волков и русский театр его
времени, в сб.: Ф. Г. Волков и русский театр его времени, М., 1953, с.
30, 31, 33, 95. Ю. Гл.
ПОПОВ, Андрей Алексеевич (р. 12. IV. 1918) - рус. сов. акт„р,
режисс„р. Нар. арт. СССР (1965). Сын А. Д. Попова. В 1936 поступил в
Студию при Центр, т-ре Красной Армии. С 1940 - акт„р, с 1963- гл. реж.
этого т-ра. В первых же эпизодич. ролях- Начальник всеобуча
("Пархоменко" Иванова, 1941), Писарь наградного отдела ("Сталинградцы"
Чепу-рина, 1944), выявилась яркая одар„нность П., его склонность к
острой характерности. Л„гкость, стремительность эмоций в сочетании с
гротеском, буффонадой отличали исполнение роли мальчика-недоросля
Сильвена в комедии Лабиша "Копилка" (1945). Дальнейшее творчество П.
раскрыло широту диапазона его дарования, склонность акт„ра к
психологически сложным ролям, стремление вдумчиво разобраться в духовной
жизни человека. Игра П. в этих ролях мягка, внутр. смятенность героев
элегична, они мечтательны, честны, чисты. В манере, близкой драматургии
А. П. Чехова, играет П. одну из своих лучших ролей - Якова Богомолова
(о. п. Горького, 1962), создавая обаятельный образ человека-труженика,
мечтателя, творца. Сдержанно и тонко переданы акт„ром трудные раздумья
антифашиста Росса в спектакле "Последняя остановка" Ремарка (1957).
В акт„рском искусстве П. получили развитие традиции рус. акт„рской
школы, е„ душевность, сдержанность, умная эмоциональность. Ученик своего
отца, П.- убежд„нный сторонник иск-ва перевоплощения на основе
подлинного человеческого переживания. Среди комедийных ролей П.Хлестаков
(1951). Истоки яркого комизма П., неистовая одержимость его комедийных
героев одной страстью и внутр. неожиданный драматизм восходят к
традициям рус. комедии. П. равно близок добрый и грустный юмор Чехова и
беспощадная, тяготеющая к гротеску сатира Гоголя. Ярким
жизнеутверждением пронизан солнечный образ Петруччо ("Укрощение
строптивой", 1956).
П. создал галерею характеров сов. людей: энтузиаст нар. строек 30-х
гг. журналист Сл„зкин ("Степь широкая" Н. Винникова, 1949; Гос. пр.
Страницы: «« « 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |