Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1813   1814   1815   1816   1817   1818   1819   1820   1821  1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828   1829   1830   1831  » »»

труппы Т-ра королевы Марии II во главе с  актрисой  А.  Абраншис.  Жанры
водевиля, фарса, л„гкой бытовой комедии преобладали  в  репертуаре  т-ра
"Жина-зиу" (осн. 1846), к-рым  руководил  Ф.  Таборда.  Здесь  ставились
преим.  фарсы  Ж.   Лобату,   выражавшие   сатирич.   тенденции   ("Ваше
превосходительство", 1884; "Полицейский комиссар", 1890), комедии Э.  Ф.
Швальбаха ("Госпожа министерша", 1898;
   "Сплетница", 1900), сатирич. комедии А. Бруна и др.
   В конце 19 в. появились  первые  португ.  оперетты,  музыку  к  к-рым
писали композиторы С. Кардозу, В. Пинту, Ф. Дуарти.
   В 1867 был открыт новый т-р "Триндади1, к-рый начал свою деятельность
пост. социально-романтич. драм, но  вскоре  стал  пропагандировать  жанр
комич. оперы, получивший широкую популярность.  В  1904  в  здании  т-ра
"Принсипи реал" (осн. 1865), ставившего до нач. 20 в. преим.  мелодрамы,
открылся Свободный т-р, к-рый следовал принципам т-ра  А.  Антуана.  Его
организаторы - акт„р Л. ди Каштру, реж. А. Перей-ра основывали репертуар
на произв. М. Ларанжейры, К. ди  Карвалью,  А.  ди  Ласерды,  выражавших
нату-ралистич. тенденции.
   В конце 19 - нач. 20 вв. в П. т. и д. проникает  влияние  символизма,
проявлявшееся в драм. поэмах "Саграмор" (1895), "Король Галаор"  (1897),
"Кольцо Поликрата" (1907) Э. ди Каштру;  "Рождественская  ночь"  (1899),
"Величайшая кара" (1902) Р. Бранда-на, в драме "Моряк" Ф. Песоа (1915) и
особенно в драмах А. Патрисиу "Конец" (1909), "Педру Жестокий" (1918)  и
др.
   После падения монархии (1910), в первые годы бурж. республики,  среди
драматургов усиливается стремление к нац. общественно значит,  тематике,
к реализму, к-рый, однако, часто подменяется натуралистич.  тенденциями.
Таковы буржуазно-моралистич. драмы "Сыновья" (1910),  "Золотая  свадьба"
(1923) и комедия на сюжет из нар. жизни "Моя любовь преда„т"  (1935)  В.
Мендонсы Алвиша, комедии  "Ночь  в  казино"  (1927),  "Запах  греха"  А.
Рамада-Курту, символич. пьеса "Адам и Ева" Ж. Кортезана (1921), драмы В.
Браги, К. Селважина, А. Ботту и др. После окончания 1-й мировой войны, в
условиях кризиса бурж. культуры, усилились буржуазно-декадентские  и  т.
н. "левые" течения  в  драматургии.  Установление  фашистской  диктатуры
Салазара (1926), жестокая цензура, рост влияния католич. церкви  вызвали
упадок П. т.  и  д.  Деятельность  т-ров  приобрела  чисто  коммерческий
характер. Прогрессивные драматурги эмигрировали (А. Сержиу  и  др.)  или
были вынуждены  прекратить  драматургич.  деятельность.  Нек-рые  авторы
(напр., К. Селважин) стали писать пустые, развлекат. комедии.  Пьесы  Ж.
ди Алмада Негрейруша "СОС" (1929), "Публика на  сцене"  (1932)  отразили
влияние футуризма и сюрреализма. Этим же влияниям был  подвержен  Б.  да
Фонсека, автор пьесы "Четыре жизни" (1947), и  Ж.  ди  Сена,  написавший
сюрреалистич. фарсы "Поддержка матери" (1951), "Измена  Улисса"  (1952),
Б.  Сантарену,  автор   экзистенциалистских   драм,   и   др.   Активным
пропагандистом модернистской драматургии стал "Новый т-р" (осн. в  1925,
Лисабон),  возглавляемый  реакц.  критиком  и  драматургом,  сторонником
салазаровского режима А. Ферру.
   Лишь немногие португ. драматурги ставят в  своих  пьесах  общественно
значит, социальные проблемы: А. Редол, автор драм "Мария Эмилия" (1946),
"Кузница" (1948),была запрещена в Португалии (пост. в  Париже  в  1953).  Ребелу  написал
также драму  "Птицы  с  обрезанными  крыльями"  (1959),  в  к-рой  резко
обличает лицемерие бурж. общества. Пьесы этих авторов ставятся преим. на
сцене   небольших   "экспериментальных"   т-ров,   не   имеющих   иногда
стационарных помещений  ("Университетский  т-р  Лисабона"  под  рук.  Ф.
Ама-ду, "Т-р ди Жерифалту"  под  рук.  А.  М.  Куто  и  др.).  Особенную
популярность  получил  Нац.  нар.  т-р  (Лисабон),  созданный   в   1957
прогрессивным акт„ром и режисс„ром Ф. Рибейру. В этом  т-ре  были  пост.
пьесы Л. Толстого, Б. Шоу, "Дневник Анны Франк" Гудрич и Хаккета  (1958)
и др. Пьесы молодых  португ.  драматургов  ставили  также  работавшие  в
Лисабоне Т-р-студия "Салитри" (1946-50),  труппа  "Комедианты  Лисабона"
(1949-50),  "Художественный  т-р  Лиса-бона",  руководимый  О.  Виторину
(1955-56; вновь открыт в 1960), т-р "Компаньеруш ду патиу дат коме-диаш"
(осн.   в   1948   драматургом   и   акт„ром   К.   Феррей-рой);   здесь
ставились:-"Женитьба", "Вишн„вый сад", а также сатирич. комедии Феррейры
"Роскошные лохмотья"  (1952),  "Когда  истина  обманывает"  (1955),  "За
дверью" (1956) и др. В Т-ре королевы Марии II с 1929 выступает труппа А.
Рей-Коласу и Р. Монтей-ру, в к-рую входили талантливые  акт„ры  старшего
поколения - А. Абраншис, JIi Симоинш, С. Диниж, и  более  молодые  -  М.
Лаланди, Ж. Виларет и  др.  Здесь  ставилась  преим.  классика;  лишь  в
50-60-е гг. в репертуар были включены пьесы Л. Пиранделло,  Б.  Шоу,  Ю.
(УНила, Ф. Гарсиа Лорки, Ж. Кокто, А. Миллера и др. В Лисабоне  работают
оперный  т-р  "Сан-Карлуш",  т-ры  "Триндади"  и   "Авенида",   ставящие
развлекат. драматургию, т-ры ревю и варьете- "Монументал", "Вариедадиш",
т-ры муз. комедии -
   "Мария-Витория", "АБЦ", танц. ансамбль "Верди Гайю" (осн. в 1939) под
рук. Ф. Грасы. В помещении "Колизеу дуж Рекреюш" (осн.  в  1890)  даются
цирковые представления, ставятся оперы и др. муз. спектакли.
   Лит.: Braga  Th.,  Historia  do  teatro  portugues,  v.  l-4,  Porto,
1870-71; Lyonnet H., Le theatre au Portugal, P., 1898; Sousa Bastos A. d
e, Diccionario do  teatro  portugues,  Lisboa,  1908;  A  evolucao  e  o
espirito do teatro em Portugal, v. l-2, Lisboa, 1948-49; R o s  s  i  G.
C., Teatro portoghese e brasiliano, Mil., 1956; Rebello  L.  F.,  Teatro
portugues: do romanticismo aos nossos dias, Lisboa, 1959-60; e г  о  же.
Imagens do teatro contemporaneo, Lisboa,  1961;  Martins  A.,  O  teatro
moderno, Porto, [s. a. ]. 3. f]
   ПОРУМБЕСКУ  (Porumbescu),  Чиприан  (14.xl  1853-6.VI.1883)  -   рум.
композитор и муз.-обществ. деятель. Один из основоположников проф.  рум.
музыки. В 1881 окончил Венскую муз. академию. С 1881 до конца жизни  был
учителем  музыки  в  г.  Брашове.  Творчество   П.   тесно   связано   с
нац.-освободит, борьбой рум. народа. Демократич. настроениями проникнута
его оперетта "Новолуние" ("Новый месяц";  1882,  Брашов),  музыка  к-рой
ярко национальна, богата развитыми вок. ансамблями и хорами. Оперетта П.
знаменовала новый этап в истории этого жанра в Румынии. П.- автор музыки
к комедии "Кандидат Линте,  или  Старый  богослов"  Траилэ  и  Джиану  и
произв. др. жанров. Имя П.  носит  Бухарестская  консерватория.  АН  РНР
учредила пр. им. П. за  лучшую  музыковедч.  работу.  Образ  композитора
выведен  в  оперетте  Г.   Дендрино   "Дайте   волю   песне"   ("Чиприан
Порумбеску").
   Лит.: Кристиан В.,  Чиприан  Порумбеску,  "Сов.  музыка",  1954,  ј1;
Дендрино Г., Чиприан Порумбеску. (К 75-летию со  дня  смерти),  там  же,

Страницы: «« « 1813   1814   1815   1816   1817   1818   1819   1820   1821  1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828   1829   1830   1831  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия