Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 » »» труппы Т-ра королевы Марии II во главе с актрисой А. Абраншис. Жанры водевиля, фарса, л„гкой бытовой комедии преобладали в репертуаре т-ра "Жина-зиу" (осн. 1846), к-рым руководил Ф. Таборда. Здесь ставились преим. фарсы Ж. Лобату, выражавшие сатирич. тенденции ("Ваше превосходительство", 1884; "Полицейский комиссар", 1890), комедии Э. Ф. Швальбаха ("Госпожа министерша", 1898; "Сплетница", 1900), сатирич. комедии А. Бруна и др. В конце 19 в. появились первые португ. оперетты, музыку к к-рым писали композиторы С. Кардозу, В. Пинту, Ф. Дуарти. В 1867 был открыт новый т-р "Триндади1, к-рый начал свою деятельность пост. социально-романтич. драм, но вскоре стал пропагандировать жанр комич. оперы, получивший широкую популярность. В 1904 в здании т-ра "Принсипи реал" (осн. 1865), ставившего до нач. 20 в. преим. мелодрамы, открылся Свободный т-р, к-рый следовал принципам т-ра А. Антуана. Его организаторы - акт„р Л. ди Каштру, реж. А. Перей-ра основывали репертуар на произв. М. Ларанжейры, К. ди Карвалью, А. ди Ласерды, выражавших нату-ралистич. тенденции. В конце 19 - нач. 20 вв. в П. т. и д. проникает влияние символизма, проявлявшееся в драм. поэмах "Саграмор" (1895), "Король Галаор" (1897), "Кольцо Поликрата" (1907) Э. ди Каштру; "Рождественская ночь" (1899), "Величайшая кара" (1902) Р. Бранда-на, в драме "Моряк" Ф. Песоа (1915) и особенно в драмах А. Патрисиу "Конец" (1909), "Педру Жестокий" (1918) и др. После падения монархии (1910), в первые годы бурж. республики, среди драматургов усиливается стремление к нац. общественно значит, тематике, к реализму, к-рый, однако, часто подменяется натуралистич. тенденциями. Таковы буржуазно-моралистич. драмы "Сыновья" (1910), "Золотая свадьба" (1923) и комедия на сюжет из нар. жизни "Моя любовь преда„т" (1935) В. Мендонсы Алвиша, комедии "Ночь в казино" (1927), "Запах греха" А. Рамада-Курту, символич. пьеса "Адам и Ева" Ж. Кортезана (1921), драмы В. Браги, К. Селважина, А. Ботту и др. После окончания 1-й мировой войны, в условиях кризиса бурж. культуры, усилились буржуазно-декадентские и т. н. "левые" течения в драматургии. Установление фашистской диктатуры Салазара (1926), жестокая цензура, рост влияния католич. церкви вызвали упадок П. т. и д. Деятельность т-ров приобрела чисто коммерческий характер. Прогрессивные драматурги эмигрировали (А. Сержиу и др.) или были вынуждены прекратить драматургич. деятельность. Нек-рые авторы (напр., К. Селважин) стали писать пустые, развлекат. комедии. Пьесы Ж. ди Алмада Негрейруша "СОС" (1929), "Публика на сцене" (1932) отразили влияние футуризма и сюрреализма. Этим же влияниям был подвержен Б. да Фонсека, автор пьесы "Четыре жизни" (1947), и Ж. ди Сена, написавший сюрреалистич. фарсы "Поддержка матери" (1951), "Измена Улисса" (1952), Б. Сантарену, автор экзистенциалистских драм, и др. Активным пропагандистом модернистской драматургии стал "Новый т-р" (осн. в 1925, Лисабон), возглавляемый реакц. критиком и драматургом, сторонником салазаровского режима А. Ферру. Лишь немногие португ. драматурги ставят в своих пьесах общественно значит, социальные проблемы: А. Редол, автор драм "Мария Эмилия" (1946), "Кузница" (1948),была запрещена в Португалии (пост. в Париже в 1953). Ребелу написал также драму "Птицы с обрезанными крыльями" (1959), в к-рой резко обличает лицемерие бурж. общества. Пьесы этих авторов ставятся преим. на сцене небольших "экспериментальных" т-ров, не имеющих иногда стационарных помещений ("Университетский т-р Лисабона" под рук. Ф. Ама-ду, "Т-р ди Жерифалту" под рук. А. М. Куто и др.). Особенную популярность получил Нац. нар. т-р (Лисабон), созданный в 1957 прогрессивным акт„ром и режисс„ром Ф. Рибейру. В этом т-ре были пост. пьесы Л. Толстого, Б. Шоу, "Дневник Анны Франк" Гудрич и Хаккета (1958) и др. Пьесы молодых португ. драматургов ставили также работавшие в Лисабоне Т-р-студия "Салитри" (1946-50), труппа "Комедианты Лисабона" (1949-50), "Художественный т-р Лиса-бона", руководимый О. Виторину (1955-56; вновь открыт в 1960), т-р "Компаньеруш ду патиу дат коме-диаш" (осн. в 1948 драматургом и акт„ром К. Феррей-рой); здесь ставились:-"Женитьба", "Вишн„вый сад", а также сатирич. комедии Феррейры "Роскошные лохмотья" (1952), "Когда истина обманывает" (1955), "За дверью" (1956) и др. В Т-ре королевы Марии II с 1929 выступает труппа А. Рей-Коласу и Р. Монтей-ру, в к-рую входили талантливые акт„ры старшего поколения - А. Абраншис, JIi Симоинш, С. Диниж, и более молодые - М. Лаланди, Ж. Виларет и др. Здесь ставилась преим. классика; лишь в 50-60-е гг. в репертуар были включены пьесы Л. Пиранделло, Б. Шоу, Ю. (УНила, Ф. Гарсиа Лорки, Ж. Кокто, А. Миллера и др. В Лисабоне работают оперный т-р "Сан-Карлуш", т-ры "Триндади" и "Авенида", ставящие развлекат. драматургию, т-ры ревю и варьете- "Монументал", "Вариедадиш", т-ры муз. комедии - "Мария-Витория", "АБЦ", танц. ансамбль "Верди Гайю" (осн. в 1939) под рук. Ф. Грасы. В помещении "Колизеу дуж Рекреюш" (осн. в 1890) даются цирковые представления, ставятся оперы и др. муз. спектакли. Лит.: Braga Th., Historia do teatro portugues, v. l-4, Porto, 1870-71; Lyonnet H., Le theatre au Portugal, P., 1898; Sousa Bastos A. d e, Diccionario do teatro portugues, Lisboa, 1908; A evolucao e o espirito do teatro em Portugal, v. l-2, Lisboa, 1948-49; R o s s i G. C., Teatro portoghese e brasiliano, Mil., 1956; Rebello L. F., Teatro portugues: do romanticismo aos nossos dias, Lisboa, 1959-60; e г о же. Imagens do teatro contemporaneo, Lisboa, 1961; Martins A., O teatro moderno, Porto, [s. a. ]. 3. f] ПОРУМБЕСКУ (Porumbescu), Чиприан (14.xl 1853-6.VI.1883) - рум. композитор и муз.-обществ. деятель. Один из основоположников проф. рум. музыки. В 1881 окончил Венскую муз. академию. С 1881 до конца жизни был учителем музыки в г. Брашове. Творчество П. тесно связано с нац.-освободит, борьбой рум. народа. Демократич. настроениями проникнута его оперетта "Новолуние" ("Новый месяц"; 1882, Брашов), музыка к-рой ярко национальна, богата развитыми вок. ансамблями и хорами. Оперетта П. знаменовала новый этап в истории этого жанра в Румынии. П.- автор музыки к комедии "Кандидат Линте, или Старый богослов" Траилэ и Джиану и произв. др. жанров. Имя П. носит Бухарестская консерватория. АН РНР учредила пр. им. П. за лучшую музыковедч. работу. Образ композитора выведен в оперетте Г. Дендрино "Дайте волю песне" ("Чиприан Порумбеску"). Лит.: Кристиан В., Чиприан Порумбеску, "Сов. музыка", 1954, ј1; Дендрино Г., Чиприан Порумбеску. (К 75-летию со дня смерти), там же, Страницы: «« « 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |