Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1810   1811   1812   1813   1814   1815   1816   1817   1818  1819   1820   1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828  » »»

средств сценич. выразительности, е„ иск-во выражало  неудовлетвор„нность
окружающей жизнью,  тему  морального  подвига.  Созданные  ею  образы  -
Маргарита Готье ("Дама с камелиями"  Дюма-сына),  Луиза  Миллер;  Катюша
Маслова ("Воскресение" по  Л.  Толстому),  Соня  ("Дядя  Ваня")  -  были
проникнуты протестом против пошлой обывательской жизни и  бурж.  морали.
Тонкий лиризм сочетался в игре П. с трагедийностью. Лучшие роли:  Медея,
Антигона, Сафо (о. п. Еврипида, Софокла,  Грильпарцера)  и  др.  В  1937
оставила сцену. П.- автор пьес, критич. статей, переводов произв.  совр.
зап. драматургии.
   Лит.: Сборник в чест на Роза Попова  и  Маня  Икономо-ва.  С.,  1926;
Денизов Б., Икономов Н., Волга река театральна антология,  "Маска",  С.,
1952; Сто години на български театър, С.,  1956,  с.  291-302;  "Театър"
1961, ј 1. Сп. С.
   ПОПОВИЧ-СТ‚РИЯ, Йован - см. Стерия-По-пович,  Йован.  ПОПбВИЧ-БАЙР‚ЙТ
(Popovici-Bayreuth), Ди-митрие  (23.VII.1859-6.IV.1927)  -  рум.  артист
оперы (баритон). Учился в Бухарестской  консерватории  по  классу  пения
проф. Д. Штефэнеску; совершенствовался в Вене. С 1882-в труппе Нац. т-ра
в Бухаресте. С 1889 - в Праге, в Новом нем. т-ре, в 1890 - в Гор.  т-ре.
Талантливый интерпретатор и пропагандист  творчества  Вагнера,  П.-Б.  в
составе  вагнеровской  труппы  А.  Неймана  гастролировал  в   Германии,
Австрии, США,  Петербурге  (сезон  1897-98),  участвовал  в  Байр„йтских
фестивалях  (отсюда  его   псевдоним);   исполнял   партии:   Тельрамунд
("Лоэнгрин"), Курвеналь ("Тристан и Изольда"), Альберих, Вотан  ("Кольцо
Нибелунга"),  Ганс  Сакс   ("Нюрнбергские   мейстерзингеры"),   Клингзор
("Парсифаль"), Голландец ("Летучий голландец").
   'Др. партии: Риголетто;  Ренато  ("Бал-маскарад"  Верди),  Эскамильо;
Тонио  ("Паяцы"),  Меркуцио  ("Ромео   и   Джульетта"   Гуно),   Нелуско
("Африканка" Мейербера).
   П.-Б. основал и был первым директором (1919-27)  Рум.  т-ра  оперы  и
балета в Клуже. В 1904-18 - директор Бухарестской  консерватории,  проф.
кафедры  пения.  Среди  учеников:  Т.  Грозэвеску,   Д.   Фоле-ску,   Г.
Теодореску, Л. Поп и др.
   Лит.: Starcea G..OIariu C.,D. Popovici-Bay-reuth artist  si  animator
(1859-1927), CluJ, 1957; Кырж а н К., Христя И., Не померкла  их  слава,
"Нар. Румыния", 1960, ј 8; В. Л., Немецкая опера. Пересказ опер, назнач.
к постановке в имп. Мариинском т-ре, 1898..., СПБ, 1898. А. Ив.
   ПОПУРРИ (франц. pot-pourri, основн. значение - блюдо из смеси  разных
видов  мяса  и  зелени)  -  произведение  (номер),  состоящее  из  разл.
оркестровых, оперных, опереточных или танцевальных  отрывков  (мотивов),
нар. или др. песен, лит. миниатюр и  т.  п.  Соответственно  различаются
муз. П. (наиболее распростран„нная разновидность этого жанра), вокальные
и т. д. ' А. Шн.
   "ПОРГИ И БЕСС" ("Porgy and Bess") - опера Дж.Гершвипа,  либр.  Дюбоса
Хейуорда и А. Гершвин по пьесе Дюбоса и Дороти Хейуорд. Пост.  30  нояб.
1935, Бостон (дириж„р Смолленс, реж. Мамулян,  худ.  Судейкин;  Порги  -
Дункан, Бесс-Браун, Спортинг-Лайф-Баблс, Краун- Колман, Сирина  -  Элзи,
Клара - Митчелл). Опера шла на сценах  мн.  городов  мира,  в  т.  ч.  в
Париже, Лондоне, Берлине, Варшаве, Риме.
   В Сов. Союзе пост. 18 апр. 1945 Ансамблем сов.  оперы  ВТО  дод  худ.
рук. К. Попова и муз. рук. А. Хессина, Москва (пер.  С.  Болотина  и  Т.
Сикорской; Порги - Петров, Бесс - Малькова, в др. ролях: Гладков, Донец,
Бондарь. Текст читала Резникова). В 1956 показана амер. труппой "Эвримен
опера", гастролировавшей в Москве и Ленинграде (дириж„р  Смолленс,  реж.
Брин, художники Рот и Мейс; Порги - Скотт,  Бесс  -  Флауэрс,  Сирина  -
Тигнен, Клара - Кольберт,  Краун  -  Мак-К„рри,  Спортинг-Лайф  -Эттлс).
Издания: "П. и Б.", клавир, N.  Y.,  published  by  Gershwin  Publishing
Corporation, [1935]; M., "Музыка",1965. Я. Гр.
   ПбРПОРА  (Рогрога).  Никола  (17.  VIII.  1686  -  3.VIII.1768)-итал.
композитор, оперный капельмейстер и вок.  педагог.  Учился  в  одной  из
неаполитанских консерваторий.  Работал  в  Неаполе,  Венеции,  Дрездене,
Лондоне  (возгл.  т-р   "Линкольне   Инн   Филдс",   конкурировавший   с
"Королевской академией музыки") и Вене, где у него занимался  И.  Гайдн.
Последний  видный  представитель  неаполитанской   оперной   школы,   П.
культивировал в своих операх вок. виртуозность. Создал св. 50 опер  (мн.
на либр. П. Ме-тастазио), серенады,  оратории,  инструмент,  соч.  Среди
них-"Агриппина" (1708, Неаполь), "Феми-стокл" (1718, Вена; нов.  о.  п.,
1743,  Лондон),  "Сифакс"  (1725,  Милан),  "Митридат"  (1736,  Лондон),
"Филанд-ро" (1747, Дрезден), "Торжество Камиллы" (1760, т-р "Сан-Карло",
Неаполь; переделка одноим. его  оперы,  1740).  Выдающийся  педагог,  П.
подготовил мн. прославленных кастратов-певцов:  Каффарелли,  Фари-нелли,
А. Уберти (прозванный в честь учителя-Пор-порино), Ф. Салимбени,  певицу
сопрано Р. Минготти и др. П. изображ„н Жорж Санд в романе "Консуэло".
   Лит.: Walk'er F., A chronology  of  the  life  and  works  of  Nicola
Рогрога, в кн.: Italien studies, v. VI,  Cambr.,  1951,  p.  29-62;  "La
Scala", Mil., 1957, ј 1, genn. (статья U. Prota-Giurleo). Б. Ш.
   ПОРТАЛ  СЦЕНЫ  (позднелат.  portale,  от  лат.  porta  -  ворота)   -
архитектурный портал, отделяющий сцену от зрительного зала и  образующий
портальное отверстие - т. н. зеркало сцены. Прообразом  П.  с.  является
сцена рим. т-ра: декоративно оформленная сцена с тремя  входами  (scenae
frons), отделявшая просцениум от внутр. части сценич. помещения. В 16 в.
в Италии  П.  с.  служила  одна  из  поперечных  арок  дворцового  зала,
задрапированная тканью. Позже, в 17 в., с развитием оперы, потребовавшей
применения  сложной  постановочной  техники,  возникла  необходимость  в
сооружении т-ров со спец.  сценой-коробкой,  отдел„нной  от  зрительного
зала постоянным П. с. (описание П. с. впервые  встречается  в  сочинении
итал. арх. Н. Саббатини "Об искусстве  строить  декорации  и  машины  на
театрах", 1639).
   В  совр.  т-ре  П.  с.  имеет  чаще  всего  форму  прямоугольника   с
закругл„нными  верхними  краями.  За  "арлекином  (драпировкой,  полосой
холста), подвешивающимся наверху, с внутр. стороны арки П. с. помещается
подъ„мный или раздвижной занавес. Особым видом П. с. является  временный
декоративный портал, составляющий архитектурное обрамление первого плана
сцены. Такой П. с. имеет боковые проходы,  спец.  занавес,  а  иногда  и
потолок.  Декоративный  портал  составляет  часть  декорац.   оформления
спектакля; одновременно он используется для сокращения размеров  зеркала
сцены. Пространство  сцены,  заключ„нное  внутри  декоративного  П.  с.,
принято  называть  внутр.  просцениумом.  При  новой   сценич.   технике
применяются подвижные декоративные  П.  с.  на  роликах,  представляющие
собой металлич. 3- или 4-ярусные  прямоугольные  "башни",  служащие  для
установки на них светоаппаратуры  и  одновременно  для  диафрагмирования

Страницы: «« « 1810   1811   1812   1813   1814   1815   1816   1817   1818  1819   1820   1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия