Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1812   1813   1814   1815   1816   1817   1818   1819   1820  1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828   1829   1830  » »»

острой   социально-критич.    направленностью.    С    конца    16    в.
уч„но-классицистская драма переходит к иезуитам, под руководством  к-рых
в ун-тах и др. учебных заведениях ставились переводы античных трагиков и
пьесы на сюжеты из религиозной истории (на португал. и лат. яз.).
   В 16 в. в Лисабоне возникли первые публичные  т-ры,  т.  н.  "патиу",
создававшиеся по образцу исп. корра-лей. В 1588 открыт  "Патиу  Посу  ду
Борратен", в 1594- "Патиу дас Аркас" (существовал  до  1755;  в  1715-16
здесь выступала первая проф. труппа Ж. Феррейры). В 17 в. в  "Патиу  дас
Аркас", во главе к-рого до 1612 был Ф. Диас де ла Торре, а в  1619-40  -
его жена К. де Карвахаль, выступали исп. труппы под рук. К.  Переса,  Ф.
Паскуаля и др., ставились пьесы исп.  драматургов  эпохи  Возрождения  и
португ. авторов - Ж. Кордейру, П. Салгаду,  Ж.  ди  Матуш  Фрагозу.  Эти
авторы писали свои комедии по-испански, ориентируясь на исп. образцы.  В
числе немногих драматургов, продолжавших нац. традиции,  обогащавших  их
опытом  исп.  ренессансной  драмы,  был  Ф.  Мануэл   ди   Мелу,   автор
комедии-фарса "Дворянин-новичок".
   В 1640 в результате нар. восстания Португалия отделилась от Испании и
вновь получила независимость. Однако т-р во 2-й пол. 17 в.  находился  в
состоянии упадка, усилилась цензура, публичные  т-ры  вс„  чаще  ставили
чисто зрелищные, развлекат. спектакли.
   В 18 в. преобладающее место  занял  жанр  "низкой"  комедии  (comedia
baixa),исполнявшейся  часто  т-рамя  марионеток.  Крупнейшие  драматурги
этого жанра:
   А. Жозе  да  Силва  (казн„н  инквизицией),  автор  острых  социальных
комедий; Н. Луиш, акт„р и автор драмы "Иниж ди Каштру" (1760),  сатирич.
комедии "Мужья-щеголи и проницательные ж„ны" (изд.  1783);  Ж.  Да-ниэл,
создатель фарсов и интермедий; Л. Ж. Пимента-и-Анташ  и  др.  А.  Ж.  да
Силва  стал  одним  из  зачинателей  португ.  "опер"  (комедий  с   муз.
номерами). Первая из них - "Жизнь Дон Кихота Ламанчского" (текст  Силвы,
автор музыки неизв.) - пост. в 1733 в т-ре  "Байру-Алту",  основанном  в
нач. 18 в. (в н„м ставились преим. "низкие"  комедии).  Силва  создал  8
"опер", лучшая из них - "Войны Алекрима  с  Ман-жероной"  (композитор  -
португалец А. Тейшейра, пост. 1737). Первым португ. оперным композитором
был А. ди Алмейда ("Терпение Сократа" на итал.  либр.,  пост.  1733).  В
т-ре "Байру-Алту" в 30-х гг. 18 в.  появились  португ.  проф.  акт„рские
труппы, руководимые известными акт„рами С. К. Нунишем,  П.  ди  Алканта'
рой и др. Этот т-р пользовался особой популярностью  с  1764,  когда  им
руководил Н. Луиш; в труппу т-ра входили известные акт„ры Ж.  Фелиш,  Ж.
Прокопиу, С. Р. ди Агьяр и др. В 1794 большая часть акт„ров этого  т-ра,
возглавлявшаяся А.  Ж.  ди  Паула,  составила  новую  труппу,  ставившую
спектакли в т-ре "Салитри" (открыт в 1782), а  затем  в  т-ре  "Руа  душ
Кон-диш" (работал с конца 17 в., восстановлен в 1760).
   Во 2-й пол. 17 в.  при  дворе  широкую  популярность  получила  итал.
опера. В 1712 во  дворце  Рибейры  пост.  первая  нац.  опера  "Алфей  и
Аретуза" Л. К.  да  Кошта-и-Фариа.  В  1734  в  Лисабоне  открыт  первый
публичный оперный т-р "Триндади", где выступали  итал.  оперные  труппы.
Оперные спектакли шли  поочер„дно  с  драм.  пост.  и  спектаклями  т-ра
марионеток (до 1800) и в т-ре "Руа душ Кондиш". Были открыты королевские
т-ры оперы: "Ажуда" (в 1737), "Форти"  (в  1753),  "Опера  ду  Тежу"  (в
1755). Крупнейшим оперным т-ром Португалии становится  т-р  "Сан-Карлуш"
(осн. в 1793).
   Против исп. и итал. влияния в т-ре выступила  в  сер.  18  в.  группа
писателей-просветителей,  объединившихся  в   лит.   академию   "Аркадия
Лисабонская" (открыта в 1757). Члены Академии - М. ди  Фигейреду,  автор
трагедий "Эдип", "Вириат" (обе 1757), "Осмиа" (1773),  "Иниж"  (1774)  и
др., А. Диниж да Круш-и-Силва, написавший  комедию  "Фальшивый  героизм"
(1755), П. А. Коррея, Гарсан, Д. Рейш Кита и  др.  призывали  к  реформе
португ.  т-ра   на   основе   принципов   франц.   классицизма.   Однако
классицистская трагедия и  комедия,  утвердившиеся  с  конца  18  в.  на
португ. сцене, не имели успеха у зрителей.
   Возрождение нац. т-ра связано с направлением,романтизма, возникшим  в
обстановке бурж. революц. движения, борьбы  против  абсолютизма  и  нац.
подъ„ма 20-30-хх гг. 19 в. Большое значение в истории португ. т-ра имела
деятельность Ж. Б. Алмейды-Гаррета. Пост. его историч. драм  "Ауто  Жила
Висенте" (1838), "Оружейник из Сантарена" (1842), "Брат Луиж ди  Соу-за"
(1844) в т-ре "Руа душ К ондиш" положили начало романтич. т-ру.  В  1836
Алмейда-Гаррет стал директором Генеральной инспекции нац. т-ра и  зрелищ
в Лиса-боне, оснрвал Консерваторию драм. 'иск-ва - первую  в  Португалии
театр. школу. По его инициативе открылся в 1846 Т-р королевы  Марии  II,
ставший одним из центров театр. культуры Португалии. В 19 в.  в  португ.
т-ре    получили    преобладание    произв.    романтиков-последователей
Алмейды-Гаррета: Ж. да Сил-ва  Мендиш  Леала-"Человек  в  ч„рной  маске"
(1840), "Паж из Алжубарроты" (1846), "Первая любовь Бока-жи" (1865);  Ф.
Гомиш ди Аморина, автора  историко-романтич.  драмы  "Гиджи"  (1851  или
1852), социально-обличит. драм "Расовая ненависть" (1854), "Белые рабы";
И. Фейжо, К. Каштелу Бранку  и  мн.  др.  Их  пьесы  нередко  отличались
мелодраматизмом,   сценич.   эффектами,    особенно    усилившимися    в
позднероман-тич. эпигонской драме 2-й  пол.  19  в.  Произв..  романтич.
направления  способствовали  формированию  нового   поколения   акт„ров.
Особенную известность приобрели трагедийная актриса Э. даж Невиш, Ж.  А.
Роза, акт„р и режисс„р Ф. Палья и др.
   В оперном т-ре господствовало итал. влияние, к-рое пытался преодолеть
лишь композитор А. Машаду.
   К сер. 19 в., после падения  диктатуры  Кошта-Кабрала,  в  обстановке
роста бурж. отношений в стране, драматурги обращаются к совр. тематике и
создают  произв.,   выражающие   прогрессивные   социальные   тенденции.
Появлению    реалистич.    драматургии    способствовала    деятельность
писателей-реалистов  т.  н.  коимбр-ской  лит.  школы.  В  конце  19  в.
реалистич. направление было представлено творчеством Ж. да Камара, к-рый
написал социально-обличит. комедию "У  очага"  (1876),  драмы  "Старики"
(1893) и "Трясина" (1894);
   А. Эниша - автора  антиклерикальной  драмы  "Ла-заристы"  (1875);  М.
Мескита, выступившего с бурж. трагедией "Крайняя скорбь" (1895);  А.  М.
Герра Жун-кейру, написавшего антимонархич. драм. поэму "Родина"  (1896).
Принципы реализма развивал в своих драмах Ж. Данташ  и  др.  Утверждению
реалистич.   социально-тенденциозного   театр.   иск-ва   способствовала
деятельность  Т-ра  королевы  Марии  II,  к-рый  в  1880-99  возглавляли
поборники реалистич. школы, акт„ры Э. Бразан, бр. Ж. и А.  Роза.  В  эту
труппу входили Р. Дамасену, А. Феррейра да Силва и др. Произ. реалистич.
драматургии утверждал т-р "Донья Амелия" (осн. 1894), куда перешла часть

Страницы: «« « 1812   1813   1814   1815   1816   1817   1818   1819   1820  1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828   1829   1830  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия