|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 » »» острой социально-критич. направленностью. С конца 16 в.
уч„но-классицистская драма переходит к иезуитам, под руководством к-рых
в ун-тах и др. учебных заведениях ставились переводы античных трагиков и
пьесы на сюжеты из религиозной истории (на португал. и лат. яз.).
В 16 в. в Лисабоне возникли первые публичные т-ры, т. н. "патиу",
создававшиеся по образцу исп. корра-лей. В 1588 открыт "Патиу Посу ду
Борратен", в 1594- "Патиу дас Аркас" (существовал до 1755; в 1715-16
здесь выступала первая проф. труппа Ж. Феррейры). В 17 в. в "Патиу дас
Аркас", во главе к-рого до 1612 был Ф. Диас де ла Торре, а в 1619-40 -
его жена К. де Карвахаль, выступали исп. труппы под рук. К. Переса, Ф.
Паскуаля и др., ставились пьесы исп. драматургов эпохи Возрождения и
португ. авторов - Ж. Кордейру, П. Салгаду, Ж. ди Матуш Фрагозу. Эти
авторы писали свои комедии по-испански, ориентируясь на исп. образцы. В
числе немногих драматургов, продолжавших нац. традиции, обогащавших их
опытом исп. ренессансной драмы, был Ф. Мануэл ди Мелу, автор
комедии-фарса "Дворянин-новичок".
В 1640 в результате нар. восстания Португалия отделилась от Испании и
вновь получила независимость. Однако т-р во 2-й пол. 17 в. находился в
состоянии упадка, усилилась цензура, публичные т-ры вс„ чаще ставили
чисто зрелищные, развлекат. спектакли.
В 18 в. преобладающее место занял жанр "низкой" комедии (comedia
baixa),исполнявшейся часто т-рамя марионеток. Крупнейшие драматурги
этого жанра:
А. Жозе да Силва (казн„н инквизицией), автор острых социальных
комедий; Н. Луиш, акт„р и автор драмы "Иниж ди Каштру" (1760), сатирич.
комедии "Мужья-щеголи и проницательные ж„ны" (изд. 1783); Ж. Да-ниэл,
создатель фарсов и интермедий; Л. Ж. Пимента-и-Анташ и др. А. Ж. да
Силва стал одним из зачинателей португ. "опер" (комедий с муз.
номерами). Первая из них - "Жизнь Дон Кихота Ламанчского" (текст Силвы,
автор музыки неизв.) - пост. в 1733 в т-ре "Байру-Алту", основанном в
нач. 18 в. (в н„м ставились преим. "низкие" комедии). Силва создал 8
"опер", лучшая из них - "Войны Алекрима с Ман-жероной" (композитор -
португалец А. Тейшейра, пост. 1737). Первым португ. оперным композитором
был А. ди Алмейда ("Терпение Сократа" на итал. либр., пост. 1733). В
т-ре "Байру-Алту" в 30-х гг. 18 в. появились португ. проф. акт„рские
труппы, руководимые известными акт„рами С. К. Нунишем, П. ди Алканта'
рой и др. Этот т-р пользовался особой популярностью с 1764, когда им
руководил Н. Луиш; в труппу т-ра входили известные акт„ры Ж. Фелиш, Ж.
Прокопиу, С. Р. ди Агьяр и др. В 1794 большая часть акт„ров этого т-ра,
возглавлявшаяся А. Ж. ди Паула, составила новую труппу, ставившую
спектакли в т-ре "Салитри" (открыт в 1782), а затем в т-ре "Руа душ
Кон-диш" (работал с конца 17 в., восстановлен в 1760).
Во 2-й пол. 17 в. при дворе широкую популярность получила итал.
опера. В 1712 во дворце Рибейры пост. первая нац. опера "Алфей и
Аретуза" Л. К. да Кошта-и-Фариа. В 1734 в Лисабоне открыт первый
публичный оперный т-р "Триндади", где выступали итал. оперные труппы.
Оперные спектакли шли поочер„дно с драм. пост. и спектаклями т-ра
марионеток (до 1800) и в т-ре "Руа душ Кондиш". Были открыты королевские
т-ры оперы: "Ажуда" (в 1737), "Форти" (в 1753), "Опера ду Тежу" (в
1755). Крупнейшим оперным т-ром Португалии становится т-р "Сан-Карлуш"
(осн. в 1793).
Против исп. и итал. влияния в т-ре выступила в сер. 18 в. группа
писателей-просветителей, объединившихся в лит. академию "Аркадия
Лисабонская" (открыта в 1757). Члены Академии - М. ди Фигейреду, автор
трагедий "Эдип", "Вириат" (обе 1757), "Осмиа" (1773), "Иниж" (1774) и
др., А. Диниж да Круш-и-Силва, написавший комедию "Фальшивый героизм"
(1755), П. А. Коррея, Гарсан, Д. Рейш Кита и др. призывали к реформе
португ. т-ра на основе принципов франц. классицизма. Однако
классицистская трагедия и комедия, утвердившиеся с конца 18 в. на
португ. сцене, не имели успеха у зрителей.
Возрождение нац. т-ра связано с направлением,романтизма, возникшим в
обстановке бурж. революц. движения, борьбы против абсолютизма и нац.
подъ„ма 20-30-хх гг. 19 в. Большое значение в истории португ. т-ра имела
деятельность Ж. Б. Алмейды-Гаррета. Пост. его историч. драм "Ауто Жила
Висенте" (1838), "Оружейник из Сантарена" (1842), "Брат Луиж ди Соу-за"
(1844) в т-ре "Руа душ К ондиш" положили начало романтич. т-ру. В 1836
Алмейда-Гаррет стал директором Генеральной инспекции нац. т-ра и зрелищ
в Лиса-боне, оснрвал Консерваторию драм. 'иск-ва - первую в Португалии
театр. школу. По его инициативе открылся в 1846 Т-р королевы Марии II,
ставший одним из центров театр. культуры Португалии. В 19 в. в португ.
т-ре получили преобладание произв. романтиков-последователей
Алмейды-Гаррета: Ж. да Сил-ва Мендиш Леала-"Человек в ч„рной маске"
(1840), "Паж из Алжубарроты" (1846), "Первая любовь Бока-жи" (1865); Ф.
Гомиш ди Аморина, автора историко-романтич. драмы "Гиджи" (1851 или
1852), социально-обличит. драм "Расовая ненависть" (1854), "Белые рабы";
И. Фейжо, К. Каштелу Бранку и мн. др. Их пьесы нередко отличались
мелодраматизмом, сценич. эффектами, особенно усилившимися в
позднероман-тич. эпигонской драме 2-й пол. 19 в. Произв.. романтич.
направления способствовали формированию нового поколения акт„ров.
Особенную известность приобрели трагедийная актриса Э. даж Невиш, Ж. А.
Роза, акт„р и режисс„р Ф. Палья и др.
В оперном т-ре господствовало итал. влияние, к-рое пытался преодолеть
лишь композитор А. Машаду.
К сер. 19 в., после падения диктатуры Кошта-Кабрала, в обстановке
роста бурж. отношений в стране, драматурги обращаются к совр. тематике и
создают произв., выражающие прогрессивные социальные тенденции.
Появлению реалистич. драматургии способствовала деятельность
писателей-реалистов т. н. коимбр-ской лит. школы. В конце 19 в.
реалистич. направление было представлено творчеством Ж. да Камара, к-рый
написал социально-обличит. комедию "У очага" (1876), драмы "Старики"
(1893) и "Трясина" (1894);
А. Эниша - автора антиклерикальной драмы "Ла-заристы" (1875); М.
Мескита, выступившего с бурж. трагедией "Крайняя скорбь" (1895); А. М.
Герра Жун-кейру, написавшего антимонархич. драм. поэму "Родина" (1896).
Принципы реализма развивал в своих драмах Ж. Данташ и др. Утверждению
реалистич. социально-тенденциозного театр. иск-ва способствовала
деятельность Т-ра королевы Марии II, к-рый в 1880-99 возглавляли
поборники реалистич. школы, акт„ры Э. Бразан, бр. Ж. и А. Роза. В эту
труппу входили Р. Дамасену, А. Феррейра да Силва и др. Произ. реалистич.
драматургии утверждал т-р "Донья Амелия" (осн. 1894), куда перешла часть
Страницы: «« « 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |