|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 » »» зеркала сцены.
Лит.: Извеков Н. П., Техника сцены, Л.-М., 1940;
Архитектура античного мира, М., 1940, с. 73-74; Ф и н-кельштейнЕ.Л.,
Театральная техника XVI-XVII вв., в кн.: Работы по технике сцены. Сб.
статей. Л., 1937, с. 3-38.
ПОРТНОЙ, Рамиль Маркович (р. 11.1.1908) - молд. сов. драматург. В
1950-51 написал одноактные пьесы из колх. жизни: "Наш праздник", "По
уставу" и "Девушка с приданым". В 1952 на сцене Молдавского т-ра была
пост. пьеса "Песня о Лэпушнице" - о росте нового человека, о
сознательном труде. В 1959 там же была пост. пьеса "Нелетающие птички" -
о борьбе с очковтирательством, о развитии культуры молд. села. Комедия
"Над„жный дом" (1959, Молд. т-р) поев. новым отношениям в сов. семье. В
1963 издана пьеса "Лесная красавица". П. перев„л с рус. на молд. яз.
пьесы: "Гроза", "Вишн„вый сад", "Егор Булычев и другие".
Лит.: Очерк истории молдавской советской литературы, М., 1963, с.
204-10. Д, П.
ПОРТО-РЙШ (Porto-Riche), Жорж (20.III.1849- 4. IX. 1930) - франц.
поэт, драматург. Чл. Франц. академии (с 1923). Лит. деятельность начал в
1872. Как драматург дебютировал стихотворной драмой "Головокружение"
(1873, т-р "Одеон"), за к-рой последовала историко-романтич. пьеса
"Драма из врем„н Филиппа II" (1875, там же). Подлинную популярность и
видное место П.-Р. во франц. драматургии в значит. степени определили
пост. его пьес реж. А. Антуаном:
"Удача Франсуазы" (1888, Свободный т-р), "Влюбл„нная" (1891,
"Одеон"), "Прошлое" (1897, там же). Для пьес П.-Р. характерен изощр„нный
психологизм, показ непреодолимой, фатальной силы чувственной страсти над
людьми.
Соч.: Theatre complet, v. 1-2, P., 1926. Лит.: See Ed., Porto-Riche,
P., 1932; M u 1 1 e r W., G. de Porto-Riche (1849-1930), l'homme, le
poete, le dramaturge, P., 1934. И. Лил.
"ПОРТ-CEH-MAPTEH" (Port-Saint-Martin) - французский театр. Осн. в
Париже на бульваре Тампль. Открылся 27 окт. 1781. Вначале здесь шли
спектакли т-ра "Опера", в 1794 т-р был закрыт. В 1804 помещение приобр„л
акт„р и писатель Дюминан, к-рый ставил здесь мелодрамы Г. Пиксерекура,
надолго определившие репертуар и популярность "П.-С.-М.". Подлинный
расцвет "П.-С.-М." связан с пост. произв. романтич. драматургии; на его
сцене были впервые показаны "Марион Делорм" (1831), "Лукреция Борджа",
"Мария Тюдор" (обе в 1833) Гюго, "Антони", "Ричард Дарлинг-тон" (обе в
1831), "Нельская башня" (1832), "Катерина Говард" (1834) Дюма-отца. В
1840 в "П.-С.-М." пост. спектакль "Вотрен" Бальзака, запрещ„нный после
первого представления. Во всех этих спектаклях играли выдающиеся
романтич. акт„ры: Фредерик-Леметр, М. Дорваль, Бокаж. В дни Парижской
Коммуны 1871 преследуемые версальскими войсками коммунары заняли здание
т-ра и отстреливались из его окон. Во время боя начался пожар и т-р
сгорел, но вскоре был вновь отстроен.
В поел. четв. 19 - нач. 20 вв. "П.-С.-М." стал центром
литературно-театр. жизни Парижа. Здесь ставились пьесы Э. Ростана
("Сирано де Бержерак", "Шантекл„р"), А. Батая ("Дитя любви") и др.
популярных в то время драматургов. На сцене т-ра выступали Сара Бернар,
Б. К. Коклен (в 1895-1909 возглавлял "П.-С.-M."), Г. Режан, Л. Гитри и
др. С 20-х гг. 20 в. в репертуаре т-ра утверждаются оперетта и л„гкая
комедия. Во главе "П.-С.-М." - М. Ренье.
ПОРТУГАЛ, Португал да Фонсека (Portugal da Fonseca), Маркуш Антониу
(24. III. 1762-7.11.1830) - португ. дириж„р и композитор. Крупнейший
португ. композитор рубежа 18-19 вв. Музыке учился в семинарии в
Лисабоне. В 1785-92 работал дириж„ром в лисабонском т-ре "Салитри". Соч.
и пост. неск. популярных комич. опер на португ. яз. ("Продавщица
каштанов", 1787, и Др.). В 1792-1800 жил в Италии. Написал здесь оперы в
традиц. неаполитанском стиле, к-рые были пост. в разл. городах Европы:
"Путаница из-за сходства", "Два горбуна" (обе в 1793, т-р "Паллакорда",
Флоренция), "Принц-трубочист" (1794, т-р "Сан-Мойзе", Венеция; 1797,
Петербург), "Фернандо в Мексике" (1798, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция) и
др. В 1800-10 П.- дириж„р и директор т-ра "Сан-Карлуш" (Лиса-бон), пост.
здесь свои оперы: "Адраст" (1800), "Смерть Семирамиды" (1801), "Заира" и
"Триумф Клелии" (обе в 1802), "Золото любви не купит" и "Софонисба" (обе
в 1804), успешно конкурировавшие на португ. сцене с итал. операми. С
1810 П. жил в Бразилии, работал дирижером т-ра "Сан Жоан" в
Рио-де-Жанейро, возгл. (с 1813) консерваторию в Вера-Крус.
Лит.: Almeida С а г v a l h a e s M. P. P. de, M. Portugal na sua
musica dramatica..., Lisboa, 1910. А. Г p,
ПОРТУГАЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
Издавна в стране существовали примитивные нар. представления. Имеются
сведения (12 в.) о диалоги-зырованных романсах и буффонных
представлениях пмпровизац. характера - аремедилыош, исполнявшихся
жонгл„рами. При дворе трубадуры исполняли несложные муз. драмы
(вильянсикос, пасторелас и др.). С конца 13 в. дворцовые церемонии
сопровождались пышными представлениями масок ("момуш"), в к-рых
участвовали придворные. Долгий период владычества арабов задержал
развитие литургической драмы, появившейся в конце 12 в. В конце 15 в.
усиление политич. могущества Португалии, рост экономики страны,
становление ренессансной культуры дали толчок развитию П. т. и д.
Родоначальником нац. т-ра стал Ж. Висенте, автор св. 40 пьес,
ставившихся при дворе. К школе Висенте принадлежали А. Алва-риш -
создатель жанра пьес о житиях святых, акт„р Ж. Рибейру, высмеивавший в
"Ауто о физике" врачей-шарлатанов, и др. Эти авторы ориентировались в
сво„м творчестве на нар. представления.
Уч„но-гуманистич. классицистскую драму, развивавшуюся под влиянием
античных и итал. авторов, пропагандировали театр. представления в ун-тах
и во дворцах. Крупнейшие представители уч„но-классицистского т-ра - Ф.
Са ди Миранда, автор комедий "Илоземцы", "Фанфароны", написанных под
влиянием комедий Ариосто; А. Феррейра, создатель первой португ. трагедии
"Иниж ди Каштру" (ок. 1558) и "комедии характеров" "Ревнивец" (1558). К
этой школе принадлежал Л. Камоэнс, автор комедий "Ауто об Амфитрионах",
"Филодемо" (обе изд. 1587).
Установление церковной цензуры, преследование (с сер. 16 в.)
светского т-ра инквизицией привели к кризису португ. т-ра. Период исп.
владычества (1581- 1640) характеризуется дальнейшим упадком нац. т-ра.
Однако опыт исп. ренессансного т-ра в нек-рой мере обогатил португ.
драматургию. Ж. Феррейра ди Ваш-конселуш, С. Машаду всвоих драмах
использовали при„мы исп. комедии Возрождения, они создавали пьесы с
Страницы: «« « 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |