Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1811   1812   1813   1814   1815   1816   1817   1818   1819  1820   1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828   1829  » »»

зеркала сцены.
   Лит.: Извеков Н. П., Техника сцены, Л.-М., 1940;
   Архитектура античного мира, М., 1940, с. 73-74; Ф и  н-кельштейнЕ.Л.,
Театральная техника XVI-XVII вв., в кн.: Работы по  технике  сцены.  Сб.
статей. Л., 1937, с. 3-38.
   ПОРТНОЙ, Рамиль Маркович (р. 11.1.1908) -  молд.  сов.  драматург.  В
1950-51 написал одноактные пьесы из колх.  жизни:  "Наш  праздник",  "По
уставу" и "Девушка с приданым". В 1952 на сцене  Молдавского  т-ра  была
пост.  пьеса  "Песня  о  Лэпушнице"  -  о  росте  нового   человека,   о
сознательном труде. В 1959 там же была пост. пьеса "Нелетающие птички" -
о борьбе с очковтирательством, о развитии культуры молд.  села.  Комедия
"Над„жный дом" (1959, Молд. т-р) поев. новым отношениям в сов. семье.  В
1963 издана пьеса "Лесная красавица". П. перев„л с  рус.  на  молд.  яз.
пьесы: "Гроза", "Вишн„вый сад", "Егор Булычев и другие".
   Лит.: Очерк истории молдавской советской  литературы,  М.,  1963,  с.
204-10. Д, П.
   ПОРТО-РЙШ (Porto-Riche), Жорж (20.III.1849- 4.  IX.  1930)  -  франц.
поэт, драматург. Чл. Франц. академии (с 1923). Лит. деятельность начал в
1872. Как драматург  дебютировал  стихотворной  драмой  "Головокружение"
(1873, т-р  "Одеон"),  за  к-рой  последовала  историко-романтич.  пьеса
"Драма из врем„н Филиппа II" (1875, там же).  Подлинную  популярность  и
видное место П.-Р. во франц. драматургии в  значит.  степени  определили
пост. его пьес реж. А. Антуаном:
   "Удача  Франсуазы"  (1888,  Свободный   т-р),   "Влюбл„нная"   (1891,
"Одеон"), "Прошлое" (1897, там же). Для пьес П.-Р. характерен изощр„нный
психологизм, показ непреодолимой, фатальной силы чувственной страсти над
людьми.
   Соч.: Theatre complet, v. 1-2, P., 1926. Лит.: See Ed.,  Porto-Riche,
P., 1932; M u 1 1 e r W., G. de  Porto-Riche  (1849-1930),  l'homme,  le
poete, le dramaturge, P., 1934. И. Лил.
   "ПОРТ-CEH-MAPTEH" (Port-Saint-Martin) -  французский  театр.  Осн.  в
Париже на бульваре Тампль. Открылся 27  окт.  1781.  Вначале  здесь  шли
спектакли т-ра "Опера", в 1794 т-р был закрыт. В 1804 помещение приобр„л
акт„р и писатель Дюминан, к-рый ставил здесь мелодрамы  Г.  Пиксерекура,
надолго определившие  репертуар  и  популярность  "П.-С.-М.".  Подлинный
расцвет "П.-С.-М." связан с пост. произв. романтич. драматургии; на  его
сцене были впервые показаны "Марион Делорм" (1831),  "Лукреция  Борджа",
"Мария Тюдор" (обе в 1833) Гюго, "Антони", "Ричард Дарлинг-тон"  (обе  в
1831), "Нельская башня" (1832), "Катерина Говард"  (1834)  Дюма-отца.  В
1840 в "П.-С.-М." пост. спектакль "Вотрен" Бальзака,  запрещ„нный  после
первого  представления.  Во  всех  этих  спектаклях  играли   выдающиеся
романтич. акт„ры: Фредерик-Леметр, М. Дорваль, Бокаж.  В  дни  Парижской
Коммуны 1871 преследуемые версальскими войсками коммунары заняли  здание
т-ра и отстреливались из его окон. Во время  боя  начался  пожар  и  т-р
сгорел, но вскоре был вновь отстроен.
   В  поел.  четв.  19  -  нач.   20   вв.   "П.-С.-М."   стал   центром
литературно-театр.  жизни  Парижа.  Здесь  ставились  пьесы  Э.  Ростана
("Сирано де Бержерак", "Шантекл„р"),  А.  Батая  ("Дитя  любви")  и  др.
популярных в то время драматургов. На сцене т-ра выступали Сара  Бернар,
Б. К. Коклен (в 1895-1909 возглавлял "П.-С.-M."), Г. Режан, Л.  Гитри  и
др. С 20-х гг. 20 в. в репертуаре т-ра утверждаются  оперетта  и  л„гкая
комедия. Во главе "П.-С.-М." - М. Ренье.
   ПОРТУГАЛ, Португал да Фонсека (Portugal da Fonseca),  Маркуш  Антониу
(24. III. 1762-7.11.1830) - португ.  дириж„р  и  композитор.  Крупнейший
португ.  композитор  рубежа  18-19  вв.  Музыке  учился  в  семинарии  в
Лисабоне. В 1785-92 работал дириж„ром в лисабонском т-ре "Салитри". Соч.
и пост.  неск.  популярных  комич.  опер  на  португ.  яз.  ("Продавщица
каштанов", 1787, и Др.). В 1792-1800 жил в Италии. Написал здесь оперы в
традиц. неаполитанском стиле, к-рые были пост. в разл.  городах  Европы:
"Путаница из-за сходства", "Два горбуна" (обе в 1793, т-р  "Паллакорда",
Флоренция), "Принц-трубочист" (1794,  т-р  "Сан-Мойзе",  Венеция;  1797,
Петербург), "Фернандо в Мексике" (1798, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция)  и
др. В 1800-10 П.- дириж„р и директор т-ра "Сан-Карлуш" (Лиса-бон), пост.
здесь свои оперы: "Адраст" (1800), "Смерть Семирамиды" (1801), "Заира" и
"Триумф Клелии" (обе в 1802), "Золото любви не купит" и "Софонисба" (обе
в 1804), успешно конкурировавшие на португ. сцене  с  итал.  операми.  С
1810  П.  жил  в  Бразилии,  работал  дирижером  т-ра   "Сан   Жоан"   в
Рио-де-Жанейро, возгл. (с 1813) консерваторию в Вера-Крус.
   Лит.: Almeida С а г v a l h a e s M. P. P. de,  M.  Portugal  na  sua
musica dramatica..., Lisboa, 1910. А. Г p,
   ПОРТУГАЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
   Издавна в стране существовали примитивные нар. представления. Имеются
сведения   (12   в.)   о   диалоги-зырованных   романсах   и   буффонных
представлениях  пмпровизац.  характера  -   аремедилыош,   исполнявшихся
жонгл„рами.  При  дворе  трубадуры  исполняли   несложные   муз.   драмы
(вильянсикос, пасторелас и др.).  С  конца  13  в.  дворцовые  церемонии
сопровождались  пышными  представлениями  масок   ("момуш"),   в   к-рых
участвовали  придворные.  Долгий  период  владычества  арабов   задержал
развитие литургической драмы, появившейся в конце 12 в. В  конце  15  в.
усиление  политич.  могущества  Португалии,   рост   экономики   страны,
становление ренессансной культуры  дали  толчок  развитию  П.  т.  и  д.
Родоначальником  нац.  т-ра  стал  Ж.  Висенте,  автор  св.   40   пьес,
ставившихся при дворе.  К  школе  Висенте  принадлежали  А.  Алва-риш  -
создатель жанра пьес о житиях святых, акт„р Ж. Рибейру,  высмеивавший  в
"Ауто о физике" врачей-шарлатанов, и др. Эти  авторы  ориентировались  в
сво„м творчестве на нар. представления.
   Уч„но-гуманистич. классицистскую драму,  развивавшуюся  под  влиянием
античных и итал. авторов, пропагандировали театр. представления в ун-тах
и во дворцах. Крупнейшие представители уч„но-классицистского т-ра  -  Ф.
Са ди Миранда, автор комедий  "Илоземцы",  "Фанфароны",  написанных  под
влиянием комедий Ариосто; А. Феррейра, создатель первой португ. трагедии
"Иниж ди Каштру" (ок. 1558) и "комедии характеров" "Ревнивец" (1558).  К
этой школе принадлежал Л. Камоэнс, автор комедий "Ауто об  Амфитрионах",
"Филодемо" (обе изд. 1587).
   Установление  церковной  цензуры,  преследование  (с  сер.   16   в.)
светского т-ра инквизицией привели к кризису португ. т-ра.  Период  исп.
владычества (1581- 1640) характеризуется дальнейшим упадком  нац.  т-ра.
Однако опыт исп. ренессансного т-ра  в  нек-рой  мере  обогатил  португ.
драматургию. Ж.  Феррейра  ди  Ваш-конселуш,  С.  Машаду  всвоих  драмах
использовали при„мы исп. комедии  Возрождения,  они  создавали  пьесы  с

Страницы: «« « 1811   1812   1813   1814   1815   1816   1817   1818   1819  1820   1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828   1829  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия