Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 » »» Передвижной драмы, в т-ре "Аквариум" (Москва). В 1923-33-актриса Т-ра б. Корш, с 1933- МХАТа. В провинции играла роли Лизы ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Веры ("Обрыв" по Гончарову), Норы. В Моск. драм. т-ре под рук. В. Г. Сах-новского (в к-ром П. выступала в 1922) она с большим успехом сыграла роль Катерины ("Гроза"). Первоначально П. проявила себя гл. обр. как актриса лирико-драматич. плана, но успешно выступала и в комедийных ролях. Героинь П. отличала мягкая, обаятельная женственность, богатство душевного мира. Е„ творчеству близок глубокий драматизм и юмор, точность и разнообразие психологич. оттенков, острота формы, смелая характерность. Из ролей, сыгранных П. в Т-ре б. Корш: Римма Граева ("Яд" Луначарского), Глафира ("Волки и овцы"), Лариса; Гильда ("Строитель Сольнес" Ибсена), Анна Кристи (о. п. 0'Нила), Анна Пиглер ("Пламя" Г. Кайзера). П. особенно хорошо играла роли женщин и девушек из народа. В последующие годы П. играет характерные, гл. обр. драматич., роли, подч„ркивая в них остроту переживаний сценич. героинь. Среди ролей П. в МХАТе: Настя ("На дне", 1934), Глафира ("Егор Булычев и другие", 1934; "Достигаев и другие", 1938), Любовь Яровая (1937); Мария Александровна ("Дядюшкин сон" Достоевского), Марго ("Глубокая разведка" Крона, 1943; Гос. пр. СССР, 1946), Раневская ("Вишн„вый сад", 1945), графиня Лидия Ивановна ("Анна Каренина", 1953); Мери Эллис ("Осенний сад" Хелман, 1956), Миссис Даджем ("Ученик дьявола" Шоу, 1958), Мария Тарасовна ("Платон Кречет", 1964). Соч.: Мое призвание, в сб.: Герои современности на сцене, М., 1953. Лит.: Оленин А., В. Н. Попова, М., 1929. 3. Вл. ПОПОВА, Илка (г. рожд. неизв.) - болг. артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. НРБ (1953). Училась в Софийской консерватории у И. Вульпе, брала уроки у Ф. Литвин в Париже. 17 лет дебютировала в Софийской нар. опере в партии Амнерис. С 1929 в течение 6 сезонов пела в Париже ("Гранд-Опера"), затем в Бордо и др. городах Франции, а также в Мадриде, Барселоне, Женеве, Люксембурге, Касабланке, Милане ("Ла Скала") и др. С 1945 - солистка Софийской нар. оперы. Димитр. пр. Партии: Кера ("Хитрый П„тр" Стоянова), Графиня, Кармен; Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Лаура ("Джоконда" Понкьелли) и др. А. Ие, Выступала в оперетте. ПОПбВА, Катя (р.21.1. 1924)-болг. артистка оперы (лирич. сопрано). Нар. арт. НРБ (1965). В 1951 окончила Софийскую консерваторию по классам пения и фортепьяно. С 1947 - солистка Софийской нар. оперы. В 1955-56 стажировалась в Большом т-ре. В сезон 1957-58 выступала в т-ре "Гранд-Опера". Обладает небольшим гибким голосом, особенно выразительным в пиано. Отличит, черты иск-ва П.- тонкость и лирич. мягкость в пении и сценич. игре. Гастролировала во мн. европ. странах; в 1961 и 1963 - в Сов. Союзе. Димитр. пр. (1959) и пр. на между нар. конкурсах. Партии: Кремена ("Ивайло" Големинова), Памина ("Волшебная флейта"), Керубино ("Свадьба Фигаро"), Маргарита ("Фауст"), Манон (о. п. Массне), Виолетта, Микаэла, Мими; Лиу ("Турандот" Пуччини), Иоланта (о. п. Чайковского), Волхова ("Садко"), Йаташа ("Война и мир"), Настя ("Семья Тараса" Кабалевского) и др. А. Ив. ПОПбВА, Любовь Сергеевна (1889-25.V.1924)- рус. сов. живописец и театр. художник. Занималась живописью в школе К. Ф. Юона, в 1912-13 - в Париже (у Лефоконье и Ж. Метпенже). Примыкала к "левым" течениям в живописи, пройдя через увлечение "сезаннизмом", кубизмом, футуризмом, супрематизмом. После Октябрьской революции стремление П. активно включиться в строительство новой жизни направило е„ на путь поисков выхода из тупика самоцельного "формотворчества". Вместе с художниками А. А. Весниным, А. Родченко, В. Степановой и др. П. принадлежала к группе т. н. "конструктивистов-производственников". В историю сов. т-ра П. вошла как художник двух спектаклей Т-ра им. Мейерхольда-"Великодушный рогоносец" Кром-мелинка (1922) и "Земля дыбом" (переделка пьесы "Ночь" Мартине, 1923). Оформление первого спектакля явилось программным утверждением принципов сценич. конструктивизма, отрицавшего образные функции сценич. декораций. Огол„нная деревянная конструкция "Великодушного рогоносца" (соединение площадок, скатов, лестниц, вращающихся кол„с), не связанная с подвесной системой колосников, опиралась на планшет, являясь "станком" для игры акт„ра. Строенная конструкция "Земли дыбом" не обыгрывалась акт„рами; подвешенная к колосникам на заднем плане сцены, она имела лишь декоративное значение (что было коренным отступлением от гл. деклараций теоретиков сценич. конструктивизма, обнаруживало их внутр. противоречивость). Лит.: Каталог посмертной выставки художника-конструктора Л. С. Поповой, М., 1924; Аксенов И., Пространственный конструктивизм на сцене, в кн.: Театральный Октябрь, сб. I, Л.-М., 1926, с. 31-37; Г воздев А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927. М. Я. ПОПОВА, Марта-(р. 1891) - болг. актриса. Нар. арт НРБ (1956). Театр. образование получила Е Прг.ге (1911-13) и Нар. т-ре в Софии, где дебютировала в 1910. Актриса лирико-драматич. дарования, П. создавала сценич. образы, отмеченные тонкой пси-хологич. разработкой. Сценич. успех П. связан гл. обр. с ролями болг. и рус. классич. репертуара: Костанда ("Свекровь" Страшимирова), Катерина ("Гроза"), Соня Мармелад ова ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Настя ("На дне") и др. П.- мастел характерных сатирич. образов: Ф„кла Ивановна, Анна Андреевна ("Женитьба", "Ревизор") и др. После 1944 с успехом выступала в пьесах совр. драматургов: Сарра ("Борьба продолжается" Кюлявкова), Славка ("Тревога" Василева), Мария Александровна Ульянова ("Семья" Попова) и др. Лит.: Сто лет болгарского т-ра, пер. с болгарск., М., 1962; Сто години на български театър, С., 1956, П е н е в П.', Лекция по ист ория на българския драматически театъо т. 4, С., 1958, с. 160-73. Сп С ПОПОВА, Роза (1879-11.IV.1949) - болг. акт риса, режисс„р, театр. деятель. Дебютировала в 1897 в роли Лукреции Борджа (о. п. Гюго). Драматич. иск-ву училась у болг. режисс„ра и педагога К. Сапунова. В 1900-02 выступала в труппе "Слеза и смех". В 1905-06 возглавляла Пловдивский т-р. В 1906 совершенствовалась у И. Кайнпа в Вене. По возвращении на родину руководила передвижной драм. труппой (Т-р Розы Поповой, ранее т-р "Заря"). П. ставила преим. произв. мировой классич. драматургии и лучшие пьесы совр. авторов. Стремясь усилить воспитательное воздействие т-ра, ввела в практику обсуждение спектаклей со зрителями. Творч. деятельность П. была отмечена неутомимыми исканиями Страницы: «« « 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |