|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 » »» ("Весталка" Спонтини), Норма (о. п. Беллини), Леонора ("Сила судьбы"
Верди), Джоконда (о. п. Понкьелли), Рашель ("Дочь кардинала" Галеви).
Последняя работа П. - партия Кармен. После 1937 выступала эпизодически в
концертах. Иск-во П. сформировалось под влиянием итал. вок. школы.
Прославилась как замочат, исполнительница опер Верди. Выдающийся мастер
"классич. бель канто П. тонко воплощала авторский замысел, ее мощная
вокализация была насыщена экспрессией и страстной патетикой. П. - прямая
предшественница М. Каллас.
Др. партии: Аида, Виолетта;
Елизавета ("Дон Карлос" Верди), Реция ("Оберон" Вебера), Матильда
("Вильгельм Телль" Россини), Селика ("Африканка" Мейер-бера). Вс.Т.
ПОНСОВА, Елена Дмитриевна [р. 14 (27). V. 1907] - рус. сов. актриса.
Нар. арт. РСФСР (1957). В 1925 поступила в 3-ю Студию МХАТа, на основе
к-рой был создан Т-р им. Вахтангова. Первой ролью П. была Мокеиха
("Виринея" Сейфуллиной и Правдухина), к-рую она сыграла, будучи
студенткой. В дальнейшем- актриса Т-ра им. Вахтангова. Дарование П.
особенно полно раскрылось в остро характерных ролях. Актриса владеет
мастерством перевоплощения, создала ряд ярких, гл. обр. комедийных,
образов, использует при„м гротеска, комич. бытовые подробности, большое
внимание уделяет гриму, костюму. Вед„т педа-гогич. работу в ГИТИСе, в
Театральном уч-ще им. Щукина.
Роли: Зобунова ("Егор Булычев и другие"; Гос. пр. СССР, 1952),
Начальница пансиона ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Масевна ("На золотом
дне" Мамина-Сибиряка). Капка ("Ч„рные птицы" Погодина) и др. B.'M.-M.
ПОНТАЛЕ, П о н т - А л e [Pontal-Alais; наст. имя и фам.-Жан д е л'Э
спин (Jean de FEspine)] (конец 15 в. - ок. 1540), - франц. акт„р. Один
из первых и наиболее прославленных акт„ров периода профессионализации
ср.-век. т-ра, исполнитель фарсов и моралите (прозвище П. происходит,
по-видимому, от назв. парижского моста Але, близ к-рого он устраивал
свои представления). Был также драматургом и сочинял "игры", мистерии,
сотй, фарсы. Выступал в Париже, где в 1512 участвовал в сотй Гренгора
"Игра о принце дураков...", и в провинциальных франц. городах (Нанси,
Бар). Ф. Рабле считал П. самым большим мастером смеха ("Гар-гантюа и
Пантагрюэль", гл. 20).
Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С.
Мокульского, т. 1, M., 1956; Petit de Julie-ville L., Les comediens en
France au Moyen age, P., 1885; его же. Repertoire du theatre comique en
France au Moyen age, P., 1886. A. Мое.
ПОНТАН (Pontan) (наст. фам. - Ш п а н м ю л-л е р), Якоб (1542-1626)
- нем. теоретик и деятель школьного т-ра иезуитов. Был преподавателем
древних яз. и риторики в иезуитских коллегиях в Инголь-штадте и
Аугсбурге. Руководил школьными спектаклями. В 1594 П. выпустил
"Поэтику"-учебник по теории иск-ва, в к-ром ярко выражены реакц.
тенденции иезуитского т-ра. В разделе драматич. жанров П. утверждает
превосходство жанра высокой трагедии над жанром нар. комедии. П.
решительно выступал против пьес, изображающих "бедствия и несчастия
ничтожных людей низкого состояния".
Лит.: Резанов В. И., К истории рус. драмы. Экскурс в область театра
иезуитов, Нежин, 1910. Г. Г у р.
ПОПА (Рора), Виктор Ион (11. VIII. 1895-30. III. 1946) - рум.
драматург, театр. деятель. Окончил Консерваторию драм. иск-ва и курсы
поэта М. Код-ряну в Яссах. В 1913 дебютировал пьесой "Водоворот".
Успехом пользовалась комедия для детей "Цветы и бабочки" (1919),
сочетавшая романтику нар. сказки и тонкий юмор. Позднее П. работал в
Бухаресте как режисс„р Нац. т-ра, Нар. т-ра и директор труппы М.
Вентуры. Организовывал театр. труппы, дававшие спектакли на фабриках и в
с„лах. Автор пьес: "Лань" (1921, Нац. т-р), "Великое распутье" (1922),
"Герань на окне" (1928, Нац. т-р), "Таке, Янке и Кадр" (1946, Нар. т-р)
и др. П. выступал с критикой бурж. морали, лицемерия и ханжества, нац.
нетерпимости. Пост. спектакли: "На дне";
"Сильные души" Петреску, "Ученик дьявола" Шоу, "Топаз" Панъоля и др.
В своих режисс„рских работах стремился к точности сценич. деталей и
боролся за совр. реалистич. т-р. Считал, что иск-во должно быть доступно
народу, утверждал воспитательное значение т-ра.
ПОПОВ, Алексей Дмитриевич [12 (24). III. 1892- 18. VIII. 1961] - рус.
сов. режисс„р, теоретик т-ра, педагог. Нар. арт. СССР (1948). Чл.
Коммушстич. партии с 1954. Начал творч. путь сотрудником МХТ в 1912.
Играл в МХТ и 1-й Студии МХТ (1912-18) роли:
Василий ("Мысль" Андреева), Аполлон ("Провинциалка" Тургенева),
Дантье ("Гибель ,, Надежды"" Хейерманса) и др. Первая режисс„рская
работа П. "Незнакомка" Блока в Мансуровской студии (1916) осталась
незаверш„нной. В 1918-23 - акт„р, режисс„р и руководитель Т-ра студийных
постановок (Кострома); пост. здесь "Потоп" Бергера и "Сверчок на печи"
по Диккенсу (по режисс„рским экспликациям 1-й Студии МХТ), "Ученик
дьявола" Шоу, "Вечер чеховских миниатюр", "Вечер, посвящ„нный Парижской
Коммуне", "Женитьба Фигаро";
"Волки" Роллана, "Невероятно, но возможно" Плетн„ва. В 1923 П.
возвратился в Москву и стал режисс„ром 3-й Студии МХАТа (с 1926 - Т-р
им. Вахтангова). Первая пост.-"Комедии Мериме" (1924). П.-организатор и
воспитатель ряда творч. коллективов, убежд„нный реалист. Он оказал
большое воздействие на формирование идейно-художеств. позиций Т-ра им.
Вахтангова (где работал до 1930) и на творч. судьбу Т-ра Революции (в
к-ром он был художеств. рук. в 1930-35). Пост. своих лучших совр.
спектаклей П. осуществлял в тесном контакте с сов. драматургами, отражая
совр. проблемы, добиваясь их философско-идейного решения. В спектаклях
20-х гг. - "Виринея" Сейфуллиной и Прав-духина (1925), "Разлом" (1927) в
Т-ре им. Вахтангова был создан образ народа, творящего революцию, перед
зрителями предстали большие социальные полотна. Поэзию и героич. пафос
труда раскрывали спектакли "Поэма о топоре" (1931), "Мой друг" (1932) и
"После бала" (1934) Погодина (пост. в Т-ре Революции), ставшие важным
этапом в истории сов. т-ра. Эти спектакли передавали одухотвор„нность
повседневной жизни. Режисс„р требовал от акт„ров "волнения от мысли",
внимания к интеллектуальной природе сов. человека. В 1935-60 П.
возглавлял Центр, т-р Красной (ныне Советской) Армии.
Лучшие совр., историч. и историко-революц. спектакли П., поставленные
в ЦТСА, - "Год 19-й" Прута (1936) "Падь Серебряная" Погодина (1939),
"Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (1939), "Степь широкая"
Винникова (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Флаг адмирала" Штейна (1950;
Гос. пр. СССР, 1951), "Поднятая целина" по Шолохову (1957) и др. -
отличаются идейной и художеств. значительностью. В жанре героич. комедии
Страницы: «« « 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |