Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1805   1806   1807   1808   1809   1810   1811   1812   1813  1814   1815   1816   1817   1818   1819   1820   1821   1822   1823  » »»

("Весталка" Спонтини), Норма (о. п.  Беллини),  Леонора  ("Сила  судьбы"
Верди), Джоконда (о. п. Понкьелли), Рашель  ("Дочь  кардинала"  Галеви).
Последняя работа П. - партия Кармен. После 1937 выступала эпизодически в
концертах. Иск-во П.  сформировалось  под  влиянием  итал.  вок.  школы.
Прославилась как замочат, исполнительница опер Верди. Выдающийся  мастер
"классич. бель канто П. тонко воплощала  авторский  замысел,  ее  мощная
вокализация была насыщена экспрессией и страстной патетикой. П. - прямая
предшественница М. Каллас.
   Др. партии: Аида, Виолетта;
   Елизавета ("Дон Карлос" Верди),  Реция  ("Оберон"  Вебера),  Матильда
("Вильгельм Телль" Россини), Селика ("Африканка" Мейер-бера). Вс.Т.
   ПОНСОВА, Елена Дмитриевна [р. 14 (27). V. 1907] - рус. сов.  актриса.
Нар. арт. РСФСР (1957). В 1925 поступила в 3-ю Студию МХАТа,  на  основе
к-рой был создан Т-р  им.  Вахтангова.  Первой  ролью  П.  была  Мокеиха
("Виринея"  Сейфуллиной  и  Правдухина),  к-рую  она   сыграла,   будучи
студенткой. В дальнейшем- актриса  Т-ра  им.  Вахтангова.  Дарование  П.
особенно полно раскрылось в остро  характерных  ролях.  Актриса  владеет
мастерством перевоплощения, создала  ряд  ярких,  гл.  обр.  комедийных,
образов, использует при„м гротеска, комич. бытовые подробности,  большое
внимание уделяет гриму, костюму. Вед„т педа-гогич. работу  в  ГИТИСе,  в
Театральном уч-ще им. Щукина.
   Роли: Зобунова ("Егор  Булычев  и  другие";  Гос.  пр.  СССР,  1952),
Начальница пансиона ("Мадемуазель Нитуш"  Эрве),  Масевна  ("На  золотом
дне" Мамина-Сибиряка). Капка ("Ч„рные птицы" Погодина) и др. B.'M.-M.
   ПОНТАЛЕ, П о н т - А л e [Pontal-Alais; наст. имя и фам.-Жан д е  л'Э
спин (Jean de FEspine)] (конец 15 в. - ок. 1540), - франц.  акт„р.  Один
из первых и наиболее прославленных  акт„ров  периода  профессионализации
ср.-век. т-ра, исполнитель фарсов и моралите  (прозвище  П.  происходит,
по-видимому, от назв. парижского моста Але,  близ  к-рого  он  устраивал
свои представления). Был также драматургом и сочинял  "игры",  мистерии,
сотй, фарсы. Выступал в Париже, где в 1512 участвовал  в  сотй  Гренгора
"Игра о принце дураков...", и в провинциальных  франц.  городах  (Нанси,
Бар). Ф. Рабле считал П. самым большим  мастером  смеха  ("Гар-гантюа  и
Пантагрюэль", гл. 20).
   Лит.:  История  западноевропейского  театра,  под  общ.  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 1, M., 1956; Petit de Julie-ville L., Les  comediens  en
France au Moyen age, P., 1885; его же. Repertoire du theatre comique  en
France au Moyen age, P., 1886. A. Мое.
   ПОНТАН (Pontan) (наст. фам. - Ш п а н м ю л-л е р), Якоб  (1542-1626)
- нем. теоретик и деятель школьного т-ра  иезуитов.  Был  преподавателем
древних  яз.  и  риторики  в  иезуитских  коллегиях  в  Инголь-штадте  и
Аугсбурге.  Руководил  школьными  спектаклями.  В   1594   П.   выпустил
"Поэтику"-учебник  по  теории  иск-ва,  в  к-ром  ярко  выражены  реакц.
тенденции иезуитского т-ра. В разделе  драматич.  жанров  П.  утверждает
превосходство  жанра  высокой  трагедии  над  жанром  нар.  комедии.  П.
решительно выступал против  пьес,  изображающих  "бедствия  и  несчастия
ничтожных людей низкого состояния".
   Лит.: Резанов В. И., К истории рус. драмы. Экскурс в  область  театра
иезуитов, Нежин, 1910. Г. Г у р.
   ПОПА (Рора), Виктор  Ион  (11.  VIII.  1895-30.  III.  1946)  -  рум.
драматург, театр. деятель. Окончил Консерваторию драм.  иск-ва  и  курсы
поэта М. Код-ряну  в  Яссах.  В  1913  дебютировал  пьесой  "Водоворот".
Успехом  пользовалась  комедия  для  детей  "Цветы  и  бабочки"  (1919),
сочетавшая романтику нар. сказки и тонкий юмор.  Позднее  П.  работал  в
Бухаресте как режисс„р  Нац.  т-ра,  Нар.  т-ра  и  директор  труппы  М.
Вентуры. Организовывал театр. труппы, дававшие спектакли на фабриках и в
с„лах. Автор пьес: "Лань" (1921, Нац. т-р), "Великое  распутье"  (1922),
"Герань на окне" (1928, Нац. т-р), "Таке, Янке и Кадр" (1946, Нар.  т-р)
и др. П. выступал с критикой бурж. морали, лицемерия и  ханжества,  нац.
нетерпимости. Пост. спектакли: "На дне";
   "Сильные души" Петреску, "Ученик дьявола" Шоу, "Топаз" Панъоля и  др.
В своих режисс„рских работах стремился  к  точности  сценич.  деталей  и
боролся за совр. реалистич. т-р. Считал, что иск-во должно быть доступно
народу, утверждал воспитательное значение т-ра.
   ПОПОВ, Алексей Дмитриевич [12 (24). III. 1892- 18. VIII. 1961] - рус.
сов. режисс„р, теоретик  т-ра,  педагог.  Нар.  арт.  СССР  (1948).  Чл.
Коммушстич. партии с 1954. Начал творч. путь  сотрудником  МХТ  в  1912.
Играл в МХТ и 1-й Студии МХТ (1912-18) роли:
   Василий  ("Мысль"  Андреева),  Аполлон  ("Провинциалка"   Тургенева),
Дантье ("Гибель ,,  Надежды""  Хейерманса)  и  др.  Первая  режисс„рская
работа П. "Незнакомка"  Блока  в  Мансуровской  студии  (1916)  осталась
незаверш„нной. В 1918-23 - акт„р, режисс„р и руководитель Т-ра студийных
постановок (Кострома); пост. здесь "Потоп" Бергера и "Сверчок  на  печи"
по Диккенсу (по  режисс„рским  экспликациям  1-й  Студии  МХТ),  "Ученик
дьявола" Шоу, "Вечер чеховских миниатюр", "Вечер, посвящ„нный  Парижской
Коммуне", "Женитьба Фигаро";
   "Волки" Роллана,  "Невероятно,  но  возможно"  Плетн„ва.  В  1923  П.
возвратился в Москву и стал режисс„ром 3-й Студии МХАТа (с  1926  -  Т-р
им. Вахтангова). Первая пост.-"Комедии Мериме" (1924). П.-организатор  и
воспитатель ряда  творч.  коллективов,  убежд„нный  реалист.  Он  оказал
большое воздействие на формирование идейно-художеств. позиций  Т-ра  им.
Вахтангова (где работал до 1930) и на творч. судьбу  Т-ра  Революции  (в
к-ром он был художеств.  рук.  в  1930-35).  Пост.  своих  лучших  совр.
спектаклей П. осуществлял в тесном контакте с сов. драматургами, отражая
совр. проблемы, добиваясь их философско-идейного решения.  В  спектаклях
20-х гг. - "Виринея" Сейфуллиной и Прав-духина (1925), "Разлом" (1927) в
Т-ре им. Вахтангова был создан образ народа, творящего революцию,  перед
зрителями предстали большие социальные полотна. Поэзию и  героич.  пафос
труда раскрывали спектакли "Поэма о топоре" (1931), "Мой друг" (1932)  и
"После бала" (1934) Погодина (пост. в Т-ре  Революции),  ставшие  важным
этапом в истории сов. т-ра. Эти  спектакли  передавали  одухотвор„нность
повседневной жизни. Режисс„р требовал от акт„ров  "волнения  от  мысли",
внимания  к  интеллектуальной  природе  сов.  человека.  В  1935-60   П.
возглавлял Центр, т-р Красной (ныне Советской) Армии.
   Лучшие совр., историч. и историко-революц. спектакли П., поставленные
в ЦТСА, - "Год 19-й" Прута (1936)  "Падь  Серебряная"  Погодина  (1939),
"Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского  (1939),  "Степь  широкая"
Винникова (1949; Гос. пр. СССР, 1950),  "Флаг  адмирала"  Штейна  (1950;
Гос. пр. СССР, 1951), "Поднятая целина"  по  Шолохову  (1957)  и  др.  -
отличаются идейной и художеств. значительностью. В жанре героич. комедии

Страницы: «« « 1805   1806   1807   1808   1809   1810   1811   1812   1813  1814   1815   1816   1817   1818   1819   1820   1821   1822   1823  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия