Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 » »» о славном воскресении господнем" Миколая из Вильковецка (1961), пост. Деймеком в "Т-ре Новы" в Лодзи (затем на сцене "Т-ра Народовы"). Эпич. спектаклем большого революц. пафоса стало инсценированное тем же режисс„ром "Слово о Якубе Шеле" Ясенского (1962, "Т-р Народовы"). Публицистич. остротой отмечено сценич. воплощение "Карьеры Артуро У и" Брехта ("Т-р Вспулчесны", 1962, реж. Аксер). Сов. и рус. классич. драматургии посвящается ежегодно (с 1962) проводимый фестиваль в Катовице. В числе новых пост. сов. пьес - "Баня" (1963, Катовицкий т-р, реж. Е. Яроцкий; 1964, т-р "Клясычны", Варшава, реж. Коженевскии). Своеобразное явление театр. жизни Польши - студенч. т-ры, многие из к-рых заняли видное место среди польских т-ров (напр., Студенческий т-р сатириков в Варшаве). Учебно-экспериментальную работу вед„т театр-студия "Тринадцати рядов" в г. Вроцлаве (рук. Е. Гротовский). Помимо Варшавы, театр. жизнь страны сосредоточена в городах Кракове, Катовице, Познани, Гданьске, Лодзи, Быдгоще, Торуни, Калише, Белостоке и др. В Польше созданы специальные т-ры для детей и юношества, в т. ч. кукольные. Большое значение имеет деятельность "Об-ва польских артистов т-ра и кино" в Варшаве, имеющего представительства в ряде городов, отдела т-ра Гос. ин-та иск-ва Польской академии наук, выпускающего журн. "Театр. записки" ("Паметник театральны"). В Варшаве, Кракове и Лодзи работают средние и высшие театр. учебные заведения. Музыкальный театр. Истоки польск. муз. т-ра восходят к нар. жанру 16-17 вв. - рыбалтов-ской комедии (см. Рыбалты). Эти спектакли были насыщены музыкой, танцем, песнями (куплеты, муз. диалоги - дуэты). Первое оперное представление состоялось в Польше (в Варшаве) в 1621 - выступление итал. оперной труппы при дворе Станислава Любомирского. При королевском дворе оперные спектакли давались с 1628 ("Галатея" неизв. автора), ставились оперы П. Элерта ("Подлинная слава", 1633), М. Скакки, к-рый был также дириж„ром ("Святая Цецилия", 1637; "Похищение Елены", 1638,"Свадьба Амура и Психеи", 1646). Среди исполнителей - певцы К. Ферстер, Дж. Б. Якобелли, В. Скалпта, певица М. Каттанео. В 1765 в Варшаве был открыт первый нац. оперный т-р, в к-ром выступали польск. артисты. Развитию польск. муз. т-ра способствовали т-ры магнатов - Огиньского в Слониме, Чарторый-ских в Пулавах и Сенявах, Сапегов в Ружане и Дере-чине (позднее труппы этих т-ров вошли в состав Варшавской. и Виленской опер). Создателем польского проф. муз. т-ра был В. Богуславский', ему принадлежит либр. первой польск. оперы "Осчастливленная нищета" (муз. М. Каменского), спектакль был пост. с участием акт„ров драм. труппы в 1778 в Варшаве. На сюжеты из жизни Польши написаны комич. оперы Я. Д. Холлянда ("Чужое добро никому не впрок", 1780, "Агатка", 1784), придворного флейтиста и композитора А. Вейнерта ("Доннерветтер, или Капрал на вербовке", 1787, "Алхимик, или Мнимый дьявол", 1808), капельмейстера королевской оперы Гаэтано ("Ч„ртова суматоха, или Двойное превращение", 1787, "Не всегда спит тот, кто храпит", 1790). Оперное иск-во развивалось также и во Львове, где с 1776 существовал польск. т-р. Приезд труппы Богуславского (1794) активизировал муз. театр. жизнь города, но после отъезда Богуславского (1799) польск. спектакли были запрещены. Первой польск. оперой, пост. во Львове, была "Днестровская сирена" К. Липинь-ского (1813). В 1824 во Львове состоялась премьера комедии А. Фредро "Новый Дон Кихот, или Сто безумств" с муз. К. Курпиньского. В Кракове до 1805 спектакли шли в постоянно действующем (с 1800) т-ре только на нем. языке. В 1809 здесь гастролировала труппа Богуславского. Дириж„ры Краковского т-ра пост. здесь свои оперы: Ю. Выг-живальский - "Свадьбу в Поцешце", "Ярмарку в Кшешовицах", Б. Богуньский-"Казимежа Великого", "Лесничего в Козеницкой пуще". В Вильно работали композиторы Ю. Дещиньский (1781-1844), А. Листовский (1802-60), комич. опера к-рого "Попугаи нашей бабушки" (1827) шла в Кракове, Познани, Варшаве. Нац. своеобразием отличались муз.-спенич. произв. Я. Стефани, к-рого Богуславский привл„к к работе в сво„м т-ре ("Мнимое чудо, или Краковцы и горцы", 1794; "Полька", 1807; "Ротмистр Годецкий, или Освобождение", 1807). В операх Ю. Элъснера, учителя Шопена ("Удивительные братья", 1794, и др.), также связавшего сво„ творчество с Т-ром Богуславского, разрабатываются жанры польск. нар. музыки - думы, краковяк, полонез, мазурка, намечаются самобытные пути развития польск. оперы. Как дириж„р Эльснер популяризировал также творчество Моцарта и итал. композиторов Т. Траэтты, Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы, Л. Керубини. Творч. опыт Ю. Эльснера воспринял К. Курпиньский ("Суеверие, или Новые горцы икраков-цы", 1816). Курпиньский открыл первую польск. школу пения (1835), учениками к-рой были Ю. Добрский, Л. и П. Риволи, Л. Рывацкая, А. Стольпе. Но развитие жанра комич. оперы не могло решить проблемы создания нац. муз. т-ра. В 1790 неизв. автором написана героико-патриотич. опера "Оборона Трембовли, или Мужество Хшановской". На историч. сюжеты написали оперы К. Курпиньский ("Ядвига", 1814; "Король Локетек", 1820; "Ягелло в Тенчине", 1820, и др.), В. Лессель ("Мать-спартанка", 1787; "Пяст", 1800). Опыт композиторов 18-19 вв. был обобщ„н создателем классич. польск. оперы С. Монюшко. Оперы Монюшко - "Галька" (1848), "Графиня" (1860), "Страшный двор" (1865) - образец творч. претворения польск. нар. музыки. Традиции Монюшко продолжили Л. Гросман ("Дух воеводы", 1873), А. Мюнххеймер ("Оттон Лучник", 1864), И. Добжинъский ("Монбар", 1863), В. Желенский ("Конрад Валленрод", 1885; "Гоплана", 1896), С. Дунецкий ("Пажи королевы Марысеньки", 1864). В конце 19 - нач. 20 вв. большой вклад в развитие нац. оперы внесли композиторы "Молодой Польши", противостоявшие консерватизму тогдашней муз. жизни: 3. Носковский ("Ливия Квинтилла", 1898), И. Падеревский ("Манру", 1901). Романтич. по характеру было творчество Л. Ружицкого ("Болеслав Смелый", 1909; "Медуза", 1912). Выдающиеся образцы польск. оперы создал К. Ш имановский ("Хагит", 1921; "Король Рогер", 1926). В 20 веке польск. композиторы реже обращаются к жанру оперы. Для муз. т-ра пишут Т. Шелиговский ("Бунт жаков", 1951; "Крака-тук", 1955) и В. Рудзиньский ("Янко-музыкант", "К омвндант П арижа"). Несмотря на давние традиции комич. оперы, оперетта в Польше стала развиваться только после 2-й мировой войны. В этом жанре работают композиторы Э. Олеарчик ("Мелодии молодости"), Б. Ломани ("Эстреллита"), Е. Гачек ("Бал с Фанфаном"). В 1964 в Польше было 9 оперных т-ров. Лит.: Б э л з а И., История польской музыкальной культуры, т. 1-2, M., 1954-1957; T rock i L. von , Die Entwickelung der Oper in Polen, Lpz., 1867; O p i e n s-k i H. H., Znaczenie opery dla rozwoju polskiej Страницы: «« « 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |