Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 » »» его драматургии ("Небожественная комедия", 1833, "Иридион", 1835). Развитие творчества Мицкевича и Словацкого свидетельствует о зарождении реалистич. метода внутри самой роман-тич. драмы. Утверждению реализма способствовала деятельность Ю. Кожен„вского. Его ранние драмы ("Димитрий и Мария", 1828; "Красавица", 1829) отмечены романтич. направленностью, в последующих пьесах Коженевский выступает как драматург-реалист, стоящий на демократич. позициях ("Карпатские горцы", 1840; "Евреи", 1843). Связь с традициями романтизма и стремление к критич. реализму обнаруживается и в драматургии Ц. Норвида (1821-83) - выдающегося поэта и драматурга. Неприятие Норвпдом бурж. ограниченности и шляхетского консерватизма нашло отражение в его пьесах, построенных на леген-дарно-историч. сюжетах ("мистерии" "Кракус" и "Ванда", 1847; трагедия "Клеопатра", 1870-78), и в острых, проникнутых иронич. юмором, "серь„зных комедиях" ("Перстень знатной дамы", 1872, и др.). Критич. реализмом отмечено творчество драматургов 70-80-х гг. 19 в.: Ю. Нажимского ("Эпидемия", 1871; "Позитивные", 1872); Ю. Близинъского, близкого традициям Фредро, рассказывающего об упадке польского дворянства ("Пан Дамазий", 1877; "Обломки", 1881); М. Балуцкого, осмеивающего в своих бытовых комедиях духовную скудость галицийской буржуазно-шляхетской среды ("Советники пана советника", 1869; "Золотая молод„жь", 1876; "Соседи", 1880; "Крупные рыбы", 1881; "Новая газета", 1888). На рубеже 19-20 вв. в П. д. с особой резкостью обозначились противоречивые тенденции, столкновение к-рых отражало обострение классовых противоречий. Творчество Г. Заполъской было близко натурализму, как школе, н„сшей в определ„нных пределах критику бурж. общества. Большой силы типизации Заполь-ская достигла в пьесах "Мораль пани Дульской" (1906), "Их четверо" (1907), "Панна Маличевская" (1910). Противоречивость, характерная для писателей "Молодой Польши", нашла выражение и в творчестве драматургов. Присущее им стремление к отрицанию прозаизма капиталистич. мира противоречиво связано с влияниями символизма ("Заколдованный круг" Рыделя, 1900; "Эрос и Психея" Жулавского, 1904; "Князь Пот„мкин" Мициньского, 1907; "Конец света" Каспровича, 1891, и др.). Наиболее крайнее выражение декадентско-модернист-ские устремления получили в драмах С. Пшибышев-ского ("Золотое руно" и "Гости", 1901; "Снег", 1903; "Вечная сказка", 1905, и др.). Драматургия С. Выспянского, одного из самых крупных польских драматургов рубежа 19-20 вв., противостояла воинствующему индивидуализму и эстетизму. В его пьесах, написанных стихами, своеобразно преломлялись принципы романтич. поэтики. Пьесы Выспянского явились образцом драмы "огромного театра", проникнутого пафосом нац.-освободит, борьбы, продолжающего традиции Мицкевича, Словацкого, Норвида ("Варшавянка", 1898; "Свадьба", 1901; "Освобождение", 1903; "Ноябрьская ночь" и "Акрополь", 1904). Социально-критич. элементы, связанные с осмеянием духовного убожества мира мещанства, определили значение пьес Я. Киселевского ("В сетях", 1899), Г. Ритнера ("В маленьком домике", 1904; "Глупый Якуб", 1909, и др.), В. Пежиньского (наиболее популярна его комедия - "Легкомысленная сестра", 1904). Крупнейшим представителем критич. реализма, начавшим свою писательскую деятельность в кон. 19 в. и завершившим е„ в Польше, обретшей в 1917 независимость, был С. Жеромский. Его социально-значит. драмы были проникнуты обличит, пафосом ("Роза", 1909; "Туронь", 1923; комедия "Улетела от меня переп„лочка", 1925). В период между двумя мировыми войнами видное место в П. д. заняло творчество Е. Шанявского - создателя своеобразных комедий, соединяющих тонкую психологич. разработку характеров с поэтичностью и иронич. гроте-сковостью, порой приобретающей сатирич. направленность ("Бумажный любовник", 1920; "Птица", 1923; "Моряк", 1925; "Адвокат и розы", 1929; "Мост", 1933; после образования Нар. Польши - комедия "Два театра", 1946, и др.). Кризис буржуазного сознания отразился в своеобразных гротескно-фантастич. драмах С. Виткевича, субъективистски деформирующих действительность ("Сумасшедший и монахиня", "Соната Вельзевула" и др.). Религиозно-католич. настроениями были отмечены нек-рые пьесы К. Ростворовского (1877- 1938) ("Милосердие", "Антихрист"). Реакционным тенденциям противостояла зарождающаяся революционная пролетарская драматургия, первыми опытами к-рой явились пьесы В. Ванду рского "Смерть на груше" (1923) и "Игра об Ироде" (1926) и Б. Ясен-ского "Мирское дело" (1927). В развитии традиций революционной пролетарской драмы, революционного романтизма и критич. реализма проходит становление передовой драматургии Нар. Польши. Один из выдающихся представителей совр. польской драматургии Л. Кручковский создал цикл пьес, отмеченных боевым публицистич. духом, силой философского обобщения, остротой и глубиной психологич. характеристик ("Возмездие", 1948; "Немцы", 1949; "Юлиус и Этель", 1954; "Первый день свободы", 1960; "Смерть губернатора", 1961). Драматургия Нар. Польши охватывает широкий и разнообразный круг тем, она представлена драматургами разных поколений, разных творческих стилей. Темам борьбы за мир, разоблачения поджигателей войны посвящены пьесы А. Тарна - "Обыкновенное дело", Грущинъского - "Ключ от пропасти" и "Великий Бобби", Брошкевича - "Скандал в Хелльберге". Новое в жизни совр. Польши, формирование новых отношений, утверждение социалистич. морально-этич. норм нашли отражение уже в первые годы после освобождения (пьесы "Инженер Саба" Вирского, "Проба сил" и "Беспокойное дежурство" Лютов-ского). О строительстве Нар. Польши, о трудностях рассказывают пьесы Я. Ивашкевича "Восстановление Блэндомежа" (1951), Л. Пастернака "Первые шаги" и др. Большое место в П. д. заняла тема сопротивления фашистским оккупантам в годы второй мировой войны (пьесы Ивашкевича "Старый кирпичный завод", Т. Холуя "Дом под Освенцимом", А. Свирщиньской "Выстрелы на улице Длугой", Т. Брезы и С. Дыгата "Покушение" и др.). Историч. сюжеты, осмысленные по-новому, послужили основой в пьесах Г. Аудерской "Речь Посполи-тая заплатит", Р. Брандштеттера "Король и акт„р" (о В. Богуславском), "Бонапарт и Сулковский", А. Малишевского "Путь в Чернолесье" (о Я. Коха-новском), "Баллады и романсы" (об А. Мицкевиче), К. Брандыса "Справедливые люди" (о событиях революции 1905). Многие драматурги обращаются к античным сюжетам, заново толкуя их ("античная трилогия" Морстина -"В защиту Ксантиппы", "Пенелопа" и "Клеопатра"). Получает развитие комедийный жанр ("Такие времена" и "Девятый праведник" Юрандота, "Комбинаторы" Сковроньского). Значительным для развития П. д. было преодоление узких догматич. представлений о методе социалистич. иск-ва, в известной мере Страницы: «« « 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |