|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 » »» его драматургии ("Небожественная комедия", 1833, "Иридион", 1835).
Развитие творчества Мицкевича и Словацкого свидетельствует о зарождении
реалистич. метода внутри самой роман-тич. драмы.
Утверждению реализма способствовала деятельность Ю. Кожен„вского. Его
ранние драмы ("Димитрий и Мария", 1828; "Красавица", 1829) отмечены
романтич. направленностью, в последующих пьесах Коженевский выступает
как драматург-реалист, стоящий на демократич. позициях ("Карпатские
горцы", 1840; "Евреи", 1843). Связь с традициями романтизма и стремление
к критич. реализму обнаруживается и в драматургии Ц. Норвида (1821-83) -
выдающегося поэта и драматурга. Неприятие Норвпдом бурж. ограниченности
и шляхетского консерватизма нашло отражение в его пьесах, построенных на
леген-дарно-историч. сюжетах ("мистерии" "Кракус" и "Ванда", 1847;
трагедия "Клеопатра", 1870-78), и в острых, проникнутых иронич. юмором,
"серь„зных комедиях" ("Перстень знатной дамы", 1872, и др.). Критич.
реализмом отмечено творчество драматургов 70-80-х гг. 19 в.: Ю.
Нажимского ("Эпидемия", 1871; "Позитивные", 1872); Ю. Близинъского,
близкого традициям Фредро, рассказывающего об упадке польского
дворянства ("Пан Дамазий", 1877; "Обломки", 1881); М. Балуцкого,
осмеивающего в своих бытовых комедиях духовную скудость галицийской
буржуазно-шляхетской среды ("Советники пана советника", 1869; "Золотая
молод„жь", 1876; "Соседи", 1880;
"Крупные рыбы", 1881; "Новая газета", 1888). На рубеже 19-20 вв. в П.
д. с особой резкостью обозначились противоречивые тенденции,
столкновение к-рых отражало обострение классовых противоречий.
Творчество Г. Заполъской было близко натурализму, как школе, н„сшей в
определ„нных пределах критику бурж. общества. Большой силы типизации
Заполь-ская достигла в пьесах "Мораль пани Дульской" (1906), "Их
четверо" (1907), "Панна Маличевская" (1910). Противоречивость,
характерная для писателей "Молодой Польши", нашла выражение и в
творчестве драматургов. Присущее им стремление к отрицанию прозаизма
капиталистич. мира противоречиво связано с влияниями символизма
("Заколдованный круг" Рыделя, 1900; "Эрос и Психея" Жулавского, 1904;
"Князь Пот„мкин" Мициньского, 1907;
"Конец света" Каспровича, 1891, и др.). Наиболее крайнее выражение
декадентско-модернист-ские устремления получили в драмах С.
Пшибышев-ского ("Золотое руно" и "Гости", 1901; "Снег", 1903; "Вечная
сказка", 1905, и др.). Драматургия С. Выспянского, одного из самых
крупных польских драматургов рубежа 19-20 вв., противостояла
воинствующему индивидуализму и эстетизму. В его пьесах, написанных
стихами, своеобразно преломлялись принципы романтич. поэтики. Пьесы
Выспянского явились образцом драмы "огромного театра", проникнутого
пафосом нац.-освободит, борьбы, продолжающего традиции Мицкевича,
Словацкого, Норвида ("Варшавянка", 1898; "Свадьба", 1901;
"Освобождение", 1903; "Ноябрьская ночь" и "Акрополь", 1904).
Социально-критич. элементы, связанные с осмеянием духовного убожества
мира мещанства, определили значение пьес Я. Киселевского ("В сетях",
1899), Г. Ритнера ("В маленьком домике", 1904; "Глупый Якуб", 1909, и
др.), В. Пежиньского (наиболее популярна его комедия - "Легкомысленная
сестра", 1904). Крупнейшим представителем критич. реализма, начавшим
свою писательскую деятельность в кон. 19 в. и завершившим е„ в Польше,
обретшей в 1917 независимость, был С. Жеромский. Его социально-значит.
драмы были проникнуты обличит, пафосом ("Роза", 1909; "Туронь", 1923;
комедия "Улетела от меня переп„лочка", 1925). В период между двумя
мировыми войнами видное место в П. д. заняло творчество Е. Шанявского -
создателя своеобразных комедий, соединяющих тонкую психологич.
разработку характеров с поэтичностью и иронич. гроте-сковостью, порой
приобретающей сатирич. направленность ("Бумажный любовник", 1920;
"Птица", 1923; "Моряк", 1925; "Адвокат и розы", 1929; "Мост", 1933;
после образования Нар. Польши - комедия "Два театра", 1946, и др.).
Кризис буржуазного сознания отразился в своеобразных
гротескно-фантастич. драмах С. Виткевича, субъективистски деформирующих
действительность ("Сумасшедший и монахиня", "Соната Вельзевула" и др.).
Религиозно-католич. настроениями были отмечены нек-рые пьесы К.
Ростворовского (1877- 1938) ("Милосердие", "Антихрист"). Реакционным
тенденциям противостояла зарождающаяся революционная пролетарская
драматургия, первыми опытами к-рой явились пьесы В. Ванду рского "Смерть
на груше" (1923) и "Игра об Ироде" (1926) и Б. Ясен-ского "Мирское дело"
(1927).
В развитии традиций революционной пролетарской драмы, революционного
романтизма и критич. реализма проходит становление передовой драматургии
Нар. Польши. Один из выдающихся представителей совр. польской
драматургии Л. Кручковский создал цикл пьес, отмеченных боевым
публицистич. духом, силой философского обобщения, остротой и глубиной
психологич. характеристик ("Возмездие", 1948; "Немцы", 1949; "Юлиус и
Этель", 1954; "Первый день свободы", 1960; "Смерть губернатора", 1961).
Драматургия Нар. Польши охватывает широкий и разнообразный круг тем,
она представлена драматургами разных поколений, разных творческих
стилей. Темам борьбы за мир, разоблачения поджигателей войны посвящены
пьесы А. Тарна - "Обыкновенное дело", Грущинъского - "Ключ от пропасти"
и "Великий Бобби", Брошкевича - "Скандал в Хелльберге". Новое в жизни
совр. Польши, формирование новых отношений, утверждение социалистич.
морально-этич. норм нашли отражение уже в первые годы после освобождения
(пьесы "Инженер Саба" Вирского, "Проба сил" и "Беспокойное дежурство"
Лютов-ского). О строительстве Нар. Польши, о трудностях рассказывают
пьесы Я. Ивашкевича "Восстановление Блэндомежа" (1951), Л. Пастернака
"Первые шаги" и др. Большое место в П. д. заняла тема сопротивления
фашистским оккупантам в годы второй мировой войны (пьесы Ивашкевича
"Старый кирпичный завод", Т. Холуя "Дом под Освенцимом", А. Свирщиньской
"Выстрелы на улице Длугой", Т. Брезы и С. Дыгата "Покушение" и др.).
Историч. сюжеты, осмысленные по-новому, послужили основой в пьесах Г.
Аудерской "Речь Посполи-тая заплатит", Р. Брандштеттера "Король и акт„р"
(о В. Богуславском), "Бонапарт и Сулковский", А. Малишевского "Путь в
Чернолесье" (о Я. Коха-новском), "Баллады и романсы" (об А. Мицкевиче),
К. Брандыса "Справедливые люди" (о событиях революции 1905). Многие
драматурги обращаются к античным сюжетам, заново толкуя их ("античная
трилогия" Морстина -"В защиту Ксантиппы", "Пенелопа" и "Клеопатра").
Получает развитие комедийный жанр ("Такие времена" и "Девятый праведник"
Юрандота, "Комбинаторы" Сковроньского).
Значительным для развития П. д. было преодоление узких догматич.
представлений о методе социалистич. иск-ва, в известной мере
Страницы: «« « 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |