Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1794   1795   1796   1797   1798   1799   1800   1801   1802  1803   1804   1805   1806   1807   1808   1809   1810   1811   1812  » »»

его  драматургии  ("Небожественная  комедия",  1833,  "Иридион",  1835).
Развитие творчества Мицкевича и Словацкого свидетельствует о  зарождении
реалистич. метода внутри самой роман-тич. драмы.
   Утверждению реализма способствовала деятельность Ю. Кожен„вского. Его
ранние драмы ("Димитрий и  Мария",  1828;  "Красавица",  1829)  отмечены
романтич. направленностью, в последующих  пьесах  Коженевский  выступает
как драматург-реалист,  стоящий  на  демократич.  позициях  ("Карпатские
горцы", 1840; "Евреи", 1843). Связь с традициями романтизма и стремление
к критич. реализму обнаруживается и в драматургии Ц. Норвида (1821-83) -
выдающегося поэта и драматурга. Неприятие Норвпдом бурж.  ограниченности
и шляхетского консерватизма нашло отражение в его пьесах, построенных на
леген-дарно-историч.  сюжетах  ("мистерии"  "Кракус"  и  "Ванда",  1847;
трагедия "Клеопатра", 1870-78), и в острых, проникнутых иронич.  юмором,
"серь„зных комедиях" ("Перстень знатной дамы",  1872,  и  др.).  Критич.
реализмом  отмечено  творчество  драматургов  70-80-х  гг.  19  в.:   Ю.
Нажимского ("Эпидемия",  1871;  "Позитивные",  1872);  Ю.  Близинъского,
близкого  традициям  Фредро,   рассказывающего   об   упадке   польского
дворянства  ("Пан  Дамазий",  1877;  "Обломки",  1881);  М.   Балуцкого,
осмеивающего в своих  бытовых  комедиях  духовную  скудость  галицийской
буржуазно-шляхетской среды ("Советники пана советника",  1869;  "Золотая
молод„жь", 1876; "Соседи", 1880;
   "Крупные рыбы", 1881; "Новая газета", 1888). На рубеже 19-20 вв. в П.
д.   с   особой   резкостью   обозначились   противоречивые   тенденции,
столкновение   к-рых   отражало   обострение   классовых   противоречий.
Творчество Г. Заполъской было близко натурализму, как  школе,  н„сшей  в
определ„нных пределах критику бурж.  общества.  Большой  силы  типизации
Заполь-ская  достигла  в  пьесах  "Мораль  пани  Дульской"  (1906),  "Их
четверо"   (1907),   "Панна   Маличевская"   (1910).   Противоречивость,
характерная  для  писателей  "Молодой  Польши",  нашла  выражение  и   в
творчестве драматургов. Присущее им  стремление  к  отрицанию  прозаизма
капиталистич.  мира  противоречиво  связано   с   влияниями   символизма
("Заколдованный круг" Рыделя, 1900; "Эрос и  Психея"  Жулавского,  1904;
"Князь Пот„мкин" Мициньского, 1907;
   "Конец света" Каспровича, 1891, и др.).  Наиболее  крайнее  выражение
декадентско-модернист-ские   устремления   получили    в    драмах    С.
Пшибышев-ского ("Золотое руно" и "Гости", 1901;  "Снег",  1903;  "Вечная
сказка", 1905, и др.).  Драматургия  С.  Выспянского,  одного  из  самых
крупных   польских   драматургов   рубежа   19-20   вв.,   противостояла
воинствующему индивидуализму  и  эстетизму.  В  его  пьесах,  написанных
стихами, своеобразно  преломлялись  принципы  романтич.  поэтики.  Пьесы
Выспянского явились  образцом  драмы  "огромного  театра",  проникнутого
пафосом  нац.-освободит,  борьбы,  продолжающего   традиции   Мицкевича,
Словацкого,    Норвида    ("Варшавянка",    1898;    "Свадьба",    1901;
"Освобождение",   1903;   "Ноябрьская   ночь"   и   "Акрополь",   1904).
Социально-критич. элементы, связанные с  осмеянием  духовного  убожества
мира мещанства, определили значение пьес  Я.  Киселевского  ("В  сетях",
1899), Г. Ритнера ("В маленьком домике", 1904; "Глупый  Якуб",  1909,  и
др.), В. Пежиньского (наиболее популярна его комедия  -  "Легкомысленная
сестра", 1904). Крупнейшим  представителем  критич.  реализма,  начавшим
свою писательскую деятельность в кон. 19 в. и завершившим е„  в  Польше,
обретшей в 1917 независимость, был С. Жеромский.  Его  социально-значит.
драмы были проникнуты обличит, пафосом ("Роза",  1909;  "Туронь",  1923;
комедия "Улетела от меня  переп„лочка",  1925).  В  период  между  двумя
мировыми войнами видное место в П. д. заняло творчество Е. Шанявского  -
создателя   своеобразных   комедий,   соединяющих   тонкую   психологич.
разработку характеров с поэтичностью и  иронич.  гроте-сковостью,  порой
приобретающей  сатирич.  направленность  ("Бумажный   любовник",   1920;
"Птица", 1923; "Моряк", 1925; "Адвокат  и  розы",  1929;  "Мост",  1933;
после образования Нар. Польши - комедия "Два театра", 1946, и др.).
   Кризис    буржуазного    сознания    отразился     в     своеобразных
гротескно-фантастич. драмах С. Виткевича, субъективистски  деформирующих
действительность ("Сумасшедший и монахиня", "Соната Вельзевула" и  др.).
Религиозно-католич.  настроениями  были  отмечены   нек-рые   пьесы   К.
Ростворовского (1877-  1938)  ("Милосердие",  "Антихрист").  Реакционным
тенденциям  противостояла   зарождающаяся   революционная   пролетарская
драматургия, первыми опытами к-рой явились пьесы В. Ванду рского "Смерть
на груше" (1923) и "Игра об Ироде" (1926) и Б. Ясен-ского "Мирское дело"
(1927).
   В развитии традиций революционной пролетарской драмы,  революционного
романтизма и критич. реализма проходит становление передовой драматургии
Нар.  Польши.  Один  из   выдающихся   представителей   совр.   польской
драматургии  Л.  Кручковский  создал  цикл   пьес,   отмеченных   боевым
публицистич. духом, силой философского обобщения,  остротой  и  глубиной
психологич. характеристик ("Возмездие", 1948; "Немцы",  1949;  "Юлиус  и
Этель", 1954; "Первый день свободы", 1960; "Смерть губернатора", 1961).
   Драматургия Нар. Польши охватывает широкий и разнообразный круг  тем,
она  представлена  драматургами  разных  поколений,  разных   творческих
стилей. Темам борьбы за мир, разоблачения поджигателей  войны  посвящены
пьесы А. Тарна - "Обыкновенное дело", Грущинъского - "Ключ от  пропасти"
и "Великий Бобби", Брошкевича - "Скандал в Хелльберге".  Новое  в  жизни
совр. Польши, формирование  новых  отношений,  утверждение  социалистич.
морально-этич. норм нашли отражение уже в первые годы после освобождения
(пьесы "Инженер Саба" Вирского, "Проба сил"  и  "Беспокойное  дежурство"
Лютов-ского). О строительстве Нар.  Польши,  о  трудностях  рассказывают
пьесы Я. Ивашкевича "Восстановление Блэндомежа"  (1951),  Л.  Пастернака
"Первые шаги" и др. Большое место в  П.  д.  заняла  тема  сопротивления
фашистским оккупантам в годы  второй  мировой  войны  (пьесы  Ивашкевича
"Старый кирпичный завод", Т. Холуя "Дом под Освенцимом", А. Свирщиньской
"Выстрелы на улице Длугой", Т. Брезы и С. Дыгата "Покушение" и др.).
   Историч. сюжеты, осмысленные по-новому, послужили основой в пьесах Г.
Аудерской "Речь Посполи-тая заплатит", Р. Брандштеттера "Король и акт„р"
(о В. Богуславском), "Бонапарт и Сулковский", А.  Малишевского  "Путь  в
Чернолесье" (о Я. Коха-новском), "Баллады и романсы" (об А.  Мицкевиче),
К. Брандыса "Справедливые люди"  (о  событиях  революции  1905).  Многие
драматурги обращаются к античным сюжетам, заново  толкуя  их  ("античная
трилогия" Морстина -"В защиту  Ксантиппы",  "Пенелопа"  и  "Клеопатра").
Получает развитие комедийный жанр ("Такие времена" и "Девятый праведник"
Юрандота, "Комбинаторы" Сковроньского).
   Значительным для развития П.  д.  было  преодоление  узких  догматич.
представлений  о  методе   социалистич.   иск-ва,   в   известной   мере

Страницы: «« « 1794   1795   1796   1797   1798   1799   1800   1801   1802  1803   1804   1805   1806   1807   1808   1809   1810   1811   1812  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия