Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1789   1790   1791   1792   1793   1794   1795   1796   1797  1798   1799   1800   1801   1802   1803   1804   1805   1806   1807  » »»

Андреева), Мари Шар-ден ("Мечта любви" Носорогова), Вера Мирцева (о.  п.
Урван-цева), Рита ("Ч„рная пантера " Виниченко), Маргарита Готье  ("Дама
с камелиями" Дюма-сына), Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому) и
др.
   В 1920 П. уехала на гастроли в Болгарию. До 1955  жила  за  границей.
Играла на рус.  яз.  в  рус.  труппах  (города  Германии,  Прага,  Рига,
Ревель). Выступала на концертах с чтением произв. рус. и сов. поэтов.  В
1923 и в сезоне 1924-25 гастролировала в СССР. В 1943-55 П.  преподавала
сценическое искусство в  Государственной  Академии  в  Вене,  играла  на
немецком (Каренина - "Живой труп"; Гурмыжская) и русском языках.
   С 1961 П.- преподаватель Театр. уч-ща им. Щукина.  Снимается  в  кино
(Графиня - фильм-опера "Пиковая дама", и др.).
   Лит.: Синельников Н., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 193 5; Марков
П., В театрах Австрии, "Театр", 1955, .ј 12; Б р о н ш т е й н С., Герои
одного мгновения, М., 1964, с. 135-58; Городиський М. П., Кивський театр
"Соловцов", Кив, 1961. Ел. С.
   ПОЛЕВОЙ, Николай Алексеевич [22. VI (3. VII). 1796-22. II  (6.  III).
1846]-рус. журналист, критик, историк, драматург. Род.  в  купеч.  семье
(после разорения отца работал приказчиком). Самостоятельно изучил  неск.
языков. Чл.-корр. Акад. наук (1832). Автор шеститомной Истории  русского
народа" (1829-33), впервые раскрывающей деятельную роль народа в истории
России. С 1825 издавал журн. "Московский телеграф", лучший  журнал  того
времени,, последовательно утверждавший про-грессивно-бурж. направление в
лит-ре. В 1832 за напечата-ние в этом журнале статьи о "Горе от ума"  П.
получил замечание от шефа жандармов А.  Х-  Бенкендорфа.  В  1834  после
опубликования отрицательной рецензии  на  верноподданнич.  пьесу  Н.  В.
Кукольника "Рука всевышнего отечество спасла;) цензура  закрыла  журнал.
Пропагандируя романтизм с его стремлением создать идеального  героя,  П.
считал, что изображение обыденной  жизни  недостойно  поэзии.  Сторонник
бурж.  развития  России,  конституционной  монархии,   он   отрицательно
относился  к  дворянству,  возлагая  надежды  на   союз   купечества   с
самодержавной властью, требовал нек-рой демократизации  обществ,  жизни.
Героями его пьес являются купцы, ремесленники. Однако после репрессии  и
в связи с усиливавшейся  политич.  реакцией  нападки  П.  на  дворянство
заметно  ослабевают,  но   зато   в   его   произведениях   ещ„   больше
подч„ркивается значение буржуазии как опоры царя  и  отечества.  В  этот
период появились монархич. пьесы П., построенные  на  внешних  эффектах,
риторических монологах:  "Дедушка  русского  флота",  "Иголкин  -  купец
новгородский"  (1838,  Александрийский  т-р,  в   главной   роли-В.   А.
Каратыгин), "Елена Глинская" (1839), "Параша-Сибирячка" (1840, там же, в
роли Неизвестного-Каратыгин). П. принадлежит  перевод  "Гамлета"  (1837,
Малый  т-р,  в  гл.  ролп-Мочалов),  получивший  высокую'оценку  В.   Г.
Белинского. Перев„л также  ряд  пьес  Мольера,  "Виндзорских  проказниц"
Шекспира и др. Написал романтическую драму "У голино" (1838, Малый  т-р,
в роли Нино - Мочалов), драму "Смерть или честь" (1839). П. писал  также
комедии ("Отец и откупщик, дочь и откуп", 1841, и др.)
   Герцен, Белинский, Чернышевский высоко ценили П. как человека,  смело
вступившего в первый период своей жизни в борьбу с реакцией, умевшего  в
трудных  условиях  николаевского   режима   отстаивать   свои   взгляды,
способствовавшего демократизации рус.  лит-ры.  П.  -  автор  статей  по
вопросам драматургии ("Мои  воспоминания  о  русском  театре  и  русской
драматургии", 1840, и др.).
   Соч.: Драматические сочинения и переводы, ч. 1-4 СПБ, 1842-43.
   Лит.: Белинский о драме и театре, М.-Л., 1948;  Чернышевский  Н.  Г.,
Очерки гоголевского периода русской литературы,  статья  третья.  Полное
собр. соч., т. 3, М., 1957; КупреяноваЕ. Н., Н. А. и К.  А.  Полевые,  в
кн.: История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958, с. 239-58; К о зм  и  н
Н. К., Очерки из истории русского романтизма, СПБ, 1903 (имеется большая
библ. о П.). ЮЛ ПОЛЕВОЙ, П„тр Николаевич [25. II (9. III),  1839  -  31.
XII. 1901 (13. I. 1902)]- рус. писатель, историк лит-ры и иск-ва. Сын Н.
А.  Полевого.  Окончил  историко-филологич.  ф-т  Петербургского   ун-та
(1861). Печататься начал в 1855. Автор "Истории  русской  словесности  с
древнейших времен до наших дней" (3 тт., СП Б,  1900).  Писал  пьесы  на
историч. сюжеты: "Правительница Софья" (совм. с В.  А.  Крыловым,  1888,
Александрийский т-р и моск. Малый т-р) и  "За  право  и  правду"  (1892,
Малый т-р).
   Соч.:  Сочинения,  т.  1-3,   СПБ,   1910-11;   Исторические   очерки
средневековой драмы, СПБ, 1865; Библиография исследований и сборников по
средневековой драматургии, Варшава, 1870. С.Г.
   ПОЛЕЖАЕВ, Георгий Николаевич (р. 9. XII. 1900)  -  рус.  сов.  акт„р,
режисс„р, педагог. Нар. артист УССР (1943). Чл.  Коммунистич.  партии  с
1943. В 1921-25 учился в  театр.  техникуме  и  на  Высших  режисс„рских
курсах (Москва), после окончания к-рых был  приглаш„н  в  Малый  т-р.  В
1927-31 работал в т-рах Украины, в  1931-37  -  акт„р  и  режисс„р  т-ра
"Красный факел" (Новосибирск). В 1937 поступил в  Киевский  т-р  Красной
Армии КОВО (в наст. время львовский т-р).  С  1944-48-акт„р  и  режисс„р
Центр, т-ра Сов. Армии, в 1950-54-гл. режисс„р Грозненского  рус.  т-ра.
Работал также в т-рах Министерства Вооруж. сил СССР (т-р  Туркестанского
военного округа, 1956-58; т-р Сев. группы войск, 1958-60, и др.).
   Роли: Суворов ("Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского), Пушкин
(о. п. Глобы), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Гамлет, Яго,
Егор Булычев, Сатин. Наиболее значит, режисс„рские работы П.:  "Горе  от
ума" (1927); "Темп" Погодина  (1929),  "Как  закалялась  сталь"  (1938),
"Порт-Артур" Степанова и Попова (1950) и др.
   П. занимается педагогич. деятельностью. В  1937-  1941-  руководитель
курса акт„рского мастерства Киевского театр. ин-та, в 1955-58 преподавал
в Ташкентском  театр.  ин-те.  С  1962-  худ.  рук.  и  педагог  кафедры
мастерства акт„ра в Свердловском театр. уч-ще. Б. Кор.
   ПОЛЕНОВ, Василий Дмитриевич [20. V (I. VI). 1844- 18.  VII.  1927]  -
рус. живописец, театр. художник. Нар. художник РСФСР  (1926).  Действит.
чл. Акад. художеств (1893). Окончил  одновременно  юридич.  ф-т  Петерб.
ун-та и Академию художеств  (1871).  Брал  уроки,  у  художников  П.  П.
Чистякова и И. Н. Крамского. В т-ре начал работать  в  1873  (оформление
спектаклей в доме С. И.  Мамонтова  в  Абрамцеве  и  Москве).  Руководил
художеств.-постановочной частью в Моск. рус.  частной  опере  Мамонтова.
Осн. работы: "Алая роза"  Кроткова  (1884,  кружок  Мамонтова);  "Уриэль
Акоста" Серовой (Большой т-р, 1885), "Орфей и Эвридика" Глюка  (1897)  и
"Орлеанская дева Чайковского (1899) - в Моск. рус. частной опере. Вместе
с  В.  М.  Васнецовым  П.  создал  новый  стиль  живописной   декорации,
основанной  на  жизненных  впечатлениях  (этюды  с  натуры)  и  служащей

Страницы: «« « 1789   1790   1791   1792   1793   1794   1795   1796   1797  1798   1799   1800   1801   1802   1803   1804   1805   1806   1807  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия