|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 » »» Андреева), Мари Шар-ден ("Мечта любви" Носорогова), Вера Мирцева (о. п.
Урван-цева), Рита ("Ч„рная пантера " Виниченко), Маргарита Готье ("Дама
с камелиями" Дюма-сына), Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому) и
др.
В 1920 П. уехала на гастроли в Болгарию. До 1955 жила за границей.
Играла на рус. яз. в рус. труппах (города Германии, Прага, Рига,
Ревель). Выступала на концертах с чтением произв. рус. и сов. поэтов. В
1923 и в сезоне 1924-25 гастролировала в СССР. В 1943-55 П. преподавала
сценическое искусство в Государственной Академии в Вене, играла на
немецком (Каренина - "Живой труп"; Гурмыжская) и русском языках.
С 1961 П.- преподаватель Театр. уч-ща им. Щукина. Снимается в кино
(Графиня - фильм-опера "Пиковая дама", и др.).
Лит.: Синельников Н., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 193 5; Марков
П., В театрах Австрии, "Театр", 1955, .ј 12; Б р о н ш т е й н С., Герои
одного мгновения, М., 1964, с. 135-58; Городиський М. П., Кивський театр
"Соловцов", Кив, 1961. Ел. С.
ПОЛЕВОЙ, Николай Алексеевич [22. VI (3. VII). 1796-22. II (6. III).
1846]-рус. журналист, критик, историк, драматург. Род. в купеч. семье
(после разорения отца работал приказчиком). Самостоятельно изучил неск.
языков. Чл.-корр. Акад. наук (1832). Автор шеститомной Истории русского
народа" (1829-33), впервые раскрывающей деятельную роль народа в истории
России. С 1825 издавал журн. "Московский телеграф", лучший журнал того
времени,, последовательно утверждавший про-грессивно-бурж. направление в
лит-ре. В 1832 за напечата-ние в этом журнале статьи о "Горе от ума" П.
получил замечание от шефа жандармов А. Х- Бенкендорфа. В 1834 после
опубликования отрицательной рецензии на верноподданнич. пьесу Н. В.
Кукольника "Рука всевышнего отечество спасла;) цензура закрыла журнал.
Пропагандируя романтизм с его стремлением создать идеального героя, П.
считал, что изображение обыденной жизни недостойно поэзии. Сторонник
бурж. развития России, конституционной монархии, он отрицательно
относился к дворянству, возлагая надежды на союз купечества с
самодержавной властью, требовал нек-рой демократизации обществ, жизни.
Героями его пьес являются купцы, ремесленники. Однако после репрессии и
в связи с усиливавшейся политич. реакцией нападки П. на дворянство
заметно ослабевают, но зато в его произведениях ещ„ больше
подч„ркивается значение буржуазии как опоры царя и отечества. В этот
период появились монархич. пьесы П., построенные на внешних эффектах,
риторических монологах: "Дедушка русского флота", "Иголкин - купец
новгородский" (1838, Александрийский т-р, в главной роли-В. А.
Каратыгин), "Елена Глинская" (1839), "Параша-Сибирячка" (1840, там же, в
роли Неизвестного-Каратыгин). П. принадлежит перевод "Гамлета" (1837,
Малый т-р, в гл. ролп-Мочалов), получивший высокую'оценку В. Г.
Белинского. Перев„л также ряд пьес Мольера, "Виндзорских проказниц"
Шекспира и др. Написал романтическую драму "У голино" (1838, Малый т-р,
в роли Нино - Мочалов), драму "Смерть или честь" (1839). П. писал также
комедии ("Отец и откупщик, дочь и откуп", 1841, и др.)
Герцен, Белинский, Чернышевский высоко ценили П. как человека, смело
вступившего в первый период своей жизни в борьбу с реакцией, умевшего в
трудных условиях николаевского режима отстаивать свои взгляды,
способствовавшего демократизации рус. лит-ры. П. - автор статей по
вопросам драматургии ("Мои воспоминания о русском театре и русской
драматургии", 1840, и др.).
Соч.: Драматические сочинения и переводы, ч. 1-4 СПБ, 1842-43.
Лит.: Белинский о драме и театре, М.-Л., 1948; Чернышевский Н. Г.,
Очерки гоголевского периода русской литературы, статья третья. Полное
собр. соч., т. 3, М., 1957; КупреяноваЕ. Н., Н. А. и К. А. Полевые, в
кн.: История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958, с. 239-58; К о зм и н
Н. К., Очерки из истории русского романтизма, СПБ, 1903 (имеется большая
библ. о П.). ЮЛ ПОЛЕВОЙ, П„тр Николаевич [25. II (9. III), 1839 - 31.
XII. 1901 (13. I. 1902)]- рус. писатель, историк лит-ры и иск-ва. Сын Н.
А. Полевого. Окончил историко-филологич. ф-т Петербургского ун-та
(1861). Печататься начал в 1855. Автор "Истории русской словесности с
древнейших времен до наших дней" (3 тт., СП Б, 1900). Писал пьесы на
историч. сюжеты: "Правительница Софья" (совм. с В. А. Крыловым, 1888,
Александрийский т-р и моск. Малый т-р) и "За право и правду" (1892,
Малый т-р).
Соч.: Сочинения, т. 1-3, СПБ, 1910-11; Исторические очерки
средневековой драмы, СПБ, 1865; Библиография исследований и сборников по
средневековой драматургии, Варшава, 1870. С.Г.
ПОЛЕЖАЕВ, Георгий Николаевич (р. 9. XII. 1900) - рус. сов. акт„р,
режисс„р, педагог. Нар. артист УССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с
1943. В 1921-25 учился в театр. техникуме и на Высших режисс„рских
курсах (Москва), после окончания к-рых был приглаш„н в Малый т-р. В
1927-31 работал в т-рах Украины, в 1931-37 - акт„р и режисс„р т-ра
"Красный факел" (Новосибирск). В 1937 поступил в Киевский т-р Красной
Армии КОВО (в наст. время львовский т-р). С 1944-48-акт„р и режисс„р
Центр, т-ра Сов. Армии, в 1950-54-гл. режисс„р Грозненского рус. т-ра.
Работал также в т-рах Министерства Вооруж. сил СССР (т-р Туркестанского
военного округа, 1956-58; т-р Сев. группы войск, 1958-60, и др.).
Роли: Суворов ("Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского), Пушкин
(о. п. Глобы), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Гамлет, Яго,
Егор Булычев, Сатин. Наиболее значит, режисс„рские работы П.: "Горе от
ума" (1927); "Темп" Погодина (1929), "Как закалялась сталь" (1938),
"Порт-Артур" Степанова и Попова (1950) и др.
П. занимается педагогич. деятельностью. В 1937- 1941- руководитель
курса акт„рского мастерства Киевского театр. ин-та, в 1955-58 преподавал
в Ташкентском театр. ин-те. С 1962- худ. рук. и педагог кафедры
мастерства акт„ра в Свердловском театр. уч-ще. Б. Кор.
ПОЛЕНОВ, Василий Дмитриевич [20. V (I. VI). 1844- 18. VII. 1927] -
рус. живописец, театр. художник. Нар. художник РСФСР (1926). Действит.
чл. Акад. художеств (1893). Окончил одновременно юридич. ф-т Петерб.
ун-та и Академию художеств (1871). Брал уроки, у художников П. П.
Чистякова и И. Н. Крамского. В т-ре начал работать в 1873 (оформление
спектаклей в доме С. И. Мамонтова в Абрамцеве и Москве). Руководил
художеств.-постановочной частью в Моск. рус. частной опере Мамонтова.
Осн. работы: "Алая роза" Кроткова (1884, кружок Мамонтова); "Уриэль
Акоста" Серовой (Большой т-р, 1885), "Орфей и Эвридика" Глюка (1897) и
"Орлеанская дева Чайковского (1899) - в Моск. рус. частной опере. Вместе
с В. М. Васнецовым П. создал новый стиль живописной декорации,
основанной на жизненных впечатлениях (этюды с натуры) и служащей
Страницы: «« « 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |