Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1781   1782   1783   1784   1785   1786   1787   1788   1789  1790   1791   1792   1793   1794   1795   1796   1797   1798   1799  » »»

песенной устной традиции. Е„  исполнение  покоряло  искренностью,  живой
манерой интонирования, выразит, декламацией, глубоким ощущением  красоты
рус. речи.
   Лит.: Кугель А. Р., Театральные портреты, М.- Я.,  1923,  с.  156-65;
Мамонтов С., Капля живой воды, "Рампа и жизнь", 1910, ј 3, с. 46. А. Ив.
   ПЛЕТН‚В,   Валериан   Ф„дорович   [3(15).IX.1886-   1942]-рус.   сов.
драматург, театр. деятель. С 1904-чл. РСДРП, чл. Коммунистич.  партии  с
1920. С 1918 выступал как беллетрист, с 1920 - как драматург.  П.-  один
из руководителей Пролеткульта.  Деятельность  его  носила  пропагандисте
ко-методич.  характер.  В   1921-32   -   председатель   Президиума   ЦК
Пролеткульта. П. написал для т-ров  Пролеткульта  ряд  пьес  о  революц.
борьбе рабочего класса. Пьесы П. схематичны, хотя и  отличаются  внешней
остротой сюжета, наиболее интересна пьеса "Шляпа".
   Пьесы:   "Невероятно,   но...   возможно"   (1919,   Центр,    студия
Пролеткульта), "Прозрение"  (1921,  т-р  Пролеткульта,  Ростов-на-Дону),
"Лена"' (1922, Моск. т-р  Пролеткульта),  "Наследство  Гарланда"  (1924,
Петроградский т-р Пролеткульта), "Над обрывом" и  "Уездное"  (1921,  1-й
Рабочий т-р Пролеткульта), "Шляпа" (1935, Т-р им. Вахтангова) и др.
   С о ч.: Рабочий клуб, М., 1923;  Три  точки  зрения  на  пролетарскую
культуру, М., 1926; Пути современного театра, М.- Л., 1926 (совм.  с  А.
В. Луначарским и Р. А. Пельше);
   К вопросу о пролетарской культуре, "Наша Заря", СПБ, 1913, .ј  10-11,
с. 34-41.
   Лит.: Заметки В. И. Ленина [к  статье  Плетнева-  "На  идеологическом
фронте"], в сб.: Ленин о культуре и искусстве, [М.], 1938, с. 281-91. С.
Г.
   ПЛЕША (Plesa), Бранко (р.6.III.1926) - югосл. акт„р. В  1945  окончил
артистич. школу в Загребе, в 1947 - Академию театр. иск-ва в Белграде. В
1946 работал в Нар. т-ре в Сплите, с 1947 - акт„р Нац. т-ра в  Белграде.
Лучшая роль П.- Гамлет. Среди др. ролей: Барон; Иван Карамазов  ("Братья
Карамазовы" по Достоевскому),  Ромео  ("Ромео  и  Джульетта"  Шекспира),
Пуцельски ("На краю дороги" Матковича) и др. Снимался в кино. Г. Шум.
   ПЛЕЩЕЕВ, Александр Алексеевич (1858-1944)- рус. журналист, драматург,
критик и историк балета. Сын поэта А. Н.  Плещеева.  Нек-рое  время  был
акт„ром Малого т-ра (Москва) и Александрийского т-ра (Петербург).  Затем
сотрудничал  в  петерб.  и  моск.  периодич.  изданиях   ("Петербургский
листок", "Биржевые ведомости", "Столица и усадьба", "Московский листок",
"Суфл„р" и др.), в 1884-85 редактировал журнал  "Театральный  мирок",  в
1904-05 - "Петербургский дневник театрала". Ему  принадлежит  публикация
первого очерка по истории петерб. балета 18-19  вв.  П.-  автор  ок.  30
пьес, к-рые ставились во мн. т-рах, в т. ч.  на  сцене  Александрийского
т-ра. Лучшая среди них - комедия "В своей роли"  (о  жизни  акт„ров).  В
1919 П. эмигрировал за границу.
   Соч.: Наш балет, М., 1896; 2 изд., СПБ, 1899; Что  вспомнилось,  СПБ,
1914; Под сенью кулис, Париж, 1936. Г. Том.
   "ПЛЕЯДА" (франц. Pleiade, от греч. IIAsidc - назв. группы семи лучших
александрийских поэтов) -?-лит. объединение, сложившееся  во  Франции  в
сер. 16 в. В "П." входили: П. де Ронсар, Ж. Дю Белле. Ж. Дора, Р. Белло,
Ж. А. де Баиф, П. де Тийар, Э. Жодель. К ней  примыкали  Н.  Денизо,  Ж.
Гревен и др. Члены "П." стремились обновить, франц.  лит-ру,  приблизить
е„ к античной и итал.  лит-ре.  наполнить  гуманистич.  содержанием.  Их
деятельность сыграла значит, роль в развитии франц.  т-ра.  Они  создали
первые ренессансные трагедии и комедии,  в  к-рых  стремились  подражать
др.-греч., др.-рим. и итал. драматургам. Использование драматургами "П."
античных сюжетов, введение в пьесы двенадцатисложного стиха,  следование
строгим правилам способствовали утверждению классицизма. П. Ронсар и др.
члены "П." принимали  участие  в  организации  придворных  празднеств  и
маскарадов, где исполнялись их стихи, положенные  на  музыку  (комп.  К.
Жанекен, К. Гудимель, Г.  Котле,  К.  Модюи),  что  оказало  влияние  на
возникновение муз. т-ра во Франции.
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 1, М., 1956; Комбарье Ж. Французская  музыка  XVI  века,
пер. с франц. М., 1932 R i g a  1  E.,  Le  theatre  francais  avant  la
periode classique P., 1901; G h a m a г d H., Histoire de la Pleiade, v.
1-4 P., 1939-40. A. Mux
   ПЛЙЕВ, Григорий Дзамболатович  (р.  1913)  -  осетинский  сов.  поэт,
драматург. Чл. КПСС с 1938. В 1935 окончил  ГИТИС  и  вступил  в  состав
осетинского т-ра. Лит. деятельность начал в 1930. Как драматург  впервые
выступил в соавторстве с писателем Б. Боциевым (пьесы: "К жизни", "Алдар
и его пастух", "Крысы "). В 1948 написал трагедию "Чермен" о нар. герое,
сохраняющуюся  в  репертуаре  осетинского  т-ра.  Автор  стихотв.  драмы
"Доверие" (1958), комедии "Над кем  сме„тесь?"  (1965).  П.  перев„л  на
осетинский яз. "Отелло", "Гамлета" и др. пьесы Шекспира, пьесы  Мольера,
Островского, А. Корнейчука и др.
   Соч. (на осетин, яз.): "Цардмен" ("К жизни"), "Мах дуг". 1940, .Ne 3;
"Чермен", "Мах дуг", 1949, ј 8, 9;  "Доге-рие",  Орджоникидзе,  1961;  в
рус. пер.: "Чермен", трагедия, М., 1959. Аза X.
   ПЛИСЕЦКАЯ, Майя Михайловна (р.20.Х1.1925)  -  сов.  артистка  балета.
Нар. арт. СССР (1959).; В 1943 окончила Моск. хореографич. уч-ще  (класс
М.М. Ле-онтьевой) и дебютировала на сцене Большого т-ра в партии  одного
из шести лебедей ("Лебединое  озеро").  Вскоре  после  дебюта  исполнила
вариации из "Дон Кихота" Минкуса, выступила в партии Мирты ("Жизель")  и
феи Сирени  ("Спящая  красавица").  В  1944  П.  танцевала  партию  Маши
("Щелкунчик"), в 1945 создала романтич. образ Раймонды, а через два года
одну из самых трудных и  ответственных  партий  клас-сич.  репертуара  -
Одетту-Одиллию. Своеобразным эскизом к  решению  этого  сложного  образа
было  исполнение  П.  хореографич.  этюда  "Умирающий  лебедь"  на  муз.
Сен-Санса, к-рый танцовщица исполнила на последнем курсе уч-ща.
   Артистич. дарование П. характеризуется  редкими  качествами:  большой
шаг, л„гкий, парящий прыжок, гибкий корпус,  "поющие"  руки;  е„  иск-во
исполнено одухотвор„нной грации, романтич.  приподнятость  сочетается  в
н„м с драматич. экспрессией совр.восприятия жизни. Технич. мастерство П.
всегда оправдано действием, идеей, чувством.
   П. создала полный мятежной патетики героич. образ  Лауренсии  (1956),
светлый праздничный образ  Авроры  (1952),  озорной,  лукавой  и  гордой
Царь-Девицы  ("Кон„к-Горбунок"  Пуни,  1949),трагич.   метущейся   Эгины
("Спартак", 1962),  е„  иск-ву  близок  и  "язык  мучительных  страстей"
пушкинской  Заремы  (1948),  радостное  языческое   ликование   Вакханки
("Вальпургиева  ночь"  Гуно,  1950).  П.  исполнила  партии  в   балетах
Прокофьева: Хозяйка Медной горы  ("Каменный  цветок",  1954),  Джульетта

Страницы: «« « 1781   1782   1783   1784   1785   1786   1787   1788   1789  1790   1791   1792   1793   1794   1795   1796   1797   1798   1799  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия