|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 » »» песенной устной традиции. Е„ исполнение покоряло искренностью, живой
манерой интонирования, выразит, декламацией, глубоким ощущением красоты
рус. речи.
Лит.: Кугель А. Р., Театральные портреты, М.- Я., 1923, с. 156-65;
Мамонтов С., Капля живой воды, "Рампа и жизнь", 1910, ј 3, с. 46. А. Ив.
ПЛЕТН‚В, Валериан Ф„дорович [3(15).IX.1886- 1942]-рус. сов.
драматург, театр. деятель. С 1904-чл. РСДРП, чл. Коммунистич. партии с
1920. С 1918 выступал как беллетрист, с 1920 - как драматург. П.- один
из руководителей Пролеткульта. Деятельность его носила пропагандисте
ко-методич. характер. В 1921-32 - председатель Президиума ЦК
Пролеткульта. П. написал для т-ров Пролеткульта ряд пьес о революц.
борьбе рабочего класса. Пьесы П. схематичны, хотя и отличаются внешней
остротой сюжета, наиболее интересна пьеса "Шляпа".
Пьесы: "Невероятно, но... возможно" (1919, Центр, студия
Пролеткульта), "Прозрение" (1921, т-р Пролеткульта, Ростов-на-Дону),
"Лена"' (1922, Моск. т-р Пролеткульта), "Наследство Гарланда" (1924,
Петроградский т-р Пролеткульта), "Над обрывом" и "Уездное" (1921, 1-й
Рабочий т-р Пролеткульта), "Шляпа" (1935, Т-р им. Вахтангова) и др.
С о ч.: Рабочий клуб, М., 1923; Три точки зрения на пролетарскую
культуру, М., 1926; Пути современного театра, М.- Л., 1926 (совм. с А.
В. Луначарским и Р. А. Пельше);
К вопросу о пролетарской культуре, "Наша Заря", СПБ, 1913, .ј 10-11,
с. 34-41.
Лит.: Заметки В. И. Ленина [к статье Плетнева- "На идеологическом
фронте"], в сб.: Ленин о культуре и искусстве, [М.], 1938, с. 281-91. С.
Г.
ПЛЕША (Plesa), Бранко (р.6.III.1926) - югосл. акт„р. В 1945 окончил
артистич. школу в Загребе, в 1947 - Академию театр. иск-ва в Белграде. В
1946 работал в Нар. т-ре в Сплите, с 1947 - акт„р Нац. т-ра в Белграде.
Лучшая роль П.- Гамлет. Среди др. ролей: Барон; Иван Карамазов ("Братья
Карамазовы" по Достоевскому), Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира),
Пуцельски ("На краю дороги" Матковича) и др. Снимался в кино. Г. Шум.
ПЛЕЩЕЕВ, Александр Алексеевич (1858-1944)- рус. журналист, драматург,
критик и историк балета. Сын поэта А. Н. Плещеева. Нек-рое время был
акт„ром Малого т-ра (Москва) и Александрийского т-ра (Петербург). Затем
сотрудничал в петерб. и моск. периодич. изданиях ("Петербургский
листок", "Биржевые ведомости", "Столица и усадьба", "Московский листок",
"Суфл„р" и др.), в 1884-85 редактировал журнал "Театральный мирок", в
1904-05 - "Петербургский дневник театрала". Ему принадлежит публикация
первого очерка по истории петерб. балета 18-19 вв. П.- автор ок. 30
пьес, к-рые ставились во мн. т-рах, в т. ч. на сцене Александрийского
т-ра. Лучшая среди них - комедия "В своей роли" (о жизни акт„ров). В
1919 П. эмигрировал за границу.
Соч.: Наш балет, М., 1896; 2 изд., СПБ, 1899; Что вспомнилось, СПБ,
1914; Под сенью кулис, Париж, 1936. Г. Том.
"ПЛЕЯДА" (франц. Pleiade, от греч. IIAsidc - назв. группы семи лучших
александрийских поэтов) -?-лит. объединение, сложившееся во Франции в
сер. 16 в. В "П." входили: П. де Ронсар, Ж. Дю Белле. Ж. Дора, Р. Белло,
Ж. А. де Баиф, П. де Тийар, Э. Жодель. К ней примыкали Н. Денизо, Ж.
Гревен и др. Члены "П." стремились обновить, франц. лит-ру, приблизить
е„ к античной и итал. лит-ре. наполнить гуманистич. содержанием. Их
деятельность сыграла значит, роль в развитии франц. т-ра. Они создали
первые ренессансные трагедии и комедии, в к-рых стремились подражать
др.-греч., др.-рим. и итал. драматургам. Использование драматургами "П."
античных сюжетов, введение в пьесы двенадцатисложного стиха, следование
строгим правилам способствовали утверждению классицизма. П. Ронсар и др.
члены "П." принимали участие в организации придворных празднеств и
маскарадов, где исполнялись их стихи, положенные на музыку (комп. К.
Жанекен, К. Гудимель, Г. Котле, К. Модюи), что оказало влияние на
возникновение муз. т-ра во Франции.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, М., 1956; Комбарье Ж. Французская музыка XVI века,
пер. с франц. М., 1932 R i g a 1 E., Le theatre francais avant la
periode classique P., 1901; G h a m a г d H., Histoire de la Pleiade, v.
1-4 P., 1939-40. A. Mux
ПЛЙЕВ, Григорий Дзамболатович (р. 1913) - осетинский сов. поэт,
драматург. Чл. КПСС с 1938. В 1935 окончил ГИТИС и вступил в состав
осетинского т-ра. Лит. деятельность начал в 1930. Как драматург впервые
выступил в соавторстве с писателем Б. Боциевым (пьесы: "К жизни", "Алдар
и его пастух", "Крысы "). В 1948 написал трагедию "Чермен" о нар. герое,
сохраняющуюся в репертуаре осетинского т-ра. Автор стихотв. драмы
"Доверие" (1958), комедии "Над кем сме„тесь?" (1965). П. перев„л на
осетинский яз. "Отелло", "Гамлета" и др. пьесы Шекспира, пьесы Мольера,
Островского, А. Корнейчука и др.
Соч. (на осетин, яз.): "Цардмен" ("К жизни"), "Мах дуг". 1940, .Ne 3;
"Чермен", "Мах дуг", 1949, ј 8, 9; "Доге-рие", Орджоникидзе, 1961; в
рус. пер.: "Чермен", трагедия, М., 1959. Аза X.
ПЛИСЕЦКАЯ, Майя Михайловна (р.20.Х1.1925) - сов. артистка балета.
Нар. арт. СССР (1959).; В 1943 окончила Моск. хореографич. уч-ще (класс
М.М. Ле-онтьевой) и дебютировала на сцене Большого т-ра в партии одного
из шести лебедей ("Лебединое озеро"). Вскоре после дебюта исполнила
вариации из "Дон Кихота" Минкуса, выступила в партии Мирты ("Жизель") и
феи Сирени ("Спящая красавица"). В 1944 П. танцевала партию Маши
("Щелкунчик"), в 1945 создала романтич. образ Раймонды, а через два года
одну из самых трудных и ответственных партий клас-сич. репертуара -
Одетту-Одиллию. Своеобразным эскизом к решению этого сложного образа
было исполнение П. хореографич. этюда "Умирающий лебедь" на муз.
Сен-Санса, к-рый танцовщица исполнила на последнем курсе уч-ща.
Артистич. дарование П. характеризуется редкими качествами: большой
шаг, л„гкий, парящий прыжок, гибкий корпус, "поющие" руки; е„ иск-во
исполнено одухотвор„нной грации, романтич. приподнятость сочетается в
н„м с драматич. экспрессией совр.восприятия жизни. Технич. мастерство П.
всегда оправдано действием, идеей, чувством.
П. создала полный мятежной патетики героич. образ Лауренсии (1956),
светлый праздничный образ Авроры (1952), озорной, лукавой и гордой
Царь-Девицы ("Кон„к-Горбунок" Пуни, 1949),трагич. метущейся Эгины
("Спартак", 1962), е„ иск-ву близок и "язык мучительных страстей"
пушкинской Заремы (1948), радостное языческое ликование Вакханки
("Вальпургиева ночь" Гуно, 1950). П. исполнила партии в балетах
Прокофьева: Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок", 1954), Джульетта
Страницы: «« « 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |