Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1774   1775   1776   1777   1778   1779   1780   1781   1782  1783   1784   1785   1786   1787   1788   1789   1790   1791   1792  » »»

уч-ще). Был известен как литератор. Ц статье о "Грозе" ("Гроза. Драма А.
Н. Островского", 1860) утверждал точку зрения  на  произв.  Островского,
близкую  Добролюбову.  В  своих  критич.  статьях  активно   поддерживал
Островского и возглавляемое  им  реалистич.  направление.  Подготовил  к
изданию, прокомментировал и отредактировал первое Полн. собр. соч. А. Н.
Островского (СПБ. 1904-05).
   П.  был  мужем  П.  А.  Стрепетовой\  оказал  огромное   влияние   на
становление и развитие е„ иск-ва.
   Соч.: К материалам для биографии А.  Н.  Островского,  в  кн.:  Полн.
собр. соч. А. Н. Островского, т. 10, СПБ, 1905.
   Лит.: Карнеев М. В.,  Модест  Иванович  Писарев,  СПБ,  1893;  "ЕИТ".
1905-1906, вып. XVI, прилож.; Морозов М., Модест Иванович Писарев, М.Л.,
1949;
   Г л а м а-М ещерская А. Я., Воспоминания, М.-Л.,  1937,  с.  143-144,
180-204, 311, 342-43; Мацкин А.. У истоков творчества, в кн.:  Ежегодник
Московского Художественного театра. 1951 - 1952, М., 1956. с. 294-98. А.
Шн.
   ПИСЕМСКИЙ, Алексей Феофилактович (11.111.
   1821-21.1.1881) - рус. писатель. Окончил матема-тич. ф-т Моск.  ун-та
(1844). В  течение  мн.  лет  служил  чиновником.  Участвовал  в  любит,
спектаклях. Печататься начал в 1848.  Автор  романов,  рассказов,  пьес.
Всего им написано  15  драм.  произв.  Среди  них  -  пьесы  о  провинц.
дворянстве, из  крестьянского  быта,  исто-рич.,  антибурж.  памфлеты  и
пьесы, направленные против пореформенной бюрократии.
   Полагая,  что  в  совр.  ему   об-ве   крестьяне   сохранили   внутр.
независимость, П. в то же время не верил в "мужицкую революцию", считая,
что только правительство может улучшить положение народа.  Эти  принципы
определили  идейную  ограниченность  творчества  П.,  в  т.  ч.  и   его
драматургии.  Несмотря  на  это,   реалистич.   драматургия   П.   имела
обличительно-критич.  направленность.  Мн.  его  пьесы  были   запрещены
цензурой.  В  своей  первой  комедии  "Ипохондрик"  [1852;  пост.  1855,
Александрийский т-р (на сцене Михайловского т-ра) ] П. противопоставляет
честного человека дворянскому об-ву, основанному на корысти и обмане;  в
комедии "Раздел" (1863, пост. в  1874,  там  же)  показывает  лицемерие,
жадность представителей дворянского сословия. Лучшая пьеса П. - "Горькая
судьбинам (1859; пост. 1863, Кружок любителей драм.  иск-ва,  Москва,  в
роли Анания Яковлева - автор; в том же году -  Александрийский  т-р),  в
центре к-рой образ крестьянки Лизаветы, смело заявляющей о  сво„м  праве
на любовь, отстаивающей свою независимость (роль Лизаветы была одной  из
самых  лучших  ролей  П.  А.  Стрепетовой).  Однако  демократич.  пресса
критиковала  пьесу   П.   за   образы   крестьянина   Анания   Яковлева,
оскорбл„нного барином и смирившегося со  своей  участью,  и  помещика  Ч
еглова-Соковина, оказавшегося в известной степени жертвой обстоятельств.
В  трагедии  "Самоуправцы"  1866,  Малый  т-р)  П.  показал  откровенный
произвол дворянства. Ярким, злободневным, едким памфлетом были пьесы  П.
70-х гг.: "Ваал" (1873, Александрийский т-р), "Финансовый гений"  (1876,
Малый т-р)  и  др.,  обличающие  стяжательство  и  нравственное  падение
буржуазии. Среди драм. соч. П.- "Ветеран и новобранец" (1854),  "Поручик
Гладков" (1867), "Милославские и Нарышкины" (1867) и др.
   Соч.: Комедии, драмы и трагедии, ч. 1-2" М., 1874;
   Пьесы, М., 1958.
   Лит.: Данилов  С.  С.,  Очерки  по  истории  русского  драматического
театра, М.- Л., 1948, с. 397-403;
   Еремин М. П., Писемский, М., 1956. Ю. Д.
   ПИСКАТОР (P.iscator), Эрвин (р. 17.XII.1893)- нем. режисс„р.  В  1914
был практикантом в Мюнхенском придворном т-ре. Слушал лекции в ун-те  по
истории иск-в, философии и германистике. В 1919 вступил  в  Коммунистич.
партию Германии. В 1919 открыл в Кенигсберге т-р "Трибунал", где  ставил
пьесы А. Стриндберга,Ф. Ведекинда,К.  Штернхейма.  В  1920-21  вместе  с
молодыми  акт„рами  и  любителями  из  рабочих  организовал  в   Берлине
"Пролетарский т-р". Совм. с участниками труппы  написал  и  пост,  пьесу
"День  России",  призывавшую   к   активной   поддержке   Сов.   России.
Представления давались в залах рабочих собраний полулегально. В  1923-24
(совм. с драматургом Г. И. Рефишем) руководил Центр,  т-ром,  где  пост.
"Мещане" (1923); "Настанет время" Роллана (1923),
   "Власть тьмы" (1924). По заданию Коммунистич. партии Германии написал
и пост. по-литич. обозрения "Ревю Ротер Руммель" (1924) и  "Несмотря  ни
на что" (1925). В 1924- 1927-режисс„р  т-ра  "Фолькс-бюне"  (Берлин).  В
своих творческих  исканиях  П.опирался  на  революц.  крыле  зрительской
организации "Фолькс-бюне". Здесь он поставил "На  дне"  (1927)  и  пьесы
прогрессивных нем. драматургов:
   "Парус над горизонтом" Леон-хардта (1925),  "Кто  плачет  о  Юкенаке"
Рефиша (1925), "Буря над Готландом" Велька (1927; в этот спектакль  были
вмонтированы кинокадры из истории борьбы пролетариата в разных странах).
Стремясь дать современное сценическое истолкование классики, П. пост.  в
1926  в  "Штатстеатре"  спектакль  "Разбойники"  в  совр.  костюмах,   с
изменениями в тексте. В 1927 П. открыл в Берлине свой первый т-р  -  Т-р
Пискатора.   Здесь   (в   помещении    "Лессинг-театра")    он    ставил
антиимпериалистич. и антивоенные пьесы:
   "Распутин"  (1927,  по  мотивам  пьесы  А.   Н.   Толстого   "Заговор
императрицы"), "Гоп-ля, мы жив„м!" Тол-лера (1927),  "Швейк"  (1928,  по
роману Гашека). Из-за преследования властей и  отдал„нности  от  рабочих
районов П. в 1928 закрыл т-р. В 1929 т-р под рук. П. открылся вторично в
этом же помещении. Была пост. пьеса прогрессивного  нем.  драматурга  В.
Ме-ринга "Берлинский купец" (1929). В третий раз П. открыл т-р в 1930  в
рабочем р-не Берлина (в  помещении  "Вальнертеатр"),  к-рый  работал  до
1932. Здесь были  пост.  "Тай-Янг  пробуждается"  Вольфа  (1931),  "Луна
слева" Билль-Белоцерковского (1930), "Инга"  Глебова  (1931).  При  т-ре
существовала студия.
   В 30-е гг. П. был чл. исполнит, комитета Интернац. раб. театр. союза.
В 1929 написал книгу "Политический театр", в  к-рой  рассказал  о  своей
деятельности в области политич. революц. т-ра. Книга переводилась на мн.
языки (в т. ч. на укр. и рус.) и заслужила высокую оценку сов. критики.
   Режисс„рская деятельность П.  имела  большое  значение  для  развития
революц. т-ра и антифашистской драматургии в 20-30-х гг. 20 в.  Под  его
рук. начали свой творч. путь мн. деятели театр.  агитпропколлек-тивов  -
"Юнге  фольксбюне",  "Театра  молодых   акт„ров".   П.   сотрудничал   с
драматургами Б. Брехтом, Ф. Вольфом, Э. Толлером и др. Одним из первых в
Германии  выдвинул  и   осуществил   идею   политич.   театра   -   т-ра
революционного,   призванного   стать   орудием   в   политич.    борьбе

Страницы: «« « 1774   1775   1776   1777   1778   1779   1780   1781   1782  1783   1784   1785   1786   1787   1788   1789   1790   1791   1792  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия