|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 » »» уч-ще). Был известен как литератор. Ц статье о "Грозе" ("Гроза. Драма А.
Н. Островского", 1860) утверждал точку зрения на произв. Островского,
близкую Добролюбову. В своих критич. статьях активно поддерживал
Островского и возглавляемое им реалистич. направление. Подготовил к
изданию, прокомментировал и отредактировал первое Полн. собр. соч. А. Н.
Островского (СПБ. 1904-05).
П. был мужем П. А. Стрепетовой\ оказал огромное влияние на
становление и развитие е„ иск-ва.
Соч.: К материалам для биографии А. Н. Островского, в кн.: Полн.
собр. соч. А. Н. Островского, т. 10, СПБ, 1905.
Лит.: Карнеев М. В., Модест Иванович Писарев, СПБ, 1893; "ЕИТ".
1905-1906, вып. XVI, прилож.; Морозов М., Модест Иванович Писарев, М.Л.,
1949;
Г л а м а-М ещерская А. Я., Воспоминания, М.-Л., 1937, с. 143-144,
180-204, 311, 342-43; Мацкин А.. У истоков творчества, в кн.: Ежегодник
Московского Художественного театра. 1951 - 1952, М., 1956. с. 294-98. А.
Шн.
ПИСЕМСКИЙ, Алексей Феофилактович (11.111.
1821-21.1.1881) - рус. писатель. Окончил матема-тич. ф-т Моск. ун-та
(1844). В течение мн. лет служил чиновником. Участвовал в любит,
спектаклях. Печататься начал в 1848. Автор романов, рассказов, пьес.
Всего им написано 15 драм. произв. Среди них - пьесы о провинц.
дворянстве, из крестьянского быта, исто-рич., антибурж. памфлеты и
пьесы, направленные против пореформенной бюрократии.
Полагая, что в совр. ему об-ве крестьяне сохранили внутр.
независимость, П. в то же время не верил в "мужицкую революцию", считая,
что только правительство может улучшить положение народа. Эти принципы
определили идейную ограниченность творчества П., в т. ч. и его
драматургии. Несмотря на это, реалистич. драматургия П. имела
обличительно-критич. направленность. Мн. его пьесы были запрещены
цензурой. В своей первой комедии "Ипохондрик" [1852; пост. 1855,
Александрийский т-р (на сцене Михайловского т-ра) ] П. противопоставляет
честного человека дворянскому об-ву, основанному на корысти и обмане; в
комедии "Раздел" (1863, пост. в 1874, там же) показывает лицемерие,
жадность представителей дворянского сословия. Лучшая пьеса П. - "Горькая
судьбинам (1859; пост. 1863, Кружок любителей драм. иск-ва, Москва, в
роли Анания Яковлева - автор; в том же году - Александрийский т-р), в
центре к-рой образ крестьянки Лизаветы, смело заявляющей о сво„м праве
на любовь, отстаивающей свою независимость (роль Лизаветы была одной из
самых лучших ролей П. А. Стрепетовой). Однако демократич. пресса
критиковала пьесу П. за образы крестьянина Анания Яковлева,
оскорбл„нного барином и смирившегося со своей участью, и помещика Ч
еглова-Соковина, оказавшегося в известной степени жертвой обстоятельств.
В трагедии "Самоуправцы" 1866, Малый т-р) П. показал откровенный
произвол дворянства. Ярким, злободневным, едким памфлетом были пьесы П.
70-х гг.: "Ваал" (1873, Александрийский т-р), "Финансовый гений" (1876,
Малый т-р) и др., обличающие стяжательство и нравственное падение
буржуазии. Среди драм. соч. П.- "Ветеран и новобранец" (1854), "Поручик
Гладков" (1867), "Милославские и Нарышкины" (1867) и др.
Соч.: Комедии, драмы и трагедии, ч. 1-2" М., 1874;
Пьесы, М., 1958.
Лит.: Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического
театра, М.- Л., 1948, с. 397-403;
Еремин М. П., Писемский, М., 1956. Ю. Д.
ПИСКАТОР (P.iscator), Эрвин (р. 17.XII.1893)- нем. режисс„р. В 1914
был практикантом в Мюнхенском придворном т-ре. Слушал лекции в ун-те по
истории иск-в, философии и германистике. В 1919 вступил в Коммунистич.
партию Германии. В 1919 открыл в Кенигсберге т-р "Трибунал", где ставил
пьесы А. Стриндберга,Ф. Ведекинда,К. Штернхейма. В 1920-21 вместе с
молодыми акт„рами и любителями из рабочих организовал в Берлине
"Пролетарский т-р". Совм. с участниками труппы написал и пост, пьесу
"День России", призывавшую к активной поддержке Сов. России.
Представления давались в залах рабочих собраний полулегально. В 1923-24
(совм. с драматургом Г. И. Рефишем) руководил Центр, т-ром, где пост.
"Мещане" (1923); "Настанет время" Роллана (1923),
"Власть тьмы" (1924). По заданию Коммунистич. партии Германии написал
и пост. по-литич. обозрения "Ревю Ротер Руммель" (1924) и "Несмотря ни
на что" (1925). В 1924- 1927-режисс„р т-ра "Фолькс-бюне" (Берлин). В
своих творческих исканиях П.опирался на революц. крыле зрительской
организации "Фолькс-бюне". Здесь он поставил "На дне" (1927) и пьесы
прогрессивных нем. драматургов:
"Парус над горизонтом" Леон-хардта (1925), "Кто плачет о Юкенаке"
Рефиша (1925), "Буря над Готландом" Велька (1927; в этот спектакль были
вмонтированы кинокадры из истории борьбы пролетариата в разных странах).
Стремясь дать современное сценическое истолкование классики, П. пост. в
1926 в "Штатстеатре" спектакль "Разбойники" в совр. костюмах, с
изменениями в тексте. В 1927 П. открыл в Берлине свой первый т-р - Т-р
Пискатора. Здесь (в помещении "Лессинг-театра") он ставил
антиимпериалистич. и антивоенные пьесы:
"Распутин" (1927, по мотивам пьесы А. Н. Толстого "Заговор
императрицы"), "Гоп-ля, мы жив„м!" Тол-лера (1927), "Швейк" (1928, по
роману Гашека). Из-за преследования властей и отдал„нности от рабочих
районов П. в 1928 закрыл т-р. В 1929 т-р под рук. П. открылся вторично в
этом же помещении. Была пост. пьеса прогрессивного нем. драматурга В.
Ме-ринга "Берлинский купец" (1929). В третий раз П. открыл т-р в 1930 в
рабочем р-не Берлина (в помещении "Вальнертеатр"), к-рый работал до
1932. Здесь были пост. "Тай-Янг пробуждается" Вольфа (1931), "Луна
слева" Билль-Белоцерковского (1930), "Инга" Глебова (1931). При т-ре
существовала студия.
В 30-е гг. П. был чл. исполнит, комитета Интернац. раб. театр. союза.
В 1929 написал книгу "Политический театр", в к-рой рассказал о своей
деятельности в области политич. революц. т-ра. Книга переводилась на мн.
языки (в т. ч. на укр. и рус.) и заслужила высокую оценку сов. критики.
Режисс„рская деятельность П. имела большое значение для развития
революц. т-ра и антифашистской драматургии в 20-30-х гг. 20 в. Под его
рук. начали свой творч. путь мн. деятели театр. агитпропколлек-тивов -
"Юнге фольксбюне", "Театра молодых акт„ров". П. сотрудничал с
драматургами Б. Брехтом, Ф. Вольфом, Э. Толлером и др. Одним из первых в
Германии выдвинул и осуществил идею политич. театра - т-ра
революционного, призванного стать орудием в политич. борьбе
Страницы: «« « 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |