Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1778   1779   1780   1781   1782   1783   1784   1785   1786  1787   1788   1789   1790   1791   1792   1793   1794   1795   1796  » »»

пирушек, плутни и обманы, переодевание ("Перс", "Казина"), комич.  мотив
двойника  ("Менехмы",  "Амфитрион").  мнимое  сумасшествие  ("Менехмы"),
взаимное непонимание ("Клад"),  непосредств.  обращение  к  зрителям,  в
к-ром  иногда  ид„т  речь  о  театр.  делах  ("Амфитрион",  "Куркулион",
особенно "Пуниец"), обильная буффонада - таковы нек-рые драматургические
при„мы П. Диалоги в пьесах П. строятся на разговорном языке римлян  того
времени. П. вв„л живую лат. речь в др.-рим. лит-ру.  Язык-одно  из  овн.
средств комизма  у  П.  В  его  пьесах  встречаются  игра  слов,  комич.
новообразования,   метафоры,   гиперболы,   простонародные    пословицы,
прибаутки, бранные слова и т. д. П. широко использовал кантики, применяя
разл. лирич. размеры как средство  характеристики  персонажей  (любовная
серенада  в  "Куркулионе",  торжество  над  противниками  в  "Псевдоле",
отчаяние скупца в "Кладе" и т. д.).
   В  историю  мирового  т-ра  П.   вош„л   как   один   из   крупнейших
комедиографов.  В  его  творчестве  др.-рим.  комедия  достигает  своего
апогея, определившего е„ последующее воздействие на мировой т-р. Связь с
более ранними формами нар. комедийного  творчества,  верное  изображение
совр. ему жизни (хотя и ограниченное в осн. рамками семейных отношений )
и  происходящих  в  ней  перемен  от  растущей  власти  денег,  глубокое
сочувствие судьбе людей из ср. и низших сословий делают П. подлинно нар.
поэтом. Произв. П., проникнутые ярким комизмом, неистощимой  энергией  и
оптимизмом,  выразительные  по  сценич.  форме,  пользовались   огромным
успехом у современников драматурга в Др. Риме и ставились на сцене много
лет спустя после его смерти.
   В ср. века П. был почти забыт, но заново "открыт" для европ.  т-ра  в
эпоху Возрождения. П.  подражали  итал.  драматурги,  Шекспир  ("Комедия
ошибок"), Мольер ("Скупой" и "Амфитрион"), Л. Хольберг ("Якоб фон Тибое,
или Хвастливый солдат"), П. К. Хофт ("Торговец") и др.; в наше  время  -
Ж. Жироду ("Амфитрион 38") и др. Пьесы П. ставятся на совр. сцене:
   "Менехмы" и "Клад"-1938, реставрированный др.-рим.  т-р  Остии,  близ
Рима; "Привидение" (по П.) - 1954, т-р "Вь„ коломбье", Париж, и  др.;  в
СССР-"Менехмы", 1923, Ленингр. Большой драм. т-р, реж. К. Хохлов.
   Соч.: Comoediae, recens, et emendav. F. Leo, v. l-2, В.,  1895-96,  2
ed.. В., 1958; Comoedi?,  recognov.  W.  M.  Lindsay,  t.  1-2,  Oxonii,
[1904-05], 2 ed., 1910; Comedies. Texte etabli et trad. par  A.  Ernout,
t. 1-7, P., 1932-47 (текст йа франц. и  латин.  яз.);  в  рус.  пер.-Тит
Макций Плавт,
   Комедии, пер. с латин. А. В. Артюшкова,т. [1-3], M.-Л 1933-37.
   Лит.: Античная литература, под общей ред. А. А. Тахо-Годи, М.,  1963;
Савельева Л. И., Приемы комизма у Плавта, [Казань], 1963; ШтаерманЕ. М.,
Расцвет рабовладельческих отношений в римской республике, М., 1964;
   ДератаниН. (вступ. ст.), Театр Плавта, в кн.: Плавт,  Избр.  комедии,
т. [i]. M.-Л., 1933; Покровский М. (вступ. ст.), О литературных приемах,
стиле..., там же, т. 2, М.-Л., 1935; Варнеке Б. В., Введения, там же, т.
3, М.-Л., 1937; L e о F., Plautinische Forschungen.., В., 1895;
   2. Aufl., В., 1912; P r a n k e 1 Ed., Plautinisches im Plautus.  В.,
1922; Jachmann G., Plautinisches und  Attisches,  B.,  1936;  Leiay  P..
Flaute, P., [1925]; TirneyJ.J., Some attic elements in Plautus,  Dublin,
1945; D u n k i n P. Sh., Post-Aristophanic comedy, Illinois, 1946; B  i
e b e r M.,  The  history  of  the  greek  and  roman  theater,  2  ed.,
Prin-centon,   1961.   См.   также   ст.   Древнеримская    драматургия,
Древнеримский театр и лит. к ним. Вал. Г.
   ПЛАН  (от  лат.  planum-  плоскость)  -   часть   сценич.   площадки.
Расположена параллельно рампе. Ширина (глубина)-1,5-1,8  м  (зависит  от
расстояния между софитами, количество к-рых  определяет  число  планов).
Первый П. от портальной арки наз. нулевым, следующие 1-м, 2-м и т. д.
   ПЛАНКЕТ, Планкетт (PIanquette), Робер  (31.VII.1848-28.1.1903)-франц.
композитор. Учился в Парижской консерватории. Начал творч.  деятельность
как автор популярных песен и  маршей.  В  1872  дебютировал  как  театр.
композитор. Известность П.  принесла  оперетта  Корневилъвкие  колокола"
(1877, т-р "Фоли драматик", Париж), к-рая в первый же год была пост. мн.
т-рами Европы и Сев. Америки. Успехом пользовались оперетты П.:  "Рипван
Винкль" ("Рип-Риш, 1882, т-р  "Комеди",  Лондон)  на  сюжет  новеллы  У.
Ирвинга. "Панург" по Ф. Рабле (1895, т-р "Гете", Париж) и др. Это  лирик
о-романтич. оперетты, в к-рых развиваются традиции франц. комич.  оперы.
Они отличаются богатством и свежестью  мелодий,  живым,  л„гким  юмором,
сценичностью и до сих пор сохраняются в репертуаре т-ров.
   Др. оперетты: "Шевалье Гастон" (1879,  Монте-Карло),  "Стрелки  32-го
полка"  (1880,  т-р  "Ренессанс",  Париж),  "Маркитантка"   (1880,   т-р
"Нувоте", Париж), "Принцесса Коломбина" (1886, там же), "Сюркуф"  (1887,
т-р "Фоли-дра-матик"), "Тр„хцветная кокарда" (1892, там же),  "Талисман"
(1893, т-р "Гете"), "Мамзель Катр-Су" (1897, там  же).  Лит.:  Янковский
М., Оперетта, Л.- М., 1937.
   ПЛАНСОН (Plancon), Поль  Анри  (12.VI.1854-  12.VIII.1914)  -  франц.
артист оперы (бас). Пению учился в Париже у Ж. Дюпре и Ж. Б. Сбрилья.  В
1877-79 выступал  в  оперном  т-ре  Лиона.  В  1883  с  большим  успехом
дебютировал в т-ре "Гранд-Опера". Гастролировал в  т-рах  "Ковент-Гардеш
(1891-1904)   и   "Метрополитен-опера"   (1893-1908).   Голос   полного,
насыщенного тембра, необычайная экспрессивность и  драматизм  исполнения
сделали П. достойным партн„ром  таких  вокалистов,  как  В.  Морелъ,  М.
Зембрих, Н. Мелба, Я. Решке, Д. Фаррар, Э. Кару зо.  П.  был  выдающимся
исполнителем партии Мефистофеля ("Фауст").
   Др.  партии:  Зарастро  ("Волшебная   флейта"),   Оровез   ("Норма"),
Верховный  жрец  ("Самсон  и  Далила"Сен-Санса),  Сен-Бри  ("Гугеноты"),
Погнер, Генрих,  Ландграф  ("Нюрнбергские  мейстерзингеры",  "Лоэнгрин",
"Тангейзер" Вагнера). Вс. Т.
   ПЛАНШЕ (Planche). Джеймс Робинсон (27.11. 1796 - 30. V. 1880) - англ.
драматург, либреттист. В  юности  выступал  как  акт„р  в  разл.  любит,
труппах. Первая пьеса П.- "Влюбл„нный, или Король малой Британии",  была
пост. в т-ре "Друри-Лейн" в 1818. Драматургия П. испытала влияние франц.
бытовой мелодрамы. Лучшие его пьесы написаны в  период  совм.  работы  с
акт„рами Э. Вестрис и Ч. Мэтьюсом-младшим  в  т-ре  "Олимпик"  (1831-38;
муз. бурлеск  "Увеселения  Олимпика),1831)  и  в  годы  работы  в  т-рах
"Ковент-Гардеш  (1838-42)  и  "Лицеум"  (1847-54),  где  пост.   "Остров
сокровищ" (1849). П.- автор либретто мн. опер. в т. ч.  "Оберон"  Вебера
(1826.   "Ковент-Гардеш).   В   1826-27   был   муз.   директором   т-ра
"Вокзал-Гарден"  (Лондон).  П.-историк  т-ра.   автор   книги   "История
английского костюма" ("History of British costume", 1834).
   Соч.: The extravaganzas of ... 1825-1871, testimonial  ed.,  v.  1-5,
L., 1879; The recollections and reflections, v. 1- 2, L., 1872.

Страницы: «« « 1778   1779   1780   1781   1782   1783   1784   1785   1786  1787   1788   1789   1790   1791   1792   1793   1794   1795   1796  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия