|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 » »» Лиепайском т-ре. Роли: Митрич ("Власть тьмы", 1908), Бобчин-ский
("Ревизор", 1909), Федя Протасов ("Живой труп", 1911), Шейлок (1913),
Каренин ("Анна Каренина", 1914), В 1919 вступил во вновь созданный
Рабочий т-р Сов. Латвии (Рига). Роли: революционер Лаукудуре
("Воскресение" Паэгле), Яков Бардин ("Враги"). После закрытия т-ра
работал в Нац. т-ре (Рига). Играл характерные роли преим. в пьесах
латышских классиков: Сутка, Отец Микуса ("В огне", 1919, "Блудный сын",
1920, Блаумана), Дидзис ("Вей, ветерок!" Райниса, 1920), Кенцис
("Времена землемеров" Каудзитес, 1922), Могильщик ("Гамлет", 1923),
Счастливцев ("Лес", 1936) и др. Творчество П. отличалось реалистич.
направленностью, ярким юмором. Он создавал образы светлых людей, играл
непосредственно, правдиво.
Лит.: Kaupins Н., Т. Podnieks, в кн.: Teatris un dzive. Almanahs IV,
Riga, 1960, pusl. 43Q-50. В. Х.
"ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА" - опера И. И. Дзержинского, либр. Л. И.
Дзержинского но о. п. М. А. Шолохова. Стихи Л. И. Дзержинского и А.
Чуркина. Пост. 23 окт. 1937, Большой т-р (дириж„р Самосуд, реж.
Мордвинов, худ. Вильяме, балетм. Захаров; Нагульнов -Головин, Давыдов -
Евлахов, Лушка - Кругликова, дед Щукарь - Стрельцов, Тимофей - Коротков,
Островнов -Перегудов, Половцев - Бугайский, Банник - Годовкин). 1937,
Ле-нингр. Малый оперный т-р (дириж„р Хайкин, пост. Зона, худ. Штоффер,
балетм. Чеснаков; Давыдов - Черныш„в, Нагульнов - Орлов, Лушка -
Софронова, дед Щукарь - Балашов, Лукич - Чесноков, Половцев - Бутягин,
Тимофей - Малаховский, Фрол - Аббакумов). Пост. в др. городах Сов.
Союза: Киев, Свердловск (1937), Харьков, Днепропетровск (1938), Одесса
(1939), Пермь (1964, в нов. редакции) и др.
Издания: "П. ц." - клавир, М., 1939. п. 1 р.
ПОДТЕКСТ (в театральном искусстве)- комплекс мыслей и чувств,
содержащихся в тексте, произносимом персонажами пьесы. П. раскрывается
акт„рами не только в словах, но и в паузах, во внутр., не произносимых
вслух монологах. К. С. Станиславский называл П. явной, внутренне
ощутимой жизнью роли, "... которая непрерывно течет под словами текста,
все время оправдывая и оживляя их" ("Работа актера над собой", 1951, с.
492). П. является одним из осн. средств овладения образом. Понимание П.
основано на глубоком изучении и верном истолковании пьесы. П. помогает
акт„ру достигнуть непрерывного развития внутр. жизни образа, раскрыть,
как говорил В.И. Немирович-Данченко, "второй план" роли. Н.Гор.
ПОДЪ‚МНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ сцены - совокупность механизмов, с помощью
к-рых осуществляется подъ„м и спуск декораций, т. н. одежды сцены
осветительных приборов и т. п.
ПОЖАРОВ, Борис (1864 - 11. VII. 1942) - болг. акт„р и театр. деятель.
Поч„тный артист софийского Нар. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1881
в любит. труппе пловдивского "Рабочего товарищества печатников". В
1883-86- акт„р "Вост.-Румелийской театр. труппы" (Пловдив). В 1890
основал Т-р им. В. Левского (с 1894- "Заря"). В 1897-98 и 1899-1904 -
акт„р т-ра "Слеза и смех". П. - один из основателей Нар. т-ра в Софии,
акт„ром к-рого был с 1904 и до конца сценич. деятельности.
Основоположник романтич. направления болг. т-ра. Пользовался большой
любовью зрителей, обладал заразит, сценич. темпераментом, красивым
голосом. Лучшие роли: Иванко (о. п. Друмева), Цинтио ("Прекрасная
Сидония"); Отелло; Готлер ("Нельская башня" Дюма-отца) и др. Занимался
педагогич. деятельностью. Среди его воспитанников: Т. Тончева, Н.
Штырбанова, В. Николаева, М. Канели и др.
Лит.: "Театьр", 1957, кн. 7, с. 74-75; Д о н е в Г., Строители на
българския театър, [кн. I], Плевен, [б.г.], с. 15-28;
Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950, с. 94, 207, 209, 210.
Д.Ив.
ПОЗА (франц. - pose)-1) положение тела; 2) в классич. танце -
остановка, задержка в движении, во время к-рой тяжесть тела танцовщика
удерживается в устойчивом равновесии на одной (опорной) ноге, в то время
как другая отведена впер„д, в сторона или назад. Л, Я.
ПОЗИЦИЯ (франц. position, от лат. positio - положение) - в балете
осн. положение рук и ног. Существуют 5 П. ног. Все они основываются на
принятом в классич. танце принципе супинации (выворотность). В 1-й, 3-й
и-5-й П. ноги сомкнуты; во 2-й - раздвинуты в стороны, в 4-й - назад или
впер„д. Отвед„нная впер„д или назад нога может касаться носком пола или
находиться на высоте под углом в 45 или 90. Насчитываются 3,5 и 7 П.
рук. Наиболее распространена теория тр„х П.: 1-я - руки округл„нно
вытянуты впер„д на уровне груди; 2-я - разведены в сторону на уровне
плеч; 3-я -.подняты над головой. Остальные положения рук и ног в танце
являются сочетанием из этих П. Обучение в балетных школах начинается с
изучения П. А. И.
ПОКОТЙЛО, Михаил Ф„дорович (р. 21. VI. 1906) - укр. сов. акт„р. Нар.
арт. УССР (1953).
В 1930 окончил Харьковский театр. ин-т. Работал в Красноармейском
т-ре, затем в Харьковском Красно-заводском т-ре. В 1933-61 - акт„р
харьковского Т-ра им. Т. Г. Шевченко, с 1961 - Т-ра им. Франко (Киев). В
сво„м творчестве П. развивает лучшие традиции укр. реалистич. комедии.
Особым мастер-ством отличается исполнение П. эпизодич. ролей. В сценич.
образах П. яркие детали выражают сущность характера героя. Выступает как
режисс„р. С 1947 вед„т педагогич. работу. Снимался в кино.
Роли: Максим Кукса ("Остались в дураках" Кропивниц-кого), дьяк
Гаврила ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), дед Явтух ("Приезжайте в
Звонковое" Корнейчука), Трубач ("Егор Булычев и другие"),
Шельменко-денщик(о. п. Квитки-Основьяненко), Исаак Мендоса ("Дуэнья"
Шеридана), Абильда ("Третья патетическая" Погодина) - в Т-ре им.
Шевченко;
Николай Таран ("Фараоны" Коломийца), аптекарь Карлос ("День рождения
Терезы" Мдивани), дед Остап ("В степях Украины" Корнейчука), Роман
Вороний ("Ну идети!"3а-рудного)- в Театре им. Франко.
Лит.: Смоляк Я., Майстри радянського мистецтва, XapbKiB, 1947, с.
21-23. Л. Б.
ПОКРОВСКИЙ, Александр Васильевич [9 (21). III. 1886 - 1. VII. 1963] -
рус. сов. акт„р и театр. деятель. Засл. деят. иск. РСФСР (1957). Чл.
Комму-нистич. партии с 1919. Учился на драм. отд. Моск. филармонич.
уч-ща (1908-11). Творч. деятельность начал как акт„р в Туле (1911),
затем играл в т-рах Оренбурга, Архангельска, Севастополя, Казани,
Саратова, Тифлиса. Роли: Несчастливцев, Городничий, Скалозуб. В 1919-21
был нач. клубно-театр. отд. Политотдела 10-й и 11-й армий. В последующие
годы П. занимался профсоюзной работой - зам. председателя Грузрабиса
Страницы: «« « 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |