Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 » »» Лиепайском т-ре. Роли: Митрич ("Власть тьмы", 1908), Бобчин-ский ("Ревизор", 1909), Федя Протасов ("Живой труп", 1911), Шейлок (1913), Каренин ("Анна Каренина", 1914), В 1919 вступил во вновь созданный Рабочий т-р Сов. Латвии (Рига). Роли: революционер Лаукудуре ("Воскресение" Паэгле), Яков Бардин ("Враги"). После закрытия т-ра работал в Нац. т-ре (Рига). Играл характерные роли преим. в пьесах латышских классиков: Сутка, Отец Микуса ("В огне", 1919, "Блудный сын", 1920, Блаумана), Дидзис ("Вей, ветерок!" Райниса, 1920), Кенцис ("Времена землемеров" Каудзитес, 1922), Могильщик ("Гамлет", 1923), Счастливцев ("Лес", 1936) и др. Творчество П. отличалось реалистич. направленностью, ярким юмором. Он создавал образы светлых людей, играл непосредственно, правдиво. Лит.: Kaupins Н., Т. Podnieks, в кн.: Teatris un dzive. Almanahs IV, Riga, 1960, pusl. 43Q-50. В. Х. "ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА" - опера И. И. Дзержинского, либр. Л. И. Дзержинского но о. п. М. А. Шолохова. Стихи Л. И. Дзержинского и А. Чуркина. Пост. 23 окт. 1937, Большой т-р (дириж„р Самосуд, реж. Мордвинов, худ. Вильяме, балетм. Захаров; Нагульнов -Головин, Давыдов - Евлахов, Лушка - Кругликова, дед Щукарь - Стрельцов, Тимофей - Коротков, Островнов -Перегудов, Половцев - Бугайский, Банник - Годовкин). 1937, Ле-нингр. Малый оперный т-р (дириж„р Хайкин, пост. Зона, худ. Штоффер, балетм. Чеснаков; Давыдов - Черныш„в, Нагульнов - Орлов, Лушка - Софронова, дед Щукарь - Балашов, Лукич - Чесноков, Половцев - Бутягин, Тимофей - Малаховский, Фрол - Аббакумов). Пост. в др. городах Сов. Союза: Киев, Свердловск (1937), Харьков, Днепропетровск (1938), Одесса (1939), Пермь (1964, в нов. редакции) и др. Издания: "П. ц." - клавир, М., 1939. п. 1 р. ПОДТЕКСТ (в театральном искусстве)- комплекс мыслей и чувств, содержащихся в тексте, произносимом персонажами пьесы. П. раскрывается акт„рами не только в словах, но и в паузах, во внутр., не произносимых вслух монологах. К. С. Станиславский называл П. явной, внутренне ощутимой жизнью роли, "... которая непрерывно течет под словами текста, все время оправдывая и оживляя их" ("Работа актера над собой", 1951, с. 492). П. является одним из осн. средств овладения образом. Понимание П. основано на глубоком изучении и верном истолковании пьесы. П. помогает акт„ру достигнуть непрерывного развития внутр. жизни образа, раскрыть, как говорил В.И. Немирович-Данченко, "второй план" роли. Н.Гор. ПОДЪ‚МНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ сцены - совокупность механизмов, с помощью к-рых осуществляется подъ„м и спуск декораций, т. н. одежды сцены осветительных приборов и т. п. ПОЖАРОВ, Борис (1864 - 11. VII. 1942) - болг. акт„р и театр. деятель. Поч„тный артист софийского Нар. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1881 в любит. труппе пловдивского "Рабочего товарищества печатников". В 1883-86- акт„р "Вост.-Румелийской театр. труппы" (Пловдив). В 1890 основал Т-р им. В. Левского (с 1894- "Заря"). В 1897-98 и 1899-1904 - акт„р т-ра "Слеза и смех". П. - один из основателей Нар. т-ра в Софии, акт„ром к-рого был с 1904 и до конца сценич. деятельности. Основоположник романтич. направления болг. т-ра. Пользовался большой любовью зрителей, обладал заразит, сценич. темпераментом, красивым голосом. Лучшие роли: Иванко (о. п. Друмева), Цинтио ("Прекрасная Сидония"); Отелло; Готлер ("Нельская башня" Дюма-отца) и др. Занимался педагогич. деятельностью. Среди его воспитанников: Т. Тончева, Н. Штырбанова, В. Николаева, М. Канели и др. Лит.: "Театьр", 1957, кн. 7, с. 74-75; Д о н е в Г., Строители на българския театър, [кн. I], Плевен, [б.г.], с. 15-28; Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950, с. 94, 207, 209, 210. Д.Ив. ПОЗА (франц. - pose)-1) положение тела; 2) в классич. танце - остановка, задержка в движении, во время к-рой тяжесть тела танцовщика удерживается в устойчивом равновесии на одной (опорной) ноге, в то время как другая отведена впер„д, в сторона или назад. Л, Я. ПОЗИЦИЯ (франц. position, от лат. positio - положение) - в балете осн. положение рук и ног. Существуют 5 П. ног. Все они основываются на принятом в классич. танце принципе супинации (выворотность). В 1-й, 3-й и-5-й П. ноги сомкнуты; во 2-й - раздвинуты в стороны, в 4-й - назад или впер„д. Отвед„нная впер„д или назад нога может касаться носком пола или находиться на высоте под углом в 45 или 90. Насчитываются 3,5 и 7 П. рук. Наиболее распространена теория тр„х П.: 1-я - руки округл„нно вытянуты впер„д на уровне груди; 2-я - разведены в сторону на уровне плеч; 3-я -.подняты над головой. Остальные положения рук и ног в танце являются сочетанием из этих П. Обучение в балетных школах начинается с изучения П. А. И. ПОКОТЙЛО, Михаил Ф„дорович (р. 21. VI. 1906) - укр. сов. акт„р. Нар. арт. УССР (1953). В 1930 окончил Харьковский театр. ин-т. Работал в Красноармейском т-ре, затем в Харьковском Красно-заводском т-ре. В 1933-61 - акт„р харьковского Т-ра им. Т. Г. Шевченко, с 1961 - Т-ра им. Франко (Киев). В сво„м творчестве П. развивает лучшие традиции укр. реалистич. комедии. Особым мастер-ством отличается исполнение П. эпизодич. ролей. В сценич. образах П. яркие детали выражают сущность характера героя. Выступает как режисс„р. С 1947 вед„т педагогич. работу. Снимался в кино. Роли: Максим Кукса ("Остались в дураках" Кропивниц-кого), дьяк Гаврила ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), дед Явтух ("Приезжайте в Звонковое" Корнейчука), Трубач ("Егор Булычев и другие"), Шельменко-денщик(о. п. Квитки-Основьяненко), Исаак Мендоса ("Дуэнья" Шеридана), Абильда ("Третья патетическая" Погодина) - в Т-ре им. Шевченко; Николай Таран ("Фараоны" Коломийца), аптекарь Карлос ("День рождения Терезы" Мдивани), дед Остап ("В степях Украины" Корнейчука), Роман Вороний ("Ну идети!"3а-рудного)- в Театре им. Франко. Лит.: Смоляк Я., Майстри радянського мистецтва, XapbKiB, 1947, с. 21-23. Л. Б. ПОКРОВСКИЙ, Александр Васильевич [9 (21). III. 1886 - 1. VII. 1963] - рус. сов. акт„р и театр. деятель. Засл. деят. иск. РСФСР (1957). Чл. Комму-нистич. партии с 1919. Учился на драм. отд. Моск. филармонич. уч-ща (1908-11). Творч. деятельность начал как акт„р в Туле (1911), затем играл в т-рах Оренбурга, Архангельска, Севастополя, Казани, Саратова, Тифлиса. Роли: Несчастливцев, Городничий, Скалозуб. В 1919-21 был нач. клубно-театр. отд. Политотдела 10-й и 11-й армий. В последующие годы П. занимался профсоюзной работой - зам. председателя Грузрабиса Страницы: «« « 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |