Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1787   1788   1789   1790   1791   1792   1793   1794   1795  1796   1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803   1804   1805  » »»

Лиепайском  т-ре.  Роли:  Митрич  ("Власть  тьмы",  1908),   Бобчин-ский
("Ревизор", 1909), Федя Протасов ("Живой труп",  1911),  Шейлок  (1913),
Каренин ("Анна Каренина", 1914),  В  1919  вступил  во  вновь  созданный
Рабочий  т-р  Сов.   Латвии   (Рига).   Роли:   революционер   Лаукудуре
("Воскресение" Паэгле),  Яков  Бардин  ("Враги").  После  закрытия  т-ра
работал в Нац. т-ре (Рига).  Играл  характерные  роли  преим.  в  пьесах
латышских классиков: Сутка, Отец Микуса ("В огне", 1919, "Блудный  сын",
1920,  Блаумана),  Дидзис  ("Вей,  ветерок!"  Райниса,   1920),   Кенцис
("Времена землемеров"  Каудзитес,  1922),  Могильщик  ("Гамлет",  1923),
Счастливцев ("Лес", 1936) и  др.  Творчество  П.  отличалось  реалистич.
направленностью, ярким юмором. Он создавал образы светлых  людей,  играл
непосредственно, правдиво.
   Лит.: Kaupins Н., Т. Podnieks, в кн.: Teatris un dzive. Almanahs  IV,
Riga, 1960, pusl. 43Q-50. В. Х.
   "ПОДНЯТАЯ  ЦЕЛИНА"  -  опера  И.  И.  Дзержинского,   либр.   Л.   И.
Дзержинского но о. п. М. А. Шолохова. Стихи  Л.  И.  Дзержинского  и  А.
Чуркина.  Пост.  23  окт.  1937,  Большой  т-р  (дириж„р  Самосуд,  реж.
Мордвинов, худ. Вильяме, балетм. Захаров; Нагульнов -Головин, Давыдов  -
Евлахов, Лушка - Кругликова, дед Щукарь - Стрельцов, Тимофей - Коротков,
Островнов -Перегудов, Половцев - Бугайский, Банник  -  Годовкин).  1937,
Ле-нингр. Малый оперный т-р (дириж„р Хайкин, пост. Зона,  худ.  Штоффер,
балетм. Чеснаков;  Давыдов  -  Черныш„в,  Нагульнов  -  Орлов,  Лушка  -
Софронова, дед Щукарь - Балашов, Лукич - Чесноков, Половцев  -  Бутягин,
Тимофей - Малаховский, Фрол -  Аббакумов).  Пост.  в  др.  городах  Сов.
Союза: Киев, Свердловск (1937), Харьков, Днепропетровск  (1938),  Одесса
(1939), Пермь (1964, в нов. редакции) и др.
   Издания: "П. ц." - клавир, М., 1939. п. 1 р.
   ПОДТЕКСТ  (в  театральном  искусстве)-  комплекс  мыслей  и   чувств,
содержащихся в тексте, произносимом персонажами пьесы.  П.  раскрывается
акт„рами не только в словах, но и в паузах, во внутр.,  не  произносимых
вслух  монологах.  К.  С.  Станиславский  называл  П.  явной,  внутренне
ощутимой жизнью роли, "... которая непрерывно течет под словами  текста,
все время оправдывая и оживляя их" ("Работа актера над собой", 1951,  с.
492). П. является одним из осн. средств овладения образом. Понимание  П.
основано на глубоком изучении и верном истолковании пьесы.  П.  помогает
акт„ру достигнуть непрерывного развития внутр. жизни  образа,  раскрыть,
как говорил В.И. Немирович-Данченко, "второй план" роли. Н.Гор.
   ПОДЪ‚МНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ сцены -  совокупность  механизмов,  с  помощью
к-рых осуществляется подъ„м  и  спуск  декораций,  т.  н.  одежды  сцены
осветительных приборов и т. п.
   ПОЖАРОВ, Борис (1864 - 11. VII. 1942) - болг. акт„р и театр. деятель.
Поч„тный артист софийского Нар. т-ра. Сценич. деятельность начал в  1881
в любит.  труппе  пловдивского  "Рабочего  товарищества  печатников".  В
1883-86- акт„р  "Вост.-Румелийской  театр.  труппы"  (Пловдив).  В  1890
основал Т-р им. В. Левского (с 1894- "Заря"). В 1897-98  и  1899-1904  -
акт„р т-ра "Слеза и смех". П. - один из основателей Нар. т-ра  в  Софии,
акт„ром  к-рого  был  с  1904   и   до   конца   сценич.   деятельности.
Основоположник романтич. направления  болг.  т-ра.  Пользовался  большой
любовью  зрителей,  обладал  заразит,  сценич.  темпераментом,  красивым
голосом. Лучшие  роли:  Иванко  (о.  п.  Друмева),  Цинтио  ("Прекрасная
Сидония"); Отелло; Готлер ("Нельская башня" Дюма-отца) и  др.  Занимался
педагогич.  деятельностью.  Среди  его  воспитанников:  Т.  Тончева,  Н.
Штырбанова, В. Николаева, М. Канели и др.
   Лит.: "Театьр", 1957, кн. 7, с. 74-75; Д о н е  в  Г.,  Строители  на
българския театър, [кн. I], Плевен, [б.г.], с. 15-28;
   Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950, с.  94,  207,  209,  210.
Д.Ив.
   ПОЗА (франц. -  pose)-1)  положение  тела;  2)  в  классич.  танце  -
остановка, задержка в движении, во время к-рой тяжесть  тела  танцовщика
удерживается в устойчивом равновесии на одной (опорной) ноге, в то время
как другая отведена впер„д, в сторона или назад. Л, Я.
   ПОЗИЦИЯ (франц. position, от лат. positio -  положение)  -  в  балете
осн. положение рук и ног. Существуют 5 П. ног. Все они  основываются  на
принятом в классич. танце принципе супинации (выворотность). В 1-й,  3-й
и-5-й П. ноги сомкнуты; во 2-й - раздвинуты в стороны, в 4-й - назад или
впер„д. Отвед„нная впер„д или назад нога может касаться носком пола  или
находиться на высоте под углом в 45 или 90. Насчитываются  3,5  и  7  П.
рук. Наиболее распространена теория  тр„х  П.:  1-я  -  руки  округл„нно
вытянуты впер„д на уровне груди; 2-я - разведены  в  сторону  на  уровне
плеч; 3-я -.подняты над головой. Остальные положения рук и ног  в  танце
являются сочетанием из этих П. Обучение в балетных школах  начинается  с
изучения П. А. И.
   ПОКОТЙЛО, Михаил Ф„дорович (р. 21. VI. 1906) - укр. сов. акт„р.  Нар.
арт. УССР (1953).
   В 1930 окончил Харьковский театр.  ин-т.  Работал  в  Красноармейском
т-ре, затем в Харьковском  Красно-заводском  т-ре.  В  1933-61  -  акт„р
харьковского Т-ра им. Т. Г. Шевченко, с 1961 - Т-ра им. Франко (Киев). В
сво„м творчестве П. развивает лучшие традиции укр.  реалистич.  комедии.
Особым мастер-ством отличается исполнение П. эпизодич. ролей. В  сценич.
образах П. яркие детали выражают сущность характера героя. Выступает как
режисс„р. С 1947 вед„т педагогич. работу. Снимался в кино.
   Роли:  Максим  Кукса  ("Остались  в  дураках"  Кропивниц-кого),  дьяк
Гаврила ("Богдан Хмельницкий"  Корнейчука),  дед  Явтух  ("Приезжайте  в
Звонковое"   Корнейчука),   Трубач   ("Егор    Булычев    и    другие"),
Шельменко-денщик(о. п.  Квитки-Основьяненко),  Исаак  Мендоса  ("Дуэнья"
Шеридана),  Абильда  ("Третья  патетическая"  Погодина)  -  в  Т-ре  им.
Шевченко;
   Николай Таран ("Фараоны" Коломийца), аптекарь Карлос ("День  рождения
Терезы" Мдивани), дед  Остап  ("В  степях  Украины"  Корнейчука),  Роман
Вороний ("Ну идети!"3а-рудного)- в Театре им. Франко.
   Лит.: Смоляк Я., Майстри радянського  мистецтва,  XapbKiB,  1947,  с.
21-23. Л. Б.
   ПОКРОВСКИЙ, Александр Васильевич [9 (21). III. 1886 - 1. VII. 1963] -
рус. сов. акт„р и театр. деятель. Засл. деят.  иск.  РСФСР  (1957).  Чл.
Комму-нистич. партии с 1919. Учился  на  драм.  отд.  Моск.  филармонич.
уч-ща (1908-11). Творч. деятельность начал  как  акт„р  в  Туле  (1911),
затем  играл  в  т-рах  Оренбурга,  Архангельска,  Севастополя,  Казани,
Саратова, Тифлиса. Роли: Несчастливцев, Городничий, Скалозуб. В  1919-21
был нач. клубно-театр. отд. Политотдела 10-й и 11-й армий. В последующие
годы П. занимался профсоюзной работой  -  зам.  председателя  Грузрабиса

Страницы: «« « 1787   1788   1789   1790   1791   1792   1793   1794   1795  1796   1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803   1804   1805  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия