Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1785   1786   1787   1788   1789   1790   1791   1792   1793  1794   1795   1796   1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803  » »»

Ленинграде (1930, Красный т-р), Баку, Ташкенте, Ашхабаде, Тбилиси и  др.
городах страны. Следующая значит, пьеса  П.-  "Поэма  о  топоре"  (1931,
Моск. т-р Революции, реж. А. Д. Попов; Анка - М. И. Бабанова, Степан- Д.
Н. Орлов). Эта пьеса П. с полемич. остротой требовала  от  т-ра  резкого
поворота от психологизма и камерности, от проблематики этич. и моральной
к новым, самой жизнью выдвинутым темам, и прежде всего к теме  трудового
энтузиазма, к воплощению поэзии созидания. П. увлекала задача построения
целостного образа коллектива рабочих. В ряде первых пьес  П.  -  "Темп",
"Дерзость" (1930),  "Снег"  (1932),  отсутствовал  герой-индивидуум.  П.
защищал  этот  принцип,  связывая  его  с  пониманием   документальности
драматургии.  В  дальнейшем,  однако,  внимание  П.  было  привлечено  к
индивидуализации образа передового человека современности,  героя  эпохи
первых пятилеток. Таковы были образы Анки и Степана ("Поэма о топоре") и
особенно образ Гая в пьесе "Мой друг" (1932, Моск. т-р  Революции,  реж.
А. Д. Попов; Гай-М. Ф. Астангов). Сохранив  непринужд„нность  и  свободу
драматич. композиции, П. выдвинул  в  этой  пьесе  на  первый  план  гл.
действующее лицо, показал  природу  энтузиазма  Гая,  его  самозабвенную
преданность созидательному труду. Тема труда, преображающего  и  духовно
обогащающего людей, доминировала и в  комедии  П.  "После  бала"  (1934,
Моск. т-р Революции,  Маша-Бабанова)  и  в  пьесе  "Аристократы"  (1934,
Реалистический т-р, реж. Н. П. Охлопков).
   В 1937 П. написал пьесу "Человек с  ружь„м"  (Гос.  пр.  СССР,  1941;
1937, Т-р им. Вахтангова, реж. Р. Н. Симонов; в роли В. И. Ленина- Б. В.
Щукин), к-рая явилась началом его драматич. трилогии о В. И.  Ленине.  В
1941 была закончена вторая часть трилогии- "Кремл„вские куранты"  (1942,
МХАТ, реж. В. И. Не-мирович-Данченко и М.  О.  Кнебель;  в  роли  В.  И.
Ленина - А. Н. Грибов). В 1958  написана  "Третья  патетическая"  (1958,
МХАТ, реж. М. Н. Кедров; в роли  Ленина  -  Б.  А.  Смирнов).  Ленинская
трилогия П. явилась значит, вкладом в сов. сценич. иск-во. Образ  В.  И.
Ленина  в  трилогии  обладает  историч.  и  психологич.  достоверностью,
жизненностью, „мкостью и богатством  содержания.  П.  удалось  соединить
точность в воспроизведении эпохи революции, военного коммунизма, нэпа  с
подлинной поэтичностью  и  глубоким  лиризмом.  Все  пьесы,  входящие  в
трилогию, с большим успехом идут во мн. т-рах страны. В 1959 за трилогию
о Ленине удостоен Ленинской премии.
   П. принадлежит  ряд  пьес,  написанных  в  разл.  жанрах:  комедии  -
"Джиоконда"  (1938),  "Моль"  (1940),  "Когда  ломаются  копья"  (1953),
"Рыцари  мыльных  пузырей"   (1955),   "Маленькая   студентка"   (1959);
историко-революц. пьесы-"Заговор Локкар-та" ("Вихри враждебные",  1953),
"Багровые облака"  (1955);  драмы-"Сотворение  мира"  (1945),  "Минувшие
годы" (1948), "Мы втро„м поехали  на  целину"  (1955),  "Сонет  Петрарки
(1957), "Цветы живые" (1960), "Верность" ("Ч„рные птицы", 1961, Т-р  им.
Вахтангова). В пьесах П. остро чувствуется живое ощущение современности,
прекрасное  знание  т-ра,  опти-мистич.   восприятие   действительности.
П.-автор мн. статей, поев. иск-ву т-ра.  По  его  сценариям  были  сняты
фильмы: "Заключ„нные", "Человек с ружь„м", "Кубанские казаки" (Гос.  пр.
СССР, 1951), "Первый эшелон", "Вихри враждебные".
   Соч.: Театр и жизнь, М., 1953; Собр. драматических  произведений,  т.
1-5, М., 1960-61.
   Лит.: Юзовский Ю., Вопросы социалистической драматургии, М., 1934;  Г
у рви ч А., Три драматурга. Погодин, Олеша, Киршон, М., 1936; его ж е, В
поисках героя, Л.-М., 1938; Зайцев Н., Н. Ф. Погодин, М.-Л.,
   1958; Б ы к о в а Ф. М.,  Драматургическая  трилогия  Н.  Погодина  о
Ленине, Л.-М., 1960; Рудницкий К., Портреты драматургов, М., 1961; Попов
А. Д., Воспоминания и размышления о театре,  М.,  1963;  Анастасьев  А.,
Трилогия Погодина о Ленине на сцене, М., 1964. К. Р.
   ПОГОСЯН, Давид Михайлович (р. 9. IX. 1911) - арм. сов.  артист  оперы
(бас). Нар. арт. Арм.  ССР  (1947).  Работал  артистом  мимич.  ансамбля
Большого т-ра. С 1937 - солист  Т-ра  оперы  и  балета  им.  Спендиарова
(Ереван). Создал трагедийный образ старика Симона  в  опере  "Лусабацин"
Степаняна (1938). П.  обладает  высокой  пластической  выразительностью,
мастерством мимики.
   Партии:  Рубен   ("Алмаст"   Спендиарова),   Моей,   Мелик   ("Ануш",
"Давид-бек"  Тиграняна),  Аво  ("Орлиная  крепость"  Бабаева),  Бархудар
("Намус" Ходжа-Эйнатова),  Измаил  ("Великая  дружба"  Мурадели),  Сашка
("Тихий   Дон"),   Гре-мин   ("Евгений   Онегин"),   Андрей   Гаврилович
("Дубровский" Направника), Мефистофель ("Фауст"), Дон Базилио. А. Ив.
   ПОДВЫСбЦКИЙ, Кость Осипович (28. VI.1856- 12. VI. 1904) - укр; акт„р,
режисс„р. Сценич. деятельность начал в 1875 в украинско-польской  труппе
Е. Бачинского. В 1885 переш„л на укр. сцену, играл в т-ре об-ва  "Руська
бес?да" (Львов). В 1888-92 работал  в  труппах  М.  Кропивницкого  и  М.
Стариц-кого, в  1893-96,  1901-02  был  режисс„ром  т-ра  об-ва  "Руська
бес?да", в 1897-1900 выступал в разл. укр. труппах. П.  был  учеником  и
последователем корифеев укр. т-ра М. Кропивницкого, П. Саксаганского, Н.
Садовского  и  др.  Его  иск-во  способствовало  укреплению   реалистич.
направления в западноукр. т-ре.  Акт„рское  дарование  П.  проявилось  в
характерных  ролях.  Ставя  пьесы  укр.  драматургов,  он  стремился   к
реалистическому отражению быта, утверждал на западноукр.  сцене  принцип
ансамблевости спектакля. Написал комедию "Подшиванец" (1888) и др.
   Роли: Микола Задорокный ("Украденное счастье" Франко),  Бычок,  Кукса
("Мироед", "Остались в дураках" Кропив' ницкого), Хома  ("Ой,  не  ходи,
Грицю..."  Старицкого),  Иван  ("Бесталанная"  Карпенко-Карого);   пост.
"Украденное счастье", "Бесталанная"; "Хата за селом" по Ю. Крашев-скому.
р. П.
   ПОДГОР‚ЦКАЯ, Нина Борисовна [р. 27. XI (10. Х??).  1902]-  рус.  сов.
артистка  балета.  Засл.  арт.  РСФСР  (1947).  В  1919,  окончив  Моск.
хореографич, уч-ще (педагог В. Д. Тихомиров), была принята соли сткой  в
труппу Большого т-ра. П. была одной из пер-' вых танцовщиц, утверждавших
школу сов. хорео-графич.  иск-ва.  Усложняя  танц.  яз.  исполняемых  ею
партий,  она  стремилась  добиться  сценич.  правды,  естественности   и
простоты, глубоко раскрыть характеры сценич. героев. П.  в  совершенстве
владела иск-вом нар. танЦа (с 1939 совмещала работу в  т-ре  с  сольными
выступлениями в ансамбле нар. танца СССР). В 1948 оставила сцену.
   Партии: Аврора, Одетта-Одиллия, Раймонда, Жизель;
   Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок"), Никия ("Баядерка" Мин' куса), Саламбо
(о п Арендса), Тао Хоа; Китри ("Дон Кихот") и др.
   Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950, с. 69; Балет  Гос.
ордена Ленина акад. Большого театра СССР, М., 1955; "Рабочий  и  театр",
1927, ј 15, с. 13; "Новая рампа", 1924,  .Мв  15,  с  8-9;  "Современный
театр", 1927, ј 11, с. 174. М. К л.

Страницы: «« « 1785   1786   1787   1788   1789   1790   1791   1792   1793  1794   1795   1796   1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия