|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 » »» Ленинграде (1930, Красный т-р), Баку, Ташкенте, Ашхабаде, Тбилиси и др.
городах страны. Следующая значит, пьеса П.- "Поэма о топоре" (1931,
Моск. т-р Революции, реж. А. Д. Попов; Анка - М. И. Бабанова, Степан- Д.
Н. Орлов). Эта пьеса П. с полемич. остротой требовала от т-ра резкого
поворота от психологизма и камерности, от проблематики этич. и моральной
к новым, самой жизнью выдвинутым темам, и прежде всего к теме трудового
энтузиазма, к воплощению поэзии созидания. П. увлекала задача построения
целостного образа коллектива рабочих. В ряде первых пьес П. - "Темп",
"Дерзость" (1930), "Снег" (1932), отсутствовал герой-индивидуум. П.
защищал этот принцип, связывая его с пониманием документальности
драматургии. В дальнейшем, однако, внимание П. было привлечено к
индивидуализации образа передового человека современности, героя эпохи
первых пятилеток. Таковы были образы Анки и Степана ("Поэма о топоре") и
особенно образ Гая в пьесе "Мой друг" (1932, Моск. т-р Революции, реж.
А. Д. Попов; Гай-М. Ф. Астангов). Сохранив непринужд„нность и свободу
драматич. композиции, П. выдвинул в этой пьесе на первый план гл.
действующее лицо, показал природу энтузиазма Гая, его самозабвенную
преданность созидательному труду. Тема труда, преображающего и духовно
обогащающего людей, доминировала и в комедии П. "После бала" (1934,
Моск. т-р Революции, Маша-Бабанова) и в пьесе "Аристократы" (1934,
Реалистический т-р, реж. Н. П. Охлопков).
В 1937 П. написал пьесу "Человек с ружь„м" (Гос. пр. СССР, 1941;
1937, Т-р им. Вахтангова, реж. Р. Н. Симонов; в роли В. И. Ленина- Б. В.
Щукин), к-рая явилась началом его драматич. трилогии о В. И. Ленине. В
1941 была закончена вторая часть трилогии- "Кремл„вские куранты" (1942,
МХАТ, реж. В. И. Не-мирович-Данченко и М. О. Кнебель; в роли В. И.
Ленина - А. Н. Грибов). В 1958 написана "Третья патетическая" (1958,
МХАТ, реж. М. Н. Кедров; в роли Ленина - Б. А. Смирнов). Ленинская
трилогия П. явилась значит, вкладом в сов. сценич. иск-во. Образ В. И.
Ленина в трилогии обладает историч. и психологич. достоверностью,
жизненностью, „мкостью и богатством содержания. П. удалось соединить
точность в воспроизведении эпохи революции, военного коммунизма, нэпа с
подлинной поэтичностью и глубоким лиризмом. Все пьесы, входящие в
трилогию, с большим успехом идут во мн. т-рах страны. В 1959 за трилогию
о Ленине удостоен Ленинской премии.
П. принадлежит ряд пьес, написанных в разл. жанрах: комедии -
"Джиоконда" (1938), "Моль" (1940), "Когда ломаются копья" (1953),
"Рыцари мыльных пузырей" (1955), "Маленькая студентка" (1959);
историко-революц. пьесы-"Заговор Локкар-та" ("Вихри враждебные", 1953),
"Багровые облака" (1955); драмы-"Сотворение мира" (1945), "Минувшие
годы" (1948), "Мы втро„м поехали на целину" (1955), "Сонет Петрарки
(1957), "Цветы живые" (1960), "Верность" ("Ч„рные птицы", 1961, Т-р им.
Вахтангова). В пьесах П. остро чувствуется живое ощущение современности,
прекрасное знание т-ра, опти-мистич. восприятие действительности.
П.-автор мн. статей, поев. иск-ву т-ра. По его сценариям были сняты
фильмы: "Заключ„нные", "Человек с ружь„м", "Кубанские казаки" (Гос. пр.
СССР, 1951), "Первый эшелон", "Вихри враждебные".
Соч.: Театр и жизнь, М., 1953; Собр. драматических произведений, т.
1-5, М., 1960-61.
Лит.: Юзовский Ю., Вопросы социалистической драматургии, М., 1934; Г
у рви ч А., Три драматурга. Погодин, Олеша, Киршон, М., 1936; его ж е, В
поисках героя, Л.-М., 1938; Зайцев Н., Н. Ф. Погодин, М.-Л.,
1958; Б ы к о в а Ф. М., Драматургическая трилогия Н. Погодина о
Ленине, Л.-М., 1960; Рудницкий К., Портреты драматургов, М., 1961; Попов
А. Д., Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; Анастасьев А.,
Трилогия Погодина о Ленине на сцене, М., 1964. К. Р.
ПОГОСЯН, Давид Михайлович (р. 9. IX. 1911) - арм. сов. артист оперы
(бас). Нар. арт. Арм. ССР (1947). Работал артистом мимич. ансамбля
Большого т-ра. С 1937 - солист Т-ра оперы и балета им. Спендиарова
(Ереван). Создал трагедийный образ старика Симона в опере "Лусабацин"
Степаняна (1938). П. обладает высокой пластической выразительностью,
мастерством мимики.
Партии: Рубен ("Алмаст" Спендиарова), Моей, Мелик ("Ануш",
"Давид-бек" Тиграняна), Аво ("Орлиная крепость" Бабаева), Бархудар
("Намус" Ходжа-Эйнатова), Измаил ("Великая дружба" Мурадели), Сашка
("Тихий Дон"), Гре-мин ("Евгений Онегин"), Андрей Гаврилович
("Дубровский" Направника), Мефистофель ("Фауст"), Дон Базилио. А. Ив.
ПОДВЫСбЦКИЙ, Кость Осипович (28. VI.1856- 12. VI. 1904) - укр; акт„р,
режисс„р. Сценич. деятельность начал в 1875 в украинско-польской труппе
Е. Бачинского. В 1885 переш„л на укр. сцену, играл в т-ре об-ва "Руська
бес?да" (Львов). В 1888-92 работал в труппах М. Кропивницкого и М.
Стариц-кого, в 1893-96, 1901-02 был режисс„ром т-ра об-ва "Руська
бес?да", в 1897-1900 выступал в разл. укр. труппах. П. был учеником и
последователем корифеев укр. т-ра М. Кропивницкого, П. Саксаганского, Н.
Садовского и др. Его иск-во способствовало укреплению реалистич.
направления в западноукр. т-ре. Акт„рское дарование П. проявилось в
характерных ролях. Ставя пьесы укр. драматургов, он стремился к
реалистическому отражению быта, утверждал на западноукр. сцене принцип
ансамблевости спектакля. Написал комедию "Подшиванец" (1888) и др.
Роли: Микола Задорокный ("Украденное счастье" Франко), Бычок, Кукса
("Мироед", "Остались в дураках" Кропив' ницкого), Хома ("Ой, не ходи,
Грицю..." Старицкого), Иван ("Бесталанная" Карпенко-Карого); пост.
"Украденное счастье", "Бесталанная"; "Хата за селом" по Ю. Крашев-скому.
р. П.
ПОДГОР‚ЦКАЯ, Нина Борисовна [р. 27. XI (10. Х??). 1902]- рус. сов.
артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1919, окончив Моск.
хореографич, уч-ще (педагог В. Д. Тихомиров), была принята соли сткой в
труппу Большого т-ра. П. была одной из пер-' вых танцовщиц, утверждавших
школу сов. хорео-графич. иск-ва. Усложняя танц. яз. исполняемых ею
партий, она стремилась добиться сценич. правды, естественности и
простоты, глубоко раскрыть характеры сценич. героев. П. в совершенстве
владела иск-вом нар. танЦа (с 1939 совмещала работу в т-ре с сольными
выступлениями в ансамбле нар. танца СССР). В 1948 оставила сцену.
Партии: Аврора, Одетта-Одиллия, Раймонда, Жизель;
Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок"), Никия ("Баядерка" Мин' куса), Саламбо
(о п Арендса), Тао Хоа; Китри ("Дон Кихот") и др.
Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950, с. 69; Балет Гос.
ордена Ленина акад. Большого театра СССР, М., 1955; "Рабочий и театр",
1927, ј 15, с. 13; "Новая рампа", 1924, .Мв 15, с 8-9; "Современный
театр", 1927, ј 11, с. 174. М. К л.
Страницы: «« « 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |