Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1786   1787   1788   1789   1790   1791   1792   1793   1794  1795   1796   1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803   1804  » »»

   ПОДГОРНЫЙ,  Николай  Афанасьевич  [10  (22).   XII.   1879-2.   VIII.
1947]-рус. сов. акт„р, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938).  В  1903
поступил в МХТ (сначала ученик школы МХТ, потом акт„р этого т-ра). Роли:
Федотик,  Тузенбах,  Ферапонт  ("Три  сестры"),  Медведенко   ("Чайка"),
Молчалин ("Горе от  ума"),  Чумаков  ("Пугач„вщина"  Трен„ва),  Аристарх
("Горячее сердце"), Базють  ("Женитьба  Фигаро").  Роль  Пети  Трофимова
("Вишн„вый сад") П. играл на протяжении мн. лет. Участвовал в спектаклях
Муз.  студии  МХТ  (Люшар  -  "Дочь  Анго"  Лекока,  Герцог-  "Перикола"
Оффенбаха). С 1919- зав.  труппой  и  репертуаром  МХАТа.  П.  занимался
театр. педагогикой, был одним  из  основателей  Школы  драматич.  иск-ва
(1913), первый выпуск к-рой (1916) заложил основу Второй студии, MX Т.
   Лт.:   Актеры   и   режиссеры,   "Театральная   Россия",   М.,   1928
(автобиография) О. Р.
   ПОДДЕРЖКА -  группа  технич.  при„мов  в  сце-нпч.  танце  и  балете:
термином "П." обозначают разл. при„мы в дуэтном танце  (Дуэт,  Па-де-д„)
посредством к-рых танцовщик помогает танцовщице в выполнении разл. танц.
движений и поз на полу  (партерная  П.)  и  в  воздухе  (воздушная  П.).
Применяется также групповая П. (при участии неск.  танцовщиц  или  одной
танцовщицы  и  неск.  танцовщиков,  и  др.).  Большинство   при„мов   П.
заимствовано из  народного  танца  и  позднее  подвергалось  развитию  и
обогащению. А. И.
   ПОДДУБНЫЙ, Иван Максимович  (1870  -  8.  VIII.  1949)  -  рус.  сов.
цирковой артист, борец. Засл. арт. РСФСР  (1939).  Засл.  мастер  спорта
СССР (1945). Род. в крестьянской семье. Работал в Севастопольском  порту
грузчиком. В 1897 впервые выступил  как  спортсмен-любитель  в  цирке  в
Феодосии.  В  1899  поступил  в  цирковую  труппу  Труцци   в   качестве
борца-профессионала. В последующие годы работал в разл. цирках. В 1905 в
Петербурге стал чемпионом мира.  Выступал  в  России,  гастролировал  за
рубежом. Годы наибольшей известности П. совпали  с  ростом  популярности
соревнований  по  борьбе  в  России.  Чемпионаты  франц.  борьбы   стали
неотъемлемой частью цирковых программ летних театр. и др. зрелищ.  После
Октябрьской революции П. продолжал выступать в цирках
   Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Г р и н-в а л ь д  Я.,  Русский
богатырь Иван Поддубный, 5 изд., М.. 1957. А. Гох.
   ПОДЕСТА (Podesta)- семья аргент. акт„ров,  сыгравших  важную  роль  в
становлении нац. театр. иск-ва.
   Х о с е П. (1858-1937). Был акробатом  и  клоуном  в  цирке.  В  1881
создал образ-маску Пепино-88, к-рый стал героем исполняемых им фарсов  и
сатирич. сценок. В 1884 пост.  в  цирке  пантомиму  "Хуан  Морейра"  (по
одноим.  роману  Э.  Гутьерреса),  сыграв  в  ней  загл.  роль.  В  1886
возобновил эту пантомиму, введя в не„ написанные им самим  диалоги.  Это
представление положило начало  гаучо-театру.  Трактовка  акт„ром  образа
гаучо как невежественного, грубоватого, но благородного и  справедливого
человека с глубокими чувствами  стала  традиционной  в  аргент.  т-ре  и
драматургии. Обладал разносторонней  синтетич.  акт„рской  техникой.  До
1900 работал в трупп-е бр. П., ставившей драмы,  гл.  героем  к-рых  был
гаучо ("Калан-дрия" Легисамона, 1896, "Правосудия!" Фонтанелья, 1900,  и
др.). В 1900 организовал и  возглавил  "Нац.  лирико-драматич.  труппу",
к-рая с 1901 выступала в т-ре "Аполо". П. ставил здесь спектакли "Камень
преткновения"  Коронадо  (1902),  "Иисус  из  Назарета"  Гарсиа  Вельосо
(1902), "Разлад в семье Барранко" Ф. Санчеса (1905) и др.
   П а б л о П. (1875-1923). Брат Хосе. С большим успехом играл гл. роли
в пьесах Н. Гранады ("В деревню!", 1912), Санчеса Гарделя ("Гора ведьм",
1912). Особенно прославился как исполнитель ролей в  пьесах  Ф.  Санчеса
(Зоили - "Разлад в семье Барранко"  и  др.).  Акт„р-трагик,  П.  глубоко
чувствовал стиль, атмосферу пьесы.
   Среди  представителей  семьи  П.  пользовались   известностью   также
Хоронимо П. (старший брат Хосе и Пабло), его дочь Бланка П. И. С.
   ПОДИЙ, подиум (лат. podium, от греч. TtoSiov- нога, основание),  -  в
др.-рим. цирке стена вокруг арены, отделяющая е„ от  амфитеатра.  Высота
П. в Колизее 4  At.  П.  имел  широкую  платформу,  на  к-рую  ставились
мраморные кресла для наиболее поч„тных зрителей:  императора,  сенатора,
весталок.
   Лит.: Сергеенко М. Е., Жизнь древнего Рима, М.-Л., 1964. Над.М.
   ПОДКИДНАЯ  ДОСКА   -   цирковой   аппарат   (трамплин).   Применяется
акробатами-прыгунами для исполнения разнообразных прыжков.  Делается  из
реек крепкого дерева, на середине  крепится  к  металлической  подставке
высотой 45-50 см. С помощью П. д.  исполняются  разнообразные  "сальто",
трюки "ручного вольтижа", акробатич.  прыжки  на  "перши",  "сальто"  на
плечи партн„рам, сальто на ходулях и т. п, (исполняются  одновременно  и
на  нескольких  досках),  Номера  называются:  "Акробаты  с   подкидными
досками". Появился в цирке в 19 в.  С  П.  д.  выступали:  бр.  Винкины,
Океанос (Ольховиковы), Бено  (Шескин),  бр.  Манион,  Павловы,  Россини,
Степановы,  Беляковы,  Абопаловы,  Аболонские,   Довейко,   Кожевниковы,
Шаламовы и др. А л. Ш.
   ПО ДКИНА, Марианна Борисовна (р. 10. II. 1931)-  рус.  сов.  артистка
балета. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1950 окончила  Пермское  хореографич.
уч-ще (класс Е. Н. Гейденрейх) и в том же году была принята солисткой  в
балетную труппу Пермского т-ра оперы и балета. Первой значит, работой П.
была  партия  Катерины  ("Каменный  цветок"   Фридлендера).   Танец   П.
отличается  технич.  смелостью,  красотой  и  гармонией  линий,   тонким
изяществом  и  артистизмом.  П.  созда„т  хореографич.  образы  волевых,
темпераментных  героинь:  Зарема;  Никия  ("Баядерка"),  Жанна   ("Пламя
Парижа"), Мирта ("Жизель") и др. В 1950-54 вела педагогич.  деятельность
в Пермском хореографич. уч-ще.
   Лит.: Кокурина А. Н., Балет, Пермь, 1961; Театральная жизнь", 1959, ј
16, с. 21-22. Cm. М.
   ПОДКОВЫРОВ, П„тр  Петрович  [р.  6(19).  X.  1910]  -  белорус.  сов.
композитор. Засл. деят.  иск-в  БССР  (1957).  В  1937  окончил  Минскую
консерваторию по кл. композиции В. А.  Золотар„ва.  Автор  оперы  "Павел
Корчагин" (по о. п.  Н.  А.  Островского,  1960,  пост.  1962,  Белорус.
радио), музыки к спектаклям Т-ра им.  Я.  Купалы,  Минского  ТЮЗа,  Т-ра
кукол БССР, а также симф., вок. и др. соч. С 1949  препода„т  в  Минской
консерватории. С. и Я. Hue.
   ПбДНИЕК, Теодор (1. IV. 1879 - 12. XII. 1936) -латыш, акт„р. Принимал
участие в любит, спектаклях. В 1897 вступил в полупроф. труппу под  рук.
Р. Янсона. В 1902-05 был акт„ром  Нового  латышского  т-ра  (Рига),  где
играл роли Штокмана ("Враг народа" Ибсена, 1903), Андрея ("Полуидеалист"
Райниса, 1903). В этом же т-ре начал выступать  и  как  режисс„р.  После
закрытия Нового т-ра работал в  т-ре  "Аполо"  (1906),  в  1906-14  -  в

Страницы: «« « 1786   1787   1788   1789   1790   1791   1792   1793   1794  1795   1796   1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803   1804  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия