Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1777   1778   1779   1780   1781   1782   1783   1784   1785  1786   1787   1788   1789   1790   1791   1792   1793   1794   1795  » »»

"Граид-Опера" была пост. опера  П.  "Роланд",  к-рая  продемонстрировала
достоинства мелодически яркого итал. оперного стиля, но вместе с  тем  в
ней сказалось воздействие на творчество П.  новаторства  Глюка.  Меньший
успех имела опера П. "Ифигения в  Тавриде"  (1781,  там  же),  созданная
вскоре после появления одноим. оперы Глюка. Для франц. т-ра  П.  написал
также оперы: "Атис"  (1780),  "Дидона"  (1783),  "Пенелопа"  (1785).  П.
возглавил в Париже итал. труппу. После отъезда Глюка в Вену П.  выдержал
соревнование с его последователем А. Саккини. В  1784-89  П.  был  проф.
Королевской  школы  пения  и  декламации.  Помимо  опер,  П.  оставил  3
оратории, в т. ч. "Смерть Авеля" (1792) - образец бравурного вок. стиля.
Сын П. Луиджи (1766-1827) - композитор, написал  неск.  опер  для  т-ров
Парижа и Неаполя.
   Лит.: Материалы и  документы  по  истории  музыки,  под  ред.  М.  В.
Иванова-Борецкого, т.  2,  М.,  1934;  A  b  e  г  t  H.,  Piccinni  als
Buffokomponist, в кн.: Jahrbuch der  Musikbibliothek  Peters  fur  1913,
Lpz., 1914; Curzon H. de, Les dernieres-annees de Piccinni a Paris,  P.,
1890; Della Corte A.,cronologico  delle  opere  teatrali  di  Niccolo  Piccinni,"RMI",  Vili.
Torino, 1901. Б. Ш.
   ПЛАВИЛЬЩИКОВ, П„тр Алексеевич [24. III  (4.IV).1760,  Москва,-18(30).
X. 1812, К анево Тверской губ.]-  русский  акт„р  и  драматург.  Род.  в
купеческой семье. Окончил Московский университет (1779). В  1779-93  был
акт„лом Петерб. т-ра (в 1787-93- инспектор  труппы).  Затем  переш„л  на
моск. сцену. Красивая внешность, мелодичный голос способствовали  успеху
П. в трагедиях: Ярб, Тит ("Дидона", "Титове милосердием Княжнина),  Эдип
("Эдип в  Афинах"  Озерова).  Однако  исполнение  П.  трагедийных  ролей
отличалось внешней эффектностью, рассудочностью,  холодностью.  Наиболее
полно его талант раскрылся в бытовой  комедии  и  мещанской  драме,  где
акт„р поражал  зрителей  "натуральностью",  "чувствительностью",  т.  е.
естественностью, искренностью своего исполнения. Лучшие  роли  создал  в
спектаклях "Недоросль" Фонвизина (Правдин, Скотинин), "Бевер-лей" Сорена
(загл. роль), "Отец семейства" Дидро  (гл.  роль),  "Сын  любви"  Коцебу
(Пастор) и др.
   П. известен также как драматург. Горячо ратуя за демократизацию  рус.
т-ра, П. выступал против засилия на рус. сцене переводных  пьес,  считал
необходимым изображать в качестве героев купцов и даже крестьян. В то же
время он отрицательно относился к драматургии,  несущей  передовые  идеи
времени, опасной, по его мнению, для "отечественного  образа  правления"
(просветит, трагедии Вольтера  и  Я.  Б.  Княжнина,  политически  острая
драматургия Бомарше и Мерсье, рус. сатирич. комедии Д. И. Фонвизина,  В.
В.   Капниста   и   др.).   Его    трагедии,    проникнутые    монархич.
тенденциозностью, написаны в  классицист-ском  духе,  насыщены  внешними
эффектами. В трагедии "Рюрик"  (первонач.  назв.  "Всеслав",  1791)  П.,
полемизируя с "Вадимом Новгородским"  Княжнина,  наделяет  князя  Рюрика
всеми  добродетелями,  а  республиканца  Вадима  изображает  злодеем   и
интриганом. Наибольший интерес представляют комедии П.,в к-рых  показаны
нар. нравы и быт. Однако часто он рисовал нар. жизнь в  идиллич.  тонах.
Так, в комедии "Бобыль" (1790, Эрмитажный т-р) все конфликты разрешаются
благодаря  вмешательству  благодетеля-помещика.  В   "Сидельце"   (1793)
комедийно-сатирич.   сцены,    подч„ркивающие    темноту,    невежество,
самодурство купеч. среды, сочетаются со сценами, изображающими честность
и добродетельность лучших представителей этой среды.
   Соч.: Соч., ч. 1-4, СПБ, 1816.
   Лит.: Кони Ф., Один из русских трагиков, "Пантеон и репертуар русской
сцены", СПБ, 1850, т. 1, кн. 2, с. 1;
   Кулакова Л. И., П. А. Плавильщиков (1760-1812), M.- Л., 1952; Жихарев
С. П., Записки современника, т. 1,  М.-  Л.,  1955;  Асеев  Б.,  Русский
драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958;  Всеволод-ский-Гернгросс
В., Русский театр второй половины XVIII в., М., 1960. Ю.Д.
   ПЛАВТ, Тит Макций (Titus Maccius Plautus) - др.-рим.  драматург  (ок.
254-184 до н. э.). Полностью сохранилось 20 комедий П., к-рые  обычно  в
изданиях располагаются в алфавитном порядке их латинских  заглавий  (см.
советское издание комедий  П.  в  пер.  А.  В.  Артюшкова):  "Амфитрион"
"Клад", "Вакхиды", "Пленники", "Куркулион" (имя  парасита),  "Хвастливый
воин", "Псевдол" (имя раба), "Канат",  "Стих"  (имя  раба)  и  др.  Оцна
комедия ("Чемодан") дошла в отрывках. Время пост.  известно  только  для
двух комедий: "Стих" (200 до н. э.), "Псевдол" (191 до н. э.)
   П.- выдающийся представитель паллиаты', сюжеты и персонажи  его  пьес
те же, что и в  новой  аттической  комедии,  но  П.  вн„с  в  не„  такие
изменения,  что  можно  говорить  о  театр.  реформе  П.   Черпая   сво„
вдохновение в ателлане с е„ популярными масками, буффонадой и т.  д.,  а
также, вероятно, и в др. формах  раннего  комедийного  творчества  (мим,
южно-сицилийские флиаки), он вн„с в  греч.  оригиналы  яркий  и  сочный,
временами грубоватый комизм. П. вв„л  в  новую  аттич.  комедию  музыку,
пение, танцы. В рамках греч. сюжетов отображал  мн.  стороны  жизни  Др.
Рима. В его произв. часто упоминаются др.-рим. боги, обычаи, должностные
лица и  учреждения,  судебные  порядки,  военное  дело  и  т.  д.  Греч.
персонажи (пара-ситы, гетеры, рабы) получают в ряде случаев  чисто  рим.
окраску. Н. А. Добролюбов писал (см. Собр. соч., т. 1,  1961,  с.  316),
что в комедиях  П.  зрители  узнавали  самих  себя  и  свой  нравы.  При
переработке греч. пьес П. применял контаминацию.
   П. продолжал демократич. линию Невия в др.-рим. драматургии  и  т-ре.
Он сочувственно относился к  плебеиским  низам  рабовладельч.  общества,
нападал на ростовщиков, крупных торговцев  хлебом  и  мясом,  сводников,
алчных гетер. Однако противоположность богатства и бедности выступает  у
него  преим.  как  моральная  проблема,  т.  к.  в  аристократич.   Рим.
республике сенат не допустил бы мыслей, порочащих гос. строй,  и,  кроме
того, имуществ. противоречия во времена П. не  были  настолько  развиты,
чтобы проявиться как столкновение антагонистич. сил внутри рабовладельч.
общества. Поэтому П. не выступает против крупного капитала и торговли. В
его пьесах находит отражение дух предприимчивости  и  удачи,  охвативший
рим. общество после победоносного окончания 2-й Пунич. войны (218-201 до
н. э.) и с началом экспансии Рима на Восток.
   Лит. и театр. критики античности относили пьесы П. к типу "подвижных"
комедий.  К  "статичным"  комедиям,  где  мало  действия  и  преобладает
спокойный диалог, принадлежат только "Пленники"  и  "Канат",  являющиеся
прототипом "сл„зной комедии"  18  в.  Пьесы  П.  динамичны  по  развитию
действия. Движение  и  живость  вносится  излюбленным  персонажем  П.  -
ловким, пронырливым рабом, ведущим  всю  ингригу  пьесы  и  устраивающим
любовные дела  своего  молодого  господина.  Сцены  уличных  перебранок,

Страницы: «« « 1777   1778   1779   1780   1781   1782   1783   1784   1785  1786   1787   1788   1789   1790   1791   1792   1793   1794   1795  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия