|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 » »» по поэме И. Вазова "Загорка", соч. 1927), музыки к спектаклям. Известен
и как драматург (драмы "Бойко", 1892, Варна;
"Даян", соч. 1903, и др., музыкально-театр. критик, педагог.
Лит.: Андреев А., П. Пипков, С., 1952; Т о н ч е-ва Е., П. Пипков,
С., 1962. А. Ив.
ПИРАДОВ, Владимир Осипович [2(14).II.1892- 20.IV.1954] - укр. сов.
дириж„р. Нар. арт. Каз. ССР (1943) и УССР (1947). Чл. Коммунистич.
партии с 1951. Муз. образование получил в Тифлисской консерватории
(1910-14). Работал дириж„ром в оперных т-рах Тбилиси, Баку, Ташкента,
Москвы. В 1936-41- дириж„р, в 1950-54 - гл. дириж„р Киевского т-ра оперы
и балета им. Шевченко. С 1950 - профессор Киевской консерватории.
ПИРАНДЕЛЛО (Pirandello), Луиджи (28.VI. 1867-10.XII.1936)-итал.
писатель, драматург. Получил филологич. образование в Римском и Боннском
ун-тах. С 1890 жил в Риме. Лит. деятельность начал как поэт в 1889.
Автор многочисл. новелл, нескольких романов. На творчество П. оказала
влияние верист-ская драматургия с е„ демо-кратич. тенденциями, а такжо
идеалистич. философские течения нач. 20 в. и модернистская драма.
Сочувственно изображая т. н. маленьких людей. П., в отличие от
ве-ристов, глубоко раскрывает их психологию, но смысл человеческой жизни
объясняет с позиций агностицизма и субъективного идеализма. Герои пьес
П.- обычные, средние люди; поставленные в остро драматические ситуации,
они живут сложной, напряж„нной внутр. жиз- нью, их мысли и чувства
становятся значительными. Трагедия героев П. в том, что они пытаются
создать иллюзорный мир, к-рый рушится при столкновении с
действительностью. Поведение каждого персонажа получает внешнюю форму,
часто не соответствующую сложному, противоречивому духовному миру
человека, она становится "маской", скрывающей истинную сущность
человека. П. считает, что писатель должен обнажать сущность жизни,
срывать с людей "маски", пользуясь при„мами гротеска, изображать жизнь
как грустную буффонаду. Этим определяется парадоксальность его пьес,
к-рая иногда получает выражение в злой иронии, направленной против бурж.
общества, или в схематичной символике, облекающей философскую идею.
Сюжеты мн. пьес П. заимствованы из ранее написанных им новелл.
В 1910 пост. первая пьеса П. "Тиски" (т-р "Мета-стазио", Рим). В
ранней драматургии П. особое место занимают бытовые комедии (на
сицилийском диалекте), в к-рых показана жизнь сицилийской деревни .и
захолустных городов: "Лиола" (1916, т-р "Арджентина", Рим), "Колпак с
бубенчиками" (1917, т-р "Национале", Рим), "Кувшин" (1917, там же) и др.
Осн. драматургич. наследие П.- философско-пси-хологич. драмы (на
итал. яз.). Лучюяе из них, несмотря на узость тематики, проникнУйм
подлинным гуманизмом. В драме "Право для других" (1915, т-р "Мандзони",
Милан) П. стремится доказать, что жестокая борьба между людьми возникает
из-за нежелания одного человека признать правоту другого; тема
относительности этич. понятий перерастает в социальную проблематику, т.
к. в борьбе, изображаемой П., побеждают имущие. В комедии "Наслаждение в
добродетели" (1917, т-р "Кариньяно", Турин) П. разрушает
распростран„нные представления о морали, показывая, что
добродетельность, довед„нная до крайности, переходит в жестокость и
деспотизм. Мировую известность получила пьеса "Шесть персонажей в
поисках автора" (1921. т-р "Балле", Рим), осн. тема к-рой- противоречие
между иск-вом и жизнью. В трагедии "Генрих IV" (1922, т-р "Мандзони",
труппа Р. Рудже-ри) конфликт между человеком, исполненным сильных
чувств, и пошлым великосветским обществом приводит героя к бегству из
реального мира в созданный им иллюзорный мир. Трагически разрешается
противоречие между "лицом" и "маской" в драме "Обнаж„нные одеваются"
(1922, т-р "Квирино", труппа Мелато, Рим), разоблачающей ханжескую бурж.
мораль. В трагич. фарсе "Дурак" (1922) П. зло высмеивает закулисные
политич. интриги. В пьесах "Это так [если вам так кажется]" (1917, т-р
"Олимпия", Милан) и "Жизнь, которую я тебе даю" (1923, т-р "Квирино",
труппа А. Борелли) П. пытается доказать, что объективной истины нет, вс„
зависит от субъективного восприятия человека.
Под влиянием фашистского режима, к к-рому П. относился примиренчески,
из его поздних драм исчезла социальная проблематика ("Новая колония",
1928, т-р "Арджентина"; "Лазарь", 1929. "Ройял-т-р", г. Хаддерсфилд;
"Легенда о подмен„нном сыне", 1934. "Ланд-тиэтр", г. Брансуик, и др.), а
персонажи превратились в отвлеч„нные символы. Среди пьес этого периода
выделяется лишь пьеса "Сегодня мы импровизируем" (1930, т-р "Ней ее
шаушпильхауз", Кенигсберг), в к-рой П. вновь возвращается к темеиллюзия
и жизнь, мнимая театр. действительность и художеств. театр. правда.
Основатель Итальянской коммунистической партии А. Грамши и
современные прогрессивные итал. критики высоко оценили драмы П., считая,
что они разрушают буржуазно-католич. мораль. В 1925-28 П. возглавлял
Художеств. т-р (Рим), в к-ром работал как режисс„р, осуществляя пост.
собств. пьес, а также произв. совр. ему итал. авторов (Бонтемпелли, Де
Стефани, К. Паволини и др.) и переводной драматургии.
В 1934 удостоен Нобелевской пр.
Соч.: Tutto il teatro di L. Pirandello. [v. 1-6], MiL, 1933-36; в
рус. пер.- Обнаженные маски, M.-Л., 1932;
Пьесы, М., 1960.
Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2,
M., 1958; Gramsci A., Letteratura evita nazionale, [Torino], 150;
Ferrante L., Pirandello, Firenze, 1958; P u g 1 i s i F., L'arte di
Luigi Pirandello, Messina-Firenze, [1958]; MacClintock L., The ago of
Pirandello, Bloomington, 1951. Н.Ел.
ПИРОГОВЫ - семья рус. сов. артистов оперы. 1) Александр Степанович
[22.VI(4.VII).l899- 26. VI. 1964]- рус. сов. артист оперы (бас). Нар.
арт. СССР (1937). Деп. Верх. Совета РСФСР 4-го созыва. Брат Григория,
Алексея и Михаила П. В 1917-18 учился на историко-филоло-гич. ф-те Моск.
ун-та и в Муз.-драм. уч-ще Моск. фи-лармонич. об-ва по классу пения В.
С. Тютюнника. В 1919-22 - артист хора Передвижного т-ра Реввоенсовета
Республики. В 1922- 1924- солист Свободной оперы Зимина в Москве, с
1924- Большого т-ра. Голос П. - мягкий, бархатный в низком регистре,
полнозвучный в среднем, свободный в верхнем; певец мастерски владел как
кантиленой, так и речитативом. Огромный темперамент сочетался у П. а
большой муз. культурой, разносторонним сценич. дарованием,
продуманностью и законченностью исполнения. В„л концертную деятельность
(Гос. пр. СССР, 1943).
Партии: Сусанин, Руслан, Мельник, Галицкий; Борис Годунов (Гос. пр.
СССР, 1949); Досифей ("Хованщина"), Иван Грозный ("Псковитянка"), Дон
Базилио; Мефистофель ("Фауст"), Вакулинчук ("Броненосец ,, Пот„мкин""
Страницы: «« « 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |