Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 » »» по поэме И. Вазова "Загорка", соч. 1927), музыки к спектаклям. Известен и как драматург (драмы "Бойко", 1892, Варна; "Даян", соч. 1903, и др., музыкально-театр. критик, педагог. Лит.: Андреев А., П. Пипков, С., 1952; Т о н ч е-ва Е., П. Пипков, С., 1962. А. Ив. ПИРАДОВ, Владимир Осипович [2(14).II.1892- 20.IV.1954] - укр. сов. дириж„р. Нар. арт. Каз. ССР (1943) и УССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Муз. образование получил в Тифлисской консерватории (1910-14). Работал дириж„ром в оперных т-рах Тбилиси, Баку, Ташкента, Москвы. В 1936-41- дириж„р, в 1950-54 - гл. дириж„р Киевского т-ра оперы и балета им. Шевченко. С 1950 - профессор Киевской консерватории. ПИРАНДЕЛЛО (Pirandello), Луиджи (28.VI. 1867-10.XII.1936)-итал. писатель, драматург. Получил филологич. образование в Римском и Боннском ун-тах. С 1890 жил в Риме. Лит. деятельность начал как поэт в 1889. Автор многочисл. новелл, нескольких романов. На творчество П. оказала влияние верист-ская драматургия с е„ демо-кратич. тенденциями, а такжо идеалистич. философские течения нач. 20 в. и модернистская драма. Сочувственно изображая т. н. маленьких людей. П., в отличие от ве-ристов, глубоко раскрывает их психологию, но смысл человеческой жизни объясняет с позиций агностицизма и субъективного идеализма. Герои пьес П.- обычные, средние люди; поставленные в остро драматические ситуации, они живут сложной, напряж„нной внутр. жиз- нью, их мысли и чувства становятся значительными. Трагедия героев П. в том, что они пытаются создать иллюзорный мир, к-рый рушится при столкновении с действительностью. Поведение каждого персонажа получает внешнюю форму, часто не соответствующую сложному, противоречивому духовному миру человека, она становится "маской", скрывающей истинную сущность человека. П. считает, что писатель должен обнажать сущность жизни, срывать с людей "маски", пользуясь при„мами гротеска, изображать жизнь как грустную буффонаду. Этим определяется парадоксальность его пьес, к-рая иногда получает выражение в злой иронии, направленной против бурж. общества, или в схематичной символике, облекающей философскую идею. Сюжеты мн. пьес П. заимствованы из ранее написанных им новелл. В 1910 пост. первая пьеса П. "Тиски" (т-р "Мета-стазио", Рим). В ранней драматургии П. особое место занимают бытовые комедии (на сицилийском диалекте), в к-рых показана жизнь сицилийской деревни .и захолустных городов: "Лиола" (1916, т-р "Арджентина", Рим), "Колпак с бубенчиками" (1917, т-р "Национале", Рим), "Кувшин" (1917, там же) и др. Осн. драматургич. наследие П.- философско-пси-хологич. драмы (на итал. яз.). Лучюяе из них, несмотря на узость тематики, проникнУйм подлинным гуманизмом. В драме "Право для других" (1915, т-р "Мандзони", Милан) П. стремится доказать, что жестокая борьба между людьми возникает из-за нежелания одного человека признать правоту другого; тема относительности этич. понятий перерастает в социальную проблематику, т. к. в борьбе, изображаемой П., побеждают имущие. В комедии "Наслаждение в добродетели" (1917, т-р "Кариньяно", Турин) П. разрушает распростран„нные представления о морали, показывая, что добродетельность, довед„нная до крайности, переходит в жестокость и деспотизм. Мировую известность получила пьеса "Шесть персонажей в поисках автора" (1921. т-р "Балле", Рим), осн. тема к-рой- противоречие между иск-вом и жизнью. В трагедии "Генрих IV" (1922, т-р "Мандзони", труппа Р. Рудже-ри) конфликт между человеком, исполненным сильных чувств, и пошлым великосветским обществом приводит героя к бегству из реального мира в созданный им иллюзорный мир. Трагически разрешается противоречие между "лицом" и "маской" в драме "Обнаж„нные одеваются" (1922, т-р "Квирино", труппа Мелато, Рим), разоблачающей ханжескую бурж. мораль. В трагич. фарсе "Дурак" (1922) П. зло высмеивает закулисные политич. интриги. В пьесах "Это так [если вам так кажется]" (1917, т-р "Олимпия", Милан) и "Жизнь, которую я тебе даю" (1923, т-р "Квирино", труппа А. Борелли) П. пытается доказать, что объективной истины нет, вс„ зависит от субъективного восприятия человека. Под влиянием фашистского режима, к к-рому П. относился примиренчески, из его поздних драм исчезла социальная проблематика ("Новая колония", 1928, т-р "Арджентина"; "Лазарь", 1929. "Ройял-т-р", г. Хаддерсфилд; "Легенда о подмен„нном сыне", 1934. "Ланд-тиэтр", г. Брансуик, и др.), а персонажи превратились в отвлеч„нные символы. Среди пьес этого периода выделяется лишь пьеса "Сегодня мы импровизируем" (1930, т-р "Ней ее шаушпильхауз", Кенигсберг), в к-рой П. вновь возвращается к темеиллюзия и жизнь, мнимая театр. действительность и художеств. театр. правда. Основатель Итальянской коммунистической партии А. Грамши и современные прогрессивные итал. критики высоко оценили драмы П., считая, что они разрушают буржуазно-католич. мораль. В 1925-28 П. возглавлял Художеств. т-р (Рим), в к-ром работал как режисс„р, осуществляя пост. собств. пьес, а также произв. совр. ему итал. авторов (Бонтемпелли, Де Стефани, К. Паволини и др.) и переводной драматургии. В 1934 удостоен Нобелевской пр. Соч.: Tutto il teatro di L. Pirandello. [v. 1-6], MiL, 1933-36; в рус. пер.- Обнаженные маски, M.-Л., 1932; Пьесы, М., 1960. Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, M., 1958; Gramsci A., Letteratura evita nazionale, [Torino], 150; Ferrante L., Pirandello, Firenze, 1958; P u g 1 i s i F., L'arte di Luigi Pirandello, Messina-Firenze, [1958]; MacClintock L., The ago of Pirandello, Bloomington, 1951. Н.Ел. ПИРОГОВЫ - семья рус. сов. артистов оперы. 1) Александр Степанович [22.VI(4.VII).l899- 26. VI. 1964]- рус. сов. артист оперы (бас). Нар. арт. СССР (1937). Деп. Верх. Совета РСФСР 4-го созыва. Брат Григория, Алексея и Михаила П. В 1917-18 учился на историко-филоло-гич. ф-те Моск. ун-та и в Муз.-драм. уч-ще Моск. фи-лармонич. об-ва по классу пения В. С. Тютюнника. В 1919-22 - артист хора Передвижного т-ра Реввоенсовета Республики. В 1922- 1924- солист Свободной оперы Зимина в Москве, с 1924- Большого т-ра. Голос П. - мягкий, бархатный в низком регистре, полнозвучный в среднем, свободный в верхнем; певец мастерски владел как кантиленой, так и речитативом. Огромный темперамент сочетался у П. а большой муз. культурой, разносторонним сценич. дарованием, продуманностью и законченностью исполнения. В„л концертную деятельность (Гос. пр. СССР, 1943). Партии: Сусанин, Руслан, Мельник, Галицкий; Борис Годунов (Гос. пр. СССР, 1949); Досифей ("Хованщина"), Иван Грозный ("Псковитянка"), Дон Базилио; Мефистофель ("Фауст"), Вакулинчук ("Броненосец ,, Пот„мкин"" Страницы: «« « 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |