Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1771   1772   1773   1774   1775   1776   1777   1778   1779  1780   1781   1782   1783   1784   1785   1786   1787   1788   1789  » »»

по поэме И. Вазова "Загорка", соч. 1927), музыки к спектаклям.  Известен
и как драматург (драмы "Бойко", 1892, Варна;
   "Даян", соч. 1903, и др., музыкально-театр. критик, педагог.
   Лит.: Андреев А., П. Пипков, С., 1952; Т о н ч е-ва  Е.,  П.  Пипков,
С., 1962. А. Ив.
   ПИРАДОВ, Владимир Осипович [2(14).II.1892- 20.IV.1954]  -  укр.  сов.
дириж„р. Нар. арт. Каз. ССР  (1943)  и  УССР  (1947).  Чл.  Коммунистич.
партии с 1951.  Муз.  образование  получил  в  Тифлисской  консерватории
(1910-14). Работал дириж„ром в оперных т-рах  Тбилиси,  Баку,  Ташкента,
Москвы. В 1936-41- дириж„р, в 1950-54 - гл. дириж„р Киевского т-ра оперы
и балета им. Шевченко. С 1950 - профессор Киевской консерватории.
   ПИРАНДЕЛЛО  (Pirandello),  Луиджи   (28.VI.   1867-10.XII.1936)-итал.
писатель, драматург. Получил филологич. образование в Римском и Боннском
ун-тах. С 1890 жил в Риме. Лит. деятельность  начал  как  поэт  в  1889.
Автор многочисл. новелл, нескольких романов. На  творчество  П.  оказала
влияние верист-ская драматургия с е„ демо-кратич. тенденциями,  а  такжо
идеалистич. философские  течения  нач.  20  в.  и  модернистская  драма.
Сочувственно  изображая  т.  н.  маленьких  людей.  П.,  в  отличие   от
ве-ристов, глубоко раскрывает их психологию, но смысл человеческой жизни
объясняет с позиций агностицизма и субъективного идеализма.  Герои  пьес
П.- обычные, средние люди; поставленные в остро драматические  ситуации,
они живут сложной, напряж„нной внутр.  жиз-  нью,  их  мысли  и  чувства
становятся значительными. Трагедия героев П. в  том,  что  они  пытаются
создать   иллюзорный   мир,   к-рый   рушится   при    столкновении    с
действительностью. Поведение каждого персонажа получает  внешнюю  форму,
часто  не  соответствующую  сложному,  противоречивому  духовному   миру
человека,  она  становится  "маской",   скрывающей   истинную   сущность
человека. П. считает,  что  писатель  должен  обнажать  сущность  жизни,
срывать с людей "маски", пользуясь при„мами гротеска,  изображать  жизнь
как грустную буффонаду. Этим  определяется  парадоксальность  его  пьес,
к-рая иногда получает выражение в злой иронии, направленной против бурж.
общества, или в  схематичной  символике,  облекающей  философскую  идею.
Сюжеты мн. пьес П. заимствованы из ранее написанных им новелл.
   В 1910 пост. первая пьеса П.  "Тиски"  (т-р  "Мета-стазио",  Рим).  В
ранней  драматургии  П.  особое  место  занимают  бытовые  комедии   (на
сицилийском диалекте), в к-рых показана  жизнь  сицилийской  деревни  .и
захолустных городов: "Лиола" (1916, т-р "Арджентина",  Рим),  "Колпак  с
бубенчиками" (1917, т-р "Национале", Рим), "Кувшин" (1917, там же) и др.
   Осн. драматургич.  наследие  П.-  философско-пси-хологич.  драмы  (на
итал. яз.). Лучюяе из  них,  несмотря  на  узость  тематики,  проникнУйм
подлинным гуманизмом. В драме "Право для других" (1915, т-р  "Мандзони",
Милан) П. стремится доказать, что жестокая борьба между людьми возникает
из-за  нежелания  одного  человека  признать   правоту   другого;   тема
относительности этич. понятий перерастает в социальную проблематику,  т.
к. в борьбе, изображаемой П., побеждают имущие. В комедии "Наслаждение в
добродетели"   (1917,   т-р    "Кариньяно",    Турин)    П.    разрушает
распростран„нные    представления    о    морали,     показывая,     что
добродетельность, довед„нная до  крайности,  переходит  в  жестокость  и
деспотизм.  Мировую  известность  получила  пьеса  "Шесть  персонажей  в
поисках автора" (1921. т-р "Балле", Рим), осн. тема к-рой-  противоречие
между иск-вом и жизнью. В трагедии "Генрих IV"  (1922,  т-р  "Мандзони",
труппа  Р.  Рудже-ри)  конфликт  между  человеком,  исполненным  сильных
чувств, и пошлым великосветским обществом приводит героя  к  бегству  из
реального мира в созданный им  иллюзорный  мир.  Трагически  разрешается
противоречие между "лицом" и "маской"  в  драме  "Обнаж„нные  одеваются"
(1922, т-р "Квирино", труппа Мелато, Рим), разоблачающей ханжескую бурж.
мораль. В трагич. фарсе "Дурак"  (1922)  П.  зло  высмеивает  закулисные
политич. интриги. В пьесах "Это так [если вам так кажется]"  (1917,  т-р
"Олимпия", Милан) и "Жизнь, которую я тебе даю"  (1923,  т-р  "Квирино",
труппа А. Борелли) П. пытается доказать, что объективной истины нет, вс„
зависит от субъективного восприятия человека.
   Под влиянием фашистского режима, к к-рому П. относился примиренчески,
из его поздних драм исчезла социальная  проблематика  ("Новая  колония",
1928, т-р "Арджентина"; "Лазарь",  1929.  "Ройял-т-р",  г.  Хаддерсфилд;
"Легенда о подмен„нном сыне", 1934. "Ланд-тиэтр", г. Брансуик, и др.), а
персонажи превратились в отвлеч„нные символы. Среди пьес  этого  периода
выделяется лишь пьеса "Сегодня мы  импровизируем"  (1930,  т-р  "Ней  ее
шаушпильхауз", Кенигсберг), в к-рой П. вновь возвращается к  темеиллюзия
и жизнь, мнимая театр. действительность и художеств. театр. правда.
   Основатель  Итальянской   коммунистической   партии   А.   Грамши   и
современные прогрессивные итал. критики высоко оценили драмы П., считая,
что они разрушают буржуазно-католич. мораль.  В  1925-28  П.  возглавлял
Художеств. т-р (Рим), в к-ром работал как  режисс„р,  осуществляя  пост.
собств. пьес, а также произв. совр. ему итал. авторов  (Бонтемпелли,  Де
Стефани, К. Паволини и др.) и переводной драматургии.
   В 1934 удостоен Нобелевской пр.
   Соч.: Tutto il teatro di L. Pirandello. [v.  1-6],  MiL,  1933-36;  в
рус. пер.- Обнаженные маски, M.-Л., 1932;
   Пьесы, М., 1960.
   Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т.  2,
M., 1958;  Gramsci  A.,  Letteratura  evita  nazionale,  [Torino],  150;
Ferrante L., Pirandello, Firenze, 1958; P u g 1 i  s  i  F.,  L'arte  di
Luigi Pirandello, Messina-Firenze, [1958]; MacClintock L.,  The  ago  of
Pirandello, Bloomington, 1951. Н.Ел.
   ПИРОГОВЫ - семья рус. сов. артистов оперы.  1)  Александр  Степанович
[22.VI(4.VII).l899- 26. VI. 1964]- рус. сов. артист  оперы  (бас).  Нар.
арт. СССР (1937). Деп. Верх. Совета РСФСР 4-го  созыва.  Брат  Григория,
Алексея и Михаила П. В 1917-18 учился на историко-филоло-гич. ф-те Моск.
ун-та и в Муз.-драм. уч-ще Моск. фи-лармонич. об-ва по классу  пения  В.
С. Тютюнника. В 1919-22 - артист хора  Передвижного  т-ра  Реввоенсовета
Республики. В 1922- 1924- солист Свободной  оперы  Зимина  в  Москве,  с
1924- Большого т-ра. Голос П. - мягкий,  бархатный  в  низком  регистре,
полнозвучный в среднем, свободный в верхнем; певец мастерски владел  как
кантиленой, так и речитативом. Огромный темперамент  сочетался  у  П.  а
большой   муз.    культурой,    разносторонним    сценич.    дарованием,
продуманностью и законченностью исполнения. В„л концертную  деятельность
(Гос. пр. СССР, 1943).
   Партии: Сусанин, Руслан, Мельник, Галицкий; Борис Годунов  (Гос.  пр.
СССР, 1949); Досифей ("Хованщина"), Иван  Грозный  ("Псковитянка"),  Дон
Базилио; Мефистофель ("Фауст"), Вакулинчук  ("Броненосец  ,,  Пот„мкин""

Страницы: «« « 1771   1772   1773   1774   1775   1776   1777   1778   1779  1780   1781   1782   1783   1784   1785   1786   1787   1788   1789  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия