|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 » »» к власти нацистской диктатуры оборвал развитие П. т., но его традиции
сохраняются в театр. иск-ве ГДР.
Лит.: PiscatorE., Das Politische Theater, В., 1929 (рус. пер.. M.,
1934); Wolf Fr., Kunst ist Waffe, B., 1928;
K u p k e Р., Piscator und sein Politisches Theater, "Theater der
Zeit", 1957, Studien, ј 5, Beilage zu Heft 11 Nov S; 9-28; Pfutzner K.,
Das revolutionare Arbeiter theater in Deutschland, в кн.: Schriften zur
Theaterwissenschaft, Bd l, B., 1959. ff f/
ПОЛИТКОВСКИЙ, Владимир Михайлович [р.'25.сов. артист оперы (баритон). Засл. деят. иск-в РСФСР (1934). Учился на
юридич. ф-те Моск. ун-та (1910-12) и в Моск. консерватории по классу
проф. У. Мазетти (окончил в 1918). Дебютировал в 1917 в Н. Новгороде. В
1920-48 - солист Большого т-ра. Исполнял партии баритональные лирич.
(Онегин), драматич. (Грязной), а также басовые (Галицкий). Создавал
психологически насыщенные вок.-сценич. образы. Гастролировал в
Ленинграде, Калинине, Рязани и др. городах.
Партии: Борис Годунов, князь Игорь: Томский ("Пиковая дама"),
Эскамильо; Жермон, Яго ("Травчата", "Отелло" Верди), Скарпиа ("Тоска"),
Тонио ("Паяцы"), Линдорф ("Сказки Гофмана" Оффенбаха) и др. Пел в
ораториях.
ПОЛИЦЕЙМАКО, Виталий Павлович [род. 22. IV (5.V). 1906]- рус. сов.
акт„р. Нар. арт. СССР (1957). В 1927 окончил Ленингр. техникум сценич.
иск-в. С 1927-акт„р Ленингр.ТЮЗа, с 1930-Большого драм. театра им.
Горького. Акт„р яркого темперамента, острой мысли, П. является одним из
последовательных выразителей горьковской традиции в творчестве Большого
драматического т-ра. Он сыграл неск. ролей в пьесах Горького, проявив
себя мастером психологич. портрета, действенного, страстного анализа
образа: Егор Булычев (1932, 1949); Нестрашный и Достигаев ("Достигаев и
другие", 1933, 1952), Нил ("Мещане", 1937), Лука (1944); Двоеточие
("Дачники", 1949), Редозубов ("Варвары", 1959). Значит, достижение
П.-роль Егора Булычева, в к-рой акт„р с первых сцен спектакля
акцентировал духовное прозрение Булычева, вс„ более убеждавшегося в
обреч„нности существовавшего в России социального строя. Варварство
духовное и физическое гневно заклеймил П. в сатирич., почти гротесковом
образе Редозубова.
Важное место в творчестве П. занимают образы сов. людей -
коммунистов. В исполнении этих ролей проявились народность таланта
акт„ра, глубокая органичность его иск-ва. Прирожд„нным организатором
масс, жизнерадостным, сильным человеком акт„р показал Годуна ("Разлом",
1950; Гос. пр. СССР, 1951). Нар. см„тка, медлительный, но пытливый ум
привлекали в Шадрине ("Человек с ружь„м", 1937), поэтичности, романтики
были исполнены образы Мотылько-ра ("Слава" Гусева, 1937), Савельева
("Так и будет" Симонова, 1945).
Создавая сатирич. образы, П. пользуется сочными густыми красками,
смелыми острыми при„мами, приближаясь к социальному гротеску. Так играл
он роли Потапа Урлова ("Царь Потад" Копкова, 1940), Проко-фия Пазухина
("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1955), Фамусова (1963) и сатирич,
роли в совр. репертуаре-‚лкин и Барашкин ("Мой друг", 1932, и "После
бала", 1934, Погодина), Зуб ("Океан" Штейна, 1961). Играя роль Прозорова
("Палата" Ал„шина, 1963), акт„р разоблачает самодовольство, чванливость,
ч„рствость к людям, показную демократию и ханжество. В переводном
репертуаре П. создал значительные, крупные образы - Шут ("Король Лир",
1941), свободолюбивый мудрец и поэт Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейреду,
1956), старый рабочий Туе ("Воспоминание о двух понедельниках" Миллера,
1963).
Лит.: M и н н Е., Засл. арт. РСФСР В. П. Полицеймако, Л., 1950;
Клюевская К., Персидская О., Виталий Полицеймако, Л.-М., 1963. . О.
ПОЛИШИНЕЛЬ (франц. polichinelle, от итал. pulcinella) - персонаж
франц. нар. т-ра. Появился на сцене ярмарочного т-ра в конце 16 в.
(близок к итал. маске Пульчинеллы). В разл. пьесах сохранял традиционный
облик горбуна, вес„лого задиры и насмешника. Нередко (особенно в 18 в.)
образ П. приобретал политич. сатирич. направленность. В 17 в. П. вош„л в
лит. комедию (интермедии в "Мнимом больном" Мольера). Широко популярный
в народе, П. стал одним из излюбленных героев т-ра кукол.
ПОЛЛО, Вера Николаевна [р. 25. XII. 1901 (7.1. 1902)]- белорус. сов.
актриса. Нар. арт. БССР(1952). Одна из основоположников белорус. сов.
т-ра. С 1922 - актриса Т-ра им. Я. Купалы. Воспитанница
режисс„ра-педагога Е. А. Мировича. Одна из значит. первых ролей -
Маланья в спектакле "Карьера товарища Брызгалина" Мировича. Сценич.
образы П. отличаются сатирич. заостр„нностью, сочностью, яркостью
красок. Снималась в кино -
Среди лучших ролей: Катерина ("Партизаны" Крапивы"
1938), Анна Павловна ("Кто сме„тся последним" Крапивы,
1939), Степанида ("Гибель волка" Самуйл„нка, 1939), Ковшик
("Калиновая роща" Корнейчука, 1950), Павлина ("Поют жаворонки" Крапивы;
Гос. пр. СССР, 1952), Агата ("Павлин-ка" Купалы, 1944), Авдотья ("Твой
светлый путь" Мовзона, 1961), Купавина,' Кармина ("Волки и овцы",
"Женитьба Бе-лугина"), Панова, Дунька ("Любовь Яровая"), Ксения
Михайловна ("Огненный моет" Ромашова), Живка ("Госпожа министерша"
Нушича, 1056), Дуэнья ("День чудесных обманов" Шеридана, 1948),
Кормилица ("Ромео и Джульетта", 1946) и др. Снималась в кино.
Лит.: Мастацтва Савецкай Беларус?, М?нск, 1955, с. 429-32; Майстры
Беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 193-97; Н я ф „ д Ул., Беларуск?
тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959.
ПОЛЛУВС, см. Полидевк.
ПОЛОВИКОВА, Клавдия Михайловна [р. 15 (27). XII.1896] - рус. сов.
актриса. Нар. арт. РСФСР
(1954). В 1921 окончила школу Малого т-ра ив этом же году поступила в
Театр-студию Малого т-ра (с 1932 - Новый т-р), где работала до 1936.
Затем играла в Моск. т-ре Революции, Т-ре им. Леси Украинки (Киев),
Ленингр. т-ре им. Пушкина, в 1939-42- в Моск. т-ре Ленсовета. В 1942 -
59 - актриса Моск. т-ра драмы (ныне Т-р им. Маяковского). Первая роль
П.- Абигайль ("Стакан воды" Скриба). Лучшие роли П.: Карин Брат
("Кино-роман" Кайзера), Юдифь ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Кручинина,
Лариса; Марта ("Благочестивая Марта" Тирсо де Молины), Лиза ("Дворянское
гнездо" по Тургеневу), Мария Стюарт; Реджина ("Лисички" Хелман), С
нежинская ("Третья молодость" бр. Тур). П. унаследовала мн. черты
сценич. школы Малого т-ра, обладает ярким темпераментом,
эмоциональностью, ей особенно близки волевые, цельные, сильные,
самоотверженные натуры. Снималась в кино. 3. Вл.
Страницы: «« « 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |