Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 » »» muzycznej kultury, "Przeglad Muzyczny", JsTa 8, 9, Warsz., 1912; BernackiL., Teatr, dramat i muzyka za Stanislawa Augusta..., t. 1-2, Lw., 1925; Michalowski K., Opery polskie, Kr., 1954; Strumillo T., Szkice z polskiego zycia muzycznego XIX w.. Kr., 1954; S z w a n k o-wski E., Teatr W. Boguslawskiego w latach 1799-1814, Wr., 1954; Kultura muzyczna Polski Ludowej, Kr., 1957. Балет. Первые балетные спектакли в Польше устраивались в 17 в. ("Королевский балет", 1654). В 18 в. при дворах магнатов существовали частные балетные труппы, руководимые франц. балетмейстерами. В результате объединения неск. таких трупп в 1780 возникла польск. балетная труппа "Т-во танцовщиков его королевского величества" при дворе короля Станислава Августа Понятовского. Труппа эта выступала до 1794 (рук. Ф. Ле Ду и Д. Кури). С 1801 в Варшаве существовала балетная школа Ле Ду, в 1818 она была реорганизована в школу при "Т-ре Народовы". Среди артистов балета были: М. Малиньская, Ю. Межиньская, Т. Полихновская, М. Рыминьский, Е. Валиньский, Ф. Шлянцовский. В 1818-49 балетмейстером "Т-ра Народовы" был француз М. Пион, к-рый вновь реорганизовал школу по образцу школы Парижской Оперы. В 1832 Пион пост. балеты польск. композиторов: "Две статуй" Эльснера, 1818; "Марс и Флора" и "Три грации" Курпиньского, 1820, 1822. Первый польск. балет, осн. на народных танцах,- "Свадьба в Ойцове" Курпиньского (1823), в к-ром выступали танцовщик Ш. Тьерри и Ю. Межиньский. В 1833 в Варшаве открыт Большой т-р, в к-ром была создана балетная труппа. На сцене этого т-ра, благодаря выступлениям М. Тальони и К. Гризи, а также сотрудничеству Ф. Тальони (1843-52, с перерывами) утвердился романтич. репертуар. Ф. Тальони воспитал первого польского балетм. Р. Турчиновича, поставившего балеты "Жизель" (1848), "Эсмеральда" (1851) и др. Среди выдающихся артистов балета 19 в.: К. Турчинови-чова, М. Фрейтаг, А. Страусувна, К. Страусувна, К. Стефаньская, X. Холевицкая, М. Грековский, Ф. Кшесиньский, Л. и А. Тарновские, Я. Поп ель, А. Гиллерт. В балетных труппах работали иностр. балетмейстеры: К. Блазис, В. Каллори, П. Борри, Р. Грасси, к-рые способствовали обновлению репертуара, совершенствованию техники танцовщиков. Среди нац. балетов - "На постое" Монюшки (1868) и "Пан Твардовский" Зонненфельда (1874). В 1875-1919 польский балетный театр переживал некоторый упадок, к-рый был результатом отсутствия постоянного руководства, а также эмиграции мн. танцовщиков в зарубежные страны (в труппу А. П. Павловой, "Русский балет Сергея Дягилева" и др.). В Варшаве постоянно работала балетная школа под рук. Ю. Вальчака, среди выпускников которой были X. Шмольцувна, С. Идзиковский, Л. Вуй-циковский. После 1-й мировой войны балетную труппу Большого т-ра возглавлял балетм. П. Зайлих, ставивший польск. балеты ("Пан Твардовский" Ружицкого, 1921, и др.). В 1938 балетм. М. Статкевичем была осуществлена первая пост. балета К. Шимановского "Хар-наси" (1938, Познань). В 1937-39 существовала труппа "Польский балет" под рук. Б. Нижинской и Л. Вуйциковского, к-рая ставила балеты только польск. авторов. Во время 2-й мировой войны польск. балет прекратил свои выступления. Функционировала лишь Гор. балетная школа в Варшаве, ограниченная в своих возможностях, а также частные студии. После образования Польск. Нар. Республики (1944) началось возрождение балета. В 60-е гг. существуют балетные труппы при шести оперных, двух муз. т-рах и оперетте городов: Кракова и Быд-гоща; Большой т-р в Варшаве (балетм. 3. Кашубский, солисты -М. Кшишковская, Л. Ковч, Б. Влодарчик, Б. Коц„лковская и др.); Гос. опера им. Монюшки в Познани (балетм. К. Джевецкий, солисты - Б. Карч-маревич, С. Покшивиньская, Ю. Маевская, X. Кшеш-ковская и др.); Балтийская гос. опера в Гданьске (балетм. Я. Яжинувна-Собчак, солисты-А. Бонюшко, И. Гурская, Т. Злямаль и др.); Шл„нская гос. опера в Бытоме (балетм. Э. Корицкий, солисты- И. Ваков-ская, Д. Вонсович и др.); Гос. опера во Вроцлаве (балетм. М. Мруз, солисты - Р. Сыльдорф, Б. Гось-линьская, К. Домбровская и др.); Гос. опера в Лодзи (балетм. Ф. Парнель, солисты-М. Лапиньская, Я. Не-собская, И. Скультеты и др.). Эти т-ры ставят балеты классич. репертуара (Чайковского, Адана, Делиба и др.), а также польские балеты ("Свантевит" Перков-ского, 1948, Познань; "Золотая утка" Маклякевича, 1951, Бытом; "Из мужиков в короли" Бацевич, 1954, Познань; "Мазепа" Шелиговского, 1958, Варшава; "Янтарная панна" Свежиньского, 1961, Познань; "Зачарованная корчма" Шаловского, 1962, Варшава, и др.), балеты сов. композиторов (С. С. Прокофьева, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиераидр.), совр. композиторов др. стран. В 1950 частные балетные школы были реорганизованы в гос. хореографич. лицеи; в 1952 они были преобразованы в гос. средние балетные школы (девятилетние). В 60-х гг. подобные школы имелись в Варшаве, Познани, Гданьске и Бытоме. Лит.: Победоносцев С., Польский театр. Исторический взгляд на театр в Польше со времени его возникновения, "Пантеон русского и всех европ. театров", 1843, ј4;ИгнатовС., Вклад славян в театральную культуру Европы, "Театр", 1947, JS6 6; e г о ж e. Польский театр. в кн.: История западноевропейского театра, т. 2, М.у 1957, т. 4, М., 1964; Театр за рубежом. Сб., М.-Л., 1958; Ростоцкий Б. И., В борьбе за новый народный театр. "Театр", 1950, .ј 4; e г о же. Влияние советского театра на польскую сцену, "Театр", 1957, "Ne 9; e r о же. Раздел "Театр и кино", в кн.: История Польши, т. 3, М., 1958, гл. 28; e г о же, Размышляя о польских спектаклях, "Театр", 1959, .Ne 2; его же, Станиславский и польский театр. "Театр", 1962, ј 12; Ф p о л о в В., Свет и тени польского театра, "Театр", 1961, .ј 9; С о л ь с к и и Л., Воспоминания, М., 1961; WoJcickiK.W., Teatr starozytny w Polsce, t. l-2, Warsz., 1841; Windakiewicz S t., Teatr ludowy w dawnej Polsce, Kr., 1902; Bo y-2 e l e ns k i Т., Flirt z Melpomena, t. l-11, Warsz., 1920-33; Bernacki L., Teatr, dramat i muzyka za Stanislawa Augusta..., t. l-2,Lw., 1925; O p l i c z MPolski teatr wspolczesny, Warsz., 1935; Strzelecki C z., Historia teatru w Polsce, Bydgoszcz, 1947; Estreicher K., Teatra w Polsce, t. 1-3, Kr., 1872-79, 2 wyd., Warsz., 1953; Lorentowicz J., Zarys dziejow teatru w Polsce, Warsz., 1953; K o t t J., Jak wam sie podoba, Warsz., 1955; Raszewski Z., Z tradycji teatralnych Pomorza Wielkopolski i Slaska, Wr., 1955; NatansohW., Szkice teatralne, Kr., 1955; PomianowskiJ.,Z widowni, Warsz., 1955; его же. Wiecej kurazu!, WarsZc, 1956; его же. Страницы: «« « 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |