Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1799   1800   1801   1802   1803   1804   1805   1806   1807  1808   1809   1810   1811   1812   1813   1814   1815   1816   1817  » »»

muzycznej kultury, "Przeglad Muzyczny", JsTa 8, 9, Warsz., 1912;
   BernackiL., Teatr, dramat i muzyka za Stanislawa Augusta..., t.  1-2,
Lw., 1925; Michalowski K.,  Opery  polskie,  Kr.,  1954;  Strumillo  T.,
Szkice z polskiego zycia muzycznego XIX w.. Kr., 1954;  S  z  w  a  n  k
o-wski E., Teatr  W.  Boguslawskiego  w  latach  1799-1814,  Wr.,  1954;
Kultura muzyczna Polski Ludowej, Kr., 1957.
   Балет. Первые балетные  спектакли  в  Польше  устраивались  в  17  в.
("Королевский балет", 1654). В 18 в. при  дворах  магнатов  существовали
частные  балетные  труппы,   руководимые   франц.   балетмейстерами.   В
результате  объединения  неск.  таких  трупп  в  1780  возникла  польск.
балетная труппа "Т-во танцовщиков его королевского величества" при дворе
короля Станислава Августа Понятовского. Труппа  эта  выступала  до  1794
(рук. Ф. Ле Ду и Д. Кури). С 1801 в Варшаве существовала балетная  школа
Ле Ду, в 1818 она была реорганизована в школу при "Т-ре Народовы". Среди
артистов балета были:
   М. Малиньская, Ю. Межиньская,  Т.  Полихновская,  М.  Рыминьский,  Е.
Валиньский, Ф. Шлянцовский. В 1818-49 балетмейстером "Т-ра Народовы" был
француз М. Пион,  к-рый  вновь  реорганизовал  школу  по  образцу  школы
Парижской Оперы. В 1832 Пион пост.  балеты  польск.  композиторов:  "Две
статуй" Эльснера, 1818; "Марс и  Флора"  и  "Три  грации"  Курпиньского,
1820, 1822. Первый польск. балет, осн. на народных танцах,-  "Свадьба  в
Ойцове" Курпиньского (1823), в к-ром выступали танцовщик Ш. Тьерри и  Ю.
Межиньский. В 1833 в Варшаве открыт Большой т-р, в  к-ром  была  создана
балетная труппа. На сцене этого т-ра, благодаря выступлениям М.  Тальони
и К. Гризи, а также сотрудничеству Ф. Тальони  (1843-52,  с  перерывами)
утвердился романтич. репертуар. Ф. Тальони  воспитал  первого  польского
балетм.   Р.   Турчиновича,   поставившего   балеты   "Жизель"   (1848),
"Эсмеральда" (1851) и др. Среди выдающихся артистов  балета  19  в.:  К.
Турчинови-чова,  М.  Фрейтаг,   А.   Страусувна,   К.   Страусувна,   К.
Стефаньская, X. Холевицкая, М.  Грековский,  Ф.  Кшесиньский,  Л.  и  А.
Тарновские, Я. Поп ель, А. Гиллерт. В балетных труппах работали  иностр.
балетмейстеры: К.  Блазис,  В.  Каллори,  П.  Борри,  Р.  Грасси,  к-рые
способствовали   обновлению   репертуара,   совершенствованию    техники
танцовщиков. Среди нац. балетов - "На  постое"  Монюшки  (1868)  и  "Пан
Твардовский" Зонненфельда (1874). В 1875-1919  польский  балетный  театр
переживал некоторый упадок, к-рый был результатом отсутствия постоянного
руководства, а также эмиграции мн. танцовщиков в  зарубежные  страны  (в
труппу А. П. Павловой, "Русский балет Сергея Дягилева" и др.). В Варшаве
постоянно  работала  балетная  школа  под  рук.   Ю.   Вальчака,   среди
выпускников   которой   были   X.   Шмольцувна,   С.   Идзиковский,   Л.
Вуй-циковский.
   После 1-й мировой войны  балетную  труппу  Большого  т-ра  возглавлял
балетм.  П.  Зайлих,  ставивший  польск.   балеты   ("Пан   Твардовский"
Ружицкого, 1921, и др.). В 1938 балетм. М. Статкевичем была осуществлена
первая пост.  балета  К.  Шимановского  "Хар-наси"  (1938,  Познань).  В
1937-39 существовала труппа "Польский балет" под рук. Б. Нижинской и  Л.
Вуйциковского, к-рая ставила балеты только польск. авторов.
   Во время 2-й мировой войны польск. балет прекратил свои  выступления.
Функционировала лишь Гор. балетная школа в Варшаве, ограниченная в своих
возможностях, а также частные студии.
   После образования Польск. Нар. Республики (1944) началось возрождение
балета. В 60-е гг. существуют балетные труппы при  шести  оперных,  двух
муз. т-рах и оперетте городов: Кракова и Быд-гоща; Большой т-р в Варшаве
(балетм. 3. Кашубский, солисты -М. Кшишковская, Л. Ковч,  Б.  Влодарчик,
Б. Коц„лковская и др.); Гос. опера им. Монюшки  в  Познани  (балетм.  К.
Джевецкий, солисты - Б. Карч-маревич, С. Покшивиньская, Ю. Маевская,  X.
Кшеш-ковская и др.);  Балтийская  гос.  опера  в  Гданьске  (балетм.  Я.
Яжинувна-Собчак, солисты-А. Бонюшко, И.  Гурская,  Т.  Злямаль  и  др.);
Шл„нская  гос.  опера  в  Бытоме  (балетм.  Э.  Корицкий,  солисты-   И.
Ваков-ская, Д. Вонсович и др.); Гос. опера во Вроцлаве (балетм. М. Мруз,
солисты - Р. Сыльдорф, Б. Гось-линьская, К.  Домбровская  и  др.);  Гос.
опера в Лодзи (балетм. Ф. Парнель, солисты-М. Лапиньская, Я. Не-собская,
И.  Скультеты  и  др.).  Эти  т-ры  ставят  балеты  классич.  репертуара
(Чайковского, Адана, Делиба и др.), а также польские балеты ("Свантевит"
Перков-ского, 1948, Познань; "Золотая утка"  Маклякевича,  1951,  Бытом;
"Из мужиков в короли" Бацевич,  1954,  Познань;  "Мазепа"  Шелиговского,
1958, Варшава;
   "Янтарная панна" Свежиньского, 1961, Познань;
   "Зачарованная корчма" Шаловского, 1962, Варшава, и др.), балеты  сов.
композиторов (С. С. Прокофьева, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиераидр.), совр.
композиторов др. стран.
   В 1950 частные балетные школы были реорганизованы в гос. хореографич.
лицеи; в 1952 они были  преобразованы  в  гос.  средние  балетные  школы
(девятилетние). В 60-х гг. подобные школы имелись  в  Варшаве,  Познани,
Гданьске и Бытоме.
   Лит.: Победоносцев С., Польский театр. Исторический взгляд на театр в
Польше со времени его возникновения, "Пантеон  русского  и  всех  европ.
театров",  1843,  ј4;ИгнатовС.,  Вклад  славян  в  театральную  культуру
Европы, "Театр", 1947, JS6 6; e г о ж e. Польский театр. в кн.:
   История западноевропейского театра, т. 2, М.у 1957, т. 4,  М.,  1964;
Театр за рубежом. Сб., М.-Л., 1958; Ростоцкий Б. И., В борьбе  за  новый
народный театр. "Театр", 1950, .ј 4; e г о же. Влияние советского театра
на польскую сцену, "Театр", 1957, "Ne 9; e  r  о  же.  Раздел  "Театр  и
кино", в кн.: История Польши, т.  3,  М.,  1958,  гл.  28;  e  г  о  же,
Размышляя  о  польских  спектаклях,  "Театр",  1959,  .Ne  2;  его   же,
Станиславский и польский театр. "Театр", 1962, ј 12; Ф p о  л  о  в  В.,
Свет и тени польского театра, "Театр", 1961, .ј 9; С о л ь с к и  и  Л.,
Воспоминания, М., 1961;
   WoJcickiK.W., Teatr  starozytny  w  Polsce,  t.  l-2,  Warsz.,  1841;
Windakiewicz S t., Teatr ludowy w dawnej Polsce, Kr., 1902; Bo y-2 e l e
ns k i Т., Flirt z Melpomena, t. l-11,  Warsz.,  1920-33;  Bernacki  L.,
Teatr, dramat i muzyka za Stanislawa Augusta..., t. l-2,Lw., 1925; O p l
i c z MPolski teatr wspolczesny, Warsz., 1935; Strzelecki C z., Historia
teatru w Polsce, Bydgoszcz, 1947; Estreicher K.,  Teatra  w  Polsce,  t.
1-3, Kr., 1872-79, 2 wyd., Warsz., 1953; Lorentowicz J.,  Zarys  dziejow
teatru w Polsce, Warsz., 1953; K o t t J., Jak wam sie  podoba,  Warsz.,
1955;
   Raszewski Z., Z tradycji teatralnych Pomorza Wielkopolski  i  Slaska,
Wr., 1955; NatansohW.,  Szkice  teatralne,  Kr.,  1955;  PomianowskiJ.,Z
widowni, Warsz., 1955; его же. Wiecej kurazu!,  WarsZc,  1956;  его  же.

Страницы: «« « 1799   1800   1801   1802   1803   1804   1805   1806   1807  1808   1809   1810   1811   1812   1813   1814   1815   1816   1817  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия