Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1803   1804   1805   1806   1807   1808   1809   1810   1811  1812   1813   1814   1815   1816   1817   1818   1819   1820   1821  » »»

   Роли: Мюрер ("Евгения"  Бомарше,  1770),  Клавдия  ("Эмилия  Галотти"
Лессинга,  1786),Сусанна  ("Фигарова  женитьба",  1787)  и  др.   Особой
реалистичностью и типичностью были отмечены образы, созданные П. в  рус.
репертуаре: Марина и Чванкина ("Хвастун" Княжнина), старостиха  Ивановна
(ОЛиза, или Торжество благодарности" Ильина, 1802)  и  др.  Лучшая  роль
П.скорбный   образ   матери-крестьянки   Аграфены   ("Великодушие,   или
Рекрутский набор" Ильина, 1804). Выступала с  большим  успехом  также  в
комич. операх (Фетинья - "Мельник-колдун, обманщик и сват"  Лблесимо-ва,
муз. Соколовского, и др.).
   В 1791-94 П. обучала крепостных акт„ров т-ра Шереметева.
   Лит.:  N.  N.,  Биографическое  известие  о  Померанцевой,   "Вестник
Европы",-1806, ч. 29, окт., ј 20, с. 283-87; К о-н и Ф., Воспоминание  о
московском  театре  при  М.  Е.  Медок-се,  "Пантеон  русского  и   всех
европейских театров", 1840, ч. 1, кн. 2, с. 94. E. Фил.
   ПОМОЩНИК     РЕЖИСС‚РА     -     организйпионно-технич.      помощник
режисс„ра-постановщика. Руководит также ходом  самого  представления  (в
этом случае П. р. иногда наз. ведущим спектакль).  П.  р.  наблюдает  за
правильным  выполнением  репетиционных  расписаний,   за   своевременной
подготовкой сцены для всех видов  репетиций  ("выгород  очных",  текущих
сценических,  "прогонных",  генеральных   и   др.),   выявляет   степень
готовности необходимых для репетиций и спектаклей аксессуаров (предметов
обстановки, бутафории, реквизита и  т.  п.),  обеспечивает  (при  помощи
спец.  сценич.  сигнализации)  своевременный  выход  акт„ров  на  сцену,
бесперебойное и точное включение в действие шумовых, звуковых,  световых
и др. сценич. эффектов, руководит нужными декорац. сменами. Свою  работу
П. р. вед„т по заранее  составленной  партитуре,  т.  е.  по  экземпляру
пьесы, в к-ром указано, что должны делать в каждый момент  спектакля  те
или иные цеха или отдельные сотрудники сцены. В рус. дореволюц. т-ре  П.
р. часто наз. сценариусом. А. Шн.
   ПОМПОНИЙ, Луций (Lucius Pomponius; 2-1 вв.  до  н.  э.)-  др.-римский
поэт. Ему принадлежат лит.  обработки  ателланы,  от  к-рых  сохранились
только заглавия (ок. 70) и  небольшие  отрывки  (ок.  200  стихов).  Они
свидетельствуют о  тематич.  разнообразии  пьес  П.,  изображавших  гор.
жизнь, политич. споры и  интриги  ("Мартовские  календы",  "Домогающийся
должности",  "Запоздалый  оратор",  "Смотритель  храма"  и   др.),   быт
ремесленников   и   крестьян   ("Валяльr   щики",   "Коровий    пастух",
"Виноградари" и др.). В нек-рые пьесы П.  вводил  мифологич.  персонажи.
Поздние римские писатели наз. П. "выдающимся поэтом -  автором  ателлан"
(Макробий, Сатиры 1, 10, 3).
   Соч.: Reliquiae, в кн.: Scaenicae romanorum poesis fragmenta,  v.  1,
Lpz., 1871.
   Лит.: Нагуевский  Д.,  История  римской  литературы,  т.  1,  Казань,
1911;ВарнекеБ.В., История античного театра, М., 1940. JJuo. Ф.
   ПОНКЬЕЛЛИ (Ponchielli), Амилькаре (1. XI. 1834-17. I. 1886)  -  итал.
композитор. Работал в Кремоне органистом, затем капельмейстером. С  1881
руководил капеллой собора в Бергамо; одновременно преподавал в Миланской
консерватории, где у него учились П.  Масканъи  и  Дж.  Пуччини.  Первая
опера П. - "Обруч„нные" (по  о.  п.  Мандзони,  1856,  т-р  "Конкордия",
Кремона), получила популярность во 2-й ред.  (1872,  т-р  "Даль  Верме",
Милан). Из 10 опер П.всемирным признанием пользуется "Джокондам на либр.
А. Бойто по драме В. Гюго "Анджело, тиран  Падуанский"  (1876,  т-р  "Ла
Скала"). Среди др. его опер: "Литовцы" (по поэме  А.  Мицкевича  "Конрад
Валленрод", 1874, там же; новая ред. - "Альдона", 1884, Мариинский т-р),
"Блудный сын" (1880, т-р "Ла Скала"), "Марион Делорм" (по  о.  п.  Гюго,
1885, там же). Неоконч. опера "Валенсианские  мавры"  (соч.  1879)  была
завершена А. Кадоре (1914,  Монте-Карло).  П.  принадлежат  муз.-сценич.
шутка "Вечный говорун" (1873, Лекко),  балеты  "Сестры-близнецы"  (1873,
т-р "Ла Скала") и "Кларина" (1873, т-р "Даль Верме"), кантата "К Гаэтано
Доницетти" (1875), похоронный марш "29 мая" (в честь А. Мандзони),  гимн
"Памяти Гарибальди" (1882) и другие сочинения.
   Лит.: De N а р о 1 i G., A. Ponchielli, Cremona, 1936;
   Damerini A., A. Ponchielli, Torino, 1940. Б. Ш.
   ПОНОМАР‚В, Александр Ефимович [1765-17(29). IX. 1831] -  рус.  актер.
Сценпч. деятельность начал в 80-х гг. 18 в. Играл в провинции,  затем  в
Т-ре Ме-докса и на каз„нной драм. сцене в Москве. В 1801 был  принят  на
петерб. сцену. Исполнял роли простаков, слуг, комических стариков  и  т.
п.  Обладал  огромным  комедийным  дарованием.  Остро  сатирич.   образы
подьячих (чиновников),  взяточников,  созданные  П.,  поражали  зрителей
"натуральностью", близостью к своим прототипам.
   Роли: Антропка ("Модная лавка" И. Крылова), секретарь Кохтон ("Ябеда"
Капниста),  Кифар  (опера  "Днепровская  русалка",  муз.  Кауера  и   С.
Давыдова, текст Н. Краснополь-ского).
   Лит.: "Пантеон русского и всех европейских театров", 1840, ч.  1,  с.
82; Арапов П., Летопись русского театра, СПБ, 1861;  Асеев  Б.,  Русский
драматический театр XVII- XVIII вв., М., 1958, с. 373. Д. Кл.
   ПОНОМАРЕВ, Владимир Иванович [11 (23). VII. 1892 - 21. III.  1951]  -
рус. сов. артист  балета,  педагог  и  балетмейстер.  Засл.  арт.  РСФСР
(1934). В  1910,  по  окончании  Петерб.  театр.  уч-ща,  дебютировал  в
Мариинском т-ре как артист кордебалета и вскоре занял положение  первого
танцовщика. Совершенное  владение  танц.  техникой,  строгое  изящество,
благородная  манера  дуэтного  танца  сделали  П.  одним  из   блестящих
представителей академия, танц. стиля.
   Партии:  Голубая  птица   ("Спящая   красавица"),   Колэн   ("Тщетная
предосторожность"), Франц ("Коппелия"),  Юноша  ("Шопениана"),  Петрушка
(о. п. Стравинского) и др.
   В 1911 гастролировал в антрепризе С. П. Дягилева. С середины 30-х гг.
переш„л на мимические роли. ,
   С 1913 до конца жизни П. -  педагог  Петерб.  тей'р.  уч-ща  (позднее
Ленингр. хоеографич, уч-ща). Разрабатывал  метод  преподавания  мужского
классич. танца, прививал ученикам высокую танц. культуру,  эмоциональную
выразительность, мужественную, энергичную манеру исполнении.  Спеди  его
учеников: Б. В. Шавров, А. Н. Ермолаев, П. А. Гусев, В. М.Ча-букиани, К.
М. Сергеев, А. А. Писарев,  А.  И.  Пушкин,  Н.  А.  Зубковский,  Р.  В.
Захаров, Л. М. Лавровский, С. С. Каплан и др.
   С 1922  выступал  как  балетмейстер.  Возобновил  балеты:  "Сильфида"
Шнейц-гоффера (1922),  "Времена  года"  Глазунова  (1929),  "Фея  кукол"
Байера (1932) и  др.-в  Ленингр.  хореогра-фич.  уч-ще;  "Жизель"(1942),
"Тщетная предосторожность" (1943), "Баядерка" Минкуеа (1948) - на  сцене
Т-ра оперы и балета им. Кирова. Возобновления  П.  отличаются  точностью
воспроизведения первой пост., бережным отношением к стилю  произведения.

Страницы: «« « 1803   1804   1805   1806   1807   1808   1809   1810   1811  1812   1813   1814   1815   1816   1817   1818   1819   1820   1821  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия