|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 » »» Зельверович, Пшибылко-Потоцкая, М. Цвиклиньская, А. Венгерко, Л. Шиллер,
Ю. Остэрва и др.), утверждал высокое качество репертуара, принцип
подчинения всех компонентов действия единому замыслу, новаторство
режисс„рских и декорационных решений. Важное значение в развитии П. т. с
начала 20 в. приобрели контакты с передовой рус. театр. культурой,
прежде всего с Моск. Художеств. т-ром. В годы 1-й мировой войны 1914-18
мн. крупные польск. акт„ры и режисс„ры - С. Высоцкая, Остэрва, С. Ярач,
Зельверович, В. Брыдзиньский и др. работали в России, поддерживая тесные
связи с Моск. Художеств. т-ром, непосредственно с К. С. Станиславским.
По возвращении в Польшу они утверждали в своей сценич. практике принципы
передового реалистич. иск-ва. Остэрва, руководя созданным им т-ром
"Редута", строил его работу, во многом опираясь на принципы К. С.
Станиславского, своеобразно преломляя их.
Особенно важное значение в борьбе за передовой социально-насыщенный,
новаторский т-р имела деятельность виднейшего режисс„ра Шиллера,
начавшего свою деятельность в 1917 на сцене "Т-ра Польски". В сво„м
творчестве Шиллер исходил из идей Выспянского, стремясь к созданию
спектаклей, проникнутых высоким гражданственным пафосом. В 1924-26
Шиллер возглавил (совместно с В. Хожи-цей и Зельверовичем) Т-р им. В.
Богуславского (Варшава), где ставил социально острые произв.-"Князь
Пот„мкин" Мициньского, "Роза" Жеромского и др. Глубоким демократизмом
была отмечена деятельность С. Ярача, как акт„ра и руководителя т-ра
Атенеумь им. С. Ярача, открывшегося в Варшаве при Доме профсоюза
железнодорожников (1929). На этой сцене шли произв., вызывавшие широкий
общественный отклик ("Туронь" Жеромского, "Человек с портфелем" Файко и
др.). Несмотря на все трудности, в пору межвоенного двадцатилетия
предпринимались и опыты создания рабочего т-ра ("Рабочая сцена" в Лодзи,
где по инициативе В. Вандурского ставился пролог к "Мистерии-Буфф"
Маяковского, 1925, т-р под тем же назв. в городе Челядзь и др.).
Устремления передовых деятелей П. т. в предвоенные годы наталкивались на
сопротивление, а зачастую и на репрессии "санацион-ных" властей и смогли
получить сво„ разв„рнутое выражение лишь в Нар. Польше.
В годы гитлеровской оккупации в условиях конспирации действовал
"Театр. совет" ("Рада театральна"), разрабатывавший программу
возрождения П. т. после освобождения, проводились театр. выступления (в
Кракове с 1941, действовал "Т-р Рапсодычны"), велась подготовка акт„ров
в драматич. школе. В 1943 на территории СССР был организован польск.
фронтовой т-р (под рук. В. Красноеецкого), к-рый в августе 1944 показал
первый спектакль в освобожд„нной Польше в Люблине.
После освобождения от фашистской оккупации (1944) начался процесс
строительства нового нар. иск-ва. Т-ры открывались не только там, где
они существовали до войны, но и на возвращ„нных Польше зап. землях (во
Вроцлаве, Щецине, Катовице, Гданьске, Олыптыне, Еленя-Гуре, Ополе,
Эльблонге и др.). К 1949 завершилась национализация т-ров. Уже в первые
годы после освобождения, в репертуар начали входить новые пьесы совр.
польск. авторов, но особенно важное значение в эту пору имела классич.
драматургия. Значительной вехой в развитии польск. сценич. иск-ва стал
фестиваль пьес Шекспира, провед„нный в 1947. Лучшими спектаклями
фестиваля были: "Буря" (Т-р Войска Польского, Лодзь, реж. Л. Шиллер,
худ. В. Дашевский), "Ромео и Джульетта" (Т-р Земли Поморской, Торунь,
реж. В. Хожица), "Как вам это понравится" ("Т-р Выбжеже", Гдыня, реж. И.
Галль). В 1949 был провед„н фестиваль рус. классич. и сов. пьес, имевший
большое значение в утверждении принципов социалистич. эстетики в
сце-нич. иск-ве Польши. Лучшие спектакли: "Три сестры" (Краковский т-р
им. Ю. Словацкого, реж. Б. Дом-бровский, худ. А. Стопка), "Любовь
Яровая" (там же), "На дне" ("Т-р Польски", Варшава, реж. Шиллер, худ. О.
Аксер), "Егор Булычев и другие" ("Т-р Народовы", Варшава, реж.
Красновецкий, худ. В. Дашевский), "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина
("Т-р Розмаитости", Варшава, реж. Б. Коженевскии) и др. В 1951 был
организован фестиваль совр. польск. пьес: "Обыкновенное дело" Тарна
("Т-р Вспулчесны", Варшава, реж. Э. Аксер), "Проба сил" Лютовского ("Т-р
Польски", реж. А. Бардини), "Восстановление Блэндомежа" Ивашкевича ("Т-р
Стары", Краков). В нек-рых пьесах и их пост. сказывался схематизм, порой
ощущалась сглаженность развития конфликта, что в значит, мере было
связано с проявлениями тех вульгаризаторских тенденций, к-рые суживали
понимание метода социалистич. иск-ва (особенно в кон. 40-х - нач. 50-х
гг.). Этим тенденциям противостояли лучшие произв. драматургии и
наиболее совершенные опыты е„ сценич. воплощения. Важнейшее значение
имела драматургия Л. Кручковского, в особенности его пьесы "Немцы"
(1949, "Т-р Стары", Краков, реж. Б. Домбров-ский, худ. Я. Косиньский) и
"Юлиус и Этель" (1954, "Т-р Польски", реж. А. Бардини, худ. О. Аксер).
Стремление к преодолению суженного, догматич. понимания возможностей
социалистич. иск-ва отч„тливо проявилось в создании спектаклей: "Дзяды"
]\ицкевича ("Т-р Польски", реж. А. Бардини), "Человек с ружь„м" ("Т-р
Народовы", реж. Коженевскии, худ. В. Дашевский, в роли В. И. Ленина - И.
Ма-ховский и Я. Вощерович, Шадрин - Я. Курнакович), "Оптимистическая
трагедия" ("Т-р Драматычны", Варшава, реж. Л. Замков), "Баня" ("Т-р
Новы", Лодзь, реж. К. Деймек, худ. Я. Косиньский), "Кавказский меловой
круг" Брехта (первая пост. Брехта в Нар. Польше, Краковский т-р им. Ю.
Словацкого, реж. И. Бабель, худ. А. Стопка). В репертуар вошли новые
пьесы: "Год 1944" Кусьмерека (Т-р Войска Польского, Варшава), "Крот"
Лютовского ("Т-р Народовы"), "Справедливые люди" Брандыса (Т-р им. С.
Ярача, Лодзь) и др., и хотя нек-рые т-ры ставили пьесы С. Беккета, Э.
Ионеско и др. авторов т. н. "т-ра абсурда", эти спектакли не нашли
поддержки у широкого зрителя.
В П. т. последних лет в репертуар широко входит польская романтич.
драма, пьесы Мицкевича ("Дзяды", 1962, "Т-р Людовы", Нова-Хута, реж.
К.Ску-шанка и Е. Красовский, худ. Ю. Шайна), Словацкого ("Кордиан",
1957, "Т-р Народовы", реж. Э. Аксер совм. с Я. Кречмаром, худ. В.
Дашевский), Выспянского ("Свадьба", Краковский т-р им. Ю. Словацкого,
реж. А. Вайда; "Т-р Повшехны", Варшава, реж. А. Ханушкевич, оба - в
1963) и др. Значительным событием стало появление на сцене пьес
Кручковского "Первый день свободы" (1959, "Т-р Вспулчесны", Варшава,
реж. Аксер). Разнообразные искания в области воплощения совр. польск.
драматургии отч„тливо видны в пост. пьес: "Похоронное шествие"
Дроз-довского (1962, "Т-р Людовы", Нова-Хута; "Ате-неум", Варшава,
1963), "Стефан" Ярецкого и Раков-ского (1964, т-р в Олыптыне), "Партита
для деревявГ-ного инструмента" Гроховяка (1964, Т-р им. Остэр-вы,
Люблин). Опыты совр. прочтения старопольской драмы с успехом
осуществлены в таких спектаклях, как "Жизнь Иосифа" Рея (1958), "История
Страницы: «« « 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |