Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803   1804   1805  1806   1807   1808   1809   1810   1811   1812   1813   1814   1815  » »»

Зельверович, Пшибылко-Потоцкая, М. Цвиклиньская, А. Венгерко, Л. Шиллер,
Ю. Остэрва  и  др.),  утверждал  высокое  качество  репертуара,  принцип
подчинения  всех  компонентов  действия  единому  замыслу,   новаторство
режисс„рских и декорационных решений. Важное значение в развитии П. т. с
начала 20 в. приобрели  контакты  с  передовой  рус.  театр.  культурой,
прежде всего с Моск. Художеств. т-ром. В годы 1-й мировой войны  1914-18
мн. крупные польск. акт„ры и режисс„ры - С. Высоцкая, Остэрва, С.  Ярач,
Зельверович, В. Брыдзиньский и др. работали в России, поддерживая тесные
связи с Моск. Художеств. т-ром, непосредственно с К.  С.  Станиславским.
По возвращении в Польшу они утверждали в своей сценич. практике принципы
передового реалистич.  иск-ва.  Остэрва,  руководя  созданным  им  т-ром
"Редута", строил его работу,  во  многом  опираясь  на  принципы  К.  С.
Станиславского, своеобразно преломляя их.
   Особенно важное значение в борьбе за передовой  социально-насыщенный,
новаторский  т-р  имела  деятельность  виднейшего   режисс„ра   Шиллера,
начавшего свою деятельность в 1917 на  сцене  "Т-ра  Польски".  В  сво„м
творчестве Шиллер исходил  из  идей  Выспянского,  стремясь  к  созданию
спектаклей,  проникнутых  высоким  гражданственным  пафосом.  В  1924-26
Шиллер возглавил (совместно с В. Хожи-цей и Зельверовичем)  Т-р  им.  В.
Богуславского (Варшава),  где  ставил  социально  острые  произв.-"Князь
Пот„мкин" Мициньского, "Роза" Жеромского и  др.  Глубоким  демократизмом
была отмечена деятельность С. Ярача,  как  акт„ра  и  руководителя  т-ра
Атенеумь им.  С.  Ярача,  открывшегося  в  Варшаве  при  Доме  профсоюза
железнодорожников (1929). На этой сцене шли произв., вызывавшие  широкий
общественный отклик ("Туронь" Жеромского, "Человек с портфелем" Файко  и
др.). Несмотря  на  все  трудности,  в  пору  межвоенного  двадцатилетия
предпринимались и опыты создания рабочего т-ра ("Рабочая сцена" в Лодзи,
где по инициативе  В.  Вандурского  ставился  пролог  к  "Мистерии-Буфф"
Маяковского, 1925, т-р под  тем  же  назв.  в  городе  Челядзь  и  др.).
Устремления передовых деятелей П. т. в предвоенные годы наталкивались на
сопротивление, а зачастую и на репрессии "санацион-ных" властей и смогли
получить сво„ разв„рнутое выражение лишь в Нар. Польше.
   В годы  гитлеровской  оккупации  в  условиях  конспирации  действовал
"Театр.   совет"   ("Рада   театральна"),   разрабатывавший    программу
возрождения П. т. после освобождения, проводились театр. выступления  (в
Кракове с 1941, действовал "Т-р Рапсодычны"), велась подготовка  акт„ров
в драматич. школе. В 1943 на территории  СССР  был  организован  польск.
фронтовой т-р (под рук. В. Красноеецкого), к-рый в августе 1944  показал
первый спектакль в освобожд„нной Польше в Люблине.
   После освобождения от фашистской  оккупации  (1944)  начался  процесс
строительства нового нар. иск-ва. Т-ры открывались не  только  там,  где
они существовали до войны, но и на возвращ„нных Польше зап.  землях  (во
Вроцлаве,  Щецине,  Катовице,  Гданьске,  Олыптыне,  Еленя-Гуре,  Ополе,
Эльблонге и др.). К 1949 завершилась национализация т-ров. Уже в  первые
годы после освобождения, в репертуар начали входить  новые  пьесы  совр.
польск. авторов, но особенно важное значение в эту пору  имела  классич.
драматургия. Значительной вехой в развитии польск. сценич.  иск-ва  стал
фестиваль  пьес  Шекспира,  провед„нный  в  1947.  Лучшими   спектаклями
фестиваля были: "Буря" (Т-р Войска Польского,  Лодзь,  реж.  Л.  Шиллер,
худ. В. Дашевский), "Ромео и Джульетта" (Т-р  Земли  Поморской,  Торунь,
реж. В. Хожица), "Как вам это понравится" ("Т-р Выбжеже", Гдыня, реж. И.
Галль). В 1949 был провед„н фестиваль рус. классич. и сов. пьес, имевший
большое  значение  в  утверждении  принципов  социалистич.  эстетики   в
сце-нич. иск-ве Польши. Лучшие спектакли: "Три сестры"  (Краковский  т-р
им. Ю. Словацкого,  реж.  Б.  Дом-бровский,  худ.  А.  Стопка),  "Любовь
Яровая" (там же), "На дне" ("Т-р Польски", Варшава, реж. Шиллер, худ. О.
Аксер),  "Егор  Булычев  и  другие"  ("Т-р  Народовы",   Варшава,   реж.
Красновецкий, худ. В.  Дашевский),  "Смерть  Тарелкина"  Сухово-Кобылина
("Т-р Розмаитости", Варшава, реж. Б.  Коженевскии)  и  др.  В  1951  был
организован фестиваль совр.  польск.  пьес:  "Обыкновенное  дело"  Тарна
("Т-р Вспулчесны", Варшава, реж. Э. Аксер), "Проба сил" Лютовского ("Т-р
Польски", реж. А. Бардини), "Восстановление Блэндомежа" Ивашкевича ("Т-р
Стары", Краков). В нек-рых пьесах и их пост. сказывался схематизм, порой
ощущалась сглаженность развития  конфликта,  что  в  значит,  мере  было
связано с проявлениями тех вульгаризаторских тенденций,  к-рые  суживали
понимание метода социалистич. иск-ва (особенно в кон. 40-х -  нач.  50-х
гг.).  Этим  тенденциям  противостояли  лучшие  произв.  драматургии   и
наиболее совершенные опыты е„  сценич.  воплощения.  Важнейшее  значение
имела драматургия Л.  Кручковского,  в  особенности  его  пьесы  "Немцы"
(1949, "Т-р Стары", Краков, реж. Б. Домбров-ский, худ. Я. Косиньский)  и
"Юлиус и Этель" (1954, "Т-р Польски", реж. А. Бардини, худ.  О.  Аксер).
Стремление к преодолению  суженного,  догматич.  понимания  возможностей
социалистич. иск-ва отч„тливо проявилось в создании спектаклей:  "Дзяды"
]\ицкевича ("Т-р Польски", реж. А. Бардини), "Человек  с  ружь„м"  ("Т-р
Народовы", реж. Коженевскии, худ. В. Дашевский, в роли В. И. Ленина - И.
Ма-ховский и Я. Вощерович, Шадрин  -  Я.  Курнакович),  "Оптимистическая
трагедия" ("Т-р Драматычны", Варшава,  реж.  Л.  Замков),  "Баня"  ("Т-р
Новы", Лодзь, реж. К. Деймек, худ. Я. Косиньский),  "Кавказский  меловой
круг" Брехта (первая пост. Брехта в Нар. Польше, Краковский т-р  им.  Ю.
Словацкого, реж. И. Бабель, худ. А. Стопка).  В  репертуар  вошли  новые
пьесы: "Год 1944" Кусьмерека (Т-р  Войска  Польского,  Варшава),  "Крот"
Лютовского ("Т-р Народовы"), "Справедливые люди" Брандыса  (Т-р  им.  С.
Ярача, Лодзь) и др., и хотя нек-рые т-ры ставили пьесы  С.  Беккета,  Э.
Ионеско и др. авторов т. н.  "т-ра  абсурда",  эти  спектакли  не  нашли
поддержки у широкого зрителя.
   В П. т. последних лет в репертуар широко  входит  польская  романтич.
драма, пьесы Мицкевича ("Дзяды", 1962,  "Т-р  Людовы",  Нова-Хута,  реж.
К.Ску-шанка и Е. Красовский,  худ.  Ю.  Шайна),  Словацкого  ("Кордиан",
1957, "Т-р Народовы", реж. Э.  Аксер  совм.  с  Я.  Кречмаром,  худ.  В.
Дашевский), Выспянского ("Свадьба", Краковский т-р  им.  Ю.  Словацкого,
реж. А. Вайда; "Т-р Повшехны", Варшава, реж.  А.  Ханушкевич,  оба  -  в
1963)  и  др.  Значительным  событием  стало  появление  на  сцене  пьес
Кручковского "Первый день свободы"  (1959,  "Т-р  Вспулчесны",  Варшава,
реж. Аксер). Разнообразные искания в области  воплощения  совр.  польск.
драматургии  отч„тливо  видны  в  пост.   пьес:   "Похоронное   шествие"
Дроз-довского  (1962,  "Т-р  Людовы",  Нова-Хута;  "Ате-неум",  Варшава,
1963), "Стефан" Ярецкого и Раков-ского (1964, т-р в Олыптыне),  "Партита
для  деревявГ-ного  инструмента"  Гроховяка  (1964,  Т-р  им.  Остэр-вы,
Люблин).  Опыты  совр.   прочтения   старопольской   драмы   с   успехом
осуществлены в таких спектаклях, как "Жизнь Иосифа" Рея (1958), "История

Страницы: «« « 1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803   1804   1805  1806   1807   1808   1809   1810   1811   1812   1813   1814   1815  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия