Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1796   1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803   1804  1805   1806   1807   1808   1809   1810   1811   1812   1813   1814  » »»

Понятовского -  последнего  польского  короля,  к-рый  был  просвещ„нным
меценатом и большим  любителем  т-ра,  остались  два  значит,  памятника
театр. архитектуры (в парке Ла-зенки, Варшава) - открытый амфитеатр (т-р
"На острове", 1790) и т-р "В апельсинной оранжерее" (1788).
   Во 2-й пол. 18 в. в подражание королевскому двору польск. аристократы
строят и организуют у себя в поместьях  собственные  т-ры,  деятельность
к-рых имела важное значение в формировании польск. нац. т-ра. Мн.  пьесы
и  переводы,  пополнившие  репертуар  П.  т.,  создавались  именно   для
магнатских т-ров (напр., первые польск. переводы пьес  Мольера  делались
для т-ра Радзивиллов в  Несвиже,  ведущие  акт„ры  варшавской  сцены  Б.
Сераковская и Я. Гемпиньский  первоначально  выступали  в  т-ре  кн.  А.
Сулковского в Рыдзыде).
   19 нояб. 1765 был открыт "Т-р Народовы" в Варшаве - первый постоянный
публичный т-р Польши. На его сцене ставились произв.  передовых  польск.
драматургов,  связанных  с  идеями  Просвещения   (Ф.   Богомольца,   Ф.
Заблоцкого и др.), и пьесы  иностранных  авторов.  Нац.  польск.  театр.
иск-во вело постоянную борьбу с засильем иностр. трупп. В  конце  18  в.
движение  за  становление  нац.  т-ра  возглавил  В.  Богуславский.   Он
выступает  организатором  и  руководителем  новых   т-ров,   режисс„ром,
акт„ром,  теоретиком  сценич.  иск-ва   и   педагогом,   драматургом   и
переводчиком. Будучи выразителем идей  нац.-освободит.  движения,  к-рое
получило сво„ выражение в восстании Т. Костюшко (1794), Богуславский и в
последующие годы, в условиях, сложившихся после третьего раздела  Польши
(1795), был в своей деятельности  живым  воплощением  передовых  идеалов
нац.  освобождения,  На  протяжении  многих  лет  он  руководил   "Т-ром
Народовы" (1783-84, 1790-94, 1799-1814). Особенно значит, его  пост.  на
сцене "Т-ра Народовы": политич. комедия  Ю.  У.  Немцевича  "Возвращение
депутата" (1791), написанная им самим опера-водевиль "Мнимое  чудо,  или
Краковцы и горцы" (1794, там же). В 1811 по инициативе  Богуславского  в
Варшаве  открылась  первая  драматич.  школа,  для  к-рой   он   написал
руководство "Драматургия, или Наука сценич. иск-ва" (1812). Среди первых
польских акт„ров,  объединившихся  в  "Т-ре  Народовы",  были  -  К.  Б.
Свежавский,  выдающийся  комик,  непревзойд„нный   исполнитель   т.   н.
"кунту-шовых" ролей, т. е. ролей в  пьесах,  показывавших  польский  быт
(был удостоен поч„тного звания "Первого акт„ра Польши"), Я.  Гемпиньский
(один из лучших исполнителей комедийных ролей в  пьесах  Ф.  Заблоцкого,
Мольера,  Бомарше),  А.  Ф.  Жулковский,  Б.  Сераковская   (с   успехом
выступавшая в комедиях), К. Овсинъский (в репертуаре к-рого был Гамлет),
М.  Шимановский,  М.  Ясинъская  (выступавшая  одно-врем.  и  в  опере).
Выдающейся трагич. актрисой проявила себя Ю. Ледуховская.
   Период развития П. т.,  последовавший  после  "эпохи  Богуславского",
характеризуется  разрывом  между  театр.  практикой   и   лит.   драмой,
достигающей в эту пору вершин  в  произв.  революционных  романтиков  А.
Мицкевича и Ю. Словацкого. Но  их  драматич.  произв.  в  пору  создания
оставались за пределами театр. репертуара.  Условия,  сложившиеся  после
раздела Польши (1815) и особенно  после  подавления  восстания  1830-31,
способствовали разрыву между высокими образцами  нац.  драмы  и  текущим
репертуаром т-ров. Закрепить завоевания передового польск. т-ра помогают
комедии А. Фредро, критически, с живым юмором живописующие картины совр.
нравов, и проникнутые демократии, устремлениями пьесы  Ю.  Кожен„вского.
Введение этих произв. в репертуар т-ров,  наряду  с  лучшими  творениями
мировой  клас-сич.  драмы,  способствует  развитию  акт„рского   иск-ва,
оттесняя  заполоняющую  П.  т.   франц.   комедию   положений   (Скриб),
сентиментальные пьесы (А. Дюма-сына) и др.
   По инициативе части труппы "Т-ра Народовы" в Варшаве был открыт,  как
его филиал, "Т-р Розмаитости" (1829). В 1836 труппа  "Т.-ра  Народ  овы"
влилась в "Т-р Розмаитости", ставший наследником  его  лучших  традиций.
Руководителем  "Т-ра   Розмаитости"   был   Б.   Кудлич.   Последователь
Богуславского, сменивший его в руководстве т-ром  и  воспитавший  плеяду
польск. акт„ров, среди к-рых Б. Дависон, А. Жулков-ский, Л. Панчиковский
(создатель эпизодич. ролей, острая и запоминающаяся детализация к-рых во
мн. случаях определила  стойкую  сценич.  традицию  их  исполнения),  Л.
Гальперт.Ю. Рыхтер, Я. Круликовский.
   С конца 60-х гг. 19 в. ведущим польским т-ром  становится  Краковский
т-р, к-рым рук. С. Козьмян. В этом т-ре сформировалась т. н.  краковская
школа- школа передового  реалистич.  сценич.  мастерства,  направленного
против   внешней    декламационности,    преувеличенной    патетичности,
основанного на проникновении в  психологию  персонажа,  на  сдержанности
внешних"  средств  выражения.  В  репертуар  Краковского  т-ра   входили
многочисл. произв. польск.  и  иностр.  классики  (Мицкевич,  Словацкий,
Фредро, Шекспир, Мольер, Шиллер, Гоголь), пьесы  совр.  польск.  авторов
(М. Балуцкий,  Ю.  Близиньский,  Ю.  Нажимский).  Под  рук.  Козьмяна  в
Краковском  театре  были  заложены  основы   совр.   иск-ва   режиссуры.
Носителями и пропагандистами принципов краковской школы были акт„ры:  В.
Рауацкий, А. Гофман, Ф. Венда, позднее -Б. Ладновский,  Р.  Желязовский,
Л. СолЬ-ский. В своих истоках с  краковской  школой  связано  творчество
крупнейшей польской актрисы X.  Моджеевской.  В  области  режиссуры  эти
традиции  были  развиты  Т.  Павликовским,  Ю.  Котарбиньским.  Традиции
сценич. реализма, упроченные краковской школой, нашли сво„ продолжение в
деятельности мн. виднейших акт„ров - К.  Каминьского,  М.  Френкеля,  М.
Пшибылко- Потоцкой, В. Семашко,  А.  Зельверовича,  К.  Адвентовича,  Ю.
Венгжина и др.
   С 60-х гг. 19 в.  в  театр.  жизни  Варшавы  значит.  место  начинают
занимать т-ры в парках, действующие только летом: "Альгамбра", "Тиволи",
"Водевиль" и др. Несмотря на коммерч. характер, "л„гкий" развлекательный
репертуар, их деятельность имела  и  нек-рое  положит.  значение;  здесь
выступали  крупнейшие  акт„ры,  нередко  ставились  лучшие  новые  пьесы
(напр., пьесы Г. Запольской).
   На  рубеже  века  в  театр.  иск-ве  начинают  вс„  более   явственно
сказываться   бурж.   влияния.   Появляются    спектакли,    проникнутые
модернистско-декадент-скими настроениями (пост. пьес С. Пшибышевского  и
др.).  Космополитич.  эстетизму  Пшибышевского  противостоял   в   своей
программе театр. реформ и в своей драматургии выдающийся  поэт-драматург
и художник  С.  Выспянский.  Его  драмы  не  свободны  от  противоречий,
связанных с проникновением в его творчество символистских мотивов, но по
своим  осн.  устремлениям  они  явились  продолжением  принципов  театр.
эстетики польск. революц. романтиков, прежде всего  Мицкевича.  Попыткой
противостоять  духу  бурж.  коммерч.  т-ра  явилась  организация   "Т-ра
Польски" в Варшаве в 1913 по инициативе театр. деятеля А. Шифмана.  "Т-р
Польски" объединил  крупные  акт„рские  и  режисс„рские  силы  (Венгжин,

Страницы: «« « 1796   1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803   1804  1805   1806   1807   1808   1809   1810   1811   1812   1813   1814  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия