Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1817   1818   1819   1820   1821   1822   1823   1824   1825  1826   1827   1828   1829   1830   1831   1832   1833   1834   1835  » »»

nwr. 90-х гг. 18 в. в любит, кружках. В 1798  переш„л  на  проф.  сцену,
сначала в Париже, затем в провинции.  В  1809  вернулся  в  Париж,  став
вскоре любимейшим водевильным акт„ром столицы. Играл в т-рах  "Варьете",
"Порт-Сен-Мартен", "Нувоте", "Гете" и др.  Очень  худой  и  высокий,  со
слабым  хрипловатым   голосом,   он   поражал   зрителей   разнообразием
создаваемых характеров, сочетанием наивной  естественности  поведения  с
гротескно-эксцентрич.  выразительностью   речи,   щедростью   комедийной
фантазии, использованием  средств  пантомимы,  танца.  Среди  многочисл.
ролей - принц  Мирлифлор  ("Маленькая  Золушка,  или  Чудесная  кошечка"
Дезожье и Жантиля, 1810), Буасек ("Бывший молодой человек"
   Мерля и Бразье, 1812), Дезаккор ("Брачная мания" Дезожье,  Жантиля  и
Ружмона, 1814), отец Сурнуа ("Маленькие Данаиды" Жантиля, 1823).
   Лит.: De Manne E. D., Menetrier G., Galerie historique des  comediens
de la troupe de Nicolet..., Lyon, 1869; L y o n n e t  H.,  Dictionnaire
des comediens francais, P., 1912-13. E. Ф.
   ПОУЛЬСЕН (Poulsen) - семья дат. акт„ров. Эмиль (9.VII.1842-8.VI.1911)
- учился в Копенгагенском ун-те, одновременно  участвовал  в  спектаклях
Студенч. об-ва. В 1867 дебютировал в Королевском  т-ре  (Копенгаген).  В
числе  значит,  творч.  достижений  П.:  Гамлет;  Альцест   ("Мизантроп"
Мольера), Леандр ("Маскарад" Хольберга), Попо и  Георгий  ("Пальнатоке",
"Варяги  в  Царьграде"  Эленшлегера),  Петер  ("Капричиоса"   Оверскоу).
Наиболее   последовательно   новаторство   П.,   основоположника   школы
психологич.  реализма  в  дат.  т-ре,  выразителя   дум   и   настроений
прогрессивной интеллигенции, раскрылось на материале драматургии  Ибсена
и Бь„рнсона, к-рую он пропагандировал.
   Роли: епископ Николае, Люннестад,  Берник,  Хельмер,  Яльмар  Экдаль,
доктор Штокман, Сольнес, Боркман ("Борьба за престол", "Союз  молод„жи",
"Столпы  общества",  "Кукольный  дом",  "Дикая  утка",  "Враг   народа",
"Строитель Сольнес", "Йун Габриель  Боркман"  Ибсена),  Сверре,  Саннес,
Рийс ("Король Сверре", "Банкротство", "Новая система" Бь„рнсона).
   П. был акт„ром высокой культуры, требовательно  относился  к  себе  и
партн„рам, боролся с  мелодекламацией,  внешними  эффектами,  во  многом
способствовал обновлению и очищению от рутины акт„рского иск-ва. В  1900
оставил из-за болезни Королевский т-р. В 1903-04 работал  в  Копенгагене
режисс„ром Нар. т-ра, в 1906-09 - консультантом "Дагмар-театра".
   Олаф (26.IV.1849-26.III.1923). Брат Эмиля П.  В  1867  дебютировал  в
Королевском т-ре. С творчеством  П.  связан  один  из  наиболее  значит,
этапов развития комедийной традиции - ведущей в  исполнительском  иск-ве
мастеров Королевского т-ра. Эта традиция развивалась гл.обр.  на  основе
комедий Хольберга. П. сыграл ок. 35 ролей в его произв., в т. ч.  Хенрик
("Маскарад", "Хенрик и Пернилла", "Счастливое кораблекрушение", "Краткое
девичество Пер-ниллы",  "Абракадабра"),  Ольдфукс  ("Якоб  фон  Тибое"),
Арлекин ("Невидимка"), Чилиан ("Улисс из Итаки"), Пер Пономарь ("Эразмус
Монтанус"),  Йеппе  ("Йеппе  с  горы"),  Корфиц  ("Комната   роженицы").
Унаследовав вс„ ценное из творч. практики предшественников, П. отказался
от консервативной тенденции скрупулезно  восстанавливать  общий  рисунок
роли, интонации, отдельные находки предыдущих исполнителей  этих  ролей.
Э. Брандес отмечал, что О. "совершенно отбросил маску и приобщает нас  к
тому, что жив„т в его душе, что познано им; лицо становится зеркалом его
внутреннего мира" (Brandes E., Dansk skuespilkunst, Kbh., 1880, s. 332).
Он дал новое истолкование образа  забитого,  нищего  крестьянина  Йеппе,
подчеркнув его нравств. превосходство над бароном, вызывая в  зрительном
зале не только смех, но и боль за поруганное  человеч.  достоинство.  П.
создал также сатирич. образы  копенгагенских  филистеров  в  комедиях  и
водевилях   19    в.:    Фальсмол    ("Кубышка"    'Олуфсена),    Цирлих
("Первоапрельские дурачки" Хей-берга),  Скоруп  ("Сберегательная  касса"
Херца), лейтенант фон Бюддинг и Кране ("Соседи",  "Приключение  в  пути"
Хострупа).  П.  был   одар„н   музыкальностью,   имел   голос,   богатый
интонациями. Он кропотливо работал над ролью, искал  точные  и  выразит.
жесты, интонации, новые психологич. мотивировки. В 1917  оставил  сцену.
Преподавал в школе при Королевском т-ре.
   Адам (р. 19.XI.1879). Сын  Эмиля  П.  Дебютировал  в  1901  на  сцене
"Дагмартеатра" (Копенгаген). В 1903-05 работал в Нар. т-ре (Копенгаген),
где играл роли героев-любовников, затем в течение года  учился  в  школе
при т-ре М. Рейнхардта (Берлин). В 1906-09 - акт„р, в 1911-14 - директор
"Даг-мартеатра", в 1909-10,  1915-16,  1930-31  выступал  в  Королевском
т-ре. В 1910, 1922-23 возглавлял "Т-р на открытом воздухе" (Копенгаген),
в 1916-19- Шведский т-р (Хельсинки). В 20-е гг.  гастролировал  в  разл.
городах Дании, а также в Швеции,  США.  Был  одним  из  крупнейших  дат.
трагедийных акт„ров, обладал голосом  редкой  красоты  и  интонационного
многообразия, могучим темпераментом. Среди ролей:  Гамлет,  Ромео,  Карл
Моор; Скуле ("Борьба за престол"  Ибсена),  Сигурд  Крестоносец  (о.  п.
Бь„рн-сона), Эйвинн ("Горный Эйвинн и его жена" Сигур-йоунсона). К числу
его лучших сценич. работ относятся роли  в  трагедиях  Эленшлегера:  Ярл
Хокон, Аксель,  Джулио  Романо,  Хагбарт,  Харальд  (о.  п.,  "Аксель  и
Вальборг", "Корреджо", "Хагбарт и  Сигне",  "Варяги  в  Царьграде").  П.
покорял неистощимой фантазией в роли Принца ("Однажды" Драхмана), тонким
психологизмом и  бытовой  достоверностью  в  роли  Хельмера  ("Кукольный
дом"). В 1931 оставил сцену и выступал как чтец. Автор книги  "Искусство
акт„ра" (1919).
   Йоханнес (17.II.1881-14.X.1938).  Сын  Эмиля  П.  С  1901  работал  в
"Дагмартеатре", с 1909 до конца жизни - в  Королевском  т-ре.  Аналитич.
направленность  творчества  П.,  его  умение   раскрывать   обществ,   и
психологич. мотивы поведения героев, тяготение к сложным  противоречивым
характерам сочетались с  острой,  лаконичной  выразительностью  внешнего
рисунка роли.
   Роли: Юлий Цезарь (о. п. Шекспира), Жан де  Франс,  Эразмус  Монтанус
(о. п. Хольберга), Герман  ("Оловянщик-политикан"  Хольберга),  Алладин,
Вильхельм  (о.  п.  и  "Аксель  и  Вальборг"   Эленшлегера),   Нонпарель
("Рецензент и животное" Хейберга), Мортенсгор ("Союз молод„жи"  Ибсена),
Левин ("За стенами" Натансена), Эрик  XIV  (о.  п.  Стриндберга),  Ф„дор
Протасов ("Живой труп" Л. Толстого), Генрих VIII ("Кант"  Мунка),  Судья
("Ева  отбывает  свою  детскую  повинность"  Абелля)  и   др.   С   1917
одновременно  работал  режисс„ром.  Лучшие  пост.  И.  отличались  эпич.
масштабностью,   тщательной   разработкой   массовых    сцен,    ритмич.
экспрессией:
   "Алладин" Эленшлегера (1919),  "Буря"  (1922)  и  "Двенадцатая  ночь"
(1933) Шекспира, "Торденскьольд" Эленшлегера (1935),  "Избранные"  Мунка
(1934).
   Лит.: Hansen Р., Den danske skueplads, Bd 3, Kbh [s d ]; В г a n d  e

Страницы: «« « 1817   1818   1819   1820   1821   1822   1823   1824   1825  1826   1827   1828   1829   1830   1831   1832   1833   1834   1835  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия