Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1823   1824   1825   1826   1827   1828   1829   1830   1831  1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838   1839   1840   1841  » »»

голосом большого  диапазона,  замечательным  по  красоте  тембра,  силе,
разнообразию  красок,  одинаково  ровно  звучащим  во  всех   регистрах.
Исполнению  П.  присущи  одухотвор„нность,   глубокая   эмоциональность,
героич. характер звучания, выразительность  дикции.  Гл.  партии:  Марфа
("Хованщина"),  .Марина  Мнишек,  Шинкарка  ("Борис  Годунов"),  Княгиня
("Чародейка"  Чайковского),  Азучена  ("Трубадур"),   Амне-рис;   Фрикка
("Золото Рейна"  Вагнера)  и  др.  За  исполнение  партий  Иоанны  Д'Арк
("Орлеанская   дева"   Чай-KOBtKoro)   и   Ефросиньи   ("Семья   Тараса"
Кабалевского) удостоена в 1946 и 1951 Гос. пр. СССР. П. выступает  также
как концертная певица. Во  время  блокады  Ленинграда  (1941-44)  П.вела
большую шефскую работу в частях Сов. Армии и Флота. В  1949-53-профессор
Ленингр. консерватории.
   Лит.: Ольховский Е.Г.,С.П. Преображенская, Л., 1950;  "Сов.  музыка",
1965, ј 4, с. 63-67.
   ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, Александр Васильевич [23.VIII(4.IX).1890-4.VIII.1963]
-рус. сов. хоровой дириж„р. Нар. арт. Казах. ССР (1938). В 1910  окончил
Моск. синодальное уч-ще, в 1914 - Моск. консерваторию (по  классу  проф.
У.  Мазетти).  Пел  в  опере.  С  1919   стал   хоровым   дириж„ром.   В
1932-36хормейстер Большого т-ра. В 1936-39 -  хормейстер  Т-ра  оперы  и
балета им. Абая (Алма-Ата), с 1939 - Свердловского т-ра оперы и  балета.
Здесь участвовал в пост.: "Иван Сусанин" (1939); "Опричник"  Чайковского
(1940), "Гроза" Трамбицкого (1943),  "Емельян  Пугач„в"  Коваля  (1943),
"Отелло" Верди (1945; Гос. пр. СССР, 1946) и др. В„л педагогич.  работу,
был проф. Свердловской (с 1942) и Моск. консерваторий.
   ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ,          Николай           Алексеевич           [25.Х
(6.XI).1854-31.V(13.VI).1910]-pyc.  артист  оперы  (тенор).   Учился   в
Петерб. консерватории у Дж. Кор-си, закончил вок. образование в  Болонье
у  А.  Бузи.  Одновременно  с  занятиями  в  консерватории  пел  в  хоре
Мариинского т-ра. В 1886- 88 выступал в оперных т-рах  Болоньи,  Милана,
Флоренции, Триеста, Мадрида под фам. Карбони. Весной 1888 был  приглаш„н
в Большой т-р и после успешных дебютов - в партиях Фауста (о. п. Гуно) и
Собинина ("Иван Сусанин")- зачислен в труппу. П. был  любимцем  учащейся
молод„жи Москвы. Обладал красивым голосом прозрачного металлич.  тембра,
был выдающимся мастером бель канто. В 1893 покинул Большой  т-р,  пел  в
Киеве, Казани и др. городах. Последние годы  жил  в  Риге,  давал  уроки
пения.
   Партии: Манрико, Ричард, Отелло ("Трубадур", "Бал-маскарад", "Отелло"
Верди),  Васко  да  Гама,  Рауль,   Роберт   ("Африканка",   "Гугеноты",
"Роберт-дьявол" Мейербера), Лоэнгрин и др.
   Лит.: Ш к а ф е р В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Л.,  1936;
С а лин а Н. В., Жизнь и сцена, Л.-М., 1941.
   ПРЕСТОН (Preston), Томас (1539-89) - англ. драматург. В 1557  окончил
Кембриджский ун-т, был преподавателем, позднее вице-канцлером  ун-та.  В
1564  выступил  перед  королевой  в  любит,   спектакле   "Дидона".   П.
приписывается авторство  популярной  драмы  "Камбиз"  (1569),  одной  из
ранних англ. трагедий,  рассказывающей  о  злодеяниях  персидского  царя
Камбиза и комич. похождениях  шута  Амбидекстера.  Пьеса  примитивна  по
форме и написана напыщенным слогом. Сочетание кровавых  ужасов  и  яркой
буффонады принесли "Камбизу"  успех  у  широкого  зрителя.  Трагедия  П.
ставилась и в шекспировское время, хотя считалась  в  среде  драматургов
образцом нелепости. Строки из "Камбиза" пародийно  цитирует  Фальстаф  в
"Генрихе IV" Шекспира.
   Лит.: Стороженко Н., Предшественники Шекспира, СПБ, 1872; Chambers E.
К., The Elizabethan stage, v. 2, Cambr., 1923. Л. Б.
   ПРЕТЕКСТА,  претекстата  (praetexta,  praetextata,  от   praetexo   -
окаймляю),-др.-рим. лит. жанр, трагедия на сюжет из др.-рим.  истории  с
применением при„мов др.-греч. драматургии.  Термин  "П."  происходит  от
назв. одежды римских магистратов - тоги с пурпурной каймой, к-рую носили
п гл. действующие лица П. Создатель жанра П.- поэт и драматург 3  в.  до
н. э. Невий. Сохранились отрывки его П. "Ромул" (об основателе  Рима)  и
"Кластидий" (о победе римлян над галлами в 3 в. до н. э.);  фрагменты  и
заглавия П. поэтов: Акция - "Деций" (о самнитских войнах) и  "Брут"  (об
изгнании из Рима последнего царя Тарквиния Гордого), Пакувия-"Павел"  (о
разгроме римлянами македонских войск при г. Пидне), Энная  -  "Амбракия"
(о  завоевании  Греции).  Единственная  сохранившаяся  П.  "Октавия"  (о
тирании Нерона) приписывается  Сенеке.  Лит.:  Варнеке  Б.  В.,  История
античного театра, М., 1940; История римской литературы, под ред.  С.  И.
Соболевского [и др.], т. 1-2, M., 1959-62. Лид. Ф.
   ПРЕЦИбЗНЫЙ СТИЛЬ (от франц. precieux - драгоценный,  изысканный)стиль
лит. произв., получивший широкое распространение во Франции в  1-й  пол.
17 в. Возник в кругах франц. феодальной знати,. группировавшейся  вокруг
аристократия,  салонов  (отель  Рамбуйе  и  др.).  П.  с.  проявился   в
условности  тематики,  в  стремлении  к   галантно-авантюрным   сюжетам,
изысканности языка, утонч„нности поэтич. образа и т. д. Повлияв гл. обр.
на поэзию, П. с. проник также и в драматургию (А. Арди, Ф. Буаробер,. Ж.
де Скюдери и др.). Передовые писатели, драматурги 17 в. высмеивали П. с.
в своих произв. ("Смешные жеманницы" Мольера и др.). A. M их.
   ПРЙБИК,      Иосиф      (Иозеф)      Вячеславович       (Вацлаво-вич)
(11.III.1855-19.X.1937) - сов. дириж„р, композитор, педагог.  Нар.  арт.
УССР (1931). По нац. чех. В 1872 окончил органную школу в Праге. С  1879
жил в России, был дириж„ром в Смоленске,  Харькове,  Киеве,  Тифлисе.  В
1889-93 - капельмейстер  Рус.  оперного  товарищества  под  упр.  И.  П.
Прянишникова (Киев, Москва). С 1894  в  течение  40  лет  был  дириж„ром
(1920-26 - гл. дириж„р, с 1926 - поч„тный дириж„р) Одесского т-ра  оперы
и  балета,   высоко   поднял   муз.   культуру   спектаклей,   неустанно
пропагандировал  рус.  классику.  С  именем  П.  связаны  первые  (после
Мариинского т-ра) пост. "Пиковой дамы" (1890) и  "Князя  Игоря"  (1891).
Дирижировал первой пост. оперы "Руфь" Ипполитова-Иванова (1887, Тифлис).
   Пост.: "Евгений Онегин" (1884, Киев); "Вражья сила" Серова, "Руслан и
Людмила"  (обе  1889);  "Каменный   гость"   Даргомыжского,   "Джоконда"
Понкьелли, "Миньон" Тома (все 1890), "Майская ночь" (1892, Шелапутинский
т-р, 1-я пост. в Москве), "Паяцы" (1893, там же, впервые на рус. яз.)  и
др.
   П.- автор одноактных опер по рассказам А. П. Чехова: "Забыл!"  (1921,
Одесса), "Радость" (1922, там же) и  др.  Написал  неск.  муз.-теоретич.
работ, мемуары. В„л педагогич. работу в Одесской консерватории (с 1919 -
профессор).
   Лит.: Воспоминания о Чайковском, М., 1962, с. 117,  183;  Римски  й-К
орсаков Н., Летопись моей музыкальной жизни, М., 1955, с.  186;  Михаиле
в-С т о я н К., Исповедь тенора, т. 2, М., 1896, с. 59; Полферов Я.,  И.

Страницы: «« « 1823   1824   1825   1826   1827   1828   1829   1830   1831  1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838   1839   1840   1841  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия