|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 » »» голосом большого диапазона, замечательным по красоте тембра, силе,
разнообразию красок, одинаково ровно звучащим во всех регистрах.
Исполнению П. присущи одухотвор„нность, глубокая эмоциональность,
героич. характер звучания, выразительность дикции. Гл. партии: Марфа
("Хованщина"), .Марина Мнишек, Шинкарка ("Борис Годунов"), Княгиня
("Чародейка" Чайковского), Азучена ("Трубадур"), Амне-рис; Фрикка
("Золото Рейна" Вагнера) и др. За исполнение партий Иоанны Д'Арк
("Орлеанская дева" Чай-KOBtKoro) и Ефросиньи ("Семья Тараса"
Кабалевского) удостоена в 1946 и 1951 Гос. пр. СССР. П. выступает также
как концертная певица. Во время блокады Ленинграда (1941-44) П.вела
большую шефскую работу в частях Сов. Армии и Флота. В 1949-53-профессор
Ленингр. консерватории.
Лит.: Ольховский Е.Г.,С.П. Преображенская, Л., 1950; "Сов. музыка",
1965, ј 4, с. 63-67.
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, Александр Васильевич [23.VIII(4.IX).1890-4.VIII.1963]
-рус. сов. хоровой дириж„р. Нар. арт. Казах. ССР (1938). В 1910 окончил
Моск. синодальное уч-ще, в 1914 - Моск. консерваторию (по классу проф.
У. Мазетти). Пел в опере. С 1919 стал хоровым дириж„ром. В
1932-36хормейстер Большого т-ра. В 1936-39 - хормейстер Т-ра оперы и
балета им. Абая (Алма-Ата), с 1939 - Свердловского т-ра оперы и балета.
Здесь участвовал в пост.: "Иван Сусанин" (1939); "Опричник" Чайковского
(1940), "Гроза" Трамбицкого (1943), "Емельян Пугач„в" Коваля (1943),
"Отелло" Верди (1945; Гос. пр. СССР, 1946) и др. В„л педагогич. работу,
был проф. Свердловской (с 1942) и Моск. консерваторий.
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, Николай Алексеевич [25.Х
(6.XI).1854-31.V(13.VI).1910]-pyc. артист оперы (тенор). Учился в
Петерб. консерватории у Дж. Кор-си, закончил вок. образование в Болонье
у А. Бузи. Одновременно с занятиями в консерватории пел в хоре
Мариинского т-ра. В 1886- 88 выступал в оперных т-рах Болоньи, Милана,
Флоренции, Триеста, Мадрида под фам. Карбони. Весной 1888 был приглаш„н
в Большой т-р и после успешных дебютов - в партиях Фауста (о. п. Гуно) и
Собинина ("Иван Сусанин")- зачислен в труппу. П. был любимцем учащейся
молод„жи Москвы. Обладал красивым голосом прозрачного металлич. тембра,
был выдающимся мастером бель канто. В 1893 покинул Большой т-р, пел в
Киеве, Казани и др. городах. Последние годы жил в Риге, давал уроки
пения.
Партии: Манрико, Ричард, Отелло ("Трубадур", "Бал-маскарад", "Отелло"
Верди), Васко да Гама, Рауль, Роберт ("Африканка", "Гугеноты",
"Роберт-дьявол" Мейербера), Лоэнгрин и др.
Лит.: Ш к а ф е р В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Л., 1936;
С а лин а Н. В., Жизнь и сцена, Л.-М., 1941.
ПРЕСТОН (Preston), Томас (1539-89) - англ. драматург. В 1557 окончил
Кембриджский ун-т, был преподавателем, позднее вице-канцлером ун-та. В
1564 выступил перед королевой в любит, спектакле "Дидона". П.
приписывается авторство популярной драмы "Камбиз" (1569), одной из
ранних англ. трагедий, рассказывающей о злодеяниях персидского царя
Камбиза и комич. похождениях шута Амбидекстера. Пьеса примитивна по
форме и написана напыщенным слогом. Сочетание кровавых ужасов и яркой
буффонады принесли "Камбизу" успех у широкого зрителя. Трагедия П.
ставилась и в шекспировское время, хотя считалась в среде драматургов
образцом нелепости. Строки из "Камбиза" пародийно цитирует Фальстаф в
"Генрихе IV" Шекспира.
Лит.: Стороженко Н., Предшественники Шекспира, СПБ, 1872; Chambers E.
К., The Elizabethan stage, v. 2, Cambr., 1923. Л. Б.
ПРЕТЕКСТА, претекстата (praetexta, praetextata, от praetexo -
окаймляю),-др.-рим. лит. жанр, трагедия на сюжет из др.-рим. истории с
применением при„мов др.-греч. драматургии. Термин "П." происходит от
назв. одежды римских магистратов - тоги с пурпурной каймой, к-рую носили
п гл. действующие лица П. Создатель жанра П.- поэт и драматург 3 в. до
н. э. Невий. Сохранились отрывки его П. "Ромул" (об основателе Рима) и
"Кластидий" (о победе римлян над галлами в 3 в. до н. э.); фрагменты и
заглавия П. поэтов: Акция - "Деций" (о самнитских войнах) и "Брут" (об
изгнании из Рима последнего царя Тарквиния Гордого), Пакувия-"Павел" (о
разгроме римлянами македонских войск при г. Пидне), Энная - "Амбракия"
(о завоевании Греции). Единственная сохранившаяся П. "Октавия" (о
тирании Нерона) приписывается Сенеке. Лит.: Варнеке Б. В., История
античного театра, М., 1940; История римской литературы, под ред. С. И.
Соболевского [и др.], т. 1-2, M., 1959-62. Лид. Ф.
ПРЕЦИбЗНЫЙ СТИЛЬ (от франц. precieux - драгоценный, изысканный)стиль
лит. произв., получивший широкое распространение во Франции в 1-й пол.
17 в. Возник в кругах франц. феодальной знати,. группировавшейся вокруг
аристократия, салонов (отель Рамбуйе и др.). П. с. проявился в
условности тематики, в стремлении к галантно-авантюрным сюжетам,
изысканности языка, утонч„нности поэтич. образа и т. д. Повлияв гл. обр.
на поэзию, П. с. проник также и в драматургию (А. Арди, Ф. Буаробер,. Ж.
де Скюдери и др.). Передовые писатели, драматурги 17 в. высмеивали П. с.
в своих произв. ("Смешные жеманницы" Мольера и др.). A. M их.
ПРЙБИК, Иосиф (Иозеф) Вячеславович (Вацлаво-вич)
(11.III.1855-19.X.1937) - сов. дириж„р, композитор, педагог. Нар. арт.
УССР (1931). По нац. чех. В 1872 окончил органную школу в Праге. С 1879
жил в России, был дириж„ром в Смоленске, Харькове, Киеве, Тифлисе. В
1889-93 - капельмейстер Рус. оперного товарищества под упр. И. П.
Прянишникова (Киев, Москва). С 1894 в течение 40 лет был дириж„ром
(1920-26 - гл. дириж„р, с 1926 - поч„тный дириж„р) Одесского т-ра оперы
и балета, высоко поднял муз. культуру спектаклей, неустанно
пропагандировал рус. классику. С именем П. связаны первые (после
Мариинского т-ра) пост. "Пиковой дамы" (1890) и "Князя Игоря" (1891).
Дирижировал первой пост. оперы "Руфь" Ипполитова-Иванова (1887, Тифлис).
Пост.: "Евгений Онегин" (1884, Киев); "Вражья сила" Серова, "Руслан и
Людмила" (обе 1889); "Каменный гость" Даргомыжского, "Джоконда"
Понкьелли, "Миньон" Тома (все 1890), "Майская ночь" (1892, Шелапутинский
т-р, 1-я пост. в Москве), "Паяцы" (1893, там же, впервые на рус. яз.) и
др.
П.- автор одноактных опер по рассказам А. П. Чехова: "Забыл!" (1921,
Одесса), "Радость" (1922, там же) и др. Написал неск. муз.-теоретич.
работ, мемуары. В„л педагогич. работу в Одесской консерватории (с 1919 -
профессор).
Лит.: Воспоминания о Чайковском, М., 1962, с. 117, 183; Римски й-К
орсаков Н., Летопись моей музыкальной жизни, М., 1955, с. 186; Михаиле
в-С т о я н К., Исповедь тенора, т. 2, М., 1896, с. 59; Полферов Я., И.
Страницы: «« « 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |