|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 » »» П. в опере "Паяцы") и т. д.
ПРОНАШКО (Pronaszko), Анджей (31. XII. 1888- 15.1.1961) - польский
театр. художник. Учился в Кракове в Академии изящных иск-в. В 1917-18 и
1920-22 - в т-ре в Лодзи; в 1920-24 - в Т-ре им. Словацкого в Кракове; в
1924-26-в Т-ре им. Богуславского в Варшаве; 1932-37 - в городских т-рах
Львова; 1937-39 - в "Т-ре Народовы" в Варшаве. В годы гитлеровской
оккупации принимал участие в работе подпольного Театр. совета (совм. с
Л. Шиллером, Б. Кожен„вским и др.). В 1945-46 работал в "Т-ре Стары" в
Кракове (директор и худ. рук.); в 1946-47 - в Т-ре им. Выспянского в
Катовице; в 1947-57-в Т-ре им. Словацкого и "Т-ре Стары" в Кракове; в
1957-61 - в "Т-ре Польски" в Варшаве. В своих работах стремился к
архитектонич. построению декораций (сложные площадки), вв„л ж„сткие
костюмы, влияющие на движения и жесты акт„ров. Оформлял спектакли гл.
обр. польской поэтич. драмы - Ю. Словацкого, А. Мицкевича, Красиньского,
а также Норвида и С. Выспянского. Наиболее значит, работы П.: "Ахилл" и
"Возвращение Одиссея" Выспянского (1925, 1932), "Пленники" Маринетти
(1933), "Дзяды" Мицкевича (1934), "Человек, который был Четвергом"
Честертона (1937), "Фантазий" и "Кордиан" Словацкого (1954, 1956),
"Небожественная комедия" Красиньского (1958).
С 1957 - профессор Гос. высшей театр. школы в Варшаве.
Лит.: "Pamietnik Teatralny", Warsz., 1964, ј 1-2.
Еж. Т.
"ПРОРОК" ("Le Prophete") - опера Дж. Мейербера, либр. Э. Скриба.
Пост. 16 апр. 1849, Париж. Затем опера обошла сцены всего мира, в т. ч.:
Лондон (1849, на итал. яз.;
1854), Гамбург, Амстердам, Вена, Берлин, Будапешт, Брюссель, Прага
(1850), Стокгольм (1852), Нью-Йорк (1853, на итал. яз.; 1872, на нем.
яз.; 1892, на франц. яз.), Милан (1855), Хельсинки (1856, на нем. яз.),
Барселона (1863), Варшава (1867) и др.
В России впервые шла на итал. яз. в Петербурге в 1852. 24 дек. 1869
пост. в Мариинском т-ре под назв. "Иоанн Лейденский" (пер. П.
Калашникова, дириж„р Направник;
Фидес - Лавровская, Иоанн Лейденский - Никольский, Берта - Платонова,
Захарий - Васильев 1-й, Оберталь - Кондратьев). Опера была в репертуаре
Мариинского т-ра с перерывами до 1905 и Большого т-ра (Москва) - до
1900. 1915, Оперный т-р Зимина, Москва (дириж„р Плотников, реж.
Ивановский, худ. Маторин; Иоанн Лейденский - Да-маев). 25 нояб. 1916
возобн. в Мариинском т-ре (дириж„р Асланов, пост. Боголюбова, балетм.
Романов; Иоанн Лейденский - Алчевский, Фидес - Маркович).
И з д а н и я.- "П." - клавир, Р., Brandus, [s. d.]; с рус. текстом,
пер. М. А. Д., М., Юргенсон. [1891]. Н. Г р.
ПРОСКЕНИЙ (греч. тгрогхлгюм - место перед сценой). 1) В др.-греч.
т-ре классич. эпохи - фасад скены или особая декорированная стена,
сооруж„нная перед скеной. П. играл большую роль в оформлении спектакля.
Он изображал фасад дворца, храма, дома, переднюю стену палатки
военачальника, вход в пещеру и т. д. В др.-греч. трагедии, где действие
обычно происходило перед дворцом или храмом, П. мог иметь форму
колоннады или портика. В 5-4 вв. до н. э. П. сооружались из дерева. 2) В
т-ре эллини-стич. эпохи-каменное строение перед зданием скены (в виде
колоннады или портика) с плоской деревянной крышей, расположенной на
уровне 2-го этажа скены. На кровлю П. было перенесено в элли-нистич.
т-ре действие драмы. Высота П.-ок. 3-3,5 м, такова же примерно и глубина
сценической площадки (логейона). См. также ст. Древнегреческий театр.
Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940. См. также
ст. Логейон, илл. и лит. к ст. Древнегреческий театр и Древперимский
театр.
ПРОСТАК - акт„рское амплуа, исполнитель ролей простодушно-наивных или
недал„ких (порой - кажущихся таковыми) людей. Ранние прообразы П.- 2-й
дзанни в итал. комедии дель арте, "дурацкие" персонажи (см. "Дурак") в
старых нем., рус. и др. нар. представлениях. Позднее это амплуа получило
распространение в комедийном, в частности водевильном, и опереточном
жанрах. В классич. репертуаре к ролям П. могут быть отнесены: сэр Эндрю
в "Двенадцатой ночи" Шекспира, Родриго в "Отелло";
Митрофанушка в "Недоросле" Фонвизина, Вася в "Талантах и поклонниках"
Островского; в сов. пьесах - Лариосик в "Днях Турбиных" Булгакова,
Сенечка Перчаткин в "Чужом реб„нке" Шквар-кина и др. А. Шн.
ПРОСТОЕ, Евгений Александрович [р. 18(31). XII. 19001 - рус. сов.
режисс„р. Засл. деят. иск-в
Тат. АССР (1948), засл. деят. иск-в РСФСР (1950). Сценич. деят. начал
как акт„р в Калужском т-ре, где работал в 1921-22, затем до 1932 был
пом. режисс„ра в разл. т-рах. С 1932 выступает как режисс„р. Наиболее
плодотворный период работы П. связан с Казанским рус. т-ром, гл. реж.
к-рого он был в 1943- 1953 ив 1959-63. Работал также в т-рах Челябинска.
Ташкента, Калуги, Омска, Архангельска, Куйбышева, Минска. Как режисс„р
П. особое внимание уделяет работе с акт„рами, добиваясь психологич.
глубины раскрытых характеров, целостного исполнительского ансамбля.
Спектакли: "Правда - хорошо, а счастье лучше"-Островского (1944),
"Иван Грозный" А. Н. Толстого (1945). "Русский вопрос" (1946), "На дне"
(1949); "Семья" Попова (1952), "Враги"; "Персональное дело" Штейна (оба
в 1954). "Вишн„вый сад"; "Иркутская история" Арбузова (1960). "Океан"
Штейна (1961), "Кремл„вские куранты" (1962);
"Буре навстречу" Ишмуратова (1963) и др.
С 1938 П. занимается педагогич. работой; с 1962 препода„т в Казанском
театр. уч-ще.
Лит.: Тальников Д.. Искусство режиссуры и спектакль, "Театр", 1950, ј
2. ff. Mo D"
ПРОСТЯКОВ, Сергей Михайлович (p.6(19).IL 1911)- рус. сов. акт„р. Нар.
арт. РСФСР (1960). Чл. Комму-нистич. партии с 1944. В 1937 стал проф.
акт„ром. Работал в Камерном т-ре, МТЮЗе, Моск. т-ре им. Баумана. С
1950-в Т-ре Сев. флота. Сыграл здесь роли: Отелло, Войницкий; Тетерев
("Мещане"), профессор Полежаев ("Беспокойная старость"), Са-гайдачный
("Песня о черноморцах" Лаврен„ва),. поручик Борейко ("Порт-Артур"
Степанова и Попова), Сердюк ("Иркутская история" Арбузова), Вожак
("Оптимистическая трагедия"), Неделин ("Перед ужином" Розова). А. Ник.
ПРОСЦЕНИУМ (лат. proscaenium, от греч. тгро-xTJvrov) - передняя,
ближайшая к зрителям часть сцены, расположенная перед порталом (см.
Портал сцены). В др.-рим. т-ре П. наз. площадка для игры акт„ров (др, е„
назв.: пульпитум-pulpitum), находившаяся перед зданием сцены (греч.
скена). Римский П.получил дальнейшее развитие в Италии в эпоху
Возрождения в 16 в. (т-р Юлимпико" в Виченце, арх. П. Палладио). Итал.
Страницы: «« « 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |