Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838  1839   1840   1841   1842   1843   1844   1845   1846   1847   1848  » »»

П. в опере "Паяцы") и т. д.
   ПРОНАШКО (Pronaszko), Анджей (31. XII. 1888-  15.1.1961)  -  польский
театр. художник. Учился в Кракове в Академии изящных иск-в. В 1917-18  и
1920-22 - в т-ре в Лодзи; в 1920-24 - в Т-ре им. Словацкого в Кракове; в
1924-26-в Т-ре им. Богуславского в Варшаве; 1932-37 - в городских  т-рах
Львова; 1937-39 - в "Т-ре  Народовы"  в  Варшаве.  В  годы  гитлеровской
оккупации принимал участие в работе подпольного Театр. совета  (совм.  с
Л. Шиллером, Б. Кожен„вским и др.). В 1945-46 работал в "Т-ре  Стары"  в
Кракове (директор и худ. рук.); в 1946-47 - в  Т-ре  им.  Выспянского  в
Катовице; в 1947-57-в Т-ре им. Словацкого и "Т-ре Стары"  в  Кракове;  в
1957-61 - в "Т-ре Польски"  в  Варшаве.  В  своих  работах  стремился  к
архитектонич. построению  декораций  (сложные  площадки),  вв„л  ж„сткие
костюмы, влияющие на движения и жесты акт„ров.  Оформлял  спектакли  гл.
обр. польской поэтич. драмы - Ю. Словацкого, А. Мицкевича, Красиньского,
а также Норвида и С. Выспянского. Наиболее значит, работы П.: "Ахилл"  и
"Возвращение Одиссея" Выспянского  (1925,  1932),  "Пленники"  Маринетти
(1933), "Дзяды"  Мицкевича  (1934),  "Человек,  который  был  Четвергом"
Честертона (1937),  "Фантазий"  и  "Кордиан"  Словацкого  (1954,  1956),
"Небожественная комедия" Красиньского (1958).
   С 1957 - профессор Гос. высшей театр. школы в Варшаве.
   Лит.: "Pamietnik Teatralny", Warsz., 1964, ј 1-2.
   Еж. Т.
   "ПРОРОК" ("Le Prophete") - опера  Дж.  Мейербера,  либр.  Э.  Скриба.
Пост. 16 апр. 1849, Париж. Затем опера обошла сцены всего мира, в т. ч.:
Лондон (1849, на итал. яз.;
   1854), Гамбург, Амстердам, Вена, Берлин,  Будапешт,  Брюссель,  Прага
(1850), Стокгольм (1852), Нью-Йорк (1853, на итал. яз.;  1872,  на  нем.
яз.; 1892, на франц. яз.), Милан (1855), Хельсинки (1856, на нем.  яз.),
Барселона (1863), Варшава (1867) и др.
   В России впервые шла на итал. яз. в Петербурге в 1852. 24  дек.  1869
пост.  в  Мариинском  т-ре  под  назв.  "Иоанн  Лейденский"   (пер.   П.
Калашникова, дириж„р Направник;
   Фидес - Лавровская, Иоанн Лейденский - Никольский, Берта - Платонова,
Захарий - Васильев 1-й, Оберталь - Кондратьев). Опера была в  репертуаре
Мариинского т-ра с перерывами до 1905 и  Большого  т-ра  (Москва)  -  до
1900.  1915,  Оперный  т-р  Зимина,  Москва  (дириж„р  Плотников,   реж.
Ивановский, худ. Маторин; Иоанн Лейденский -  Да-маев).  25  нояб.  1916
возобн. в Мариинском т-ре (дириж„р Асланов,  пост.  Боголюбова,  балетм.
Романов; Иоанн Лейденский - Алчевский, Фидес - Маркович).
   И з д а н и я.- "П." - клавир, Р., Brandus, [s. d.]; с рус.  текстом,
пер. М. А. Д., М., Юргенсон. [1891]. Н. Г р.
   ПРОСКЕНИЙ (греч. тгрогхлгюм - место перед  сценой).  1)  В  др.-греч.
т-ре классич. эпохи -  фасад  скены  или  особая  декорированная  стена,
сооруж„нная перед скеной. П. играл большую роль в оформлении  спектакля.
Он  изображал  фасад  дворца,  храма,  дома,  переднюю   стену   палатки
военачальника, вход в пещеру и т. д. В др.-греч. трагедии, где  действие
обычно  происходило  перед  дворцом  или  храмом,  П.  мог  иметь  форму
колоннады или портика. В 5-4 вв. до н. э. П. сооружались из дерева. 2) В
т-ре эллини-стич. эпохи-каменное строение перед зданием  скены  (в  виде
колоннады или портика) с плоской  деревянной  крышей,  расположенной  на
уровне 2-го этажа скены. На кровлю П.  было  перенесено  в  элли-нистич.
т-ре действие драмы. Высота П.-ок. 3-3,5 м, такова же примерно и глубина
сценической площадки (логейона). См. также ст. Древнегреческий театр.
   Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М.,  1940.  См.  также
ст. Логейон, илл. и лит. к ст.  Древнегреческий  театр  и  Древперимский
театр.
   ПРОСТАК - акт„рское амплуа, исполнитель ролей простодушно-наивных или
недал„ких (порой - кажущихся таковыми) людей. Ранние прообразы  П.-  2-й
дзанни в итал. комедии дель арте, "дурацкие" персонажи (см.  "Дурак")  в
старых нем., рус. и др. нар. представлениях. Позднее это амплуа получило
распространение в комедийном, в  частности  водевильном,  и  опереточном
жанрах. В классич. репертуаре к ролям П. могут быть отнесены: сэр  Эндрю
в "Двенадцатой ночи" Шекспира, Родриго в "Отелло";
   Митрофанушка в "Недоросле" Фонвизина, Вася в "Талантах и поклонниках"
Островского; в сов. пьесах  -  Лариосик  в  "Днях  Турбиных"  Булгакова,
Сенечка Перчаткин в "Чужом реб„нке" Шквар-кина и др. А. Шн.
   ПРОСТОЕ, Евгений Александрович [р. 18(31). XII.  19001  -  рус.  сов.
режисс„р. Засл. деят. иск-в
   Тат. АССР (1948), засл. деят. иск-в РСФСР (1950). Сценич. деят. начал
как акт„р в Калужском т-ре, где работал в 1921-22,  затем  до  1932  был
пом. режисс„ра в разл. т-рах. С 1932 выступает  как  режисс„р.  Наиболее
плодотворный период работы П. связан с Казанским рус.  т-ром,  гл.  реж.
к-рого он был в 1943- 1953 ив 1959-63. Работал также в т-рах Челябинска.
Ташкента, Калуги, Омска, Архангельска, Куйбышева, Минска.  Как  режисс„р
П. особое внимание уделяет  работе  с  акт„рами,  добиваясь  психологич.
глубины раскрытых характеров, целостного исполнительского ансамбля.
   Спектакли: "Правда - хорошо,  а  счастье  лучше"-Островского  (1944),
"Иван Грозный" А. Н. Толстого (1945). "Русский вопрос" (1946), "На  дне"
(1949); "Семья" Попова (1952), "Враги"; "Персональное дело" Штейна  (оба
в 1954). "Вишн„вый сад"; "Иркутская история"  Арбузова  (1960).  "Океан"
Штейна (1961), "Кремл„вские куранты" (1962);
   "Буре навстречу" Ишмуратова (1963) и др.
   С 1938 П. занимается педагогич. работой; с 1962 препода„т в Казанском
театр. уч-ще.
   Лит.: Тальников Д.. Искусство режиссуры и спектакль, "Театр", 1950, ј
2. ff. Mo D"
   ПРОСТЯКОВ, Сергей Михайлович (p.6(19).IL 1911)- рус. сов. акт„р. Нар.
арт. РСФСР (1960). Чл. Комму-нистич. партии с 1944. В  1937  стал  проф.
акт„ром. Работал в Камерном т-ре,  МТЮЗе,  Моск.  т-ре  им.  Баумана.  С
1950-в Т-ре Сев. флота. Сыграл здесь роли:  Отелло,  Войницкий;  Тетерев
("Мещане"), профессор Полежаев  ("Беспокойная  старость"),  Са-гайдачный
("Песня  о  черноморцах"  Лаврен„ва),.  поручик  Борейко   ("Порт-Артур"
Степанова  и  Попова),  Сердюк  ("Иркутская  история"  Арбузова),  Вожак
("Оптимистическая трагедия"), Неделин ("Перед ужином" Розова). А. Ник.
   ПРОСЦЕНИУМ (лат. proscaenium,  от  греч.  тгро-xTJvrov)  -  передняя,
ближайшая к зрителям часть  сцены,  расположенная  перед  порталом  (см.
Портал сцены). В др.-рим. т-ре П. наз. площадка для игры акт„ров (др, е„
назв.: пульпитум-pulpitum),  находившаяся  перед  зданием  сцены  (греч.
скена).  Римский  П.получил  дальнейшее  развитие  в  Италии   в   эпоху
Возрождения в 16 в. (т-р Юлимпико" в Виченце, арх. П.  Палладио).  Итал.

Страницы: «« « 1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838  1839   1840   1841   1842   1843   1844   1845   1846   1847   1848  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия