|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 » »» т-ров.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 2, под общ. ред. С. С.
Мокульского, М., 1959; Fournel V., Les contemporains de Moliere, t. 1.
Theatre de l'Hotel de Bourgogne, P., 1863; Gueullette Ch., Acteurs et
actrices d'autrefois, P., 1881; Lyonnet G., Dictionnaire des comediens,
P., 1912-1913. Е. Ф.
ПУБЛЙЛИЙ СИР (Publilius Sirus) (1 в. н. э.)- др.-рим. мимограф и
акт„р. Родом из Сирии. Был рабом, затем вольноотпущенником, получил
образование. П. С. славился иск-вом импровизации. Основал собств.
труппу, к-рая давала представления мимов в разл. городах Италии. Мимы П.
С. изобиловали сентенциями и афоризмами, пользовавшимися популярностью в
Др. Риме. От двух мимов II. С.- "Ворчун" и "Подрезыватели деревьев" -
сохранились отрывки.
Лит.: История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и
др.], т. 1, М., 1953, с. 117; В а р н е к е Б. В., История античного
театра, М., 1940. Лид. Ф.
ПУГИНЯН, Никогайос (1834-80) - арм. драматург. Окончил Моск. ун-т. С
1863 был чл. Арм. театр. к-та в Тифлисе. Написал водевили "Далал Хахо" и
"Каба за тысячу туманов", к-рые долго не сходили со сцен т-ров Кавказа.
В 1867 переделал комедию Мольера "Брак поневоле" под назв. "Лопни, но
женись", придав пьесе арм. колорит, переменив место действия, имена
действующих лиц. С. Мел.
ПУКСТ, Григорий Константинович [14 (27). XI. 1900-12. XI. 1960] -
белорус. сов. композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1955). Чл.
Коммунистич. партии с 1941. В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу
композиции Г. Э. Конюса. Автор первой белорус. оперы для детей "Маринка"
о событиях Великой Отечеств, войны (1955, Белорус. т-р оперы и балета),
опер "Машека" по поэме "Могила Льва" Янки Купалы (соч. 1947),
"Свитезянка (соч. 1960), музыки к спектаклям драм. т-ров (Т-р им. Я.
Купалы, 3-й Белорус. драм. т-р, Полесский драм. т-р, Т-р кукол БССР) и
др. соч. Музыка П. мелодична, основана на нац. муз. фольклоре; в его
операх большое место занимают хоровые эпизоды. С 1945 П. в„л педагогич.
работу в Белорус. консерватории. Лит.: С и з к о В., Белорусская
советская опера, Минск, 1959, с. 21-26; Журавлев Д., Г. К. Пукст...,
Минск, 1963. С. и И. Hue.
ПУЛЕНК (Poulenc), Франсис (7. I. 1899-30. I. 1963) - франц.
композитор. С детства обучался музыке (композиции - у Ш. Кеклена). На П.
оказало влияние знакомство с выдающимися франц. композиторами Э. Сати и
Ж. Ориком; вместе с ними П. вош„л вт. н. "Шест„рку" (1920), выступавшую
за муз. новаторство. Первая удача П. - балет "Лани", пост. труппой С. П.
Дягилева (1924, Монте-Карло). Написал балеты "Утренняя серенада" (1930,
"Рус. балет С. Дягилева", Париж), "Примерные звери" по Лафонтену (1942,
т-р "Гранд-Опера"), комич. оперу "Сосцы Тиресия" (1947, т-р "Опера
комик", Париж), оперы "Диалоги кармелиток" (1957, т-р "Ла Скала") и
"Человеческий голос" (1959, т-р "Опера комик"), музыку к пьесам Ж. Ануя,
Ж. Жироду, Ж. Кокто, А. Салакру и др. Наибольший успех имела опера
"Диалоги кармелиток", пост. во мн. т-рах Европы. В этом произв. П.
возвращается (вслед за К. Дебюсси) к старинному пониманию лирич. оперы
К. Монте-верди ("когда поют, как бы говоря"), клад„т в основу муз. формы
ясную, свободно льющуюся мелодию, отказавшись от законченных муз.
номеров.
Лит.: Р о б e р Ф., Живой Пуленк, "Сов. музыка", 1964, ј 1; Д ю м e н
и л ь Р., Современные французские композиторы группы "Шестй, пер. с
франц.. Л., 1964;
Ш н e e рсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964;
Hell Н., Fr. Poulenc, P., 1958. Ал. М.
ПУЛЬВЕР, Лев Михайлович [ р. 6(18). XIJ. 1883]- сов. композитор и
дириж„р. Нар. арт. РСФСР (1939). В 1908 окончил Петерб. консерваторию. В
1922-49- композитор, дириж„р и зав. муз. частью Моск. евр. т-ра. Написал
музыку ко мн. спектаклям т.-ра, в т. ч. "200 ООО" Шолом Алейхема (1923),
"Путешествие Вениамина III" по Менделе Мойхер-Сфориму (1927), "Человек
воздуха" по Шолом Алейхему (1928), "Король Лир" (1935) и др. (всего св.
40). Писал музыку к спектаклям др. т-ров: "Уриэль Акоста" Гуцкова (Малый
т-р, 1940), "Тевье-молочник" Шолом Алейхема (Харьковский укр. т-р им.
Шевченко, 1940). Автор оперетт "Как е„ зовут" (1938, Моск. т-р
оперетты), "Моряки" (1940, там же) и др., музыки к фильмам и др. соч.
В„л педагогическую работу.
ПУЛЫ1ЙТУМ (лат. pulpitum - помост) - название логейона в др.-рим.
т-ре.
ПУЛЬЧИНЕЛЛА (итал. pulcinella)- персонаж итал. комедии делъ арте.
Маска П. появилась в Юж. Ита лии (Неаполь) в последнее десятилетие 16 в.
В ней сочетались черты первого и второго дзанни: простодушие,
придурковатость деревенского обжоры и увальня с ловкостью к сметливостью
городского простолюдина. Наряду с Арлекином П. - самая популярная из
масок. Остряк и весельчак, П. нередко бывал носителем са-гирич. начала в
представлении комедии дель арте. Традиционный облик П. - горбун с
большим крючковатым носом, в одежде из грубой пеньковой материи, в
высокой остроконечной шляпе. Характер П. окончательно сложился в 17 в. в
исполнении видного итальянского комедианта С. Фьорилло, нек-рую шлифовку
маске придал и акт„р-любитель А. Кальчезе (Чуччо). Итал. П. родственны
Полишинель (Франция) и Панч (Англия).
Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia
dell'arte, 2 изд.. M., 1962.
ПУНИ (правильнее - П у н ь и; Pugni), Цезарь (Чезаре) [31. V. 1802,
Генуя, - 14 (26). I. 1870, Петербург] - композитор. По нац. - итальянец.
В 1822 окончил Миланскую консерваторию по композиции. В 1825-34 П. -
"директор музыки" в т-ре "Ла Скала", где были пост. его балеты: "Осада
Кале" (1827), "Агамемнон" (1828), "Аделаида Французская" (1829),
"Макбет" (1830) и др. С 1834 - директор муз. ин-та "Казино Паганини"
(Париж). С нач. 40-х гг.- композитор балетной музыки при Королевском
т-ре (Лондон), сотрудничал с хореографами Ж. Перро, А. Сен-Леоном, П.
Тальони. В этом т-ре были пост. балеты П.: "Аврора" (1843), "Ундина"
(1843), "Эс-меральда" по роману "Собор Парижской богоматери" Гюго
(1844), "Маркитантка" (1844), "Розида, или Сиракузские рудокопы" (1845),
"Катарина, или Дочь бандита" (1846), "Метаморфозы" (1850) и др. Нек-рые
из них созданы специально для танцовщиц Л. Гран, К. Гризи, М. Тальони,
Ф. Черрито, Ф. Эльслер. В эти же годы П. написал ряд балетов, пост. в
Париже. С 1851 П. - композитор балетной музыки при петерб. имп. т-рах.
Сотрудничал здесь с балетм. М. и Л. Петипа и др. В петерб. 'Большом т-ре
были пост. балеты П.: "Война женщин" (1852), "Армида" (1855), "Жемчужина
Страницы: «« « 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |