Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 » »» драмы, вобравшую весь опыт пушкинских "драматических изучении". На сюжеты произв. П. написаны оперы - "Руслан и Людмила" Глинки (1842), "Евгений Онегин" (1879), "Мазепа" (1884) и "Пиковая дама" (1890) Чайковского, "Алеко" Рахманинова (1893), "Сказка о царе Салтане" (1900) и "Золотой петушок" (соч. 1906) Римского-Корсакова; балеты - "Руслан и Людмила" (пост. 1821, муз. Шоль-ца; был 1-м сценич. воплощением произв. П.), "Бахчисарайский фонтан" (1934), "Кавказский пленник" (1938) и "Барышня-крестьянка" (1946) Асафьева. Во взглядах П. на театр. иск-во отразились рево-люц. мысли его эпохи, высшим проявлением к-рой в России было восстание декабристов против царизма и крепостничества. Взгляды П. на театр тесно связаны сего поисками в области драмы, со всем его творчеством, они развивались на протяжении всего творч. пути поэта. Драматургия П. явилась практическим осуществлением его реалистич. эстетики. Критич. работы П.- "Мои замечания об русском театре", "Письмо к издателю "Моск. вестника"" (1828), варианты предисловия к "Борису Годунову", набросок статьи "О народной драме и драме Погодина "Марфа Посадница"" (1830)- дают обширный материал для понимания его театр. эстетики. Суждения о театр. иск-ве и драматургии имеются в статьях П. по вопросам лит-ры, истории, в отдельных отрывках, заметках, письмах, художеств. произв. В первой критич. статье П. - "Мои мысли о Шаховском" (1815) уже есть попытка определить метод создания комедии; он считает, что недостаточно подмечать "вс„ смешное и замысловатое" и как попало "вклеивать в свои комедии", как это делает Шаховской, нужно отбирать, обобщать, занимательно строить действие. После окончания лицея П. постоянно посещал петерб. т-р. Он принимал участие в лит. кружке "Зел„ная лампа", связанном с декабристским "Союзом благоденствия". Для этого кружка была предназначена статья "Моя замечания об русском театре" (1820, не завершена). Вынося свои суждения об игре А. С. Яковлева, Я. Г. Брянского, М. И. Вальберховой, А. М. Колосовой, П. определяет сво„ отношение к искусству акт„ра: художник, одар„нный "средствами душевными и физическими", самобытный, оригинальный, умеющий передать искреннее чувство, жизненную правду характера,- вот тот идеал, к-рого ищет П. В центре внимания П. - творчество трагич. актрисы Е. С. Сем„новой, олицетворяющей для него славу и гордость рус. сцены. Он отмечал самостоятельность е„ дарования, естественность игры, "чувство живое и верное", "порывы истинного вдохновения". В наиболее законченном виде взгляды П. на историю и теорию драмы изложены в ст. "О народной драме и драме Погодина ,,Марфа Посадница"". Возвращаясь в этой работе к вопросам, волновавшим его в период создания "Бориса Годунова", П. решает их с большей социальной и теоретич. глубиной. В гениальной формуле раскрывает П. сущность реали-стич. драмы: "Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах". Задача поэта - "воскресить минувший век во всей его истине", объективно передать обстоятельства и характеры "минувших дней". В развитии рус. комедии П. отмечает "две драматические сатиры" - "Недоросль" Фонвизина и "Горе от ума" Грибоедова. Высоко ценил П. реалистич. иск-во М. С. Щепкина. Считая необходимым сохранить жизненный и творч. опыт Щепкина для последующих поколений, П. побудил акт„ра начать знаменитые "Записки" и написал своей рукой первую фразу. Традиции реалистич. эстетики П. и его драматур-гич. принципы были восприняты и развиты Гоголем, Белинским, Островским, Добролюбовым, Чернышевским, Горьким. К. С. Станиславский не раз обращался к драматургии и эстетике П., к его пониманию смысла иск-ва. Соч.: Полн. собр. соч. в 10 томах, М., 1964, т. V (Драматич. произведения); т. VII (Критика и публицистика;) т. Х (Письма). Лит.: Пушкин и театр. сб., Л., 1937; Пушкин и театр. сб., М., 1953; Белинский В. Г., Полн. собр. соч.,т. I-XIII, М., 1953-59, [т. I (с. 18-19), IV (с. 408-447), VII (с. 505- 579)]; Благой Д. Д., Творческий путь Пушкина, М.-Л., 1950 (глава о "Борисе Годунове"); А рд енс Н. П., Драматургия и театр А. С. Пушкина, М., 1939; Б о н д и С., Драматургия Пушкина и русская драматургия XIX в., в кн.: Пушкин - родоначальник новой русской литературы, М.- Л., 1941; Городецкий Б. П., Драматургия Пушкина, М.-Л., 1953; Загорский М. Д., Пушкин и театр. М.- Л., 1940; Д у p ы л и н С. Н., Пушкин на сцене, М., 1951. Н.Лит. ПУШКИНСКИЙ ТЕАТР ("Драматич е-ский театр А.А.Бренко в доме Малки е л я") - рус. т-р. Создан в 1880 актрисой А. А. Бренко в Москве. В период существования монополии имп. т-ров Бренко получила разрешение на организацию "вечеров с пением и чтением", а затем на пост. пьес, назвав их "чтением драматических сцен в гримах и костюмах", "вольными выступлениями артистов" (1879). Театр открылся весной 1880 в помещении Т-ра Солодовникова на Петровке, а с 9 сент. 1880 спектакли давались в доме Малкие-ля на углу Тверской ул., близ памятника Пушкину (отсюда название т-ра). П. т. был одним из первых столичных проф. частных т-ров. Обществ, позиции т-ра в значит, степени определялись воздействием взглядов революц. демократов. Т-р пропагандировал серь„зный репертуар и прежде всего рус. классику. В числе лучших спектаклей: "Лес", "Маскарад", "Гроза", "Бедность не порок"; "Горькая судьбина" Писемского, "Гамлет", "Скупой", "Мария Стюарт", "Уриэль Акоста"; 30 апр. 1881 П. т. пост. "Свои люди- сочт„мся" в первой ач. редакции без цензурных изменений. В труппу т-ра входили выдающиеся акт„ры: М. И. Писарев, П. А. Стрепетова, В. Н. Андреев-Бурлак, В. П. Далматов, А. Я. Глама-Мещерская, А. И- Южин, М. Т. Иванов-Козельский и др. В 1882 т-р был закрыт из-за финансовых затруднений. Лит.: Глама-Мещерская А. Я., Воспоминания, М.- Л , 1937; Юрьев Ю., Записки, М.- Л., 1939; "Театр", 1940, ј 9, с. 159-60; Вирен В., Подвиг Анны Алексеевны, "Театральная жизнь", 1959, ј 18, с- 26. С. Г. ПФЙЦНЕР (Pfitzner), Ганс (5. V. 1869-22. V. 1949) - нем. композитор. Сын оркестранта. С 1872 жил во Франкфурте-на-Майне. Музыку изучал у своего отца, затем у И. Кваста, Г. Римана и др. В 1894- 1896 П. - дириж„р т-ра в Майнце, в 1897-1907- преподаватель композиции в Берлине, в 1908-18- директор т-ра и консерватории в Страсбурге, в 1920- 1929 - проф. Берлинской академии иск-в. С 1930 жил в Мюнхене, до 1934 преподавал в Мюнхенской академии музыки. Поч„тный д-р философии Страсбург-ского ун-та (1910). Автор пяти опер, симф. и камер-но-инструмент. произв. Оперы "Бедный Генрих" (1895, Гор. т-р, Майнц), "Роза из сада любви" (1901, Нац. т-р, Эльберфельд) продолжают идейно и художественно линию "Парсифаля" Вагнера. Наиболее значит, произв. П., принесшее ему славу,- муз. легенда "Палестрина" (на собств. Страницы: «« « 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |