Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1846   1847   1848   1849   1850   1851   1852   1853   1854  1855   1856   1857   1858   1859   1860   1861   1862   1863   1864  » »»

гастрольной поездке В.  Ф.  Комиссаржевской  (1902-03;  роли:  Келлер  и
Кесслер - "Родина" и "Бой бабочек" Зудермана, Паратов и др.). В  1903-08
Р.- в труппе Т-ра Корша в Москве. Блестящие внешние  данные,  элегантные
манеры, умение носить костюм  обеспечили  Р.  успех  в  т.  н.  салонных
комедиях. Созданные им образы были отмечены жизнерадостностью, обаянием,
юмором. "...Естественность и непринужденность тона, пленительную  манеру
вести разговор, лукавую усмешку, стремительную смену  выражений  лица  -
все то что ему было дано  природой,  он  сумел  перенести  на  сцену  "е
утратив ни доли жизненности и правдивости" (Н и к  у  л  и  н  Л.,  Люди
русского искусства, 1947, с. 211). Работа в Т-ре Корша под  рук.  Н.  Н.
Синельникова заменила Р. театр. школу: Р. приобр„л здесь опыт,  технику,
чувство ансамбля, выработал особую изящную  простоту  исполнения.  Среди
его крупных работ  -  Дульчин  ("Последняя  жертва",  1904),  На-блоцкий
("Карьера Наблоцкого" Барятинского,  1904),  Анатоль  (о.  п.  Шницлера,
1904), Музон ("Красная мантия" Бри„, 1905). В 1908-11 Р. играл в  Одессе
(у М. Ф. Багрова); роли:
   Астров ("Дядя Ваня", 1908), Глумов (1908) и Крутицкий  (1910)  -  "На
всякого мудреца довольно простоты", Петруччио (1909);  Бенедикт  ("Много
шума из ничего", 1910) и  др.  В  1911-14  Р.-  акт„р  киевского  Театра
Со-ловцова; роли: Каренин ("Живой труп", 1911), Тар-тюф (1911), Дон Жуан
(о. п. Мольера, 1912) и др. Создавая разнохарактерные образы, Р. добился
творческой  самобытности  и  искусства  перевоплощения,   умения   точно
передавать стиль автора, достиг виртуозности в ведении диалога и отделке
деталей. В 1914-18 Радин играл в труппе Московского драматического  т-ра
Е. М. Суходоль-ской; роли: Джон  Уортинг  ("Легкомысленная  комедия  для
серь„зных людей" Уайльда, 1914), Хиггинс ("Пигмалион"  Шоу,  1914),  кн.
Вольский (1916) и Дра-гоменецкий (1917) - "Касатка" и "Горький цвет"  А.
Н. Толстого.
   В 1918-32 (с небольшими  перерывами:  сезон  1924/25-Т-р  им.  МГСПС,
1927-28 - Краснодарский т-р) Р.  работал  в  Т-ре  б.  Корш;  был  здесь
акт„ром, режисс„ром, нек-рое время  и  художеств.  руководителем.  Роли:
Альцест ("Мизантроп" Мольера, 1918), Дон Се-зар  де  Базан  ("Рюи  Блаз"
Гюго,  1918),  Сирано  де  Бержерак  (о.  п.  Ростана,   1920),   Шпекин
("Ревизор",  1924,  впервые-в   1905),   Микаэль   ("Праздник   Иоргена"
Прокофьева по Бергстедту, 1924), Берлюро ("Торговцы  славой"  Паньоля  и
Нивуа, пост. Р., 1926), Кюре ("Ремесло г-на  кюре"  Вотейля,  пост.  Р.,
1927),  Мерц  ("Инженер  Мерц"  Никулина,  пост.  Р.,  1928),   Берсенев
("Разлом" Лаврен„ва,  1927),  Гранатов  ("Человек  с  портфелем"  Файко,
1928), Топаз ("Болото" Паньоля, пост. Р., 1929). Наиболее значит,  пост.
Р.- "Цианистый калий"  Вольфа  (1930).  В  1932-35  Р.-в  труппе  Малого
театра; роли: Звездинцев ("Плоды просвещения", 1932, впервые  -в  1928),
Болингброк ("Стакан воды" Скриба, 1932, впервые-в  1912),  Захар  Бардин
("Враги" Горького, 1933), Ленчицкий-сын ("Бойцы" Ромашова, 1934). В сов.
время блестящее, л„гкое, изящное дарование артиста углубилось, приобрело
социальную  остроту,  сатирич.  ч„ткость;  в  его  же  образах  Мерца  и
Ленчицкого-сына звучала радость утверждения новой жизни.
   Лит.: Синельников Н., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935; Д у р ы
л и н С. Н., Н. М. Радин,  М.-  Л.,  1941;  Никулин  Л.,  Люди  русского
искусства, М., 1947. Е фил.
   РАДИОПОСТАНОВКА  -  одна  из  форм  художе  ственного   радиовещания:
передача по радио записанной  на  пленку  пьесы  или  инсценировки  лит.
произв.  В  Р.  широко  применяются  повествовательные  и   описательные
элементы; важное место  занимает  ведущий  (чтец,  выступающий  от  лица
автора или героя  произв.).  Являясь  "незримым  спектаклем",  Рнеограниченный простор слушателю для работы воображения; каждый  "видит"
происходящее по-своему  и  т.  о.  слышимое  становится  "зримым".  Осн.
выразительные средства Р.- звучащая речь, музыка, шумы. Поэтому  большое
значение прида„тся в Р. звуко-голосовой характеристике образа,  созданию
звуко-шумовой атмосферы действия (ветер, орудийные  залпы,  шум  мотора,
шаги и т. п.), нахождения акустич. среды (запись со щитами,  стереофония
звука, запись с ревербератором). При сов1э. технике записи режисс„ры вс„
чаще начидают использовать магнитофонные аппараты, записывая отдельно на
них текст, музыку, шумы и достигая затем путем многократных  "наложений"
интересных результатов. Среди Р.: "Буратино" (1951),  "Маленький  принц"
по Сент-Экзюпери (1961), "Первый учитель" по Айтматову (1962),  "Золотой
кошель" (1963, по нарт-скому эпосу), "Десять дней, которые потрясли мир"
по Риду (1963), "На этой стороне"  Гонсалеса  (1964)  и  др.  Лучшие  Р.
связаны с именами акт„ров и режисс„ров О. Н. Абдулова, М. И.  Бабановой,
Н. В. Литвинова, Р. Иоффе, Р.  Я.  Плятта,  А.  А.  Консовского,  В.  А.
Сперантовой и др.
   Лит.: Микрюков М., Радиотеатр - искусство, "Театр", 1964, .ј 12. Мар.
Т.
   РАДИЩЕВ,    Александр     Николаевич     [     20(31).VIII.     1749,
Москва,12(24)ЛХ.1802, Петербург] - рус. писатель, революц. просветитель,
философ-материалист. Автор книги "Путешествие из Петербурга  в  Москву",
за опубликование к-рой  был  приговор„н  к  смертной  казни,  замен„нной
ссылкой в  Сибирь  (книга  была  сожжена).  Учился  в  Петерб.  пажеском
корпусе, в Лейпцигском ун-те. На формирование мировоззрения  Р.  большое
влияние оказали  деятели  франц.  Просвещения  (Вольтер,  К.  Гельвеций,
Д.Дидро, Ж. Ж. Руссо), рус.  просветители  (Я.  П.  Козель-ский,  Н.  И.
Новиков). Цель иск-ва Р. видел в воспитании "истинного сына  отечества",
считал, что т-р должен быть учителем и организатором  народа.  Отстаивая
иск-во действенное и правдивое, т-р глубоких страстей и высокого пафоса,
Р. высоко оценивал творчество Шекспира. Высказывания Р. о т-ре  вошли  в
его философский трактат "О человеке,  о  его  смертности  и  бессмертии"
(1792, изд. 1809).
   Лит.: Пиксанов Н. К., Радищев и Грибоедов, в кн.: Радищев.  Статьи  и
материалы, Л., 1950; Рыбник А. М., Русская театральная критика  XVIII  и
первой  четверти  XIX"  вв.,  М.,  1954  (Дисс.);   Старенков   М.   П.,
Эстетические взгляды А. Н. Радищева, М., 1958;
   Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961.
С. Г.
   РАДЛОВ,  Сергей  Эрнестович  (18.VII.1892-27.X.  1958)  -  рус.  сов.
режисс„р. Засл. деят. иск-в РСФСР  (1940).  Окончил  историко-фнлологич.
ф-т Петерб. ун-та (1916).
   В 1913-17  посещал  занятия  петерб.  Студии  В.  Э.  Мейерхольда  на
Бородинской ул. и сотрудничал в журнале "Любовь к  тр„м  апельсинам".  В
1918-19 входил в состав репертуарной секции  Петроградского  отд.  ТЕ  О
Наркомпроса, организовал передвижную Первую коммунальную труппу при ТЕ О
для обслуживания фронтов гражданской войны (1918), работал в Драм.  т-ре

Страницы: «« « 1846   1847   1848   1849   1850   1851   1852   1853   1854  1855   1856   1857   1858   1859   1860   1861   1862   1863   1864  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия