|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 » »» гастрольной поездке В. Ф. Комиссаржевской (1902-03; роли: Келлер и
Кесслер - "Родина" и "Бой бабочек" Зудермана, Паратов и др.). В 1903-08
Р.- в труппе Т-ра Корша в Москве. Блестящие внешние данные, элегантные
манеры, умение носить костюм обеспечили Р. успех в т. н. салонных
комедиях. Созданные им образы были отмечены жизнерадостностью, обаянием,
юмором. "...Естественность и непринужденность тона, пленительную манеру
вести разговор, лукавую усмешку, стремительную смену выражений лица -
все то что ему было дано природой, он сумел перенести на сцену "е
утратив ни доли жизненности и правдивости" (Н и к у л и н Л., Люди
русского искусства, 1947, с. 211). Работа в Т-ре Корша под рук. Н. Н.
Синельникова заменила Р. театр. школу: Р. приобр„л здесь опыт, технику,
чувство ансамбля, выработал особую изящную простоту исполнения. Среди
его крупных работ - Дульчин ("Последняя жертва", 1904), На-блоцкий
("Карьера Наблоцкого" Барятинского, 1904), Анатоль (о. п. Шницлера,
1904), Музон ("Красная мантия" Бри„, 1905). В 1908-11 Р. играл в Одессе
(у М. Ф. Багрова); роли:
Астров ("Дядя Ваня", 1908), Глумов (1908) и Крутицкий (1910) - "На
всякого мудреца довольно простоты", Петруччио (1909); Бенедикт ("Много
шума из ничего", 1910) и др. В 1911-14 Р.- акт„р киевского Театра
Со-ловцова; роли: Каренин ("Живой труп", 1911), Тар-тюф (1911), Дон Жуан
(о. п. Мольера, 1912) и др. Создавая разнохарактерные образы, Р. добился
творческой самобытности и искусства перевоплощения, умения точно
передавать стиль автора, достиг виртуозности в ведении диалога и отделке
деталей. В 1914-18 Радин играл в труппе Московского драматического т-ра
Е. М. Суходоль-ской; роли: Джон Уортинг ("Легкомысленная комедия для
серь„зных людей" Уайльда, 1914), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу, 1914), кн.
Вольский (1916) и Дра-гоменецкий (1917) - "Касатка" и "Горький цвет" А.
Н. Толстого.
В 1918-32 (с небольшими перерывами: сезон 1924/25-Т-р им. МГСПС,
1927-28 - Краснодарский т-р) Р. работал в Т-ре б. Корш; был здесь
акт„ром, режисс„ром, нек-рое время и художеств. руководителем. Роли:
Альцест ("Мизантроп" Мольера, 1918), Дон Се-зар де Базан ("Рюи Блаз"
Гюго, 1918), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1920), Шпекин
("Ревизор", 1924, впервые-в 1905), Микаэль ("Праздник Иоргена"
Прокофьева по Бергстедту, 1924), Берлюро ("Торговцы славой" Паньоля и
Нивуа, пост. Р., 1926), Кюре ("Ремесло г-на кюре" Вотейля, пост. Р.,
1927), Мерц ("Инженер Мерц" Никулина, пост. Р., 1928), Берсенев
("Разлом" Лаврен„ва, 1927), Гранатов ("Человек с портфелем" Файко,
1928), Топаз ("Болото" Паньоля, пост. Р., 1929). Наиболее значит, пост.
Р.- "Цианистый калий" Вольфа (1930). В 1932-35 Р.-в труппе Малого
театра; роли: Звездинцев ("Плоды просвещения", 1932, впервые -в 1928),
Болингброк ("Стакан воды" Скриба, 1932, впервые-в 1912), Захар Бардин
("Враги" Горького, 1933), Ленчицкий-сын ("Бойцы" Ромашова, 1934). В сов.
время блестящее, л„гкое, изящное дарование артиста углубилось, приобрело
социальную остроту, сатирич. ч„ткость; в его же образах Мерца и
Ленчицкого-сына звучала радость утверждения новой жизни.
Лит.: Синельников Н., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935; Д у р ы
л и н С. Н., Н. М. Радин, М.- Л., 1941; Никулин Л., Люди русского
искусства, М., 1947. Е фил.
РАДИОПОСТАНОВКА - одна из форм художе ственного радиовещания:
передача по радио записанной на пленку пьесы или инсценировки лит.
произв. В Р. широко применяются повествовательные и описательные
элементы; важное место занимает ведущий (чтец, выступающий от лица
автора или героя произв.). Являясь "незримым спектаклем", Рнеограниченный простор слушателю для работы воображения; каждый "видит"
происходящее по-своему и т. о. слышимое становится "зримым". Осн.
выразительные средства Р.- звучащая речь, музыка, шумы. Поэтому большое
значение прида„тся в Р. звуко-голосовой характеристике образа, созданию
звуко-шумовой атмосферы действия (ветер, орудийные залпы, шум мотора,
шаги и т. п.), нахождения акустич. среды (запись со щитами, стереофония
звука, запись с ревербератором). При сов1э. технике записи режисс„ры вс„
чаще начидают использовать магнитофонные аппараты, записывая отдельно на
них текст, музыку, шумы и достигая затем путем многократных "наложений"
интересных результатов. Среди Р.: "Буратино" (1951), "Маленький принц"
по Сент-Экзюпери (1961), "Первый учитель" по Айтматову (1962), "Золотой
кошель" (1963, по нарт-скому эпосу), "Десять дней, которые потрясли мир"
по Риду (1963), "На этой стороне" Гонсалеса (1964) и др. Лучшие Р.
связаны с именами акт„ров и режисс„ров О. Н. Абдулова, М. И. Бабановой,
Н. В. Литвинова, Р. Иоффе, Р. Я. Плятта, А. А. Консовского, В. А.
Сперантовой и др.
Лит.: Микрюков М., Радиотеатр - искусство, "Театр", 1964, .ј 12. Мар.
Т.
РАДИЩЕВ, Александр Николаевич [ 20(31).VIII. 1749,
Москва,12(24)ЛХ.1802, Петербург] - рус. писатель, революц. просветитель,
философ-материалист. Автор книги "Путешествие из Петербурга в Москву",
за опубликование к-рой был приговор„н к смертной казни, замен„нной
ссылкой в Сибирь (книга была сожжена). Учился в Петерб. пажеском
корпусе, в Лейпцигском ун-те. На формирование мировоззрения Р. большое
влияние оказали деятели франц. Просвещения (Вольтер, К. Гельвеций,
Д.Дидро, Ж. Ж. Руссо), рус. просветители (Я. П. Козель-ский, Н. И.
Новиков). Цель иск-ва Р. видел в воспитании "истинного сына отечества",
считал, что т-р должен быть учителем и организатором народа. Отстаивая
иск-во действенное и правдивое, т-р глубоких страстей и высокого пафоса,
Р. высоко оценивал творчество Шекспира. Высказывания Р. о т-ре вошли в
его философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии"
(1792, изд. 1809).
Лит.: Пиксанов Н. К., Радищев и Грибоедов, в кн.: Радищев. Статьи и
материалы, Л., 1950; Рыбник А. М., Русская театральная критика XVIII и
первой четверти XIX" вв., М., 1954 (Дисс.); Старенков М. П.,
Эстетические взгляды А. Н. Радищева, М., 1958;
Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961.
С. Г.
РАДЛОВ, Сергей Эрнестович (18.VII.1892-27.X. 1958) - рус. сов.
режисс„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1940). Окончил историко-фнлологич.
ф-т Петерб. ун-та (1916).
В 1913-17 посещал занятия петерб. Студии В. Э. Мейерхольда на
Бородинской ул. и сотрудничал в журнале "Любовь к тр„м апельсинам". В
1918-19 входил в состав репертуарной секции Петроградского отд. ТЕ О
Наркомпроса, организовал передвижную Первую коммунальную труппу при ТЕ О
для обслуживания фронтов гражданской войны (1918), работал в Драм. т-ре
Страницы: «« « 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |