|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 » »» исполнял комич. песни. Широкой популярности добился как клоун. В 1848
открыл собственный цирк. Р. создал образ бородатого фермера-острослова,
метко отвечающего зрителю, выходил на арену в полосатом костюме -
рубашке с короткими рукавами, коротких штанах, с цилиндром на голове.
Начиная представление, он обменивался шутками со зрителями и
шпрехтшталмейстером читал стихи, пел песни собств. соч. Р. имел много
последователей.
Лит.: D u r a n t J. and A., Pictorial history of the American
circus, N. Y., 1957; Murray M., Circus! From Rome to Ringling, N. Y.,
[1956]. M. Зон.
РАИС (Rice), Элмер [наст. фам.- Р а и з е н -ш т а й н (Raisenstein);
p. 28.IX.1892]-амер. драматург и режисс„р. По образованию юрист. Первая
пьеса -"На процессе" (1914, т-р "Чендлер", Нью-Йорк)- была написана под
влиянием движения т. н. "малых т-ров", активным деятелем к-рого Р. стал
в 20-30-е гг. Р. писал пьесы, обличающие несправедливость капиталистич.
строя, направленные против наступления фашизма, защищающие демократич.
принципы. "Сч„тная машина" (1923, т-р "Гилд", Нью-Йорк) - одна из первых
амер. экспрессионистских пьес, выражает протест против капитализма,
нравственно уродующего людей. "Уличная сценка" (1929, т-р "Плей-хаус",
Нью-Йорк; пр. Пулицера, 1929) показывает жизнь трущоб Нью-Йорка и
вызывает чувство протеста против социальной несправедливости. Среди пьес
первого периода творчества -"Мы, люди" (1933, т-р "Эмпайр", Нью-Йорк),
"Американский ландшафт" (1938, т-р "Корт") и др. Послевоенные пьесы Р.
не были столь значительны.
Р. принимал активное участие в борьбе с коммерч. т-ром; он был членом
"Компании драматургов" (с 1938), где выступал не только как драматург,
но и как режисс„р. Первая режисс„рская работа Р.- пост. его пьесы
"Уличная сценка" (1929). Впоследствии все свои пьесы Р. ставил сам.
Пьесы Р. ставились в СССР: "Мы, народ" ("Мы, люди")-1934, Т-р им.
Марджанишвили, Тбилиси; "В глухом переулке" ("Уличная сценка") - 1959,
Т-р им. Ленинского комсомола, Ленинград.
С о ч.: Seven plays, N. Y., 1950; Minority report..., N. Y., 1964; в
рус. пер.- В глухом переулке, М., 1938.
Лит.: К г и t с h J. W., The American drama since 1918, N. Y., 1939;
Mersand J., The American drama. 1930-1940, N. Y., 1941. Я. Г.
РАЙСКИЙ, Назарий Григорьевич [26.X(8.XI). 1876-6.X.1958] - рус. сов.
певец (тенор), вок. педагог, искусствовед. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1944). Доктор искусствоведения (1941). Муз. образование получил в
Варшаве, совершенствовался в Италии. В 1904-09 пел в Оперном т-ре Зимина
в Москве. Партии: Гвидон ("Сказка о царе Салтане"), Ленский, Вертер;
Энцо ("Заза" Леонкавалло). В 1908-16 выступал как камерный певец.
Обладая небольшим голосом, Р. привлекал слушателя тонким художеств.
чуть„м, природным артистизмом. Автор ряда науч. работ, редактор сб-ков
вок. произв. Р. был выдающимся педагогом-вокалистом; в 1919-29 и
1933-49- профессор Московской, в 1929-33 - Тбилисской консерваторий.
Среди его учеников - С. Я. Лемешев, Э. Я. Пакулъ, В. Р. Сливинский В. М.
Фирсова, П. М. Понтрягин и др.
Соч.: "Лит-ра и иск-во", 1944, 23 февр., .ј 9, с.4; "Моск.
большевик", 1945, 15 июня, ј 139, с. 3; Последние дни С. И. Танеева, в
кн.: С. И. Танеев. Материалы .и документы, т. 1, М., 1952, с. 338-44.
Лит.: "Рампа и жизнь", 1916, .ј 12, с. 12; "Муз. жизнь", 1958, .ј 18,
с. 23. М. p.
РАЙЧЕВ, Александр (р. 1922) - болг. композитор и педагог. Засл. арт.
НРБ (1963). Окончил Софийскую консерваторию. В 1947-48 - зав. муз.
частью Нар. т-ра молод„жи (София). Написал музыку к спектаклю этого т-ра
"Кошкин дом" Маршака (1947) и др. Р.- автор первого болг. балета,
написанного при нар. власти,- "Хайдуцкая песня", по мотивам стих.
"Хайдуки" Ботева о героич. борьбе болг. народа против тур. угнетателей
(1953, софийская Нар. опера, Димитр. пр., 1959), оперетты "Соловей
Орхидеи" (1963, Муз. т-р им. С. Македонского) и др., музыки к фильмам.
Лит.: "Българска музика", 1953, .ј 2, с. 17-26, 1964, M 4, с. 9-20.
Д. Ив.
РАЙЧЕВ, В-иктор (р. 2.IV.1922) - болг. композитор и дириж„р. Автор
оперетт: "Молодость маэстро", поев. болг. композитору Г. Атанасову
(1958, Муз. т-р им. С. Македонского, София); "Дамский бал" (1963, там
же) на совр. тему; "Счастливец", поев. А. Константинову, П. Славейкову и
др. деятелям болг. культуры (1964, там же), и др. С 1953 Р.- дириж„р,
затем гл. дириж„р Муз. т-ра им. С. Македонского. Пост.:
"Айка" (1955), "Мадам Сан-Жен" (1958) Хаджиева, "Будь я король" Адана
(1956), "Девичий переполох" Милютина (1953), "Самое заветное"
Соловь„ва-Седого (1954), "Орфей в аду" (1959), "Жюстина Фавар" (1964)
Оффенбаха, "Лисистрата" Дендрино (1962) и др., оперетты собств.
сочинения. А. Ив.
РАЙЧЕВ, Георги (7.XII.1882-17.II.1947) -болг. писатель, драматург.
Лит. деятельность начал в 1907 в журнале "Наша жизнь". Автор драмы в
стихах "Оленье царство" (1934, Нар. т-р, София) - драматич. легенда по
мотивам болг. нар. творчества. Р. пере" в„л на болг. яз. басни Крылова,
к-рые служили материалом для спектаклей любительских трупп. Соч.:
Еленово царство, драма в стихове. С., 1929.
Лит.: Константинов Г.,Минков Цв., В е-л и к о в Ст., Български
писатели. Биографии. Библио графия, С., 1961, с. 297-99. А. Ив
РАЙЧЕВ, П„тр (9.1П.1887-ЗО.УШ.1960)-болг. ар тист оперы
(лирико-драматич. тенор), режисс„р, педагог. Нар. арт. НРБ (1949).
Занимался у И. Вульпе. В 1908-11 учился в Моск. консерватории у проф. У.
Мазетти, в 1912 совершенствовался в Неаполе у Ф. Де Лючия и пел в тре
"Сан-Карло".Начал сценич. деятельность в 1908 в "Болгарском оперном
товариществе". С 1913 - артист т-ра Муз. драмы в Петербурге (партии:
Герман, Ленский, Канио, Рудольф). Гастролировал во многих городах
России. С 1920 с успехом выступал в Италии и др. странах Европы. В
1934-35 был реж. Загребской оперы. С 1936 жил в Болгарии. После 1944
работал гл. обр. как постановщик. В софийской Нар. опере пост.: "Паяцы"
(1935, 1956); "Сельская честь" Масканьи (1935), "Кармен" (1940);
"Фальстаф" Верди (1943), "Евгений Онегин" (1945) и др. Принимал участие
в организации оперных т-ров в Варне, Пловдиве, Русе.
Р. выступал как последователь К. С. Станиславского. Обладал высокой
вок. и сценич. культурой. Был партн„ром выдающихся оперных певцов, в т.
ч. Ф. И. Шаляпина. В„л педагогич. работу (проф. Софийской
консерватории). Димитр. пр. (1950).Партии: Никола ("Гергана" Атанасова),
Балдуин ("Царь Калоян" Владигерова), Князь ("Русалка"), Синодал;
Самозванец и Шуйский ("Борис Годунов"), Владимир ("Князь Игорь"),
Страницы: «« « 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |