Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 » »» Париж) - франц. драматург. Чл. Франц. академии (с 1672). Получил образование в янсенистской школе монастыря Пор-Рояль, что в значит, степени повлияло на его духовный склад. Но живая, свободолюбивая натура Р., увлечение античной лит-рой определили его склонность к поэтич. творчеству и любовь к т-ру. В Париже Р. сблизился с Ж. Лафонте-ном, Н. Буало и Мольером, по совету к-рого он написал трагедию "Фиваида, или Братья-враги" (1664, труппа Мольера). Для труппы Мольера Р. сочинил и следующую свою трагедию "Александр Великий" (1665), в к-рой он придал македонскому царю черты молодого Людовика XIV. Оба произв. были подражательными и написаны Р. в традиционных формах драматургии П. Корнеля. Сочтя, что интерпретация мольеровской труппы не соответствует героич. звучанию трагедии, Р. передал е„ т-ру "Бургундский отель", в результате чего произошло расхождение Р. с Мольером. В 1667 Р. создал трагедию "Андромаха" (т-р "Бургундский отель")-первое значит, произв., в к-ром отраж„н новый этап обществ. жизни страны, когда высшими критериями оценки обществ, поведения человека становятся моральная стойкость, верность нравств. долгу. В пьесе получила воплощение тема борьбы естественных человеческих прав с деспотизмом и гн„том; моральная победа Андромахи над цар„м Пирром прида„т трагедии опти-мистич. звучание. В 1668 Р. написал свою единств. комедию "Сутяги" (пост. при дворе). Использовав сюжет "Ос" Аристофана, Р. остро сатирически изобразил франц. судейские нравы. Нарастание политич. реакции во 2-й пол. 17 в. обусловило усиление антитиранич. мотивов в трагедиях Р. Очерченный в резко отрицательных тонах образ императора Нерона в трагедии "Британник" (1669, т-р "Бургундский отель") олицетворяет преступность власти, основанной на личном своеволии. Гл. тема трагедии "Береника" (1670, там же) - борьба между чувством и долгом. Эта трагедия, самая поэтичная из пьес Р., проникнута высокой гуманистич. моралью; е„ трагизм - в борьбе чувств героев, способных пожертвовать своим счастьем ради блага народа. В этой пьесе Р. окончательно порывает с традициями трагедий Корнеля. В трагедиях "Баязет" (1672, там же) и "Митридат" (1673, там же) показано губительное воздействие необузданных страстей, толкающих даже благородные натуры на преступные деяния. В трагедии "Ифигения в Авлиде" (1674, Версаль) Р. дал новую трактовку о. п. Еврипида; Р. ослабляет гражданское звучание античной трагедии, превращает е„ в семейную драму и насыщает пафосом человечности. В своих трагедиях Р. отображает важные стороны совр. ему обществ, жизни, клеймит эгоизм, утверждает высокие нравственные идеалы. Лучшая трагедия Р.- "Федра" (1677, т-р "Бургундский отель"). Героиня этой пьесы, влюбл„нная в пасынка, горько осозна„т безнравственность слепой страсти, ведущей е„ на путь позора, забвения своего долга, гибели. Драматург утверждает, что гармония между страстью и моралью невозможна в обществе, где жажда личного счастья приводит к компромиссу с совестью. Р. создал образ женщины, поражающей силой и чистотой своей любви, тв„рдостью нравственных убеждений, непреклонной волей. Большинство произв. Р. вызывало осуждение со стороны консервативно настроенных аристократов. Придворная клика подготовила провал первых представлений "Федры". Недоброжелательное отношение к Р. определялось приверженностью части зрителей к старым формам героич. трагедии и гл. обр. неприятием трагически смятенного мира, внутр. протеста героев Р. Оскорбл„нный Р. в течение последующих 12 лет не писал для т-ра и обратился к драматургии лишь в последний период своей жизни. Р. создал для любительских спектаклей воспитанниц Сен-Сирского монастыря трагедии на библейские темы: "Эсфирь" (1689) и "Гофолия" ("Аталия") (1691). В них Р. дал широкую картину распада деспотич. монархии и в скрытой форме выразил мысль о справедливости нар. восстания. Обе эти пьесы были новаторскими произв., расширяющими рамки классицизма 17 в., они намечали пути для философско-политич. драмы эпохи бурж. Просвещения. Творчество Р. представляет следующий этап развития классицизма после П. Корнеля, суровой героике и риторич. величавости к-рого Р. противопоставил изображение внутр. жизни человека. Вместо сложной интриги, свойственной трагедиям Корнеля, Р. вв„л простые сюжеты. Развитие сильной страсти, столкновение значит., глубоких характеров определяют действие расиновской драмы. Г"ерои Р. отстаивают сво„ достоинство, попираемое деспотич. произволом, но это не действенная борьба; автор противопоставляет цельные, благородные натуры натиску злых эгоистич. страстей. Охваченные порывом, подчиняя волю единой цели, персонажи Р. действуют только в одном направлении; поэтому сюжеты трагедий Р. не отклоняются от осн. темы и полностью свободны от бытовых подробностей, эпизодич. сцен. Гармония композиционного построения, строгая логика развития действия, сочетающиеся с предельным лаконизмом выразительных средств, ритмич. стройностью, певучестью поэтич. языка,делают трагедии Р. наиболее последовательными и совершенными произв. классицистской драматургии. Приверженец абсолютной монархии, Р., как и его герои, не видел выхода из противоречий действительности. Судьба человеческая представала в драмах Р. только в трагич. аспекте. Черты рассудочности и придворной галантности в трагедиях Р. вызывали отрицательное отношение к нему со стороны В.Г.Белинского. А.С. Пушкин, подчеркнувший аристократич. характер расиновской драматургии, вместе с тем отметил, что Р. "...велик, несмотря на узкую форму своей трагедии" (Полн. собр. соч., в одном томе, 1949, с. 1342). Решая глубокие этич. проблемы, Р., вопреки догматизму поэтики классицизма, показывал, по словам А. С. Пушкина, "судьбу человеческую, судьбу народную" (там же). "...Йечто поразительно величавое", "энергию" человечности находил в трагедиях Р. и А. И. Герцен (см. "Герцен об искусстве", 1954, с. 174). А. В. Луначарский называл Р. "замечательным, изумительным психологом", указывал, что драматург "в совершенно кристально прозрачных формах... показывает трепе-ты всяких внутренних дисгармоний, элементы внутренней борьбы, которые пронизывают человеческую душу" (Собр. соч., т. 4, 1964, с. 180). Утвердив в репертуаре франц. т-ра новый тип этич. трагедии, Р. добился от исполнителей ролей в своих произв. психологич. оправданности декламации, точного соблюдения мелодики стиха, передающей тончайшие проявления чувств, естественной грации движений и жестов. Последовательницами принципов Р. в т-ре были франц. актрисы Т. Дюпарк, исполнявшая роль Андромахи, и М. Шанмеле, выступавшая в роли Федры. Творчество Р. оказало значит, влияние на развитие классицистской трагедии. Среди его учеников-Вольтер (Франция), Дж. Драйден (Англия), И. Страницы: «« « 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |