Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1866   1867   1868   1869   1870   1871   1872   1873   1874  1875   1876   1877   1878   1879   1880   1881   1882   1883   1884  » »»

мировоззренческих проблем; в центре е„  внимания  оказываются  реальные,
злободневные, политические проблемы (Аристофан), черты  быта  и  частной
жизни (Менандр, Плавт и Теренций).
   В  эпоху  средневековья  осн.  драм.  жанры:   литургическая   драма,
мистерия,  миракль,  с  их  христианским  пафосом,  идеей   смирения   и
греховности земной жизни - в значит, мере проникнуты  созерцательностью,
их действие гл. обр иллюстрирует  отвлеч„нную  ре-лиг.  идею,  персонажи
условны или аллегоричны. Черты Р., особенно отч„тливые в фарсе,  в  нар.
иск-ве жонгл„ров, гистрионов и  шпильманов,  проявляются  в  изображении
быта,  нравов  окружающей  жизни.  Вместе  с  тем  реалистич.  элементы,
проникающие в гл. жанр ср.-век. т-ра - мистерию, постепенно  подтачивают
его принципы и приводят его в конце концов к упадку.
   Эпоха Возрождения - период "...величайшего прогрессивного  переворота
из всех пережитых до того времени  человечеством..."  (Энгельс  Ф.,  см.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20,  с.  346)-  знаменует  собой
переход к иному, гуманистич. типу сознания. Открытие красоты реальности,
утверждение цельности и универсальности человеч. личности,  е„  свободы,
вера в неисчерпаемые возможности человека - явились  почвой  для  нового
отношения художника к жизни и новой концепции человека в  иск-ве.  Здесь
пролегает исходный рубеж Р. как художеств. метода, возникновение  к-рого
представляло собой принципиально новый этап в развитии эстетич. сознания
человечества. Идея зависимости человека от судьбы  уступает  место  идее
свободного,  самостоят,  действия.  Отрешившись  от  оков  феодализма  и
религии и ещ„ не подпав под власть "вещной зависимости" (см. К. Маркс, в
кн.: К.  Маркс  и  Ф.  Энгельс  об  искусстве,  т.  1,  1957,  с.  220),
возникающей с господством бурж. отношений, человек впервые начал ощущать
зависимость  своей  судьбы  от  самого  себя.  Новый   взгляд   на   мир
стимулировал деятельное, активное отношение к  жизни.  Для  т-ра  с  его
вниманием к проблеме характеров и обстоятельств действий  человека  этот
факт имел особенно важное  значение.  Пристальное  внимание  к  человеч.
индивидуальности, сквозь призму к-рой иск-во отражало  действительность,
накладывает отпечаток и на построение  характеров.  Активность,  полнота
восприятия жизни, необычайная многогранность и вместе  с  тем  цельность
людей  того  времени  нашли  свой  эстетич.  эквивалента  театр.  иск-ве
Возрождения. Его важнейшие завоевания  -  многосторонность,  психологич.
углубл„нность, индивидуализация. Это иск-во уже во  многом  преодолевает
недостаточность характеристики, "...как она давалась у древних  авторов"
(Эн г ел ьс Ф., там же, с. 29). Подобно своим прототипам,  герои  нового
иск-ва живут "в самой  гуще  интересов  своего  времени",  "участвуют  в
практической  борьбе,  становясь  на  сторону  той  или   иной   партии"
(Энгельс). Логика отношений героев  отражает  конкретно-историч.  логику
обществ, отношений эпохи, е„ основные социальные противоречия.
   С наибольшей полнотой и яркостью  особенности  Р.  эпохи  Возрождения
воплотились - в Испании в  творчестве  Лопе  де  Вега  и  Сервантеса,  в
Англии- Б. Джон' сона, К. Марло и в первую  очередь  У.  Шекспира.  Хотя
Шекспир использовал традиц. историч. и легендарные сюжеты, его  герои  и
коллизии глубоко современны, они отражают противоречия и проблемы своего
времени. Воплощ„нные в непосредств. столкновениях героев (Отелло и  Яго)
или во внутр. противоречиях (Ричард II, Шейлок) главные тенденции  эпохи
определяют внутр. логику  характеров  и  их  взаимоотношений.  В  пьесах
Шекспира личное неизменно выступает как общественное, а общественное как
личное. Центральная для него  и  всей  эпохи  идея  свободного  развития
личности, становление к-рой происходит в столкновении с  противостоящими
ей  обстоятельствами.  составляет   драматич.   пафос   его   иск-ва   и
обусловливает  "живость  и  действенность"  (см.  там  же)   драматургии
Шекспира, е„ историч.  оптимизм,  ставшие  важными  эстетич.  принципами
реалистич.   метода.   Принцип   построения   характеристики    личности
основывается не только на том, "что" она делает, но и на том, "как"  она
это делает (Энгельс).
   Всесторонность и психологич. мотивированность  характера,  соединение
комического и трагического, тенденции  приближения  к  жизни  определяют
сценич.  иск-во,  девизом  к-рого  становится:  "держать  зеркало  перед
природой" ("Гамлет"). Сценич. Р. эпохи Возрождения, сохраняя  ещ„  черты
условности, обозначает постепенный переход от обобщ„нных форм  античного
и ср.-век. т-ра к изображению живой, конкретной индивидуальности.  Акт„р
снимает  маску,  сходит   с   котурн,   сбрасывает   жреческие   одежды;
естественность его поведения становится одним  из  важнейших  художеств.
критериев.
   Реалистич.  элементы  проявляются  и   внутри   иск-ва   классицизма,
возникающего  на  почве  абсолютизма  и  картезианской  философии,  хотя
эстетич. нормативность,  ориентация  на  определ„нные  образцы,  строгое
разграничение  жанров,   создание   характеров,   олицетворяющих   собой
абстрактные духовные,  нравств.  категории,  принципиально  противостоят
эстетич. принципам Р. Вместе с тем в центр, для этого  иск-ва  конфликте
чувства и долга по-своему отразилось  реальное  противоречие  личного  и
общественного,  к-рое  становится  главным  противоречием  эпохи.   Сама
эволюция классицизма заключалась в преодолении  крайностей  нормативного
метода-процесс, наиболее заметный при сопоставлении иск-ва П. Корнеля  с
иск-вом Ж. Расина и особенно Мольера, высокая комедия к-рого  стоит  уже
за гранью классицизма. С утверждением бурж. отношений осознание сущности
реальных конфликтов  в  рамках  классицистского  метода  становится  уже
невозможным. Эту задачу решает иск-во эпохи Просвещения.
   Развитие Р. в эпоху  Просвещения  характеризуется  снижением  героич.
пафоса иск-ва, но одновременно и расширением сферы  исследования  жизни,
освоением им новых социальных и психологич.  областей.  "Нет  ни  одного
важного  события  в  жизни,  которому  нельзя  было  бы  найти  места  в
драматической структуре",-писал Дидро (Соч., т. 5, М., 1936, с. 143).  В
центре искусства просветителей стоит "обыкновенный", "естественный", как
им  казалось,  человек,  в   действительности   представитель   третьего
сословия, вышедшего на  историч.  авансцену;  человек,  сознание  к-рого
вместе с тем нельзя свести к буржуазной идеологии, так как  в  то  время
сама буржуазия в борьбе с устоями феодализма и религии выступала ещ„  от
имени "всего страждущего человечества" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс  К.
и Энгельс  Ф.,  Соч.,  2  изд.,  т.  19,  с.  190).  Более  будничный  и
прозаический,   менее   "универсальный",   чем   полнокровные,   активно
действующие герои  Возрождения,  новый  герой  оказывался,  несмотря  на
видимость  личной   независимости,   гораздо   более   связанным   узами
утверждающихся бурж. отношений. Это определило внимание просветителей  к
проблеме детерминированности характера, поведения, их особый  интерес  к
"среде", окружающей человека, к "общественным  положениям"  (Дидро).  Но

Страницы: «« « 1866   1867   1868   1869   1870   1871   1872   1873   1874  1875   1876   1877   1878   1879   1880   1881   1882   1883   1884  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия