|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 » »» мировоззренческих проблем; в центре е„ внимания оказываются реальные,
злободневные, политические проблемы (Аристофан), черты быта и частной
жизни (Менандр, Плавт и Теренций).
В эпоху средневековья осн. драм. жанры: литургическая драма,
мистерия, миракль, с их христианским пафосом, идеей смирения и
греховности земной жизни - в значит, мере проникнуты созерцательностью,
их действие гл. обр иллюстрирует отвлеч„нную ре-лиг. идею, персонажи
условны или аллегоричны. Черты Р., особенно отч„тливые в фарсе, в нар.
иск-ве жонгл„ров, гистрионов и шпильманов, проявляются в изображении
быта, нравов окружающей жизни. Вместе с тем реалистич. элементы,
проникающие в гл. жанр ср.-век. т-ра - мистерию, постепенно подтачивают
его принципы и приводят его в конце концов к упадку.
Эпоха Возрождения - период "...величайшего прогрессивного переворота
из всех пережитых до того времени человечеством..." (Энгельс Ф., см.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346)- знаменует собой
переход к иному, гуманистич. типу сознания. Открытие красоты реальности,
утверждение цельности и универсальности человеч. личности, е„ свободы,
вера в неисчерпаемые возможности человека - явились почвой для нового
отношения художника к жизни и новой концепции человека в иск-ве. Здесь
пролегает исходный рубеж Р. как художеств. метода, возникновение к-рого
представляло собой принципиально новый этап в развитии эстетич. сознания
человечества. Идея зависимости человека от судьбы уступает место идее
свободного, самостоят, действия. Отрешившись от оков феодализма и
религии и ещ„ не подпав под власть "вещной зависимости" (см. К. Маркс, в
кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, 1957, с. 220),
возникающей с господством бурж. отношений, человек впервые начал ощущать
зависимость своей судьбы от самого себя. Новый взгляд на мир
стимулировал деятельное, активное отношение к жизни. Для т-ра с его
вниманием к проблеме характеров и обстоятельств действий человека этот
факт имел особенно важное значение. Пристальное внимание к человеч.
индивидуальности, сквозь призму к-рой иск-во отражало действительность,
накладывает отпечаток и на построение характеров. Активность, полнота
восприятия жизни, необычайная многогранность и вместе с тем цельность
людей того времени нашли свой эстетич. эквивалента театр. иск-ве
Возрождения. Его важнейшие завоевания - многосторонность, психологич.
углубл„нность, индивидуализация. Это иск-во уже во многом преодолевает
недостаточность характеристики, "...как она давалась у древних авторов"
(Эн г ел ьс Ф., там же, с. 29). Подобно своим прототипам, герои нового
иск-ва живут "в самой гуще интересов своего времени", "участвуют в
практической борьбе, становясь на сторону той или иной партии"
(Энгельс). Логика отношений героев отражает конкретно-историч. логику
обществ, отношений эпохи, е„ основные социальные противоречия.
С наибольшей полнотой и яркостью особенности Р. эпохи Возрождения
воплотились - в Испании в творчестве Лопе де Вега и Сервантеса, в
Англии- Б. Джон' сона, К. Марло и в первую очередь У. Шекспира. Хотя
Шекспир использовал традиц. историч. и легендарные сюжеты, его герои и
коллизии глубоко современны, они отражают противоречия и проблемы своего
времени. Воплощ„нные в непосредств. столкновениях героев (Отелло и Яго)
или во внутр. противоречиях (Ричард II, Шейлок) главные тенденции эпохи
определяют внутр. логику характеров и их взаимоотношений. В пьесах
Шекспира личное неизменно выступает как общественное, а общественное как
личное. Центральная для него и всей эпохи идея свободного развития
личности, становление к-рой происходит в столкновении с противостоящими
ей обстоятельствами. составляет драматич. пафос его иск-ва и
обусловливает "живость и действенность" (см. там же) драматургии
Шекспира, е„ историч. оптимизм, ставшие важными эстетич. принципами
реалистич. метода. Принцип построения характеристики личности
основывается не только на том, "что" она делает, но и на том, "как" она
это делает (Энгельс).
Всесторонность и психологич. мотивированность характера, соединение
комического и трагического, тенденции приближения к жизни определяют
сценич. иск-во, девизом к-рого становится: "держать зеркало перед
природой" ("Гамлет"). Сценич. Р. эпохи Возрождения, сохраняя ещ„ черты
условности, обозначает постепенный переход от обобщ„нных форм античного
и ср.-век. т-ра к изображению живой, конкретной индивидуальности. Акт„р
снимает маску, сходит с котурн, сбрасывает жреческие одежды;
естественность его поведения становится одним из важнейших художеств.
критериев.
Реалистич. элементы проявляются и внутри иск-ва классицизма,
возникающего на почве абсолютизма и картезианской философии, хотя
эстетич. нормативность, ориентация на определ„нные образцы, строгое
разграничение жанров, создание характеров, олицетворяющих собой
абстрактные духовные, нравств. категории, принципиально противостоят
эстетич. принципам Р. Вместе с тем в центр, для этого иск-ва конфликте
чувства и долга по-своему отразилось реальное противоречие личного и
общественного, к-рое становится главным противоречием эпохи. Сама
эволюция классицизма заключалась в преодолении крайностей нормативного
метода-процесс, наиболее заметный при сопоставлении иск-ва П. Корнеля с
иск-вом Ж. Расина и особенно Мольера, высокая комедия к-рого стоит уже
за гранью классицизма. С утверждением бурж. отношений осознание сущности
реальных конфликтов в рамках классицистского метода становится уже
невозможным. Эту задачу решает иск-во эпохи Просвещения.
Развитие Р. в эпоху Просвещения характеризуется снижением героич.
пафоса иск-ва, но одновременно и расширением сферы исследования жизни,
освоением им новых социальных и психологич. областей. "Нет ни одного
важного события в жизни, которому нельзя было бы найти места в
драматической структуре",-писал Дидро (Соч., т. 5, М., 1936, с. 143). В
центре искусства просветителей стоит "обыкновенный", "естественный", как
им казалось, человек, в действительности представитель третьего
сословия, вышедшего на историч. авансцену; человек, сознание к-рого
вместе с тем нельзя свести к буржуазной идеологии, так как в то время
сама буржуазия в борьбе с устоями феодализма и религии выступала ещ„ от
имени "всего страждущего человечества" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К.
и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 190). Более будничный и
прозаический, менее "универсальный", чем полнокровные, активно
действующие герои Возрождения, новый герой оказывался, несмотря на
видимость личной независимости, гораздо более связанным узами
утверждающихся бурж. отношений. Это определило внимание просветителей к
проблеме детерминированности характера, поведения, их особый интерес к
"среде", окружающей человека, к "общественным положениям" (Дидро). Но
Страницы: «« « 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |