Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1873   1874   1875   1876   1877   1878   1879   1880   1881  1882   1883   1884   1885   1886   1887   1888   1889   1890   1891  » »»

руководством  повседневную  подготовительную  репетиционную  работу   по
спектаклю. В пределах имеющегося  плана  постановки  пользуется  большой
творч.  самостоятельностью.  Иногда  такой  Р.  наз.  сорежисс„ром   или
сопостанов-щ и к о м.
   3)  Р.,   выполняющий   в   процессе   подготовки   спектакля   менее
ответственные задания постановщика, наз. режисс„ром-ассистентом.
   4)  Р.,  руководящий  творч.  работой  всего   т-ра,   наз.   главным
режисс„ром.
   РЕЖИСС‚РСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ, СОВЕЩАНИЯ, СЪЕЗДЫ - см. Съезды  сценических
деятелей.
   РЕЖИСС‚РСКИЙ    ЭКЗЕМПЛЯР-1)     Экземпляр     пьесы,     в     к-ром
режисс„р-постановщик отмечает все мизансцены спектакля, сценич. эффекты,
описания грима, костюма и т. д.  Р.  э.  является  как  бы  режисс„рской
партитурой спектакля."Я писал в режиссерском экземпляре все:  как,  где,
каким образом  надо  понимать  роль  и  указания  поэта;  каким  голосом
говорить,  как  двигаться  и  действовать,  куда   и   как   переходить.
Прилагались  особые  чертежи  для  всех  мизансцен   ухо-дов,   выходов,
переходов и проч., и проч. Описывались декорации, костюмы, грим, манеры,
походка, приемы, привычки изображаемых лиц и  т.  д.,  и  т.  д."  (Стан
и-славскийК.С., Моя жизнь в искусстве, см. Собр. соч., т.  1,  1954,  с.
201). Р. э. Станиславского и  Немиро-вича-Данченко  являлись  подлинными
научными  трудами,  в  к-рых  раскрывались  идея,  стиль   произведения,
давалось его глубокое и новаторское истолкование.
   2) Экземпляр пьесы с пометками на полях помощника режисс„ра, ведущего
спектакль. На Р. э. фиксируется внешняя  сторона  спектакля:  отмечаются
реплики для выходов исполнителей,  перемен  света,  декораций,  моментов
опускания занавеса и т. д.
   Лит.: Станиславский К. С., Режиссерский план "Отелло", М.-Л., 1945; е
г о ж  е,  "Чайка"  в  постановке  Московского  Художественного  театра.
Режиссерская   партитура   К.   С.    Станиславского,    Л.-М.,    1938;
Немирович-Данченко В. И., Режиссерский план постановки трагедии Шекспира
"Юлий Цезарь", М." 1964.
   РЕЖИСС‚РСКОЕ ИСКУССТВО (р е ж и с с  у  р  а)  -  искусство  создания
единого,   гармонически    целостного    художественного    произведения
театрального искусства с помощью творческой организации  всех  элементов
спектакля. Осуществляется на основе  постановочного  замысла  режисс„ра,
ставящего  пьесу  и  руководящего  работой  всех   участников   создания
(постановки) спектакля - акт„ров,  художника,  композитора  и  др.  (см.
Искусство  акт„ра,  Декорационное  искусство,  Музыка  в   драматическом
театре). Режисс„рский замысел включает: идейное истолкование  пьесы  (е„
интерпретацию),   характеристику   отдельных   персонажей,   определение
необходимых для данного спектакля стилистических и жанровых особенностей
акт„рского  исполнения,  решение  спектакля  во  времени  (ритм  и  темп
спектакля), пространстве (мизансцены, планировки), определение (совм.  с
художником  и  композитором)  характера  и  принципов  оформления.   Все
элементы замысла режисс„ра вырастают из единого общего  корня  или,  как
говорил  В.  И.  Немирович-Данченко,  из  "зерна"  будущего   спектакля,
определяя к-рое режисс„р фиксирует самое важное, самое главное  в  сво„м
режисс„рском  замысле  и  толковании  пьесы  (так,  напр.,   по   словам
Немировича-Данченко, "зерно" спектакля "Три сестры" - "тоска  по  лучшей
жизни"; нек-рые режисс„ры предпочитают определять  "зерно"  спектакля  в
образной форме,  пут„м  сравнения  или  художеств.  метафоры).  "Зерно",
определяющее  образное  решение  всого  спектакля,  тесно   связано   со
"сверхзадачей" спектакля, т. е. с ответом на вопросы: ради чего ставится
данная пьеса, что  она  должна  вызвать  в  сознании  зрителя,  в  каком
направлении на него  воздействовать.  Приступая  к  работе  над  пьесой,
являющейся основой спектакля, режисс„р  средствами  т-ра  раскрывает  е„
идейную направленность, форма спектакля органически связывается со всеми
особенностями пьесы, вытекает из е„  темы,  идеи,  строя,  тона,  ритма,
стиля, лексики. Однако задача т-ра не сводится только к  воспроизведению
на сцене пьесы, написанной драматургом. Задача т-ра  -  воспроизвести  в
творч. содружестве с драматургом действительность, раскрыть е„  наиболее
существенные стороны, выразить сво„ отношение  к  изображаемым  явлениям
жизни. Режисс„р наравне с драматургом отвечает за правдивость,  точность
и глубину отражения жизни в спектакле, за  его  идейную  направленность.
Исходя из своего собственного знания  жизни,  собственного  отношения  к
разл. е„ явлениям, режисс„р  творчески  истолковывает  действительность,
находит сценич. средства для е„ воплощения. Как для  драматурга,  так  и
для режисс„ра действительность в равной степени служит предметом  творч.
отображения. Поэтому необходимо, чтобы образы пьесы и  е„  идеи  жили  в
сознании  как  режисс„ра,  так  и  акт„ра,  насыщенные  их  собственными
наблюдениями, подкрепл„нные впечатлениями, извлеч„нными  непосредственно
из  самой  жизни  или  из   тех   источников   (литературных,   научных,
иконографич. и т. п.), к-рые могут помочь е„ познанию.
   В поисках верного решения спектакля режисс„р устанавливает нужное для
данного спектакля соотношение между элементами правдоподобия  и  сценич.
условности, являющейся естественным и необходимым атрибутом  т-ра.  Цель
искусства - глубокая правда жизни. Внешнее правдоподобие - лишь средство
раскрытия этой правды, а не сама правда. Подмена  правды  правдоподобием
рождает примитивный натурализм.  Художеств.  условность  -  тоже  только
средство  раскрытия  правды.  И  когда  условность  рассматривается  как
самоцель,  созда„тся  иск-во   формалистическое.   Только   в   единстве
правдоподобия и условности раскрывается глубокая правда жизни, созда„тся
истинно реалистическое иск-во. Безусловными, подлинными  в  т-ре  всегда
должны быть только сценич. переживания и действия акт„ров в предлагаемых
пьесой обстоятельствах. Хотя переживания акт„ра на сцене являются только
поэтич. воспроизведением жизненных переживаний человека, это  не  мешает
им  быть  искренними,  живыми,  подлинными.  Мера  условности  в  каждом
спектакле определяется целью: создать целостный образ спектакля, к-рый с
наибольшей полнотой и силой дон„с бы содержание пьесы до зрителя. Е.  Б.
Вахтангов утверждал, что важнейшими факторами,  под  воздействием  к-рых
складывается режисс„рский замысел и  определяются  нужные  средства  его
воплощения, помимо самой  пьесы,  являются:  современность  (т.  е.  тот
общественно-историч.  момент,  когда  пьеса   ставится)   и   творческий
коллектив (с его взглядами,  традициями,  возрастом,  проф.  навыками  и
степенью мастерства), к-рый ставит эту пьесу. После успеха  своей  пост.
"Принцесса Турандот" в 3-й Студии МХАТ Вахтангов говорил,  что  если  бы
ему пришлось в 1922 ставить "Турандот", напр., в Малом т-ре, или еще раз
в своей Студии, но через 20 лет, то замысел и форма  спектакля  были  бы
совсем  иными.  Бесконечное  многообразие  театр.  форм  и  режисс„рских

Страницы: «« « 1873   1874   1875   1876   1877   1878   1879   1880   1881  1882   1883   1884   1885   1886   1887   1888   1889   1890   1891  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия