Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 » »» руководством повседневную подготовительную репетиционную работу по спектаклю. В пределах имеющегося плана постановки пользуется большой творч. самостоятельностью. Иногда такой Р. наз. сорежисс„ром или сопостанов-щ и к о м. 3) Р., выполняющий в процессе подготовки спектакля менее ответственные задания постановщика, наз. режисс„ром-ассистентом. 4) Р., руководящий творч. работой всего т-ра, наз. главным режисс„ром. РЕЖИСС‚РСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ, СОВЕЩАНИЯ, СЪЕЗДЫ - см. Съезды сценических деятелей. РЕЖИСС‚РСКИЙ ЭКЗЕМПЛЯР-1) Экземпляр пьесы, в к-ром режисс„р-постановщик отмечает все мизансцены спектакля, сценич. эффекты, описания грима, костюма и т. д. Р. э. является как бы режисс„рской партитурой спектакля."Я писал в режиссерском экземпляре все: как, где, каким образом надо понимать роль и указания поэта; каким голосом говорить, как двигаться и действовать, куда и как переходить. Прилагались особые чертежи для всех мизансцен ухо-дов, выходов, переходов и проч., и проч. Описывались декорации, костюмы, грим, манеры, походка, приемы, привычки изображаемых лиц и т. д., и т. д." (Стан и-славскийК.С., Моя жизнь в искусстве, см. Собр. соч., т. 1, 1954, с. 201). Р. э. Станиславского и Немиро-вича-Данченко являлись подлинными научными трудами, в к-рых раскрывались идея, стиль произведения, давалось его глубокое и новаторское истолкование. 2) Экземпляр пьесы с пометками на полях помощника режисс„ра, ведущего спектакль. На Р. э. фиксируется внешняя сторона спектакля: отмечаются реплики для выходов исполнителей, перемен света, декораций, моментов опускания занавеса и т. д. Лит.: Станиславский К. С., Режиссерский план "Отелло", М.-Л., 1945; е г о ж е, "Чайка" в постановке Московского Художественного театра. Режиссерская партитура К. С. Станиславского, Л.-М., 1938; Немирович-Данченко В. И., Режиссерский план постановки трагедии Шекспира "Юлий Цезарь", М." 1964. РЕЖИСС‚РСКОЕ ИСКУССТВО (р е ж и с с у р а) - искусство создания единого, гармонически целостного художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля. Осуществляется на основе постановочного замысла режисс„ра, ставящего пьесу и руководящего работой всех участников создания (постановки) спектакля - акт„ров, художника, композитора и др. (см. Искусство акт„ра, Декорационное искусство, Музыка в драматическом театре). Режисс„рский замысел включает: идейное истолкование пьесы (е„ интерпретацию), характеристику отдельных персонажей, определение необходимых для данного спектакля стилистических и жанровых особенностей акт„рского исполнения, решение спектакля во времени (ритм и темп спектакля), пространстве (мизансцены, планировки), определение (совм. с художником и композитором) характера и принципов оформления. Все элементы замысла режисс„ра вырастают из единого общего корня или, как говорил В. И. Немирович-Данченко, из "зерна" будущего спектакля, определяя к-рое режисс„р фиксирует самое важное, самое главное в сво„м режисс„рском замысле и толковании пьесы (так, напр., по словам Немировича-Данченко, "зерно" спектакля "Три сестры" - "тоска по лучшей жизни"; нек-рые режисс„ры предпочитают определять "зерно" спектакля в образной форме, пут„м сравнения или художеств. метафоры). "Зерно", определяющее образное решение всого спектакля, тесно связано со "сверхзадачей" спектакля, т. е. с ответом на вопросы: ради чего ставится данная пьеса, что она должна вызвать в сознании зрителя, в каком направлении на него воздействовать. Приступая к работе над пьесой, являющейся основой спектакля, режисс„р средствами т-ра раскрывает е„ идейную направленность, форма спектакля органически связывается со всеми особенностями пьесы, вытекает из е„ темы, идеи, строя, тона, ритма, стиля, лексики. Однако задача т-ра не сводится только к воспроизведению на сцене пьесы, написанной драматургом. Задача т-ра - воспроизвести в творч. содружестве с драматургом действительность, раскрыть е„ наиболее существенные стороны, выразить сво„ отношение к изображаемым явлениям жизни. Режисс„р наравне с драматургом отвечает за правдивость, точность и глубину отражения жизни в спектакле, за его идейную направленность. Исходя из своего собственного знания жизни, собственного отношения к разл. е„ явлениям, режисс„р творчески истолковывает действительность, находит сценич. средства для е„ воплощения. Как для драматурга, так и для режисс„ра действительность в равной степени служит предметом творч. отображения. Поэтому необходимо, чтобы образы пьесы и е„ идеи жили в сознании как режисс„ра, так и акт„ра, насыщенные их собственными наблюдениями, подкрепл„нные впечатлениями, извлеч„нными непосредственно из самой жизни или из тех источников (литературных, научных, иконографич. и т. п.), к-рые могут помочь е„ познанию. В поисках верного решения спектакля режисс„р устанавливает нужное для данного спектакля соотношение между элементами правдоподобия и сценич. условности, являющейся естественным и необходимым атрибутом т-ра. Цель искусства - глубокая правда жизни. Внешнее правдоподобие - лишь средство раскрытия этой правды, а не сама правда. Подмена правды правдоподобием рождает примитивный натурализм. Художеств. условность - тоже только средство раскрытия правды. И когда условность рассматривается как самоцель, созда„тся иск-во формалистическое. Только в единстве правдоподобия и условности раскрывается глубокая правда жизни, созда„тся истинно реалистическое иск-во. Безусловными, подлинными в т-ре всегда должны быть только сценич. переживания и действия акт„ров в предлагаемых пьесой обстоятельствах. Хотя переживания акт„ра на сцене являются только поэтич. воспроизведением жизненных переживаний человека, это не мешает им быть искренними, живыми, подлинными. Мера условности в каждом спектакле определяется целью: создать целостный образ спектакля, к-рый с наибольшей полнотой и силой дон„с бы содержание пьесы до зрителя. Е. Б. Вахтангов утверждал, что важнейшими факторами, под воздействием к-рых складывается режисс„рский замысел и определяются нужные средства его воплощения, помимо самой пьесы, являются: современность (т. е. тот общественно-историч. момент, когда пьеса ставится) и творческий коллектив (с его взглядами, традициями, возрастом, проф. навыками и степенью мастерства), к-рый ставит эту пьесу. После успеха своей пост. "Принцесса Турандот" в 3-й Студии МХАТ Вахтангов говорил, что если бы ему пришлось в 1922 ставить "Турандот", напр., в Малом т-ре, или еще раз в своей Студии, но через 20 лет, то замысел и форма спектакля были бы совсем иными. Бесконечное многообразие театр. форм и режисс„рских Страницы: «« « 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |