Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1877   1878   1879   1880   1881   1882   1883   1884   1885  1886   1887   1888   1889   1890   1891   1892   1893   1894   1895  » »»

Чехословакии, Е. Ле Галъенн в  США  и  др.).  Новый  подъ„м  демократич.
движения в годы после 2-й мировой войны 1939-45 благотворно отразился на
развитии театр. иск-ва, в частности Р. и. В это время в творчестве  т-ра
Берлинер ансамбль была практически реализована  теория  эпического  т-ра
Брехта, основной пафос  к-рой  состоит  в  обращении  сценич.  иск-ва  к
интеллекту, мысли зрителя. Режиссура Брехта вобрала в себя  опыт  В.  Э.
Мейерхольда,  Э.   Пискатора   и   др.,   по-своему   осмыслила   теорию
Станиславского.  Стремясь  добиться  публицистич.  остроты,  ясности   и
ч„ткости политич. выводов, Брехт придавал своим  спектаклям  максимально
упрощ„нную, но чрезвычайно выразительную, броскую условную форму,  часто
прибегал к мизансценич. метафоре, вводил в действие песни-притчи (т.  н.
"зонги"),   дал   ряд   оригинальных   решений   сценич.   пространства.
Режисс„рские идеи Брехта активно способствовали демократизации зап. т-ра
и утверждали метод социа-листич. реализма  в  нем.  сценич.  иск-ве.  Во
франц.  т-ре  творч.  позициям  Брехта   близки   взгляды   Ж.   Вилара,
руководившего  до  1963  Нац.  нар.  т-ром  ("ТНП").  В  иск-ве   Вилара
гражданский пафос и идейная глубина в интерпретации драматургич. произв.
сочетались с простотой и л„гкостью сценич. форм. В режиссуре Вилара и Ж.
Л. Барро обнаружилась тенденция к слиянию классич. традиции франц. сцены
с опытом рус. режиссуры. Но в иск-ве Барро явственнее  звучит  романтич.
тема, порой обретающая экспрессионистскую окраску  (в  пост.  "Замок"  и
"Процесс" Кафки). Демократич. традиции  Антуана  и  Жемье  находят  сво„
развитие в творчестве А. Барсака и др. франц. режисс„ров. В Англии совр.
Р. и. опирается прежде всего на новое осмысление шекспировского т-ра (М.
Редгрее, П. Брук, Т. Гатри и др.). Иск-ву Брука,  отличающемуся  широтой
историч.  обобщений  и  современной,  вызывающей  конкретные  ассоциации
остротой сценич. при„мов, близки  режисс„рские  идеи  Брехта.  Отдельные
англ. режисс„ры  (Дж.  Литлвуд,  П.  Холл,  Т.  Ричардсон)  обнаруживают
стремление к демократизации сцены, к реализму. Такие же тенденции сильны
в итал. т-ре, где на Р. и.  оказало  сильное  воздействие  иск-во  кино,
фильмы  кинорежисс„ров-неореалистов.  Руководитель  "Пикколо-театро"   в
Милане Дж. Стреле? осуществляет  пост.,  отмеченные  высокой  культурой,
интеллектуальностью. В режиссуре Э. Де Филип-по находят сво„ развитие  и
продолжение  лучшие  нар.   традиции   и   прежде   всего   -   традиции
импровизационной комедии дель арте. Поиски новых сценич. форм характерны
для реж. иск-ва Л. Висконти. В Р. и. США резко обозначен конфликт  между
стремлением  к  реалистич.  иск-ву,  опирающемуся  на  изучение   теории
Станиславского (напр., творчество Н. Хоутона, Э. Казана, Л. Страсберга и
др.), и откровенно буржуазной тенденцией к  развлекательности,  к  пост.
упадочных, модернистских спектаклей. Больших успехов достигло  Р.  и.  в
странах народной демократии. Утверждение метода  социалистич.  реализма,
развитие   лучших   нац.   демократич.    традиций,    усвоение    опыта
Станиславского, Мейерхольда, Брехта  способствовали  раскрытию  талантов
режисс„ров Польши (А.
   Шифман, Э. Аксер, Э. Верциньский, К. Скушанка, Л. Рене, А. Ханушкевич
и др.), Чехословакии  (И.  Гонзлъ),  Венгрии  (Т.  Майор},  Румынии  (М.
Гелертер, И. Сава) и др. Я. Гор., К. Р.
   Режисс„рское  искусство  в  России.  Первичные   элементы   режиссуры
присутствовали в представлениях нар. драмы, школьного театра 17-нач.  18
вв., героико-комедийных спектаклях придворного и публичного т-ров врем„н
царей Алексея Михайловича и Петра  I.  Ясное  понимание  обществ,  задач
т-ра, широта и смелость  замысла,  использование  выразительных  средств
нар. иск-ва проявились в творчестве рус. акт„ра Ф. Г.  Волкова.  Акт„ру,
педагогу и театр. деятелю И. А. Дмитревскому принадлежит выдающаяся роль
в борьбе за подъ„м и демократизацию театр. образования,  распространение
театр.  дела  в  России.  Кризис  классицизма  и  утверждение  романтич.
направления в рус. т-ре нач. 19 в. вызвали появление  театр.  педагогики
нового типа. Характерной фигурой этого  времени  был  А.  А.  Шаховской.
Убежд„нный классицист сначала, он в пору расцвета лит. романтизма  (20-е
гг. 19 в.) создал в рус. т-ре романтич. жанр "волшебных  представлений",
отличавшихся  динамикой  действия,  поэ-тич.  приподнятостью,  синтетич.
объединением  выразительных  средств  драм.  и  оперно-балетного   т-ра.
Традиции классицизма нашли революц. осмысление в  эстетике  декабристов.
Близкий декабристам поэт  и  драматург  П.А.Катенин  стремился  в  своей
театрально-педагогич.   деятельности   к   воспитанию    акт„ра-трибуна,
создателя  высокогероич.  образов.  Однако  его  попытки  защитить   уже
устаревший метод классицизма от натиска бурно развивавшихся в рус.  т-ре
этих лет реалистич. тенденций не имели жизненной основы.
   Новое понимание идейных и эстетич. задач т-ра было  выражено  в  ряде
статей и высказываний А. С. Пушкина. В статье "О народной драме и  драме
Погодина  ,,Марфа  Посадница""  (1830)  Пушкин  сформулировал  важнейший
принцип реалистич. т-ра: "Истина страстей, правдоподобие чувствований  в
предполагаемых  обстоятельствах  -  вот   чего   требует   наш   ум   от
драматического писателя".  Этот  принцип  имел  осн.  значение  как  для
акт„рского творчества, так и для Р. и. Он наш„л сво„ яркое  выражение  в
системе театр. взглядов, выдвинутой в 30-40-е гг. 19 в. Н. В. Гоголем  и
М. С. Щепкиным. Борясь за превращение т-ра в "великую школу" для народа,
Гоголь требовал от акт„ров всестороннего  реалистич.  раскрытия  "жизни,
заключ„нной в пьесе", постижения логики действия, главной мысли пьесы  и
характера персонажа, перевоплощения в изображаемое лицо, умения  поднять
образ до значения типа. Он призывал "акт„ра-худож' ника", возглавлявшего
труппу, взять на себя руководство постановкой и т-ром в целом  и  т.  о.
определял развитие Р. и. Гоголь указывал на значение слова как  могучего
средства обществ, воспитания зрителей. Утверждая  эти  принципы,  Щепкин
учил акт„ров иск-ву сценич. перевоплощения,  умению  верно  доносить  до
зрителя мысль автора, подчинять свою игру раскрытию  гл.  идеи  сцены  и
всей пьесы. Реалистич.  принципы  гоголевско-щепкинского  направления  в
сценич.  иск-ве  защищались   и   развивались   революционно-демократич.
критикой   -   В.   Г.   Белинским,   Н.   А.   Добролюбовым,   М.    Е.
Салтыковым-Щедриным. Но заветы щепкинской школы  осуществлялись  лишь  в
области акт„рского творчества. В  общем  же  решении  спектакля,  в  его
оформлении, ми-зансценировке и пр.  на  сцене  рус.  имп.  т-ров  царила
прежняя рутина. Режисс„р был только "разводящим".  Активную  многолетнюю
борьбу за повышение постановочной культуры спектаклей и  реформу  театр.
образования в„л А. Н. Островский. Попытки создания  акт„рского  ансамбля
предпринимали мн. крупные деятели т-ра, но  успехи  в  этой  сфере  были
редки, едивичны. Яркую зрелищность, постановочные эффекты  утверждал  М.
В. Лентовский. Большое значение в развитии Р. и. имела  деятельность  А.
П. Ленского, утверждавшего ведущую роль режисс„ра в создании  спектакля,
стремившегося к осуществлению единого замысла постановки. В конце 19  в.

Страницы: «« « 1877   1878   1879   1880   1881   1882   1883   1884   1885  1886   1887   1888   1889   1890   1891   1892   1893   1894   1895  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия