Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1878   1879   1880   1881   1882   1883   1884   1885   1886  1887   1888   1889   1890   1891   1892   1893   1894   1895   1896  » »»

борьба за подъ„м постановочной культуры была в значит,  мере  связана  с
деятельностью частных и клубных (любительских) т-ров. Важнейшее значение
имела режисс„рская деятельность К. С. Станиславского  в  моск.  Обществе
искусства и литературы. В  полном  и  современном  смысле  слова  Р.  и.
возникло в  России  одновременно  с  возникновением  основанного  К.  С.
Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в 1898 Моск. Художеств.  т-ра
(см.  Московский  Художественный  академический  театр  СССР  имени  Л/.
Горького).  Основатели  МХТ,  резко  выступая  против  т-ра  разобщ„нных
акт„рских индивидуальностей, стихийного  творчества  отдельных  трагиков
или комиков, против фетишизации  произвола  акт„ров  "нутра",  учитывали
опыт мейнингенцев,Антуа-на, Брама и  впервые  выдвинули  новые  принципы
сце-нич. иск-ва,  согласно  к-рым  спектакль  создавался  как  целостная
реалистич. картина жизни,  во  всех  нюансах  сотвор„нная  режисс„ром  в
теснейшем контакте с драматургом и акт„рами.  В  Р.  и.  МХТ  отразилось
новое понимание  идейных  и  художеств.  задач  театр.  иск-ва.  Принцип
жизненной  правды  не  сводился   в   МХТ   к   пассивному   копированию
действительности,   он    требовал    глубокого    раскрытия    обществ,
закономерностей, их яркого образного обобщения.  Характеры  пьесы,  быт,
историч. эпоха  раскрывались  в  спектаклях  МХТ  с  небывалой  до  того
достоверностью. Акт„рский  ансамбль  получил  новое  качество  благодаря
тончайшей  разработке  ролей,  их  идейного  и  психологич.  содержания,
драматич.  взаимосвязи.  Гармония  всех  элементов   спектакля   служила
выражению  внутр.  смысла  пьесы,  атмосферы  действия   ("настроения"),
тончайших особенностей художеств. стиля автора. МХТ произв„л  реформу  в
области декорац. оформления спектакля; был  уничтожен  условный  сценич.
павильон, ровная плоскость пола, обстановка действия  стала  максимально
жизненной,   удобной    для    построения    неожиданных,    исполненных
естественности и  психологич.  убедительности  мизансцен.  Постановочные
задачи неразрывно сплетались  в  МХТ  с  педагогическими.  Необходимость
разработки вопросов акт„рского творчества, его внутр.  путей  и  методов
органически вырастала  из  всей  эстетики  и  художеств.  практики  МХТ.
Режиссура МХТ оказала решающее воздействие на развитие рус.  и  мирового
Р. и. Возникновение МХТ знаменовало собой  новый  этап  истории  сценич.
иск-ва и  высоко  подняло  значение  режисс„ра  в  т-ре.  Режисс„р  стал
восприниматься  как  самостоятельный  художник,   без   участия   к-рого
практически немыслимо создание  спектакля,  а  режиссура  -  как  особое
иск-во, синтезирующее творч. достижения драматурга, артистов, художника,
композитора и др. в  едином  внутренне  гармоничном  художеств.  образе.
Режисс„рская деятельность Станиславского и  Немировича-Данченко  оказала
огромное влияние на мн. режисс„ров. Мн. т-ры провинции подражали  МХТ  и
даже прямо копировали его  спектакли.  Ранний  период  деятельности  МХТ
связан е активным утверждением  реализма,  историч.  драматургии  А.  К.
Толстого и совр. драмы Чехова  и  Горького.  В  эстетич.  программе  МХТ
доминировало  требование  бытовой  и  психологич.  правды.  После  1905,
опираясь в основном на символистское  иск-во,  ученик  Станиславского  и
Немировича-Данченко  В.  Э.  Мейерхольд  выдвинул  в   противовес   этой
программе  свою   программу   "условного   т-ра".   Полностью   сохраняя
выработанные   в   МХТ   принципы   художеств.   цельности    спектакля,
ансамблевости,  полновластия   режисс„ра,   Мейерхольд   противопоставил
требованию жизненной правды и правды акт„рского  "переживания"  принципы
"театральной  правды",  выразительности  внешней  формы,  настаивал,  на
"скульптурности"    или    "барельефности"    мизансцен,     музыкальной
размеренности интонаций. Усиленным заботам режисс„ров МХТ  о  внутренней
органичности акт„рского  творчества,  о  правде  чувства  и  жизненности
атмосферы с полемич. остротой противопоставлялись  принципы  условности,
игровая природа т-ра. В работе с художниками  Мейерхольд,  в  противовес
требованиям   историч.    достоверности    и    бытовой    конкретности,
утверждавшимся МХТ, выдвинул принцип живописности и привл„к к  работе  в
т-ре группу талантливейших мастеров "Мира искусств". Впервые  Мейерхольд
продемонстрировал  свои  принципы  в  Т-ре  В.  Ф.  Комиссаржевской   на
Офицерской, затем в Александрийском т-ре. Режисс„рские опыты Мейерхольда
были связаны с утверждением на рус.  сцене  символизма,  а  затем  -  со
стилизаторскими постановками классики. Свои принципы он изложил в  книге
"О театре". Философское, романтич. направление в театр. иск-ве утверждал
Ф.  Ф.  Комиссаржевский.  Режиссура  Н.   Н.   Евреинова,   отличавшаяся
тенденцией   к   внешней   стилизации,   к    экзотичной    зрелищности,
субъективизму, противостояла осн. реалистич. направлению рус. режиссуры.
Гражданский пафос, стремление  к  праздничному,  жизнерадостному  иск-ву
были характерны для творчества К. А. Марджанова (Марджанишвили).  Творч.
метод МХТ пропагандировал в сво„м иск-ве А. А. Санин. Значит,  событиями
в истории Р. и. в России были возникновение 1-й Студии МХТ,  где  вместе
со Станиславским работали  Л.  А.  Сулержицкий  и  Е.  Б.  Вахтангов,  и
Камерного т-ра во главе с А. Я. Таировым. Все эти течения Р. и. - от  т.
н. "душевного реализма" 1-й Студии до эстетизма раннего Камерного  т-ра,
выражали различные направления рус. режиссуры. Творческая полемика между
Станиславским и Немировичем-Данченко, с одной стороны, и Мейерхольдом  -
с другой, породила весьма интенсивные и  плодотворные  искания.  В  этой
взаимной борьбе были отвергнуты как бескрылый, серый натурализм,  так  и
самодовлеющая  условность,  сценич.  формализм.  Многие  идеи  и  формы,
возникшие в дореволюц. русском Р. и., получили в дальнейшем  интенсивное
развитие, обогатили практику и опыт мирового и сов. т-ра. Н. Гор., К. Р.
   Советское режисс„рское  искусство.  Октябрьская  революция  поставила
перед Р. и. новые задачи и  прежде  всего  выдвинула  перед  режисс„рами
требование раскрыть,  как  говорил  Вахтангов,  "мятежный  дух  народа",
создать  спектакли,  героич.  по   звучанию,   агитационно-политич.   по
содержанию,  проникнутые  боевой  'тенденциозностью.  Этому   требованию
ответило   иск-во   Мейерхольда,   дважды    поставившего    в    формах
спектакля-митинга "Мистерию-Буфф" Маяковского (1918, 1921),  основавшего
Театр РСФСР 1-й (1920) и возглавившего т. н. "левый фронт" т-ра. Близкие
Мейерхольду режисс„ры т-ра Пролеткульта, а также режисс„ры А. С.  Курбас
на Украине, А. Ахметели в Грузии и др., выдвигая лозунги рево-люц. т-ра,
необоснованно атаковали старые т-ры, призывали к разрыву  с  традициями.
Тем не менее, ставя классич. произв. по принципу  "созвучия  революции",
Станиславский (спектакль "Ревизор", 1921,  МХАТ),  деятели  Малого  т-ра
(спектакль "Посадник" А. К. Толстого, 1918), б.  Александрийского  т-ра,
режисс„р К. А. Марджанишвили ("Фуэнтеовехуна", 1919,  Киев),  основатели
Большого драматич. т-ра в Петрограде (А. А.  Блок,  М.  Горький,  М.  Ф.
Андреева) и  др.  на  практике  доказывали  жизнеспособность  реалистич.
традиций,  их  не  иссякающие  творч.  возможности.  Чрезвычайно  важное
значение в этот период имела интенсивная режисс„рская деятельность Е. Б.

Страницы: «« « 1878   1879   1880   1881   1882   1883   1884   1885   1886  1887   1888   1889   1890   1891   1892   1893   1894   1895   1896  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия