|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 » »» борьба за подъ„м постановочной культуры была в значит, мере связана с
деятельностью частных и клубных (любительских) т-ров. Важнейшее значение
имела режисс„рская деятельность К. С. Станиславского в моск. Обществе
искусства и литературы. В полном и современном смысле слова Р. и.
возникло в России одновременно с возникновением основанного К. С.
Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в 1898 Моск. Художеств. т-ра
(см. Московский Художественный академический театр СССР имени Л/.
Горького). Основатели МХТ, резко выступая против т-ра разобщ„нных
акт„рских индивидуальностей, стихийного творчества отдельных трагиков
или комиков, против фетишизации произвола акт„ров "нутра", учитывали
опыт мейнингенцев,Антуа-на, Брама и впервые выдвинули новые принципы
сце-нич. иск-ва, согласно к-рым спектакль создавался как целостная
реалистич. картина жизни, во всех нюансах сотвор„нная режисс„ром в
теснейшем контакте с драматургом и акт„рами. В Р. и. МХТ отразилось
новое понимание идейных и художеств. задач театр. иск-ва. Принцип
жизненной правды не сводился в МХТ к пассивному копированию
действительности, он требовал глубокого раскрытия обществ,
закономерностей, их яркого образного обобщения. Характеры пьесы, быт,
историч. эпоха раскрывались в спектаклях МХТ с небывалой до того
достоверностью. Акт„рский ансамбль получил новое качество благодаря
тончайшей разработке ролей, их идейного и психологич. содержания,
драматич. взаимосвязи. Гармония всех элементов спектакля служила
выражению внутр. смысла пьесы, атмосферы действия ("настроения"),
тончайших особенностей художеств. стиля автора. МХТ произв„л реформу в
области декорац. оформления спектакля; был уничтожен условный сценич.
павильон, ровная плоскость пола, обстановка действия стала максимально
жизненной, удобной для построения неожиданных, исполненных
естественности и психологич. убедительности мизансцен. Постановочные
задачи неразрывно сплетались в МХТ с педагогическими. Необходимость
разработки вопросов акт„рского творчества, его внутр. путей и методов
органически вырастала из всей эстетики и художеств. практики МХТ.
Режиссура МХТ оказала решающее воздействие на развитие рус. и мирового
Р. и. Возникновение МХТ знаменовало собой новый этап истории сценич.
иск-ва и высоко подняло значение режисс„ра в т-ре. Режисс„р стал
восприниматься как самостоятельный художник, без участия к-рого
практически немыслимо создание спектакля, а режиссура - как особое
иск-во, синтезирующее творч. достижения драматурга, артистов, художника,
композитора и др. в едином внутренне гармоничном художеств. образе.
Режисс„рская деятельность Станиславского и Немировича-Данченко оказала
огромное влияние на мн. режисс„ров. Мн. т-ры провинции подражали МХТ и
даже прямо копировали его спектакли. Ранний период деятельности МХТ
связан е активным утверждением реализма, историч. драматургии А. К.
Толстого и совр. драмы Чехова и Горького. В эстетич. программе МХТ
доминировало требование бытовой и психологич. правды. После 1905,
опираясь в основном на символистское иск-во, ученик Станиславского и
Немировича-Данченко В. Э. Мейерхольд выдвинул в противовес этой
программе свою программу "условного т-ра". Полностью сохраняя
выработанные в МХТ принципы художеств. цельности спектакля,
ансамблевости, полновластия режисс„ра, Мейерхольд противопоставил
требованию жизненной правды и правды акт„рского "переживания" принципы
"театральной правды", выразительности внешней формы, настаивал, на
"скульптурности" или "барельефности" мизансцен, музыкальной
размеренности интонаций. Усиленным заботам режисс„ров МХТ о внутренней
органичности акт„рского творчества, о правде чувства и жизненности
атмосферы с полемич. остротой противопоставлялись принципы условности,
игровая природа т-ра. В работе с художниками Мейерхольд, в противовес
требованиям историч. достоверности и бытовой конкретности,
утверждавшимся МХТ, выдвинул принцип живописности и привл„к к работе в
т-ре группу талантливейших мастеров "Мира искусств". Впервые Мейерхольд
продемонстрировал свои принципы в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской на
Офицерской, затем в Александрийском т-ре. Режисс„рские опыты Мейерхольда
были связаны с утверждением на рус. сцене символизма, а затем - со
стилизаторскими постановками классики. Свои принципы он изложил в книге
"О театре". Философское, романтич. направление в театр. иск-ве утверждал
Ф. Ф. Комиссаржевский. Режиссура Н. Н. Евреинова, отличавшаяся
тенденцией к внешней стилизации, к экзотичной зрелищности,
субъективизму, противостояла осн. реалистич. направлению рус. режиссуры.
Гражданский пафос, стремление к праздничному, жизнерадостному иск-ву
были характерны для творчества К. А. Марджанова (Марджанишвили). Творч.
метод МХТ пропагандировал в сво„м иск-ве А. А. Санин. Значит, событиями
в истории Р. и. в России были возникновение 1-й Студии МХТ, где вместе
со Станиславским работали Л. А. Сулержицкий и Е. Б. Вахтангов, и
Камерного т-ра во главе с А. Я. Таировым. Все эти течения Р. и. - от т.
н. "душевного реализма" 1-й Студии до эстетизма раннего Камерного т-ра,
выражали различные направления рус. режиссуры. Творческая полемика между
Станиславским и Немировичем-Данченко, с одной стороны, и Мейерхольдом -
с другой, породила весьма интенсивные и плодотворные искания. В этой
взаимной борьбе были отвергнуты как бескрылый, серый натурализм, так и
самодовлеющая условность, сценич. формализм. Многие идеи и формы,
возникшие в дореволюц. русском Р. и., получили в дальнейшем интенсивное
развитие, обогатили практику и опыт мирового и сов. т-ра. Н. Гор., К. Р.
Советское режисс„рское искусство. Октябрьская революция поставила
перед Р. и. новые задачи и прежде всего выдвинула перед режисс„рами
требование раскрыть, как говорил Вахтангов, "мятежный дух народа",
создать спектакли, героич. по звучанию, агитационно-политич. по
содержанию, проникнутые боевой 'тенденциозностью. Этому требованию
ответило иск-во Мейерхольда, дважды поставившего в формах
спектакля-митинга "Мистерию-Буфф" Маяковского (1918, 1921), основавшего
Театр РСФСР 1-й (1920) и возглавившего т. н. "левый фронт" т-ра. Близкие
Мейерхольду режисс„ры т-ра Пролеткульта, а также режисс„ры А. С. Курбас
на Украине, А. Ахметели в Грузии и др., выдвигая лозунги рево-люц. т-ра,
необоснованно атаковали старые т-ры, призывали к разрыву с традициями.
Тем не менее, ставя классич. произв. по принципу "созвучия революции",
Станиславский (спектакль "Ревизор", 1921, МХАТ), деятели Малого т-ра
(спектакль "Посадник" А. К. Толстого, 1918), б. Александрийского т-ра,
режисс„р К. А. Марджанишвили ("Фуэнтеовехуна", 1919, Киев), основатели
Большого драматич. т-ра в Петрограде (А. А. Блок, М. Горький, М. Ф.
Андреева) и др. на практике доказывали жизнеспособность реалистич.
традиций, их не иссякающие творч. возможности. Чрезвычайно важное
значение в этот период имела интенсивная режисс„рская деятельность Е. Б.
Страницы: «« « 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |