Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 » »» борьба за подъ„м постановочной культуры была в значит, мере связана с деятельностью частных и клубных (любительских) т-ров. Важнейшее значение имела режисс„рская деятельность К. С. Станиславского в моск. Обществе искусства и литературы. В полном и современном смысле слова Р. и. возникло в России одновременно с возникновением основанного К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в 1898 Моск. Художеств. т-ра (см. Московский Художественный академический театр СССР имени Л/. Горького). Основатели МХТ, резко выступая против т-ра разобщ„нных акт„рских индивидуальностей, стихийного творчества отдельных трагиков или комиков, против фетишизации произвола акт„ров "нутра", учитывали опыт мейнингенцев,Антуа-на, Брама и впервые выдвинули новые принципы сце-нич. иск-ва, согласно к-рым спектакль создавался как целостная реалистич. картина жизни, во всех нюансах сотвор„нная режисс„ром в теснейшем контакте с драматургом и акт„рами. В Р. и. МХТ отразилось новое понимание идейных и художеств. задач театр. иск-ва. Принцип жизненной правды не сводился в МХТ к пассивному копированию действительности, он требовал глубокого раскрытия обществ, закономерностей, их яркого образного обобщения. Характеры пьесы, быт, историч. эпоха раскрывались в спектаклях МХТ с небывалой до того достоверностью. Акт„рский ансамбль получил новое качество благодаря тончайшей разработке ролей, их идейного и психологич. содержания, драматич. взаимосвязи. Гармония всех элементов спектакля служила выражению внутр. смысла пьесы, атмосферы действия ("настроения"), тончайших особенностей художеств. стиля автора. МХТ произв„л реформу в области декорац. оформления спектакля; был уничтожен условный сценич. павильон, ровная плоскость пола, обстановка действия стала максимально жизненной, удобной для построения неожиданных, исполненных естественности и психологич. убедительности мизансцен. Постановочные задачи неразрывно сплетались в МХТ с педагогическими. Необходимость разработки вопросов акт„рского творчества, его внутр. путей и методов органически вырастала из всей эстетики и художеств. практики МХТ. Режиссура МХТ оказала решающее воздействие на развитие рус. и мирового Р. и. Возникновение МХТ знаменовало собой новый этап истории сценич. иск-ва и высоко подняло значение режисс„ра в т-ре. Режисс„р стал восприниматься как самостоятельный художник, без участия к-рого практически немыслимо создание спектакля, а режиссура - как особое иск-во, синтезирующее творч. достижения драматурга, артистов, художника, композитора и др. в едином внутренне гармоничном художеств. образе. Режисс„рская деятельность Станиславского и Немировича-Данченко оказала огромное влияние на мн. режисс„ров. Мн. т-ры провинции подражали МХТ и даже прямо копировали его спектакли. Ранний период деятельности МХТ связан е активным утверждением реализма, историч. драматургии А. К. Толстого и совр. драмы Чехова и Горького. В эстетич. программе МХТ доминировало требование бытовой и психологич. правды. После 1905, опираясь в основном на символистское иск-во, ученик Станиславского и Немировича-Данченко В. Э. Мейерхольд выдвинул в противовес этой программе свою программу "условного т-ра". Полностью сохраняя выработанные в МХТ принципы художеств. цельности спектакля, ансамблевости, полновластия режисс„ра, Мейерхольд противопоставил требованию жизненной правды и правды акт„рского "переживания" принципы "театральной правды", выразительности внешней формы, настаивал, на "скульптурности" или "барельефности" мизансцен, музыкальной размеренности интонаций. Усиленным заботам режисс„ров МХТ о внутренней органичности акт„рского творчества, о правде чувства и жизненности атмосферы с полемич. остротой противопоставлялись принципы условности, игровая природа т-ра. В работе с художниками Мейерхольд, в противовес требованиям историч. достоверности и бытовой конкретности, утверждавшимся МХТ, выдвинул принцип живописности и привл„к к работе в т-ре группу талантливейших мастеров "Мира искусств". Впервые Мейерхольд продемонстрировал свои принципы в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской, затем в Александрийском т-ре. Режисс„рские опыты Мейерхольда были связаны с утверждением на рус. сцене символизма, а затем - со стилизаторскими постановками классики. Свои принципы он изложил в книге "О театре". Философское, романтич. направление в театр. иск-ве утверждал Ф. Ф. Комиссаржевский. Режиссура Н. Н. Евреинова, отличавшаяся тенденцией к внешней стилизации, к экзотичной зрелищности, субъективизму, противостояла осн. реалистич. направлению рус. режиссуры. Гражданский пафос, стремление к праздничному, жизнерадостному иск-ву были характерны для творчества К. А. Марджанова (Марджанишвили). Творч. метод МХТ пропагандировал в сво„м иск-ве А. А. Санин. Значит, событиями в истории Р. и. в России были возникновение 1-й Студии МХТ, где вместе со Станиславским работали Л. А. Сулержицкий и Е. Б. Вахтангов, и Камерного т-ра во главе с А. Я. Таировым. Все эти течения Р. и. - от т. н. "душевного реализма" 1-й Студии до эстетизма раннего Камерного т-ра, выражали различные направления рус. режиссуры. Творческая полемика между Станиславским и Немировичем-Данченко, с одной стороны, и Мейерхольдом - с другой, породила весьма интенсивные и плодотворные искания. В этой взаимной борьбе были отвергнуты как бескрылый, серый натурализм, так и самодовлеющая условность, сценич. формализм. Многие идеи и формы, возникшие в дореволюц. русском Р. и., получили в дальнейшем интенсивное развитие, обогатили практику и опыт мирового и сов. т-ра. Н. Гор., К. Р. Советское режисс„рское искусство. Октябрьская революция поставила перед Р. и. новые задачи и прежде всего выдвинула перед режисс„рами требование раскрыть, как говорил Вахтангов, "мятежный дух народа", создать спектакли, героич. по звучанию, агитационно-политич. по содержанию, проникнутые боевой 'тенденциозностью. Этому требованию ответило иск-во Мейерхольда, дважды поставившего в формах спектакля-митинга "Мистерию-Буфф" Маяковского (1918, 1921), основавшего Театр РСФСР 1-й (1920) и возглавившего т. н. "левый фронт" т-ра. Близкие Мейерхольду режисс„ры т-ра Пролеткульта, а также режисс„ры А. С. Курбас на Украине, А. Ахметели в Грузии и др., выдвигая лозунги рево-люц. т-ра, необоснованно атаковали старые т-ры, призывали к разрыву с традициями. Тем не менее, ставя классич. произв. по принципу "созвучия революции", Станиславский (спектакль "Ревизор", 1921, МХАТ), деятели Малого т-ра (спектакль "Посадник" А. К. Толстого, 1918), б. Александрийского т-ра, режисс„р К. А. Марджанишвили ("Фуэнтеовехуна", 1919, Киев), основатели Большого драматич. т-ра в Петрограде (А. А. Блок, М. Горький, М. Ф. Андреева) и др. на практике доказывали жизнеспособность реалистич. традиций, их не иссякающие творч. возможности. Чрезвычайно важное значение в этот период имела интенсивная режисс„рская деятельность Е. Б. Страницы: «« « 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |