Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 » »» решений связано также и с характером дарований самих режисс„ров, с разнообразием их творч. индивидуальностей (Р. и. К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, М. Рейнхардта, А. Я. Таирова и др.). Немирович-Данченко отмечал, что единую, большую, глубокую правду реалистич. спектакля создают т. н. "три правды" (иначе - "три восприятия", "три волны") - жизненная, социальная и театральная, тесно связанные друг с другом. Если режисс„р пытается раскрыть социальную правду,игнорируя е„ жизненную основу, то социальная правда оказывается неубедительной. Жизненная же правда, взятая вне социальной, порождает иск-во мелкое, поверхностное, примитивно-натуралистическое. Но обе правды, и жизненная и социальная, не могут быть раскрыты, если для их воплощения не будет найдена выразительная театр. форма, превращающая и ту и другую в правду театральную. В поисках театр. правды будущего спектакля основным для режисс„ра является вопрос, как играть данный спектакль, какие особые требования, определяющие стиль и жанр акт„рского исполнения, следует предъявить к акт„рам; иначе говоря, какие из элементов акт„рской техники (как внутр., так и внешней) нужно выдвинуть на первый план. Так, напр., в одном спектакле важнее всего внутр. сосредоточенность акт„ров и скупость выразительных средств, в другом - наивность и быстрота реакций, в третьем - простота и непосредственность в сочетании с яркостью бытовой характеристики, в четв„ртом - эмоц. страстность и внешняя экспрессия, в пятом,-наоборот, сдержанность чувств и величавая строгость формы, в шестом - острая характерность и ч„ткая графичность пластич.рисунка, и т. д. Решение главной, коренной задачи - как играть спектакль - определяет остальные компоненты режисс„рского замысла: декорационное оформление, мизансцены, ритм, общую атмосферу спектакля. Работая с художником, выдвигая перед ним те или иные задачи, принимая, корректируя или отвергая его эскизы декораций, костюмов, макеты и т. п., режисс„р исходит из общего замысла спектакля, находящего сво„ выражение прежде всего в акт„рском исполнении. Поэтому необходимо установить взаимодействие между развитием и конкретизацией идеи художника, с одной стороны, и ходом репетиций режисс„ра с акт„рами - с другой. Глубокое взаимопонимание между режисс„ром и художником служит прочной гарантией соответствия внешней формы спектакля общему режисс„рскому замыслу. Поэтому так плодотворны были длительные творческие союзы крупнейших режисс„ров с наиболее близкими им художниками (К. С. Станиславский и В. А. Симов, В. И. Немирович-Данченко и В. В. Дмитриев и др.). Работа с композитором преследует в разных случаях разные цели. Характер этой работы зависит от того, какое место должна занять музыка в будущем спектакле. Она может быть жизненно оправданной и соответствовать прямым требованиям пьесы (напр., романс Ларисы в "Бесприданнице" или марш уходящего полка в "Тр„х сестрах"), но может вводиться режисс„ром и как условное выразительное средство с целью дополнительного воздействия на зрителя пут„м ритмизации действия, контраста или прямого соответствия переживаниям героев драмы. Однако как ни значительна руководящая и организующая роль режисс„ра в сведении в единое художественное целое всех компонентов спектакля, вс„ же главная сфера режисс„рской деятельности и Р. и. - работа с акт„рами. "Стремление и умение выражать свои мысли главным образом через искусство актера всегда являлось признаком зрелого режиссерского мастерства" (Попов А. Д., Художественная целостность спектакля, 1959, с. 32). Осн. вопрос творч. метода режиссуры - взаимоотношения между режисс„ром и акт„ром. Нек-рые режисс„ры требуют от исполнителя только точного выполнения заранее разработанных ими мизансцен, движений, поз, жестов и интонаций. В этом случае акт„р, механически подчиняясь воле режисс„ра, переста„т быть самостоятельным художником. Станиславский поставил перед собой задачу - найти средства, вызывающие в акт„ре нужные переживания, считая, что форма выявления этих переживаний (движения, жесты, интонации - так называемые "приспособления") будет рождаться сама собой. Однако право решать вопрос о том, какие именно переживания должен испытывать акт„р в образе, Станиславский вначале оставлял за режисс„ром, и, следовательно, акт„р оказывался лишь объектом воздействия режисс„ра. На последнем этапе своей жизни Станиславский приш„л к решительному отрицанию этого метода работы режисс„ра с акт„ром. Он стал искать средства вызывать в акт„ре не "переживания", а органич. процесс живого самостоятельного творчества, в результате к-рого в акт„ре сами собой возникнут и нужные переживания. Станиславский считал, что осн. задача режисс„ра - будить природу акт„ра, к-рая сама сделает вс„, что необходимо; режисс„ру же останется только направлять этот процесс творчества в нужное русло. Прак-тич. результаты, достигнутые Станиславским, сделали его систему величайшим достижением театр. культуры, общепризнанным, научно обоснованным методом акт„рского творчества (см. Станиславского система). Истинным материалом Р. и., с точки зрения Станиславского в последний период, является не тело и не психика акт„ра, а его творчество. Отсюда вытекают гл. функции режисс„ра: 1) вызвать в акт„ре творч. процесс; 2) непрерывно поддерживать и направлять его к определ„нной цели в соответствии с общим идейно-художественным замыслом спектакля; 3) согласовывать результат творчества каждого акт„ра с результатом творчества остальных исполнителей для создания гармонически целостного единства спектакля. Конфликт, лежащий в основе действия, вызывает столкновение, борьбу между персонажами (действующими лицами) пьесы. Организовать и выявить конфликты через взаимодействие акт„ров, участвующих в спектакле,- задача режисс„ра. Отношения между режисс„ром и акт„ром в процессе работы строятся на основе их творч. взаимодействия. Они должны не только обладать талантом, проф. мастерством, но и глубоко знать действительность, отраж„нную в пьесе. Поэтому задача режисс„ра - добиться от исполнителя не механического выполнения своих требований, а подлинного творчества, вызвать у акт„ра интерес к познанию действительности. Совр. сов. режисс„р должен быть мыслителем, общественно-политич. деятелем, вдохновителем и воспитателем коллектива, с к-рым он работает. Именно так подходили к профессии режисс„ра К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Дан-ченко, Е. Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд. Чтобы добиться от акт„ра нужного результата, режисс„р стремится вызвать и непрерывно поддерживать в н„м правильное творч. самочувствие. Для этого система Станиславского вооружает режисс„ра знанием органич. законов акт„рского творчества и соответствующим методом работы. Система категорически отвергает такой метод работы с акт„ром, при к-ром режисс„р с самого Страницы: «« « 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |