Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1865   1866   1867   1868   1869   1870   1871   1872   1873  1874   1875   1876   1877   1878   1879   1880   1881   1882   1883  » »»

статьи Ж. Жанена, А. Мюссе,  и  Р.  приобрела  широкую  популярность.  С
иск-вом Р. связано возрождение классицизма на франц. сцене в 40-х гг. 19
в.  Основу  репертуара  Р.  -составляли  роли  в  трагедиях  П.  Корнеля
(Камилла, Эмилия-"Гораций",  "Цинна"),  Ж.  Расина  (Гермиона,  Роксана,
Эсфирь, Береника - "Андромаха",  "Баязет"  и  одноим.  пьесы),  Вольтера
(Аменаида - "Танкред") и др.
   Гордые, свободолюбивые героини Р., исполненные ненависти  к  тирании,
восставали против несправедливости деспотич. власти. Лучшая роль Р.Федра
(о. п. Расина, 1843), в к-рой она утверждала высшую  бескомпромиссность,
моральную  чистоту  человека.  В  канун  революции   1848   Р.   создала
антитиранич. образ Гофолии (о.  п.  Расина).  На  события  1848  актриса
откликнулась  театрализованным   исполнением   "Марсельезы",   превратив
революц. гимн в страстный  призыв  к  отмщению.  Стремление  к  созданию
облагороженных, обобщ„нно-монумент. образов античных героинь  сочеталось
в творчестве Р. с проявлением реалистич. тенденций в передаче психологии
действ, лиц. Е„  игра  отличалась  строгостью,  пластич.  заверш„нностью
формы. В  то  же  время  большая  эмоциональность,  живое,  непосредств.
выражение  чувств  сближали  творчество  Р.  с  иск-вом   прогрессивного
романтизма.
   В сер. 19 в., когда во франц. т-ре утвердилась  бурж.-бытовая  драма,
трагедийное дарование Р. не нашло себе применения. Несмотря на отдельные
успешные выступления (роль Адриенны Лекувр„р в о. п.  Скриба  и  Легуве,
1849), игра Р. не поднималась до прежней трагич. силы, героич.  величия.
Со 2-й пол. 40-х гг. Р. гастролировала в разл. странах Европы и  в  Сев.
Америке; в 1853-54 - в России. Талант Р. высоко ценили М. С. Щепкин,  А.
И. Герцен и др. В 1855 Р. оставила сцену.
   Лит.: История западноевропейского театра, т. 3. M." 1963;  Герцен  А.
И., Письма из Франции и Италии. С того берега, М.-Л.,  1931;  Льюис  Дж.
Г., Акт„ры и сценическое искусство, пер.  с  англ.,  Варшава,  1876,  с.
25-31;
   Н и с с е н  М.,  Рашель,  е„  жизнь  и  артистическая  деятельность,
"Артист", 1893, ј 27, 28; J a n i n J., Rachel et la tragedie. P., 1859;
Hoyssaye A.. La comedienne. P.. 1884;  Barthou  L.,  Rachel,  P.,  1926;
Descotes M., Le drame romantique et ses grands createurs (1827-1889)
   РАШДОВА, Танслу Фареевна [р.19.XII.1904(1.1. 1905)  ]  -  башк.  сов.
актриса. Нар. арт. Башк. АССР (1940). В 1932 окончила  театр.  отделение
Техникума иск-в в Уфе. С 1924 - актриса Башк. т-ра драмы (Уфа). Одна  из
первых башк. актрис, Р. сыграла ряд ролей в рус. и зарубежной классике.
   Роли: Унганбикэ, Гулбадуан  ("Похищение  девушки"  "Одинокая  бер„за"
Карима),-3улейха, Сэсэн ("Салават Юла-ев", "Карлугас" Бикбая),  Шамсинур
("Он вернулся" Атнабаева), Газизя ("Муса  Джалиль"  Исанбета),  Краубика
("Ка-рагул"  Юлтыя),  Мария  Антоновна,  Агафья  Тихоновна   ("Ревизор".
"Женитьба"). Вышневская ("Доходное место"), Анна Павловна ("Живой труп")
Варвара ("Егор Булычев и-другие"), Настя  ("На  дне"),  Анна  Николаевна
("Нашествие"), Варвара ("Человек с ружь„м"), София Петровна  ("Разлом"),
Кошевая  ("Молодая  гвардия"),  Дездемона:  миссис  Форд   ("Виндзорские
проказницы"), Амалия ("Разбойники") и ДР. Л. Ив.
   РАШИДХАНОВ, Магомед Рашидханович (р.  1915)-  кумыкский  сов.  акт„р.
Нар. арт. Даг. АССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с  1940.  С  1936  -
акт„р  Кумыкского  муз.-драм.  т-ра  (Махачкала).  Р.  обладает  сильным
темпераментом,    пластичностью,    вокальной    одар„нностью,     яркой
комедийностыо., стремится к  психологич.  разработке  характера  спенич.
персонажа.
   Роли: Казбич ("Бэла" по Лермонтову), Сулейман ("Аршин  мал  алан"  У.
Гаджибекова), Дон Гуан ("Каменный гость" Пушкина). Атарбеков  ("Крепость
на Волге"  Кремл„ва),  Бригелла  ("Слуга  двух  господ"),  Пэпо  (о.  п.
Сундукяна), Ар-ган  ("Проделки  Скапена"),  Яго;  Рыбаков  ("Кремл„вские
куранты"), Кочкарев ("Женитьба"), Фернандо ("Испанцы" Лермонтова), Фучик
("Прага оста„тся моей" Буряковского). Е.Ж.
   РЕАЛИЗМ  в  широком  значении  -   правдивое   отражение   искусством
объективной действительности. В этом смысле всякое подлинное иск-во  как
художеств. познание жизни нес„т  в  себе  реалистич.  начало,  хотя  его
границы и формы выражения исторически меняются.
   В более  узком  значении  -  художеств.  метод,  к-рый  возникает  на
определ„нной ступени эволюции иск-ва  и  проходит  ряд  историч.  этапов
развития; метод, связанный с отражением конкретно-исто рич.  своеобразия
действительности, социальной детерминированности личности и характера е„
взаимоотношений с обществом.
   Важнейшими эстетич. принципами  Р.  являются  конкретность,  индивиду
ализированность и вместе с тем типичность изображения.  Раскрывая  связь
"видимости" явлений действительности с их  глубокой  сущностью,  Р.  как
способ  художеств.  обобщения  предполагает,  по  определению  Энгельса,
"помимо правдивости деталей, правдивость  в  воспроизведении  типических
характеров в типических обстоятельствах".
   Сама связь Р. с формами  действительности,  е„  конкретно-чувственным
обликом, к-рую он сохраняет при всей широте своего художеств. диапазона,
выступает в н„м не как способ  создания  натуралистич.  иллюзии,  а  как
средство исследования жизни, е„ важнейших закономерностей  и  процессов.
Эта направленность определяет художеств. формы Р.  -  простирающиеся  от
прямого  воспроизведения  жизни  дб  более  условных  при„мов  -  и  его
конкретно-историч. границы.
   Хотя Р. как сформировавшийся  художеств.  метод  рождается  на  более
поздних этапах развития иск-ва, реалистич. элементы проявляются в иск-ве
значительно раньше.
   Античная трагедия  с  е„  противопоставлением  свободных  устремлений
человеч. личности предопределению, року, олицетворяющему собой "слепые",
непознанные  обществ,  силы,  была  ещ„  косвенным  эстетич.  отражением
главных противоречий античного общества. Судьба в ней выступает таким же
господином по отношению к свободному гражданину, каким  был  он  сам  по
отношению к рабу. В то же время е„ герои, хотя  и  не  влияют  на  исход
событий, не смиряются покорно с судьбой и даже бросают вызов богам.  Рок
определяет их судьбу лишь в конечном счете, в  определ„нных  рамках  они
действуют относительно свободно и самостоятельно. Отсюда те значительные
и цельные характеры, к-рые создало иск-во античности  (Эдип,  Про-метей,
Антигона и др.), отражение реальных конфликтов др.-греч. полиса  (напр.,
столкновения семейного и гражданского права). Во всем  этом  сказывается
одновременно и непреходящее значение античной трагедии в  истории  драм.
иск-ва и е„ ограниченность.
   Античная комедия делает известный шаг в  приближении  к  непосредств.
отражению  жизни,  но  не   ставит,   подобно   трагедии,   кардинальных

Страницы: «« « 1865   1866   1867   1868   1869   1870   1871   1872   1873  1874   1875   1876   1877   1878   1879   1880   1881   1882   1883  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия