|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 » »» статьи Ж. Жанена, А. Мюссе, и Р. приобрела широкую популярность. С
иск-вом Р. связано возрождение классицизма на франц. сцене в 40-х гг. 19
в. Основу репертуара Р. -составляли роли в трагедиях П. Корнеля
(Камилла, Эмилия-"Гораций", "Цинна"), Ж. Расина (Гермиона, Роксана,
Эсфирь, Береника - "Андромаха", "Баязет" и одноим. пьесы), Вольтера
(Аменаида - "Танкред") и др.
Гордые, свободолюбивые героини Р., исполненные ненависти к тирании,
восставали против несправедливости деспотич. власти. Лучшая роль Р.Федра
(о. п. Расина, 1843), в к-рой она утверждала высшую бескомпромиссность,
моральную чистоту человека. В канун революции 1848 Р. создала
антитиранич. образ Гофолии (о. п. Расина). На события 1848 актриса
откликнулась театрализованным исполнением "Марсельезы", превратив
революц. гимн в страстный призыв к отмщению. Стремление к созданию
облагороженных, обобщ„нно-монумент. образов античных героинь сочеталось
в творчестве Р. с проявлением реалистич. тенденций в передаче психологии
действ, лиц. Е„ игра отличалась строгостью, пластич. заверш„нностью
формы. В то же время большая эмоциональность, живое, непосредств.
выражение чувств сближали творчество Р. с иск-вом прогрессивного
романтизма.
В сер. 19 в., когда во франц. т-ре утвердилась бурж.-бытовая драма,
трагедийное дарование Р. не нашло себе применения. Несмотря на отдельные
успешные выступления (роль Адриенны Лекувр„р в о. п. Скриба и Легуве,
1849), игра Р. не поднималась до прежней трагич. силы, героич. величия.
Со 2-й пол. 40-х гг. Р. гастролировала в разл. странах Европы и в Сев.
Америке; в 1853-54 - в России. Талант Р. высоко ценили М. С. Щепкин, А.
И. Герцен и др. В 1855 Р. оставила сцену.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3. M." 1963; Герцен А.
И., Письма из Франции и Италии. С того берега, М.-Л., 1931; Льюис Дж.
Г., Акт„ры и сценическое искусство, пер. с англ., Варшава, 1876, с.
25-31;
Н и с с е н М., Рашель, е„ жизнь и артистическая деятельность,
"Артист", 1893, ј 27, 28; J a n i n J., Rachel et la tragedie. P., 1859;
Hoyssaye A.. La comedienne. P.. 1884; Barthou L., Rachel, P., 1926;
Descotes M., Le drame romantique et ses grands createurs (1827-1889)
РАШДОВА, Танслу Фареевна [р.19.XII.1904(1.1. 1905) ] - башк. сов.
актриса. Нар. арт. Башк. АССР (1940). В 1932 окончила театр. отделение
Техникума иск-в в Уфе. С 1924 - актриса Башк. т-ра драмы (Уфа). Одна из
первых башк. актрис, Р. сыграла ряд ролей в рус. и зарубежной классике.
Роли: Унганбикэ, Гулбадуан ("Похищение девушки" "Одинокая бер„за"
Карима),-3улейха, Сэсэн ("Салават Юла-ев", "Карлугас" Бикбая), Шамсинур
("Он вернулся" Атнабаева), Газизя ("Муса Джалиль" Исанбета), Краубика
("Ка-рагул" Юлтыя), Мария Антоновна, Агафья Тихоновна ("Ревизор".
"Женитьба"). Вышневская ("Доходное место"), Анна Павловна ("Живой труп")
Варвара ("Егор Булычев и-другие"), Настя ("На дне"), Анна Николаевна
("Нашествие"), Варвара ("Человек с ружь„м"), София Петровна ("Разлом"),
Кошевая ("Молодая гвардия"), Дездемона: миссис Форд ("Виндзорские
проказницы"), Амалия ("Разбойники") и ДР. Л. Ив.
РАШИДХАНОВ, Магомед Рашидханович (р. 1915)- кумыкский сов. акт„р.
Нар. арт. Даг. АССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1940. С 1936 -
акт„р Кумыкского муз.-драм. т-ра (Махачкала). Р. обладает сильным
темпераментом, пластичностью, вокальной одар„нностью, яркой
комедийностыо., стремится к психологич. разработке характера спенич.
персонажа.
Роли: Казбич ("Бэла" по Лермонтову), Сулейман ("Аршин мал алан" У.
Гаджибекова), Дон Гуан ("Каменный гость" Пушкина). Атарбеков ("Крепость
на Волге" Кремл„ва), Бригелла ("Слуга двух господ"), Пэпо (о. п.
Сундукяна), Ар-ган ("Проделки Скапена"), Яго; Рыбаков ("Кремл„вские
куранты"), Кочкарев ("Женитьба"), Фернандо ("Испанцы" Лермонтова), Фучик
("Прага оста„тся моей" Буряковского). Е.Ж.
РЕАЛИЗМ в широком значении - правдивое отражение искусством
объективной действительности. В этом смысле всякое подлинное иск-во как
художеств. познание жизни нес„т в себе реалистич. начало, хотя его
границы и формы выражения исторически меняются.
В более узком значении - художеств. метод, к-рый возникает на
определ„нной ступени эволюции иск-ва и проходит ряд историч. этапов
развития; метод, связанный с отражением конкретно-исто рич. своеобразия
действительности, социальной детерминированности личности и характера е„
взаимоотношений с обществом.
Важнейшими эстетич. принципами Р. являются конкретность, индивиду
ализированность и вместе с тем типичность изображения. Раскрывая связь
"видимости" явлений действительности с их глубокой сущностью, Р. как
способ художеств. обобщения предполагает, по определению Энгельса,
"помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типических
характеров в типических обстоятельствах".
Сама связь Р. с формами действительности, е„ конкретно-чувственным
обликом, к-рую он сохраняет при всей широте своего художеств. диапазона,
выступает в н„м не как способ создания натуралистич. иллюзии, а как
средство исследования жизни, е„ важнейших закономерностей и процессов.
Эта направленность определяет художеств. формы Р. - простирающиеся от
прямого воспроизведения жизни дб более условных при„мов - и его
конкретно-историч. границы.
Хотя Р. как сформировавшийся художеств. метод рождается на более
поздних этапах развития иск-ва, реалистич. элементы проявляются в иск-ве
значительно раньше.
Античная трагедия с е„ противопоставлением свободных устремлений
человеч. личности предопределению, року, олицетворяющему собой "слепые",
непознанные обществ, силы, была ещ„ косвенным эстетич. отражением
главных противоречий античного общества. Судьба в ней выступает таким же
господином по отношению к свободному гражданину, каким был он сам по
отношению к рабу. В то же время е„ герои, хотя и не влияют на исход
событий, не смиряются покорно с судьбой и даже бросают вызов богам. Рок
определяет их судьбу лишь в конечном счете, в определ„нных рамках они
действуют относительно свободно и самостоятельно. Отсюда те значительные
и цельные характеры, к-рые создало иск-во античности (Эдип, Про-метей,
Антигона и др.), отражение реальных конфликтов др.-греч. полиса (напр.,
столкновения семейного и гражданского права). Во всем этом сказывается
одновременно и непреходящее значение античной трагедии в истории драм.
иск-ва и е„ ограниченность.
Античная комедия делает известный шаг в приближении к непосредств.
отражению жизни, но не ставит, подобно трагедии, кардинальных
Страницы: «« « 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |