Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 » »» статьи Ж. Жанена, А. Мюссе, и Р. приобрела широкую популярность. С иск-вом Р. связано возрождение классицизма на франц. сцене в 40-х гг. 19 в. Основу репертуара Р. -составляли роли в трагедиях П. Корнеля (Камилла, Эмилия-"Гораций", "Цинна"), Ж. Расина (Гермиона, Роксана, Эсфирь, Береника - "Андромаха", "Баязет" и одноим. пьесы), Вольтера (Аменаида - "Танкред") и др. Гордые, свободолюбивые героини Р., исполненные ненависти к тирании, восставали против несправедливости деспотич. власти. Лучшая роль Р.Федра (о. п. Расина, 1843), в к-рой она утверждала высшую бескомпромиссность, моральную чистоту человека. В канун революции 1848 Р. создала антитиранич. образ Гофолии (о. п. Расина). На события 1848 актриса откликнулась театрализованным исполнением "Марсельезы", превратив революц. гимн в страстный призыв к отмщению. Стремление к созданию облагороженных, обобщ„нно-монумент. образов античных героинь сочеталось в творчестве Р. с проявлением реалистич. тенденций в передаче психологии действ, лиц. Е„ игра отличалась строгостью, пластич. заверш„нностью формы. В то же время большая эмоциональность, живое, непосредств. выражение чувств сближали творчество Р. с иск-вом прогрессивного романтизма. В сер. 19 в., когда во франц. т-ре утвердилась бурж.-бытовая драма, трагедийное дарование Р. не нашло себе применения. Несмотря на отдельные успешные выступления (роль Адриенны Лекувр„р в о. п. Скриба и Легуве, 1849), игра Р. не поднималась до прежней трагич. силы, героич. величия. Со 2-й пол. 40-х гг. Р. гастролировала в разл. странах Европы и в Сев. Америке; в 1853-54 - в России. Талант Р. высоко ценили М. С. Щепкин, А. И. Герцен и др. В 1855 Р. оставила сцену. Лит.: История западноевропейского театра, т. 3. M." 1963; Герцен А. И., Письма из Франции и Италии. С того берега, М.-Л., 1931; Льюис Дж. Г., Акт„ры и сценическое искусство, пер. с англ., Варшава, 1876, с. 25-31; Н и с с е н М., Рашель, е„ жизнь и артистическая деятельность, "Артист", 1893, ј 27, 28; J a n i n J., Rachel et la tragedie. P., 1859; Hoyssaye A.. La comedienne. P.. 1884; Barthou L., Rachel, P., 1926; Descotes M., Le drame romantique et ses grands createurs (1827-1889) РАШДОВА, Танслу Фареевна [р.19.XII.1904(1.1. 1905) ] - башк. сов. актриса. Нар. арт. Башк. АССР (1940). В 1932 окончила театр. отделение Техникума иск-в в Уфе. С 1924 - актриса Башк. т-ра драмы (Уфа). Одна из первых башк. актрис, Р. сыграла ряд ролей в рус. и зарубежной классике. Роли: Унганбикэ, Гулбадуан ("Похищение девушки" "Одинокая бер„за" Карима),-3улейха, Сэсэн ("Салават Юла-ев", "Карлугас" Бикбая), Шамсинур ("Он вернулся" Атнабаева), Газизя ("Муса Джалиль" Исанбета), Краубика ("Ка-рагул" Юлтыя), Мария Антоновна, Агафья Тихоновна ("Ревизор". "Женитьба"). Вышневская ("Доходное место"), Анна Павловна ("Живой труп") Варвара ("Егор Булычев и-другие"), Настя ("На дне"), Анна Николаевна ("Нашествие"), Варвара ("Человек с ружь„м"), София Петровна ("Разлом"), Кошевая ("Молодая гвардия"), Дездемона: миссис Форд ("Виндзорские проказницы"), Амалия ("Разбойники") и ДР. Л. Ив. РАШИДХАНОВ, Магомед Рашидханович (р. 1915)- кумыкский сов. акт„р. Нар. арт. Даг. АССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1940. С 1936 - акт„р Кумыкского муз.-драм. т-ра (Махачкала). Р. обладает сильным темпераментом, пластичностью, вокальной одар„нностью, яркой комедийностыо., стремится к психологич. разработке характера спенич. персонажа. Роли: Казбич ("Бэла" по Лермонтову), Сулейман ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова), Дон Гуан ("Каменный гость" Пушкина). Атарбеков ("Крепость на Волге" Кремл„ва), Бригелла ("Слуга двух господ"), Пэпо (о. п. Сундукяна), Ар-ган ("Проделки Скапена"), Яго; Рыбаков ("Кремл„вские куранты"), Кочкарев ("Женитьба"), Фернандо ("Испанцы" Лермонтова), Фучик ("Прага оста„тся моей" Буряковского). Е.Ж. РЕАЛИЗМ в широком значении - правдивое отражение искусством объективной действительности. В этом смысле всякое подлинное иск-во как художеств. познание жизни нес„т в себе реалистич. начало, хотя его границы и формы выражения исторически меняются. В более узком значении - художеств. метод, к-рый возникает на определ„нной ступени эволюции иск-ва и проходит ряд историч. этапов развития; метод, связанный с отражением конкретно-исто рич. своеобразия действительности, социальной детерминированности личности и характера е„ взаимоотношений с обществом. Важнейшими эстетич. принципами Р. являются конкретность, индивиду ализированность и вместе с тем типичность изображения. Раскрывая связь "видимости" явлений действительности с их глубокой сущностью, Р. как способ художеств. обобщения предполагает, по определению Энгельса, "помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типических характеров в типических обстоятельствах". Сама связь Р. с формами действительности, е„ конкретно-чувственным обликом, к-рую он сохраняет при всей широте своего художеств. диапазона, выступает в н„м не как способ создания натуралистич. иллюзии, а как средство исследования жизни, е„ важнейших закономерностей и процессов. Эта направленность определяет художеств. формы Р. - простирающиеся от прямого воспроизведения жизни дб более условных при„мов - и его конкретно-историч. границы. Хотя Р. как сформировавшийся художеств. метод рождается на более поздних этапах развития иск-ва, реалистич. элементы проявляются в иск-ве значительно раньше. Античная трагедия с е„ противопоставлением свободных устремлений человеч. личности предопределению, року, олицетворяющему собой "слепые", непознанные обществ, силы, была ещ„ косвенным эстетич. отражением главных противоречий античного общества. Судьба в ней выступает таким же господином по отношению к свободному гражданину, каким был он сам по отношению к рабу. В то же время е„ герои, хотя и не влияют на исход событий, не смиряются покорно с судьбой и даже бросают вызов богам. Рок определяет их судьбу лишь в конечном счете, в определ„нных рамках они действуют относительно свободно и самостоятельно. Отсюда те значительные и цельные характеры, к-рые создало иск-во античности (Эдип, Про-метей, Антигона и др.), отражение реальных конфликтов др.-греч. полиса (напр., столкновения семейного и гражданского права). Во всем этом сказывается одновременно и непреходящее значение античной трагедии в истории драм. иск-ва и е„ ограниченность. Античная комедия делает известный шаг в приближении к непосредств. отражению жизни, но не ставит, подобно трагедии, кардинальных Страницы: «« « 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |