|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 » »» эту детерминированность просветители понимали ещ„ очень абстрактно, как
некое суммарное влияние условий существования на "естественную" природу
человека, а его обратное воздействие на эти обстоятельства видели гл.
обр. в роли идей, к-рые, по их убеждению, "управляют миром". Отсюда идея
равновесия в характере естественного и общественного начал-центр,
проблема "Гамбургской драматургии" Л ессинга-определение задач драм.
иск-ва, цель к-рого-способствовать "превращению страстей в
добродетельные наклонности"(Лессинг).
Осн. жанром драматургии эпохи Просвещения становится драма с е„
подч„ркнутым интересом к частной жизни и вместе с тем проникнутая
гражданским пафосом, определяющим е„ обществ, содержание (Д. Дидро, Л.
Мерсье, К. Гольдони, П. Бомарше). Центр, противоречие между
рационалистич. идеалом и реальной действительностью, отражавшее вс„
углубляющиеся противоречия бурж. общества, определило особенности театр.
иск-ва Просвещения. Это противоречие нашло отражение в "Парадоксе об
актере" Дидро, где противопоставление эмоционального и рассудочного
начал решается в пользу рассудка, а требование естественности,
"подражания природе" и одновременно верности идеалу принимает форму
категорич. дилеммы "быть" или "казаться" (так впервые возникает проблема
"перевоплощения" и "представления").
Творчество акт„ров Ф. Шредера, Д. Гаррика, А. Иффланда и др.,
преодолевавших каноны классицизма, способствовало дальнейшему
приближению театр. иск-ва к реальности и жизненному правдоподобию.
Стремление показать среду, обусловливающую характеры людей, определило
повышенное внимание к сценич. оформлению спектакля, костюму акт„ра и др.
компонентам художеств. образности спектакля, что, в свою очередь,
подготовило режисс„рскую деятельность Шредера, Гаррика и др. крупнейших
акт„ров того времени.
Эволюция Р. в 19 в. связана с огромными социальными сдвигами,
обострением обществ, противоречий эпохи. Наступающая эпоха капитализма
со всей беспощадностью обнажает социальные конфликты действительности,
противоречие личности и общества достигает своей высшей точки, вместе с
тем эко-номич. необходимость, к-рая, подобно древнему року,
предопределению (Энгельс Ф.), влияет на судьбы людей, скрывается под
маской личной свободы. Перед иск-вом вста„т задача проникнуть в эту
бесконечно усложнившуюся связь личности и общества, осознать реальный
характер и логику их отношений. В этих условиях метод художеств.
исследования приобретает социальную направленность и вместе с тем особую
тонкость, тщательность и всесторонность.
С др. стороны, просветительские надежды на осуществление человеч.
идеалов, "свободы, равенства, братства" в бурж. действительности
окончательно рассеиваются. Для Р. 19 в. определяющим становится пафос
социального протеста. Драматизм жизни рассматривается в иск-ве не как
результат случая или сугубо личных качеств характера (так истолковывает
параллельно развивающийся "псевдореализм" В. Сарду, Э. Скриба, Э. Ожье и
др.), а как следствие "несовершенства" общества, его глубоких
противоречий. Проникнутый пафосом демократической критики капитализма,
Р. 19 в. выходит за рамки собственно бурж. идеологии.
В отличие от романтизма, герой к-рого стоит вне общества,
противопоставлен ему, критич. Р. рассматривает человека как целостную
личность во всех е„ многообразных связях с социальной средой, в единстве
с ней.
Историч. заслуга романтизма с его подч„ркнутым интересом к
индивидуальности, е„ внутр. миру, в к-ром преломляются существенные
обществ, конфликты, заключалась в постановке проблемы
личности-непримиримой враждебности господствующих буржуазных отношений
е„ свободному развитию. Отсюда яркое, многогранное иск-во великих
трагиков-романтиков (Мочалов, Кин), отрицание художеств. канонов
прошлого ("Предисловие к Кромвелю" В. Гюго). Тенденции историзма в
изображении действительности, антибуржуазный пафос романтич.
иск-ва-завоевания, на к-рые опирается и критич. Р.
В творчестве ряда акт„ров-романтиков (М. Дорваль, П. Бокаж и особенно
Фредерик-Леметр) постепенно усиливаются элементы психологич.
индивидуализации, социальной характеристики образа, что подготавливает
появление сценич. иск-ва критич. Р. Это иск-во получило сво„ выражение в
творчестве Э. Росси, Т. Саль-вини, Ж. Коклена, Э. Дузеидр. великих
акт„ров 19 в.
Критич. Р., полемизируя с романтизмом, в то же время наследует опыт
его прогрессивного направления. Он делает следующий шаг, соединяя
внимание к личности, е„ судьбе и внутр. миру с анализом реальных
конкретно-историч. взаимоотношений человека с действительностью,
обществом. Если в романтич. иск-ве герой представляет собой, как
правило, исключительную личность, действующую в исключительных
обстоятельствах, то персонажи О. де Бальзака и Г. Ибсена, Б. Шоу и Дж.
Голсуорси существуют внутри своего общества, они выступают как его
живые, реальные представители, хотя по-своему и протестуют против
вмешивающейся в их жизнь власти бурж. отношений. Отношение между идеалом
и действительностью носит в критич. Р. иной характер, чем в романтизме;
критич. Р. ищет идеальное прежде всего в самой жизни, е„ реальных героях
и тенденциях, хотя незнание пути достижения этого идеала определило
ограниченность творчества даже крупнейших художников Р.
Тем самым критич. Р. разрешает отразившееся ещ„ в парадоксе Дидро и в
"Гамбургской драматургии" Лессинга (искусство познает человека либо как
единичного человека, либо как человека вообще) противоречие между
идеальным и реальным в искусстве. В н„м "каждое лицо - тип, но вместе с
тем и вполне определенная личность..." (Энгельс Ф., там же, т. 36, с.
333). Критический Р. вплотную подош„л к проблеме сознательного
социального действия, но остановился перед е„ решением, ограничиваясь
гл. обр. индивидуальным протестом. Вместе с тем критич. Р. принципиально
противостоит идее предопределения, власти над человеком того, на что он
сам не может оказать влияния, характерной в разл. степени для
возникающих на рубеже 19-20 вв. натурализма (Э. Золя и др.), символизма
(М. Метерлинк, Л. Андреев и др.), а позднее и экспрессионизма (Э.
Толлер, Г. Кайзер, Г. Газенклевери др.), коллективный протест которого
означал лишь анархический бунт, лиш„нный ясной социальной
направленности.
Критич. Р. ищет разгадку характера человека в реальных
обстоятельствах жизни, в н„м самом, в его отношениях с другими людьми, с
обществом. Отсюда объ„мность и многосторонность в изображении героев,
пристальный интерес к духовному миру человека, внутр. мотивам его
Страницы: «« « 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |