|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 » »» К. Гот-шед (Германия). В числе рус. последователей Р. были А. С.
Сумароков, Я. Б. Княжнин, П. А. Катенин.
Драматургия Р., наряду с наследием П. Корнеля, составляет основу
репертуара франц. т-ра. В 18 в. А.Лекувр„р поражала современников лирич.
проникновенностью юной Монимы ("Митридат"), М. Дюмениль- величественным
пафосом Клитемнестры ("Ифигения в Авлиде") и грозной силой Гофолии, М.
Клерон - тончайшей отделкой ролей Гермионы ("Андромаха"), Роксаны
("Баязет"). На рубеже 18-19 вв. Ф. Ж. Тальма создал образы
воодушевл„нного Ореста ("Андромаха"), жестокого, надменного Нерона
("Британник"). Утверждение романтизма в 1-й пол. 19 в. оттеснило
драматургию Р., новое обращение к к-рой связано с творчеством Э. Рашель,
насытившей образы расинов-ских героинь теплотой, ясностью этич. оценок.
В 20 в. влияние модернизма сказалось на исполнении ролей Федры и
Андромахи Сарой Бернар, отмеченном чертами трагич. исступл„нности,
болезненного смятения духа.
В совр. франц. т-ре трагедии Р. входят в репертуар т-ра "Комеди
Франсез", отдельные пост. идут и на сцене др. т-ров (напр., "Федра" в
Нар. нац. т-ре).
На рус. сцене в образах Клитемнестры ("Ифигения в Авлиде", 1815) и
Федры (1823) прославилась Е. С. Сем„нова. В роли Федры выступала M. H.
Ермолова (1890), поражавшая зрителей человечностью и трагич. простотой
игры. В сов. время "Федру" пост. Камерный т-р (1921); исполнительница
роли Федры А. Г. Коонен в скупых и строгих формах передала высокий
трагизм пьесы Р.
Соч.: Oeuvres, nouvelle ed. par P. Mesnard, t. 1-8, р 1865-73;
Oeuvres completes, v. 1-8, P., 1869-77; Oeuvres, v. 1-5, P., 1931, в
рус. пер.- Соч., т. 1-2, М.-Л., 1937; Федра, пер. В. Брюсова, М.-Л.,
1940 (см. предисл. Г. H. Бояджиева).
Лит.: Батюшков Ф., Женские типы в трагедиях Ра-сина, "Северный
вестник", СПБ, 1896, ј 7, 8; Весело в-с к и и Ю., Жан Расин, в его кн.:
Литературные очерки, т. 1, М., 1900; Державин К., Книга о Камерном
театре, Л., 1934; Мокульский С., Расин, Л., 1940; История французской
литературы, т. 1, М.-Л., 1946; Виппер Ю. Б., Расин, в кн.: Виппер Ю. Б.,
Самарин Р. М., Курс лекций по истории зарубежной литературы XVII в., М.,
1954; Гриб В. Р., Расин, в его кн.: Избранные работы, М., 1956; История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М.,
1956; Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М.,
1961, с. 254- 263; Lemaitre J., Jean Racine, P., [1908]; L a r-roumet
G., Racine, 5 ed., P., 1919. Гр. Б.
РАСЛЙЛА (санскр., от рас - представление и лила - игра) - инд. нар.
представление. Истоки - в нар. и обрядовых играх кочевников-скотоводов,
населявших Индию в глубокой древности. Одна из наиболее древних форм
нар. т-ра. В основе сюжета Р. лежит миф о Кришне - боге-пастухе,
покровителе скотоводч. плем„н. Р. разыгрывалась при индуистских храмах
во время вишнуитских праздников, состояла из пролога ритуального
характера и многочисл. эпизодов, воспроизводящих жизнь Кришны- мальчика,
юноши и мудрого правителя, доблестного воина.Между эпизодами вставлялись
бытовые комедийные интермедии. Индуистские священнослужители приписывали
Р. символич. значение. Несмотря на религиозный характер сюжета, Р.
отражает жизнь широких слоев населения: их обряды и обычаи, песни и
танцы, музыку, своеобразие быта. Исполняется на открытом воздухе, на
импровизированной сцене. По существующей традиции участники
представления и зрители, отыграв один эпизод, переходят на другое место,
в соответствии с изменением места действия (хоровод Кришны с пастушками
разыгрывается на берегу реки, встреча с отшельником - в лесу и др.). В
Р. входят танец, пантомима, пение и диалог. Музыканты, находящиеся на
сцене, сопровождают действие игрой на муз. инструментах и пением.
Акт„ры-танцовщики иллюстрируют эти песнопения хореогра-фич. пантомимой.
Танец исполнителей Р. сходен с классич. инд. танцем катхак.
Р. широко распространена в сев. частях Индии (штат Уттар-Прадеш) и
является одной из популярных форм нар. театр. представлений.
Лит.: Бабкина М.П., Раслила и другие формы народного театра штата
Уттар Прадеш, в сб.: Драматургия и театр Индии, М., 1961. Мел. Б.
РАСПОПОВ, Ростислав Владимирович [р. 28.11 (13.III). 1905]-рус. сов.
театральный художник. Учился в изомастерских Пролеткульта (1917).
Занимался у Ф. Ф. Федоровского (1919-23) и В. А. Ше-стакова (1924).
Деятельность в т-ре начал в 1924 ("Гений случая" В. В. Каменского,
Замоскворецкий т-р, Москва). Был художником моск. т-ров Пролеткульта,
Ленсовета, Революции. В 1930-46 - гл. художник Моск. т-ра юного зрителя
(МТЮЗ). Оформлял также спектакли в театрах Одессы, Свердловска, Казани и
др. городов.
Спектакли: "Закон Ликурга" по Драйзеру, (1934, 2-й Белорус. т-р,
Витебск), "Блуждающая школа" Кассиля (1935), "Мнимый больной" Мольера
(1939), "Финист - ясный сокол" Шестакова (1940), "Крепость на границе"
Тевелева и Сагаловича (1947) - все в МТЮЗе; "Диктатура" Микитенко (1929,
одесский Т-р им. Октябрьской революции), "В одном городе" Софронова
(1948, т-р в г. Гродно), "Двадцать лет спустя" Светлова (1956, Моск. т-р
им. Пушкина) и др.
С 1927 Р. связан с театр. коллективами художеств. самодеятельности.
Работал в домах культуры Первого подшипникового завода, Завода им.
Лихач„ва, Дома культуры им. Ильича и др. С 1959 - гл. художник Нар. т-ра
Завода им. Лихач„ва. АН. Ш.
РАССКАЗОВ, Александр Александрович (1832- 28.VII.1902) - рус. акт„р,
антрепрен„р. Занимаясь в Моск. театр. уч-ще, участвовал в полупроф.
спектаклях. В 1850 был зачислен в балетную труппу. В 1853 уехал в
провинцию. Выступал как драм. акт„р в городах Сибири. В 1853-66 был
акт„ром Малого т-ра. Затем начал антрепрен„рскую деятельность; держал
антрепризы в Самаре, Туле, Калуге, Симбирске и др. городах. В 1880-90
организовывал спектакли в Нем. клубе в Москве; выступал здесь как акт„р.
В последние годы жизни был антрепрен„ром т-ра в Пушкино под Москвой.
Один из лучших антрепрен„ров России, Р. подбирал хороших акт„ров,
добивался в своих труппах творч. дисциплины.
Играя роли амплуа простака, Р. стремился к ярко выраженной внешней
характерности. Большое внимание уделял костюму, гриму сценич.
персонажей. Его игра изобиловала метко схваченными бытовыми деталями, в
то же время Р. стремился подч„ркивать в своих сценич. образах чисто
комедийные, внешние черты характера действующих лиц.
Роли: Белогубов ("Доходное место"). Бальзаминов, Грозной ("Женитьба
Бальзаминова", "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского), Синичкин
("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского), Митрич ("Власть тьмы") и др.
Страницы: «« « 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |