Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1858   1859   1860   1861   1862   1863   1864   1865   1866  1867   1868   1869   1870   1871   1872   1873   1874   1875   1876  » »»

К. Гот-шед (Германия).  В  числе  рус.  последователей  Р.  были  А.  С.
Сумароков, Я. Б. Княжнин, П. А. Катенин.
   Драматургия Р., наряду с  наследием  П.  Корнеля,  составляет  основу
репертуара франц. т-ра. В 18 в. А.Лекувр„р поражала современников лирич.
проникновенностью юной Монимы ("Митридат"), М. Дюмениль-  величественным
пафосом Клитемнестры ("Ифигения в Авлиде") и грозной силой  Гофолии,  М.
Клерон  -  тончайшей  отделкой  ролей  Гермионы  ("Андромаха"),  Роксаны
("Баязет").  На  рубеже  18-19  вв.   Ф.   Ж.   Тальма   создал   образы
воодушевл„нного  Ореста  ("Андромаха"),  жестокого,  надменного   Нерона
("Британник").  Утверждение  романтизма  в  1-й  пол.  19  в.  оттеснило
драматургию Р., новое обращение к к-рой связано с творчеством Э. Рашель,
насытившей образы расинов-ских героинь теплотой, ясностью этич.  оценок.
В 20 в.  влияние  модернизма  сказалось  на  исполнении  ролей  Федры  и
Андромахи  Сарой  Бернар,  отмеченном  чертами  трагич.  исступл„нности,
болезненного смятения духа.
   В совр. франц. т-ре трагедии  Р.  входят  в  репертуар  т-ра  "Комеди
Франсез", отдельные пост. идут и на сцене др. т-ров  (напр.,  "Федра"  в
Нар. нац. т-ре).
   На рус. сцене в образах Клитемнестры ("Ифигения в  Авлиде",  1815)  и
Федры (1823) прославилась Е. С. Сем„нова. В роли Федры выступала  M.  H.
Ермолова (1890), поражавшая зрителей человечностью и  трагич.  простотой
игры. В сов. время "Федру" пост. Камерный  т-р  (1921);  исполнительница
роли Федры А. Г. Коонен в  скупых  и  строгих  формах  передала  высокий
трагизм пьесы Р.
   Соч.: Oeuvres, nouvelle ed.  par  P.  Mesnard,  t.  1-8,  р  1865-73;
Oeuvres completes, v. 1-8, P., 1869-77; Oeuvres, v.  1-5,  P.,  1931,  в
рус. пер.- Соч., т. 1-2, М.-Л., 1937; Федра,  пер.  В.  Брюсова,  М.-Л.,
1940 (см. предисл. Г. H. Бояджиева).
   Лит.: Батюшков  Ф.,  Женские  типы  в  трагедиях  Ра-сина,  "Северный
вестник", СПБ, 1896, ј 7, 8; Весело в-с к и и Ю., Жан Расин, в его  кн.:
Литературные очерки, т. 1, М.,  1900;  Державин  К.,  Книга  о  Камерном
театре, Л., 1934; Мокульский С., Расин, Л.,  1940;  История  французской
литературы, т. 1, М.-Л., 1946; Виппер Ю. Б., Расин, в кн.: Виппер Ю. Б.,
Самарин Р. М., Курс лекций по истории зарубежной литературы XVII в., М.,
1954; Гриб В. Р., Расин, в его кн.: Избранные работы, М., 1956;  История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1,  М.,
1956; Родина Т., Русское театральное искусство в начале  XIX  века,  М.,
1961, с. 254- 263; Lemaitre J., Jean Racine, P., [1908];  L  a  r-roumet
G., Racine, 5 ed., P., 1919. Гр. Б.
   РАСЛЙЛА (санскр., от рас - представление и лила - игра) -  инд.  нар.
представление. Истоки - в нар. и обрядовых играх  кочевников-скотоводов,
населявших Индию в глубокой древности. Одна  из  наиболее  древних  форм
нар. т-ра. В основе  сюжета  Р.  лежит  миф  о  Кришне  -  боге-пастухе,
покровителе скотоводч. плем„н. Р. разыгрывалась при  индуистских  храмах
во  время  вишнуитских  праздников,  состояла  из  пролога   ритуального
характера и многочисл. эпизодов, воспроизводящих жизнь Кришны- мальчика,
юноши и мудрого правителя, доблестного воина.Между эпизодами вставлялись
бытовые комедийные интермедии. Индуистские священнослужители приписывали
Р. символич. значение.  Несмотря  на  религиозный  характер  сюжета,  Р.
отражает жизнь широких слоев населения: их  обряды  и  обычаи,  песни  и
танцы, музыку, своеобразие быта. Исполняется  на  открытом  воздухе,  на
импровизированной   сцене.   По    существующей    традиции    участники
представления и зрители, отыграв один эпизод, переходят на другое место,
в соответствии с изменением места действия (хоровод Кришны с  пастушками
разыгрывается на берегу реки, встреча с отшельником - в лесу и  др.).  В
Р. входят танец, пантомима, пение и диалог.  Музыканты,  находящиеся  на
сцене, сопровождают  действие  игрой  на  муз.  инструментах  и  пением.
Акт„ры-танцовщики иллюстрируют эти песнопения хореогра-фич.  пантомимой.
Танец исполнителей Р. сходен с классич. инд. танцем катхак.
   Р. широко распространена в сев. частях Индии  (штат  Уттар-Прадеш)  и
является одной из популярных форм нар. театр. представлений.
   Лит.: Бабкина М.П., Раслила и другие  формы  народного  театра  штата
Уттар Прадеш, в сб.: Драматургия и театр Индии, М., 1961. Мел. Б.
   РАСПОПОВ, Ростислав Владимирович [р. 28.11 (13.III). 1905]-рус.  сов.
театральный  художник.  Учился  в  изомастерских  Пролеткульта   (1917).
Занимался у Ф. Ф. Федоровского (1919-23)  и  В.  А.  Ше-стакова  (1924).
Деятельность в т-ре начал в  1924  ("Гений  случая"  В.  В.  Каменского,
Замоскворецкий т-р, Москва). Был художником  моск.  т-ров  Пролеткульта,
Ленсовета, Революции. В 1930-46 - гл. художник Моск. т-ра юного  зрителя
(МТЮЗ). Оформлял также спектакли в театрах Одессы, Свердловска, Казани и
др. городов.
   Спектакли: "Закон Ликурга" по  Драйзеру,  (1934,  2-й  Белорус.  т-р,
Витебск), "Блуждающая школа" Кассиля (1935),  "Мнимый  больной"  Мольера
(1939), "Финист - ясный сокол" Шестакова (1940), "Крепость  на  границе"
Тевелева и Сагаловича (1947) - все в МТЮЗе; "Диктатура" Микитенко (1929,
одесский Т-р им. Октябрьской  революции),  "В  одном  городе"  Софронова
(1948, т-р в г. Гродно), "Двадцать лет спустя" Светлова (1956, Моск. т-р
им. Пушкина) и др.
   С 1927 Р. связан с театр. коллективами  художеств.  самодеятельности.
Работал в домах  культуры  Первого  подшипникового  завода,  Завода  им.
Лихач„ва, Дома культуры им. Ильича и др. С 1959 - гл. художник Нар. т-ра
Завода им. Лихач„ва. АН. Ш.
   РАССКАЗОВ, Александр Александрович (1832- 28.VII.1902) - рус.  акт„р,
антрепрен„р. Занимаясь в Моск.  театр.  уч-ще,  участвовал  в  полупроф.
спектаклях. В 1850 был зачислен  в  балетную  труппу.  В  1853  уехал  в
провинцию. Выступал как драм. акт„р в  городах  Сибири.  В  1853-66  был
акт„ром Малого т-ра. Затем начал  антрепрен„рскую  деятельность;  держал
антрепризы в Самаре, Туле, Калуге, Симбирске и др.  городах.  В  1880-90
организовывал спектакли в Нем. клубе в Москве; выступал здесь как акт„р.
В последние годы жизни был антрепрен„ром т-ра  в  Пушкино  под  Москвой.
Один из  лучших  антрепрен„ров  России,  Р.  подбирал  хороших  акт„ров,
добивался в своих труппах творч. дисциплины.
   Играя роли амплуа простака, Р. стремился к  ярко  выраженной  внешней
характерности.  Большое   внимание   уделял   костюму,   гриму   сценич.
персонажей. Его игра изобиловала метко схваченными бытовыми деталями,  в
то же время Р. стремился подч„ркивать  в  своих  сценич.  образах  чисто
комедийные, внешние черты характера действующих лиц.
   Роли: Белогубов ("Доходное место"). Бальзаминов,  Грозной  ("Женитьба
Бальзаминова", "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского), Синичкин
("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского), Митрич ("Власть тьмы") и др.

Страницы: «« « 1858   1859   1860   1861   1862   1863   1864   1865   1866  1867   1868   1869   1870   1871   1872   1873   1874   1875   1876  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия