Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 » »» К. Гот-шед (Германия). В числе рус. последователей Р. были А. С. Сумароков, Я. Б. Княжнин, П. А. Катенин. Драматургия Р., наряду с наследием П. Корнеля, составляет основу репертуара франц. т-ра. В 18 в. А.Лекувр„р поражала современников лирич. проникновенностью юной Монимы ("Митридат"), М. Дюмениль- величественным пафосом Клитемнестры ("Ифигения в Авлиде") и грозной силой Гофолии, М. Клерон - тончайшей отделкой ролей Гермионы ("Андромаха"), Роксаны ("Баязет"). На рубеже 18-19 вв. Ф. Ж. Тальма создал образы воодушевл„нного Ореста ("Андромаха"), жестокого, надменного Нерона ("Британник"). Утверждение романтизма в 1-й пол. 19 в. оттеснило драматургию Р., новое обращение к к-рой связано с творчеством Э. Рашель, насытившей образы расинов-ских героинь теплотой, ясностью этич. оценок. В 20 в. влияние модернизма сказалось на исполнении ролей Федры и Андромахи Сарой Бернар, отмеченном чертами трагич. исступл„нности, болезненного смятения духа. В совр. франц. т-ре трагедии Р. входят в репертуар т-ра "Комеди Франсез", отдельные пост. идут и на сцене др. т-ров (напр., "Федра" в Нар. нац. т-ре). На рус. сцене в образах Клитемнестры ("Ифигения в Авлиде", 1815) и Федры (1823) прославилась Е. С. Сем„нова. В роли Федры выступала M. H. Ермолова (1890), поражавшая зрителей человечностью и трагич. простотой игры. В сов. время "Федру" пост. Камерный т-р (1921); исполнительница роли Федры А. Г. Коонен в скупых и строгих формах передала высокий трагизм пьесы Р. Соч.: Oeuvres, nouvelle ed. par P. Mesnard, t. 1-8, р 1865-73; Oeuvres completes, v. 1-8, P., 1869-77; Oeuvres, v. 1-5, P., 1931, в рус. пер.- Соч., т. 1-2, М.-Л., 1937; Федра, пер. В. Брюсова, М.-Л., 1940 (см. предисл. Г. H. Бояджиева). Лит.: Батюшков Ф., Женские типы в трагедиях Ра-сина, "Северный вестник", СПБ, 1896, ј 7, 8; Весело в-с к и и Ю., Жан Расин, в его кн.: Литературные очерки, т. 1, М., 1900; Державин К., Книга о Камерном театре, Л., 1934; Мокульский С., Расин, Л., 1940; История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946; Виппер Ю. Б., Расин, в кн.: Виппер Ю. Б., Самарин Р. М., Курс лекций по истории зарубежной литературы XVII в., М., 1954; Гриб В. Р., Расин, в его кн.: Избранные работы, М., 1956; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961, с. 254- 263; Lemaitre J., Jean Racine, P., [1908]; L a r-roumet G., Racine, 5 ed., P., 1919. Гр. Б. РАСЛЙЛА (санскр., от рас - представление и лила - игра) - инд. нар. представление. Истоки - в нар. и обрядовых играх кочевников-скотоводов, населявших Индию в глубокой древности. Одна из наиболее древних форм нар. т-ра. В основе сюжета Р. лежит миф о Кришне - боге-пастухе, покровителе скотоводч. плем„н. Р. разыгрывалась при индуистских храмах во время вишнуитских праздников, состояла из пролога ритуального характера и многочисл. эпизодов, воспроизводящих жизнь Кришны- мальчика, юноши и мудрого правителя, доблестного воина.Между эпизодами вставлялись бытовые комедийные интермедии. Индуистские священнослужители приписывали Р. символич. значение. Несмотря на религиозный характер сюжета, Р. отражает жизнь широких слоев населения: их обряды и обычаи, песни и танцы, музыку, своеобразие быта. Исполняется на открытом воздухе, на импровизированной сцене. По существующей традиции участники представления и зрители, отыграв один эпизод, переходят на другое место, в соответствии с изменением места действия (хоровод Кришны с пастушками разыгрывается на берегу реки, встреча с отшельником - в лесу и др.). В Р. входят танец, пантомима, пение и диалог. Музыканты, находящиеся на сцене, сопровождают действие игрой на муз. инструментах и пением. Акт„ры-танцовщики иллюстрируют эти песнопения хореогра-фич. пантомимой. Танец исполнителей Р. сходен с классич. инд. танцем катхак. Р. широко распространена в сев. частях Индии (штат Уттар-Прадеш) и является одной из популярных форм нар. театр. представлений. Лит.: Бабкина М.П., Раслила и другие формы народного театра штата Уттар Прадеш, в сб.: Драматургия и театр Индии, М., 1961. Мел. Б. РАСПОПОВ, Ростислав Владимирович [р. 28.11 (13.III). 1905]-рус. сов. театральный художник. Учился в изомастерских Пролеткульта (1917). Занимался у Ф. Ф. Федоровского (1919-23) и В. А. Ше-стакова (1924). Деятельность в т-ре начал в 1924 ("Гений случая" В. В. Каменского, Замоскворецкий т-р, Москва). Был художником моск. т-ров Пролеткульта, Ленсовета, Революции. В 1930-46 - гл. художник Моск. т-ра юного зрителя (МТЮЗ). Оформлял также спектакли в театрах Одессы, Свердловска, Казани и др. городов. Спектакли: "Закон Ликурга" по Драйзеру, (1934, 2-й Белорус. т-р, Витебск), "Блуждающая школа" Кассиля (1935), "Мнимый больной" Мольера (1939), "Финист - ясный сокол" Шестакова (1940), "Крепость на границе" Тевелева и Сагаловича (1947) - все в МТЮЗе; "Диктатура" Микитенко (1929, одесский Т-р им. Октябрьской революции), "В одном городе" Софронова (1948, т-р в г. Гродно), "Двадцать лет спустя" Светлова (1956, Моск. т-р им. Пушкина) и др. С 1927 Р. связан с театр. коллективами художеств. самодеятельности. Работал в домах культуры Первого подшипникового завода, Завода им. Лихач„ва, Дома культуры им. Ильича и др. С 1959 - гл. художник Нар. т-ра Завода им. Лихач„ва. АН. Ш. РАССКАЗОВ, Александр Александрович (1832- 28.VII.1902) - рус. акт„р, антрепрен„р. Занимаясь в Моск. театр. уч-ще, участвовал в полупроф. спектаклях. В 1850 был зачислен в балетную труппу. В 1853 уехал в провинцию. Выступал как драм. акт„р в городах Сибири. В 1853-66 был акт„ром Малого т-ра. Затем начал антрепрен„рскую деятельность; держал антрепризы в Самаре, Туле, Калуге, Симбирске и др. городах. В 1880-90 организовывал спектакли в Нем. клубе в Москве; выступал здесь как акт„р. В последние годы жизни был антрепрен„ром т-ра в Пушкино под Москвой. Один из лучших антрепрен„ров России, Р. подбирал хороших акт„ров, добивался в своих труппах творч. дисциплины. Играя роли амплуа простака, Р. стремился к ярко выраженной внешней характерности. Большое внимание уделял костюму, гриму сценич. персонажей. Его игра изобиловала метко схваченными бытовыми деталями, в то же время Р. стремился подч„ркивать в своих сценич. образах чисто комедийные, внешние черты характера действующих лиц. Роли: Белогубов ("Доходное место"). Бальзаминов, Грозной ("Женитьба Бальзаминова", "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского), Синичкин ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского), Митрич ("Власть тьмы") и др. Страницы: «« « 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |