|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 » »» Партии: Одетта-Одиллия, Аврора, Зарема; Китри (-Дон Кихот"), Катерина
("Каменный цветок" Прокофьева), Мирта ("Жизель"), Клоринда ("Поединок"
де Банфилда) и др. Е. С.
РАЙБАЕВ, Заурбек Мулдагалиевич (р. 13.11. 1932) - казах, сов. артист
балета, балетмейстер. Засл. арт. Каз. ССР (1958). В 1946-52 учился в
Алма-Атинском хореографич. уч-ще. В 1952-54 совершенствовался в Ленингр.
хореографич. уч-ще; в 1958- 1962 занимался на балетмейстерском ф-те
ГИТИСа. В 1954-58 - солист, с 1962 - балетмейстер Т-ра оперы и балета
им. Абая (Алма-Ата).
Партии: Вацлав, Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Зигфрид ("Лебединое
озеро"); Сабыр ("Дорога дружбы" Тлендеева, Степанова, Манаева), Феб
("Эсмеральда") и др
Пост.: "Шопениана"; "Болеро" на муз. Равеля, "Франческа да Римини" на
муз. Чайковского. Ст. М
РАЙЗА (Raisa), Роза (23.V.1893-28.1ХЛ963) -артистка оперы (драматич.
сопрано). По нац. полька. Реб„нком выступала в концертах. Пению училась
в Неаполе у Б. Маркизио и Э. Тетраццини. Впервые выступила в 1913 в
Парме на торжествах, поев. 100-летию со дня рождения Верди. В том же
году пела на сцене т-ра "Ла Скала" (Милан). В сезоне 1913-14
дебютировала в Чикагской опере. В 1920-х гг. в т-ре "Ла Скала"
участвовала в премьерах опер "Нерон" Бойто (1924) и "Турандот" Пуччини
(1926, обе под упр. А. Тосканини), гастролировала в т-рах
"Ковент-Гар-ден" (Лондон), "Колон" (Буэнос-Айрес). Считалась одной из
лучших исполнительниц произв. Верди. В 1938 оставила сцену.
Партии: Аида, Дездемона, Амелия, Леонора (о. п., "Отелло",
"Бал-маскарад", "Трубадур" Верди), Тоска; Турандот (о. п. Пуччини),
Франческа да Римини (о. п. Дзандо-наи), Малиелла ("Ожерелье мадонны"
Вольфа-Феррари), княгиня Верденберг ("Кавалер роз" Р. Штрауса). Вс. Т.
РАЙКИН, Аркадий Исаакович (р. 24.Х.1911) - сов. артист эстрады. Нар.
арт. РСФСР (1957). В 1935 окончил Ленингр. ин-т сценич. иск-в, работал
акт„ром ТРАМа. В ролях немого слуги Веспоне ("Служанка-госпожа"
Перголези) и Вино-градского ("Начало жизни" Первомайского) проявился
талант Р. как пантомимиста. Параллельно с работой в театре выступал на
эстрада (конферанс, исполнение интермедий), культивируя манеру простого,
вес„лого, дружеского разговора с публикой, мастерство трансформации. В
1939 Р. получил звание лауреата на 1-м Всесоюзном конкурсе артистов
эстрады. Уже тогда определился своеобразный исполнительский стиль Р. Он
создал образ непосредственного, трогательного человека, преодолевающего
смущение, чтобы сообщить публике нечто важное.
С 1939 Р.- артист, а вскоре и худ. рук. основанного в том же году
Ленингр. т-ра эстрады и миниатюр. Спектакли этого т-ра отличаются
многообразием жанров (пантомима, трансформация, песенки, танцы, пародии,
цирковые номера); одноактные пьесы и отдельные эпизоды объединяются в
программу-обозрение остро современного публицистич. характера ("Вокруг
света в 80 дней", 1951), иногда они построены на определ„нном сюжете
("Волшебники живут рядом", 1964). Это т-р комедийно-сатирич. жанра
("Смеяться право не грешно", 1953, "Время смоется", 1963). Р. выступает
с куплетами, монологами, лирич. эпизодами. Непревзойд„нный создатель
пластич., мимич., интонационных "блиц-миниатюр", Р. нередко играет в
каждой сцене несколько ролей. Р. обладает особой акт„рской
наблюдательностью, виртуозной изобретательностью, достигает мастерства,
перевоплощения. Естественная простота интонаций сочетается в его игре с
лирикой, патетикой, гротеском ("Жизнь человеческая" в спектакле "Любовь
и три апельсина", 1959, "Горит, не горит" в обозрении "Времена года",
1956, монолог в обозрении "За чашкой чая", 1954, лекция пьяницы о борьбе
с алкоголизмом в программе "От двух до пятидесяти", 1961). Чувство меры,
ч„ткая форма отличают творчество Р. Он воспроизводит действительность
броскими гиперболизированными при„мами (речь, мимика, жест, деталь
костюма, маска, парик). В центре внимания Р.- человек; артист
разоблачает то, что мешает новой жизни. Отсюда гуманизм и лиричность
дарования Р., артист не только смешит, но заставляет думать, видит в
зрителе соратника. Иск-во его исполнено сатирич. остроты и оптимизма.
С 1957 Р. часто выступает за рубежом: в Польше, Болгарии, Венгрии,
Чехословакии, Румынии, ГДР, на международном фестивале пантомимы в Зап.
Берлине (1962), в Англии (1964); исполняет ряд сценок на иностр. яз.
Лит.: Кассиль Л., Райкин и его маски, "Знамя",
1957. .ј 7; Дмитриев Ю., Аркадий Райкин, "Театр",
1958. .ј 5; Н а з ы м Х и к м е т, Близкое каждому, "Театральная
жизнь", 1960, ј 1; Бейлин А., Аркадий Райкин, Л.-М., 1960; Рудницкий К.,
Книга о Райкине, "Искусство эстрады", 1962, вып. 3. 7. 3.
РАЙКОВ, Гаврила [псевд.; прозвище-Гаврила Иванович Иванов; р. 1767
(?) - умер после 1801] - рус. артист балета. Один из первых
профессиональных рус. танцовщиков. В 1780 закончил балетную школу
("класс иск-в") Моск. воспитательного дома у Л. Парадиза и был направлен
в Петербург в "Вольный российский т-р" в качестве гл. комич. танцовщика.
Работал в этом т-ре под рук. акт„ра и режисс„ра И. А. Дмитревского. В
1783 переехал в Москву и вскоре занял положение ведущего танцовщика в
Петровском т-ре Медокса, где проработал до 1800. Исполнял центр, партии
в бытовых комич. балетах ("Деревенская простота" и др.). Выступал с
крепостными акт„рами, исполнял рус. нар. пляски. Де-мократич. иск-во Р.
было близко нар. зрителям - посетителям райка, отсюда и его псевдоним -
Райков.
Лит.: Всеволодский В. [Гернгросс], История театрального образования в
России, т. 1, СПБ, 1913;
Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины
XIX века, Л.-М., 1958. Г. Ш.
"РАЙМОНДА -балет А. К. Глазунова, либретто Л. Пашковой и М. И.
Петипа. Пост. 7 янв. 1898, Мариин-ский т-р (Раймонда - Леньяни, Жан д„
Бриен - С. Легат, Генриетта - Преображенская, Клеманс - Куличевская,
Аб-дерахман - П. Гердт; балетм. М. Петипа, дириж„р Дриго, худ. Аллегри,
Иванов, Ламбин). В 1900, Большой т-р, Москва [Раймонда - Рославлева (1-й
акт), Джури, Гельцер, Жан д„ Бриен - Мордкин, Абдерахман - Ермолаев;
балетм. Хлюстин, Горский, дириж„р Аренде, худ. Вальц, Лютке-Мейер,
Исаков]. Нов. ред., 1908 (Раймонда - Гельцер, Жан д„ Бриен - Тихомиров,
Абдерахман - Щипа-нов; балетм. Горский, дириж„р Аренде, худ. Коровин).
На сов сцене возобн. 1917, Мариинский т-р, Петроград, и 1918, Большой
т-р, Москва; 1938, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова (либр.
Слонимского, Вайнонена, по В. Скотту; Раймонда - Уланова, Дудинская,
Коломан - Сергеев, Чабукиани, Алиса - Балабина, Берг, Абдерахман -
Дудко, Шавров; балетм. Вайнонен, дириж„р Дубов-ский, худ. Ходасевич),
Страницы: «« « 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |