Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1850   1851   1852   1853   1854   1855   1856   1857   1858  1859   1860   1861   1862   1863   1864   1865   1866   1867   1868  » »»

   Партии: Одетта-Одиллия, Аврора, Зарема; Китри (-Дон Кихот"), Катерина
("Каменный цветок" Прокофьева), Мирта ("Жизель"),  Клоринда  ("Поединок"
де Банфилда) и др. Е. С.
   РАЙБАЕВ, Заурбек Мулдагалиевич (р. 13.11. 1932) - казах, сов.  артист
балета, балетмейстер. Засл. арт. Каз. ССР (1958).  В  1946-52  учился  в
Алма-Атинском хореографич. уч-ще. В 1952-54 совершенствовался в Ленингр.
хореографич. уч-ще; в 1958-  1962  занимался  на  балетмейстерском  ф-те
ГИТИСа. В 1954-58 - солист, с 1962 - балетмейстер Т-ра  оперы  и  балета
им. Абая (Алма-Ата).
   Партии: Вацлав, Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Зигфрид ("Лебединое
озеро"); Сабыр ("Дорога  дружбы"  Тлендеева,  Степанова,  Манаева),  Феб
("Эсмеральда") и др
   Пост.: "Шопениана"; "Болеро" на муз. Равеля, "Франческа да Римини" на
муз. Чайковского. Ст. М
   РАЙЗА (Raisa), Роза (23.V.1893-28.1ХЛ963) -артистка оперы  (драматич.
сопрано). По нац. полька. Реб„нком выступала в концертах. Пению  училась
в Неаполе у Б. Маркизио и Э. Тетраццини.  Впервые  выступила  в  1913  в
Парме на торжествах, поев. 100-летию со дня рождения  Верди.  В  том  же
году  пела  на  сцене  т-ра  "Ла  Скала"  (Милан).  В   сезоне   1913-14
дебютировала  в  Чикагской  опере.  В  1920-х  гг.  в  т-ре  "Ла  Скала"
участвовала в премьерах опер "Нерон" Бойто (1924) и  "Турандот"  Пуччини
(1926,  обе   под   упр.   А.   Тосканини),   гастролировала   в   т-рах
"Ковент-Гар-ден" (Лондон), "Колон" (Буэнос-Айрес).  Считалась  одной  из
лучших исполнительниц произв. Верди. В 1938 оставила сцену.
   Партии:  Аида,  Дездемона,  Амелия,   Леонора   (о.   п.,   "Отелло",
"Бал-маскарад", "Трубадур" Верди),  Тоска;  Турандот  (о.  п.  Пуччини),
Франческа да Римини (о. п.  Дзандо-наи),  Малиелла  ("Ожерелье  мадонны"
Вольфа-Феррари), княгиня Верденберг ("Кавалер роз" Р. Штрауса). Вс. Т.
   РАЙКИН, Аркадий Исаакович (р. 24.Х.1911) - сов. артист эстрады.  Нар.
арт. РСФСР (1957). В 1935 окончил Ленингр. ин-т сценич.  иск-в,  работал
акт„ром  ТРАМа.  В  ролях  немого  слуги   Веспоне   ("Служанка-госпожа"
Перголези) и Вино-градского  ("Начало  жизни"  Первомайского)  проявился
талант Р. как пантомимиста. Параллельно с работой в театре  выступал  на
эстрада (конферанс, исполнение интермедий), культивируя манеру простого,
вес„лого, дружеского разговора с публикой, мастерство  трансформации.  В
1939 Р. получил звание лауреата  на  1-м  Всесоюзном  конкурсе  артистов
эстрады. Уже тогда определился своеобразный исполнительский стиль Р.  Он
создал образ непосредственного, трогательного человека,  преодолевающего
смущение, чтобы сообщить публике нечто важное.
   С 1939 Р.- артист, а вскоре и худ. рук. основанного  в  том  же  году
Ленингр. т-ра  эстрады  и  миниатюр.  Спектакли  этого  т-ра  отличаются
многообразием жанров (пантомима, трансформация, песенки, танцы, пародии,
цирковые номера); одноактные пьесы и отдельные  эпизоды  объединяются  в
программу-обозрение остро современного публицистич.  характера  ("Вокруг
света в 80 дней", 1951), иногда они  построены  на  определ„нном  сюжете
("Волшебники живут  рядом",  1964).  Это  т-р  комедийно-сатирич.  жанра
("Смеяться право не грешно", 1953, "Время смоется", 1963). Р.  выступает
с куплетами, монологами,  лирич.  эпизодами.  Непревзойд„нный  создатель
пластич., мимич., интонационных "блиц-миниатюр",  Р.  нередко  играет  в
каждой   сцене   несколько   ролей.   Р.   обладает   особой   акт„рской
наблюдательностью, виртуозной изобретательностью, достигает  мастерства,
перевоплощения. Естественная простота интонаций сочетается в его игре  с
лирикой, патетикой, гротеском ("Жизнь человеческая" в спектакле  "Любовь
и три апельсина", 1959, "Горит, не горит" в  обозрении  "Времена  года",
1956, монолог в обозрении "За чашкой чая", 1954, лекция пьяницы о борьбе
с алкоголизмом в программе "От двух до пятидесяти", 1961). Чувство меры,
ч„ткая форма отличают творчество Р.  Он  воспроизводит  действительность
броскими  гиперболизированными  при„мами  (речь,  мимика,  жест,  деталь
костюма,  маска,  парик).  В  центре  внимания   Р.-   человек;   артист
разоблачает то, что мешает новой жизни.  Отсюда  гуманизм  и  лиричность
дарования Р., артист не только смешит, но  заставляет  думать,  видит  в
зрителе соратника. Иск-во его исполнено сатирич. остроты и оптимизма.
   С 1957 Р. часто выступает за рубежом: в  Польше,  Болгарии,  Венгрии,
Чехословакии, Румынии, ГДР, на международном фестивале пантомимы в  Зап.
Берлине (1962), в Англии (1964); исполняет ряд сценок на иностр. яз.
   Лит.: Кассиль Л., Райкин и его маски, "Знамя",
   1957. .ј 7; Дмитриев Ю., Аркадий Райкин, "Театр",
   1958. .ј 5; Н а з ы м Х и к м  е  т,  Близкое  каждому,  "Театральная
жизнь", 1960, ј 1; Бейлин А., Аркадий Райкин, Л.-М., 1960; Рудницкий К.,
Книга о Райкине, "Искусство эстрады", 1962, вып. 3. 7. 3.
   РАЙКОВ, Гаврила [псевд.; прозвище-Гаврила Иванович  Иванов;  р.  1767
(?)  -  умер  после  1801]  -  рус.  артист  балета.  Один   из   первых
профессиональных  рус.  танцовщиков.  В  1780  закончил  балетную  школу
("класс иск-в") Моск. воспитательного дома у Л. Парадиза и был направлен
в Петербург в "Вольный российский т-р" в качестве гл. комич. танцовщика.
Работал в этом т-ре под рук. акт„ра и режисс„ра И.  А.  Дмитревского.  В
1783 переехал в Москву и вскоре занял положение  ведущего  танцовщика  в
Петровском т-ре Медокса, где проработал до 1800. Исполнял центр,  партии
в бытовых комич. балетах ("Деревенская  простота"  и  др.).  Выступал  с
крепостными акт„рами, исполнял рус. нар. пляски. Де-мократич. иск-во  Р.
было близко нар. зрителям - посетителям райка, отсюда и его псевдоним  -
Райков.
   Лит.: Всеволодский В. [Гернгросс], История театрального образования в
России, т. 1, СПБ, 1913;
   Красовская В., Русский балетный театр от  возникновения  до  середины
XIX века, Л.-М., 1958. Г. Ш.
   "РАЙМОНДА -балет А. К.  Глазунова,  либретто  Л.  Пашковой  и  М.  И.
Петипа. Пост. 7 янв. 1898, Мариин-ский т-р (Раймонда - Леньяни,  Жан  д„
Бриен - С. Легат, Генриетта -  Преображенская,  Клеманс  -  Куличевская,
Аб-дерахман - П. Гердт; балетм. М. Петипа, дириж„р Дриго, худ.  Аллегри,
Иванов, Ламбин). В 1900, Большой т-р, Москва [Раймонда - Рославлева (1-й
акт), Джури, Гельцер, Жан д„ Бриен -  Мордкин,  Абдерахман  -  Ермолаев;
балетм. Хлюстин,  Горский,  дириж„р  Аренде,  худ.  Вальц,  Лютке-Мейер,
Исаков]. Нов. ред., 1908 (Раймонда - Гельцер, Жан д„ Бриен -  Тихомиров,
Абдерахман - Щипа-нов; балетм. Горский, дириж„р Аренде, худ. Коровин).
   На сов сцене возобн. 1917, Мариинский т-р, Петроград, и 1918, Большой
т-р, Москва; 1938,  Ленингр.  т-р  оперы  и  балета  им.  Кирова  (либр.
Слонимского, Вайнонена, по В. Скотту;  Раймонда  -  Уланова,  Дудинская,
Коломан - Сергеев, Чабукиани,  Алиса  -  Балабина,  Берг,  Абдерахман  -
Дудко, Шавров; балетм. Вайнонен, дириж„р  Дубов-ский,  худ.  Ходасевич),

Страницы: «« « 1850   1851   1852   1853   1854   1855   1856   1857   1858  1859   1860   1861   1862   1863   1864   1865   1866   1867   1868  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия