Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1848   1849   1850   1851   1852   1853   1854   1855   1856  1857   1858   1859   1860   1861   1862   1863   1864   1865   1866  » »»

клоун-эксцентрик и сатирик.  Засл.  арт.  РСФСР  (1939).  Дебютировал  в
Одессе в 1888.  Совм.  с  Ф.  Кортези  создал  дуэт  "Бим-Бом"  (позднее
выступал с М. Станевским и Н. Вильтзаком). Артисты играли  на  необычных
инструментах (метла-виолончель) или предметах бытового назначения (набор
горшков, бутылок и  т.  п.).  Музыка  сопровождала  текст  (куплеты  или
диалоги).  В  годы  обществ,  подъ„ма   (1905)   выступления   "Бим-Бом"
приобретали поли-тич.  и  сатирич.  направленность.  В  1914-19  Р.  был
арендатором и директором цирка б. Саламонского (ныне - Моск. госцирк). В
1920-25 жил  в  Польше.  В  1946-48  Р.  выступал  один.  Написал  книгу
воспоминаний о цирке-"Записки старого клоуна" (1954). М. 3.
   РАДЦИГ,  Сергей  Иванович  [р.  5(17).V.1882]  -  рус.  сов.  уч„ный,
литературовед. Доктор филологич. наук (1936). В 1904 окончил Моск.  ун-т
(ист.-филологич. ф-т). С 1906 преподавал на моск. Высших женских курсах,
в 1919-21 и в 1942-49 - в МГУ, в 1942-48 - в  ГИТИСе  и  др.  С  1942  -
профессор. Работы Р. поев. истории античной культуры, лит-ры, т-ра.
   Соч.: Романтические мотивы в поэзии Эврипида, в кн.:
   Сборник Ярославского гос. ун-та, вып. 1, Я росл., 1920;
   Античная мифология, М.-Л., 1939; Прометей Эсхила и  его  значение,  в
кн.: Эсхил, Прикованный Прометей, М., 1948;
   Вступ,  ст.  и  примеч.  Р.  в  его  кн.:   История   древнегреческой
литературы, М.-Л., 1940, 2 изд., М., 1959; Аристофан и его время, в кн.:
Аристофан. Сб. статей МГУ..., [М.],  1956;  К  вопросу  о  мировоззрении
Софокла, "Вестник древней истории", 1957, "Ns 4; Миф и  действительность
в греческой трагедии, "Научные доклады высшей школы. Филологич.  науки".
1962, .ј 2; Античная лит-ра и ее художеств. и историч. значение в  связи
с общей культурой древних греков и римлян, [М.], 1962. С. Г.
   РАДЧУК, Ф„дор Иванович (р. 2.1.1899) - укр.  сов.  акт„р.  Нар.  арт.
УССР (1947). В 1921 окончил драм. школу в Киеве. В 1920 поступил  в  1-й
Гос. укр. драм. т-р им. Т. Шевченко,  в  1923  в  т-р  "Берез?ль"  (ныне
харьковский Т-р им. Т. Шевченко). Р.- акт„р острой выразительности.  Его
творч. индивидуальность наиболее полно раскрывается в характерных ролях.
Он созда„т образы ч„ткие и законченные по рисунку, с остро  подч„ркнутой
внешней характери остью с
   Роли: Прокоп ("Генерал Ватутин" Дмитерко, Гос. пр. СССР, 1948),  Яго;
Могильщик ("Гамлет"), Баев ("Земля"  Вирты),  Бублик,  Лизогуб  ("Платон
Кречет", "Богдан  Хмельницкий"  Корнейчука),  Тевье  ("Тевье-мол  очник"
Шолом-Алейхема), Осип  ("Ревизор"),  Чугунов  ("Волки  и  овцы")  и  др.
Снимался в кино. С. 3. РАЕВСКИЙ, Иосиф  Моисеевич  [р.  25.ХИЛ  900(7.1.
1901)]-рус, сов. акт„р и режисе„р. Нар. арт. БССР  (1955),  засл.  деят.
иск-в С.-О.  АССР  (1946),  засл.  деят.  иск-в  РСФСР  (1954).  В  годы
гражданской войны  работал  в  т-ре  Политотдела  1-й  армии  Восточного
фронта. Занимался во 2-й Студии МХТ, с 1922- акт„р МХАТа. Играл гл. обр.
комедийные, остро характерные роли:
   Мистер Крогс ("Битва жизни" по Диккенсу), Костыл„в ("На дне"),  Абрам
("Квадратура круга" Катаева), Японец ("Бронепоезд 14-69"), Мистер Перкер
("Пик-квикский клуб" по Диккенсу) и др. Впоследствии  Р.  выступает  гл.
обр. как режисс„р. Первая режисс„рская работа  -  "Достигаев  и  другие"
(совм. с Л. М. Леонидовым, 1938). В МХАТе Р.  поставил  также  спектакли
"Фронт" (1942, совм. с Н. П. Хмел„вым, Б. Н. Ливановым, М. М.  Яншиным),
"Офицер флота" Крона (1945, совм. с Н. М. Горчаковым),  "Мещане"  (1949,
рук. пост. М. Н. Кедров, режисс„р Р. и С. К. Блинников), "Разлом" (1950,
совм. с В. Я. Станицыным), "Кремл„вские куранты" (2-я ред. 1956, совм. с
М. О. Кнебель, В. П. Марковым), "Чайка"  (1960,  совм.  со  Станицыным),
"Над Днепром"  Корнейчука  (1961,  совм.  с  М.  Н.  Кедровым  и  С.  К.
Блинниковым), "Бронепоезд 14-69" (1963, совм. с Ковшовым). В 1962  пост.
тонкий, изящный, эмоциональный спектакль "Милый лжец"  Килти.  Р.  пост.
ряд спектаклей в белорус. т-рах им. Янки Купалы, им. Якуба Коласа:  "Кто
сме„тся последним" Крапивы (1939), "Враги" (1952).
   Большое значение  в  творч.  деятельности  Р.  имеет  его  педагогич.
работа. С 1932 он препода„т в ГИТИСе (с 1939 - профессор, с 1946 -  зав.
кафедрой акт„рского мастерства); подготовил здесь ряд  нац.  коллективов
(осетинский, кабардинский и др.).
   Соч.: Статья в сб.: Горький А. М., Достигаев и  другие...,  М.,  1938
(совм. с Л. Леонидовым).
   Лит./ Григорьев М., Горький и советский  театр.  в  сб.:  Театральный
альманах, кн. 2(4), М., 1946. О P
   РА‚К - 1) Вид представления  на  ярмарках,  распростран„нный  в  ряде
европ. стран, гл. обр. в  18-19  вв.  Р.  наз.  ящик  с  двумя  круглыми
отверстиями, снабж„нными увеличительными ст„клами. Через  эти  отверстия
зрители  рассматривают  картинки,  прикрепл„нные   к   деревянной   оси,
вращающейся  внутри  ящика-  В  рус.  Р.  чаще  всего  демонстрировались
лубочные картинки религиозного содержания, позже - фотографии  с  видами
разл, городов. Стихотворные  пояснения  ра„шника,  сопровождающие  показ
картинок, близки монологам  балаганных  дедов-ра„шников  и  преемственно
связаны с традициями скоморошьей сатиры.  2)  Устарелое  назв.  верхнего
яруса зрительного зала т-ра, то же, что гал„рка.
   "РАЗБОЙНИКИ" ("Die Rauber") - драма в 5  д.  Ф.  Шиллера.  Соч.  1781
Пост. 13 янв. 1782 в Нац. т-ре в Ман-гейме (Карл - Бек, Франц - Иффланд,
Амалия - Тоскани). Пьеса неоднократно подвергалась  цензурным  запретам.
Среди выдающихся исполнителей  гл.  ролей  в  "Р.":  Карл  -  Флекк,  Ф.
Крастель, Л. Барнай, А. Матков-ский, В. Кирков; Франц - Л. Девриент,  Б.
Дависон, И.  Левинский,  Э.  Поссарт,  Ф.  Миттервурцер,  И.  Кайнц,  П.
Вегенер.
   В России "Р." были пост. впервые в 1793 в моск. Университетском  т-ре
(пер. Н. Н. Сандунова; Карл -Плавильщиков, Франц -  Прусаков,  Амалия  -
Сандунова). Из позднейших пост.: Александрийский  т-р  -  1814  (Карл  -
Яковлев, Амалия - Е. Сем„нова), 1846  (Карл  -  В.  Каратыгин,  Франц  -
Брянский, Амалия - Самойлова  2-я),  1863  (Карл-  Нильский,  Франц-  В.
Самойлов); Малый т-р- 1828; 1833 (Карл - П.  Мочалов,  Франц  -  Усач„в,
Амалия- Львова-Синецкая), 1844 (Франц  -  Мочалов),  1868  (Карл-Вильде,
Франц - Шумский, Амалия - Федотова), 1880 (Карл - К. Рыбаков, Франц - А.
Ленский, Амалия - Ермолова); Общедоступный т-р,  Москва  (1874,  Карл  -
Полтавцев, Франц -  Чарский);  Пушкинский  т-р,  Москва  (1880,  Карл  -
Писарев); Т-рКорша - 1882 (Карл  -  Далматов,  Франц-Иванов-Козельский),
1888; 1890 (Карл-Солонин, Франц - Аграмов), 1897; 1909 (Франц - Борисов,
Амалия - Жихарева), т-р  "Ванемуйне",  Тарту  (1899,  реж.  Вийра),  т-р
"Эстония", Таллин (1907, Франц - П. Пкнна), Азерб. труппа,  Баку  (1907,
Карл - Гаджинский, Франц - Араблинский) и мн. др. Среди  известных  рус.
исполнителей  "Р.":  Карл  -  Роб.  Адельгейм,  М.   Дальский,   Я.   Т.
Орлов-Чужбинин, П. В. Самойлов; Франц - Раф. Адельгейм, М.  Е.  Дарский,

Страницы: «« « 1848   1849   1850   1851   1852   1853   1854   1855   1856  1857   1858   1859   1860   1861   1862   1863   1864   1865   1866  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия