|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 » »» РАНДВИЙР, Александр Аугустович (1.III.1895- 10.VII.1953)-эст. сов.
акт„р. Засл. арт. Эст.ССР (1952). Сценич. деятельность начал в 1918 в
Петрограде в самодеят. флотском т-ре, учился в театр. студии Балт. флота
под рук. В. П. Самойлова, в 1922-24 - в театр. уч-ще общества
"Драмастуудио". Участвовал в спектаклях Таллинского драм. т-ра. В
1924-27 работал режисс„ром в Вайваре, в 1927-31-акт„р Таллинского
рабочего т-ра, в 1931-35 - т-ра "Драмастуудио" (Таллин), в 1935-41-т-ра
"Ванемуйне" (Тарту), в 1941-т-ра "Эстония" (Таллин), в 1949-53-акт„р
Т-ра им. В. Кингисеппа (Таллин). Исполнительская манера Р. в начале его
творч. пути отличалась романтич. патетикой. Впоследствии в его игре вс„
более отч„тливо утверждаются реалистич. тенденции. Особенно удавались Р.
образы людей из народа.
Роли: Лепик ("Призраки" Якобсона), Пер Гюнт (о. п. Ибсена), Тартюф,
Лука; Турья Лаао ("Цветущее море" Мялька), Глоба ("Русские люди"),
Вестман ("Домовой" Вильде), Юхан ("Куда ид„шь, товарищ директор?"
Хинта), Стародум ("Недоросль") и др. Снимался в кино (Гос. пр. СССР,
1952, за участие в фильме "Свет в Коорди"). М. Вал.
РАНДВИЙР, Тийу Александровна (р. 10.III.1938)- эст. сов. артистка
балета. Засл. арт. Эст. ССР (1960). В 1947-55 училась в Эст.
хореографич. уч-ще (класс Л. Леэтмаа). В 1959-60 совершенствовалась в
Моск. хореографич. уч-ще. С 1955 - солистка Эст. т-ра оперы и балета.
Партии: Одетта-Од иллия; Меэлике ("Золотопряхи" Кап-па), Раймонда;
Касте ("На берегу моря" Юзелюнаса), Мирта ("Жизель"), Эсмеральда; Нелима
("Ригонда" Гринблата), Аврора; Сари ("Тропою грома" Караева), Хозяйка
Медной горы ("Каменный цветок" Прокофьева), Бабочка ("Мальчик и бабочка"
Тамберга) и др. Леа Т.
РАНЕВСКАЯ, Фаина Григорьевна (р. 1896) - рус. сов. актриса. Нар. арт.
СССР (1961). Сценич. деятельность начала в 1915 в Малаховском дачном
т-ре (под Москвой). Затем играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном
"Первом советском театре" в Крыму, в Баку, Архангельске, Смоленске и др.
городах. Первые сценич. успехи Р. связаны с выступлениями в остро
характерных ролях: Шарлотта ("Вишн„вый сад"), Змеюкина и Мерчут-кина
("Свадьба", "Юбилей" Чехова), Гулячкина ("Мандат" Н. Р. Эрдмана), Дунька
("Любовь Яровая") и др. С 1931 Р.-актриса моск. Камерного т-ра, с
1933Центр. т-ра Красной Армии. Дарование Р. наиболее полно раскрылось в
роли Вассы Железно-вой (1936). Образ Вассы обр„л в е„ исполнении
одновременно трагическое и сатирическое звучание, отличался глубиной и
законченностью психологической и социальной характеристик.
В 1943-49 Р. работала в Т-ре драмы (ныне Т-р им. Маяковского), где с
большим успехом исполнила роль Верди ("Лисички" Хелман, 1945). С
глубоким трагизмом раскрыла актриса душевную тонкость, наивную
доверчивость женщины, затравленной в злобном капиталистич. мире.
Глубокой человечностью и душевной теплотой был согрет образ бабушки Веры
("Молодая гвардия"). В 1949-55 Р. работала в Т-ре им. Моссовета. Добрая
мудрость и внутр. сила отличали образ старой ткачихи Агриппины Сем„новны
Солнцевой ("Рассвет над Москвой" Сурова, Гос. пр. СССР, 1951), в остро
сатирич., гротесковом рисунке сыграла Р. роль Лосевой ("Закон чести"
Штейна, Гос. пр. СССР, 1949) и небольшую роль спекулянтки ("Шторм",
1951), ставшую благодаря исполнению актрисы одним из ярчайших образов
спектакля. С 1955 Р.- актриса Моск. т-ра им. Пушкина. Наиболее значит,
роли в этом т-ре: Бабушка в пьесе Ка-соны "Деревья умирают стоя",
Антонида Васильевна в инсценировке "Игрока" Достоевского. В 1963 Р.
возвратилась в Театр им. Моссовета. В 1964 сыграла роль Марии
Александровны в спектакле "Дядюшкин сон" по Достоевскому.
Акт„рский талант Р. сочетает полноту реалистич. раскрытия характера с
острой, подчас гротескной, эксцентрич. манерой. Р. часто обращается к
комедийному, сатирическому преувеличению. Яркая, выразит. сценич. речь,
щедрые бытовые краски, остро и смело найденная характерность придают
сценич. образам Р. особое своеобразие. Снимается в кино. Фильмы:
"Подкидыш", "Мечта", "Весна", "У них есть Родина" (Гос. пр. СССР,
1951).
Др. роли: Наташа ("Три сестры"), Маша ("Чайка"), Войницкая ("Дядя
Ваня"), леди Мильфорд; Лаврецкая ("Дворянское гнездо" по Тургеневу),
Трощина ("Чудак" Афиногенова), Председатель колхоза ("Ярость"
Янковского), Фатьма Нурхан ("Рассказ о Турции" Хикмета).
Лит.: Дунина С., Фаина Григорьевна Раневская, М., 1953; Б а ч е л и с
Т., Фаина Раневская, "Советская женщина", 1958, ј 9. К. Р.
РАННЕТ, Эуген Николаевич (р. 29.XI.1911)- :)ст. сов. писатель,
драматург. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1960). Род. в Таллине в семье
железнодорожника. Работал чернорабочим, юнгой, маляром, каменщиком.
Литературную деятельность начал после войны (очерки, рассказы,
одноактные пьесы, поев. гл. обр. колхозной жизни). Широкую популярность
принесла Р. пьеса "Совесть" ("С болью в сердце", 1956), впервые пост.
Театром им. В. Кингисеппа, к-рый затем ставил все пьесы Р. Пьеса поев.
жизни эстонской деревни, сложным процессам становления нового,
социалистич. сознания. В пьесе "Блудный сын" (1958) Р. раскрывает тему
подлинного патриотизма, преодолевающего националистич. пропаганду. Пьеса
шла во многих т-рах страны и за рубежом (в Москве в Т-ре им.
Станиславского, 1958). Пьеса Р. "Браконьеры", поев. проблемам долга,
ответственности художника перед народом, Родиной, была пост. в Малом
т-ре (1960) и др. т-рах страны. Пьеса "Гуси" (1963) рассказывает о жизни
эстонского села, о борьбе за воспитание нового отношения к труду, семье,
обществу. Пьеса "Чаша и змея" (1964) - драматич. рассказ о сов. медиках.
Драматургия Р. характеризуется обращением к значительным темам
современности, глубиной конфликта. Его пьесы обычно носят камерный
характер, в них мало действующих лиц. Пьесы Р. всегда строятся на
столкновении двух мировоззрений, утверждают новые, прогрессивные
тенденции. Они отличаются сценичностью, выразительностью диалога. Автор
сценария "И в дождь и в солнце" (1960) о жизни трудящихся Эстонии. Н.
Войт.
РАПАЦКИЙ (Rapacki), Винценты (22.1.1840-12.1. 1924)-польский акт„р и
драматург. В 1858 поступил в Театр. школу (Варшава), через год оставил
е„, дебютировал в труппе Паде в Друскениках. Выступал в т-рах Львова,
Черновиц, с 1865-в Краковском т-ре, с 1869-в Варшаве (с 1870 - один из
ведущих акт„ров т-ра "Розмаитости"). Р.-один из выдающихся
представителей польского сценич. реализма. Связанный в нач. творч. пути
с краковской школой, Р. перен„с е„ опыт на варшавскую сцену,
способствовав упрочению принципов реализма в польском т-ре. Высокий
артистизм его игры, отмеченной внутр. напряж„нностью и разнообразием
сценич. красок, был связан с вдумчивым проникновением в замысел автора,
Страницы: «« « 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |