Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1855   1856   1857   1858   1859   1860   1861   1862   1863  1864   1865   1866   1867   1868   1869   1870   1871   1872   1873  » »»

   РАНДВИЙР, Александр Аугустович  (1.III.1895-  10.VII.1953)-эст.  сов.
акт„р. Засл. арт. Эст.ССР (1952). Сценич. деятельность начал  в  1918  в
Петрограде в самодеят. флотском т-ре, учился в театр. студии Балт. флота
под  рук.  В.  П.  Самойлова,  в  1922-24  -  в  театр.  уч-ще  общества
"Драмастуудио".  Участвовал  в  спектаклях  Таллинского  драм.  т-ра.  В
1924-27  работал  режисс„ром  в  Вайваре,  в  1927-31-акт„р  Таллинского
рабочего т-ра, в 1931-35 - т-ра "Драмастуудио" (Таллин), в  1935-41-т-ра
"Ванемуйне" (Тарту), в 1941-т-ра  "Эстония"  (Таллин),  в  1949-53-акт„р
Т-ра им. В. Кингисеппа (Таллин). Исполнительская манера Р. в начале  его
творч. пути отличалась романтич. патетикой. Впоследствии в его игре  вс„
более отч„тливо утверждаются реалистич. тенденции. Особенно удавались Р.
образы людей из народа.
   Роли: Лепик ("Призраки" Якобсона), Пер Гюнт (о. п.  Ибсена),  Тартюф,
Лука; Турья Лаао  ("Цветущее  море"  Мялька),  Глоба  ("Русские  люди"),
Вестман  ("Домовой"  Вильде),  Юхан  ("Куда  ид„шь,  товарищ  директор?"
Хинта), Стародум ("Недоросль") и др. Снимался в  кино  (Гос.  пр.  СССР,
1952, за участие в фильме "Свет в Коорди"). М. Вал.
   РАНДВИЙР, Тийу Александровна (р.  10.III.1938)-  эст.  сов.  артистка
балета.  Засл.  арт.  Эст.  ССР  (1960).  В  1947-55  училась   в   Эст.
хореографич. уч-ще (класс Л. Леэтмаа). В  1959-60  совершенствовалась  в
Моск. хореографич. уч-ще. С 1955 - солистка Эст. т-ра оперы и балета.
   Партии: Одетта-Од иллия; Меэлике  ("Золотопряхи"  Кап-па),  Раймонда;
Касте ("На берегу моря" Юзелюнаса), Мирта ("Жизель"), Эсмеральда; Нелима
("Ригонда" Гринблата), Аврора; Сари ("Тропою  грома"  Караева),  Хозяйка
Медной горы ("Каменный цветок" Прокофьева), Бабочка ("Мальчик и бабочка"
Тамберга) и др. Леа Т.
   РАНЕВСКАЯ, Фаина Григорьевна (р. 1896) - рус. сов. актриса. Нар. арт.
СССР (1961). Сценич. деятельность начала в  1915  в  Малаховском  дачном
т-ре (под Москвой). Затем играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном
"Первом советском театре" в Крыму, в Баку, Архангельске, Смоленске и др.
городах. Первые сценич.  успехи  Р.  связаны  с  выступлениями  в  остро
характерных ролях: Шарлотта ("Вишн„вый  сад"),  Змеюкина  и  Мерчут-кина
("Свадьба", "Юбилей" Чехова), Гулячкина ("Мандат" Н. Р. Эрдмана), Дунька
("Любовь Яровая") и др.  С  1931  Р.-актриса  моск.  Камерного  т-ра,  с
1933Центр. т-ра Красной Армии. Дарование Р. наиболее полно раскрылось  в
роли Вассы  Железно-вой  (1936).  Образ  Вассы  обр„л  в  е„  исполнении
одновременно трагическое и сатирическое звучание, отличался  глубиной  и
законченностью психологической и социальной характеристик.
   В 1943-49 Р. работала в Т-ре драмы (ныне Т-р им. Маяковского), где  с
большим  успехом  исполнила  роль  Верди  ("Лисички"  Хелман,  1945).  С
глубоким  трагизмом  раскрыла   актриса   душевную   тонкость,   наивную
доверчивость  женщины,  затравленной  в  злобном   капиталистич.   мире.
Глубокой человечностью и душевной теплотой был согрет образ бабушки Веры
("Молодая гвардия"). В 1949-55 Р. работала в Т-ре им. Моссовета.  Добрая
мудрость и внутр. сила отличали образ старой ткачихи Агриппины Сем„новны
Солнцевой ("Рассвет над Москвой" Сурова, Гос. пр. СССР, 1951),  в  остро
сатирич., гротесковом рисунке сыграла Р.  роль  Лосевой  ("Закон  чести"
Штейна, Гос. пр. СССР, 1949)  и  небольшую  роль  спекулянтки  ("Шторм",
1951), ставшую благодаря исполнению актрисы одним  из  ярчайших  образов
спектакля. С 1955 Р.- актриса Моск. т-ра им. Пушкина.  Наиболее  значит,
роли в этом т-ре:  Бабушка  в  пьесе  Ка-соны  "Деревья  умирают  стоя",
Антонида Васильевна в инсценировке  "Игрока"  Достоевского.  В  1963  Р.
возвратилась  в  Театр  им.  Моссовета.  В  1964  сыграла   роль   Марии
Александровны в спектакле "Дядюшкин сон" по Достоевскому.
   Акт„рский талант Р. сочетает полноту реалистич. раскрытия характера с
острой, подчас гротескной, эксцентрич. манерой. Р.  часто  обращается  к
комедийному, сатирическому преувеличению. Яркая, выразит. сценич.  речь,
щедрые бытовые краски, остро и  смело  найденная  характерность  придают
сценич. образам Р. особое своеобразие. Снимается в кино. Фильмы:
   "Подкидыш", "Мечта", "Весна", "У них есть  Родина"  (Гос.  пр.  СССР,
1951).
   Др. роли: Наташа ("Три сестры"),  Маша  ("Чайка"),  Войницкая  ("Дядя
Ваня"), леди Мильфорд; Лаврецкая  ("Дворянское  гнездо"  по  Тургеневу),
Трощина   ("Чудак"   Афиногенова),   Председатель   колхоза    ("Ярость"
Янковского), Фатьма Нурхан ("Рассказ о Турции" Хикмета).
   Лит.: Дунина С., Фаина Григорьевна Раневская, М., 1953; Б а ч е л и с
Т., Фаина Раневская, "Советская женщина", 1958, ј 9. К. Р.
   РАННЕТ,  Эуген  Николаевич  (р.  29.XI.1911)-  :)ст.  сов.  писатель,
драматург. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1960). Род.  в  Таллине  в  семье
железнодорожника.  Работал  чернорабочим,  юнгой,  маляром,  каменщиком.
Литературную  деятельность  начал   после   войны   (очерки,   рассказы,
одноактные пьесы, поев. гл. обр. колхозной жизни). Широкую  популярность
принесла Р. пьеса "Совесть" ("С болью в сердце",  1956),  впервые  пост.
Театром им. В. Кингисеппа, к-рый затем ставил все пьесы Р.  Пьеса  поев.
жизни  эстонской  деревни,   сложным   процессам   становления   нового,
социалистич. сознания. В пьесе "Блудный сын" (1958) Р.  раскрывает  тему
подлинного патриотизма, преодолевающего националистич. пропаганду. Пьеса
шла  во  многих  т-рах  страны  и  за  рубежом  (в  Москве  в  Т-ре  им.
Станиславского, 1958). Пьеса Р.  "Браконьеры",  поев.  проблемам  долга,
ответственности художника перед народом, Родиной,  была  пост.  в  Малом
т-ре (1960) и др. т-рах страны. Пьеса "Гуси" (1963) рассказывает о жизни
эстонского села, о борьбе за воспитание нового отношения к труду, семье,
обществу. Пьеса "Чаша и змея" (1964) - драматич. рассказ о сов. медиках.
   Драматургия  Р.  характеризуется  обращением  к  значительным   темам
современности, глубиной  конфликта.  Его  пьесы  обычно  носят  камерный
характер, в них мало  действующих  лиц.  Пьесы  Р.  всегда  строятся  на
столкновении  двух  мировоззрений,   утверждают   новые,   прогрессивные
тенденции. Они отличаются сценичностью, выразительностью диалога.  Автор
сценария "И в дождь и в солнце" (1960) о жизни  трудящихся  Эстонии.  Н.
Войт.
   РАПАЦКИЙ (Rapacki), Винценты (22.1.1840-12.1. 1924)-польский акт„р  и
драматург. В 1858 поступил в Театр. школу (Варшава), через  год  оставил
е„, дебютировал в труппе Паде в Друскениках. Выступал  в  т-рах  Львова,
Черновиц, с 1865-в Краковском т-ре, с 1869-в Варшаве (с 1870 -  один  из
ведущих   акт„ров   т-ра   "Розмаитости").   Р.-один    из    выдающихся
представителей польского сценич. реализма. Связанный в нач. творч.  пути
с  краковской  школой,  Р.  перен„с  е„  опыт   на   варшавскую   сцену,
способствовав упрочению принципов  реализма  в  польском  т-ре.  Высокий
артистизм его игры, отмеченной  внутр.  напряж„нностью  и  разнообразием
сценич. красок, был связан с вдумчивым проникновением в замысел  автора,

Страницы: «« « 1855   1856   1857   1858   1859   1860   1861   1862   1863  1864   1865   1866   1867   1868   1869   1870   1871   1872   1873  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия