|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 » »» реалистич. демократич. лит-ры нач. 20 в. Лит. деятельность начал в 1902.
В 1904 была напечатана драма Р. "Соседи", отразившая революц. идеи
(1905, Тифлис). Автор пьес: "Доктор Аширбад-жиан" (1906), "Умалиш„нные"
(1907), "Роковой пистолет" (1908), "Отрывок жизни" (1912), "Мачеха"
(1914), "Семья Саломе" (1915), "Гостеприимство" (1919), "У границы
любви" (1923) и др. Пьесы эти ставились до революции в Тифлисе и др.
городах Грузии, особенно популярна была драма "Соседи". Г. Б.
РАМКА - гимнастический цирковой аппарат (имеет форму рамы).
Применяется в воздушных и партерных номерах. Количество исполнителей от
двух и больше. На Р. исполняются и акробатические номера. Ал. Ш.
РАМЛИЛА [санскр., от Рам (а) - одно из земных воплощений бога Вишну и
лила - игра] - музы-кально-танц. драма, распростран„нная в сев. районах
Индии. В основе сюжета Р. лежит др.-инд. эпич. поэма "Рамаяна". С
древних врем„н Р. разыгрываются при индуистских храмах во время
религиозного праздника дасахры, длятся 9-14 дней. Представление состоит
из серии последовательно развивающихся эпизодов, к-рые разыгрываются
прямо на площади или на подмостках. Гл. действ. лицо - рассказчик, к-рый
объединяет действие в одно целое. Он подробно комментирует все
происходящие на сцене события, поведение героев, разъясняет зрителям
философию и мораль древних эпич. сказаний. Помимо осн. эпизодов, в Р.
часто включаются также театр. процессии и интермедии комедийного
характера (шомы). Иск-во исполнителей Р. синтетично по своему характеру.
Осн. средства акт„рской выразительности - танец и пантомима. Действие
сопровождает оркестр нац. муз. инструментов. В 18-20 вв. организуются
светские представления Р. Для устройства представлений выбирают комитеты
из местного населения. Чл. комитета собирают пожертвования на спектакль,
отбирают акт„ров из числа любителей и поручают пост. наиболее опытному
участнику. Исполнители носят яркие костюмы, иногда надевают маски;
представление ид„т без декораций (используются только аксессуары).
Лит.: Бабкина М. П., Потабенко С. И., Народный театр Индии, М., 1964.
Мел. Б.
РАМб (Rameau),Жан Филипп (25.IX.1683, Дижон,- 12.IX.1764, Париж) -
франц. композитор и теоретик музыки. Род. в семье органиста. Работал как
скрипач в итал. театр. труппе, затем был органистом в разл. городах
Франции. С 1722 жил в Париже. Уже получив известность как автор
инструмент, соч. и издав свои замечат. изыскания в области гармонии,
проложившие новые пути муз. теории (знаменитый "Трактат о гармонии",
1722), Р. выступил как оперный композитор. Наиболее значит, период
оперного творчества Р.- 1733- 1749. В обширном муз.-сц е-нич. наследии
Р. - св. 35 произв., пост. гл. обр. в "Королевской академии музыки"
(Париж): оперы "Ипполит и Арисия" (по Еври-пиду и Расину, 1733), "Кастор
и Поллукс" (1737), "Зороастр" (1749, на основе музыки своей оперы
"Самсон"), оперы-балеты "Галантная Индия" (1735) и "Празднества Гебы"
(1739), два варианта оперы "Дарданус" (1739, 1744), комедия-балет
"Платея"
(1745, Версаль), героические пасторали "Заида" (1748) и "Наида"
(1749) и мн. др. Р. выступил как представитель традиц. франц. еперы с е„
разработанным и устоявшимся художеств. каноном, как творч. наследник Ж.
Б. Люлли. Оставаясь в кругу тем, образов и жанров, предписанных стилем
рококо, Р. обогатил выразит, средства музыки, усложнил муз. формы.
Выражение разл. "аффектов" сочеталось в творчестве Р. с индивидуальной
характеристикой персонажей. В речитативах у Р., как и у Люлли,звучат
естеств. интонации речи. Разнообразие типов речитативов да„т возможность
перехода от "сухого" речитатива к арии. Типы арии у Р. варьируются от
простых песенных форм до колоратурных ариетт. В действие опер вводятся
оркестровые дивертисменты. В симф. частях опер (увертюры и т. п.) Р.
расширяет изобразит, возможности оркестра. Полемика между Р. и Ж. Ж.
Руссо и др. энциклопедистами по эстетич. и теоретич. вопросам (об
оперной форме, о связи речи и пения) была исторически ограничена и
противоречива. Р. порой защищал нек-рые, устаревшие эстетич. концепции
("теорию аффектов" - "Наблюдения над нашим муз. инстинктом", 1754).
Оперы Р. ставятся во франц. т-рах и в 20 в.
Лит.: И в а н о в-Б о р е ц к и и М. В. (ред.). Материалы и документы
по истории музыки, т. 2, М., 1934; Л и-в а н о в а Т., История
западноевропейской музыки до 1789 года. М.-Л., 1940; "Муз. жизнь", 1964,
ј 22, с. 22-23-Laloy L., Rameau, 3 ed.. P., 1919; Masson P.-M. L'Opera
de Rameau, P., 1930; Girdiestone C., J.-Ph Rameau. His life and work,
L., [1957]; его же. Rameau в KH.:Die Musik in Geschichte und Gegenwart,
Bd 10, L.-N.Y. 1962; M a 1 i g n о n J., Rameau, P., 1960. Ал. М
РАМПА (франц. rampe, от ramper - спускаться отлого) - 1)
Осветительная аппаратура, установленная на полу сцены по е„ переднему
краю и спрятанная от публики за бортом, опоясывающим просцениум. Служит
для освещения сцены спереди и снизу. В совр. т-ре Р. является лишь
частью осветительной системы. 2) Граница между зрительным залом и сценой
("перед рампой" - значит в зрительном зале, "за рампой"- на сцене). 3) В
переносном смысле - сцена вообще, т-р в целом (напр., "увидеть свет
рампы" - значит появиться на сцене, выступить публично в т-ре).
"РАМПА"- 1) Еженедельный иллюстрированный театральный журнал. Выходил
в Москве в авг. 1908 - марте 1909, редакторы-издатели Л. Г. Мунштейн
(Loio) и Э. М. Бес-кин; в дальнейшем наз. "Рампа и акт„р"
(предшественник журн. "Рампа и жизнь"), с апреля по июль
1909редактор-издатель Бескин. 2) Иллюстрированное приложение к журналу
"Художественный труд", Москва, дек. 1923 - март 1924; возникло на базе
ранее выходившей "Программы и либретто московских театров" (1923). 4.
Шн.
"РАМПА И ЖИЗНЬ" - рус. еженедельный иллюстрированный журнал. Выходил
в Москве с апр. 1909 по окт. 1918, выделившись из ранее издававшегося
журн. "Рампа и акт„р". Редактор-издатель Л. Г. Мунштейн (Loio) (с 26 по
30-й номер-редактор Мунштейн, издатель В. Н. Иль-нарская). Наряду с
обширной информацией о текущей театрально-художеств. жизни Москвы,
Петербурга (Петрограда) и провинции, журнал печатал разв„рнутые театр.
рецензии, статьи общего характера по вопросам театр. и смежных иск-в,
монографич. очерки, фельетоны, рассказы, стихи, эпиграммы и др. "Р. и
ж." был в сво„ время одним из популярнейших изданий. Журнал
систематически выпускал приложения: L о 1 о. Жрецы и жрицы искусства.
Словарь сценических деятелей. М., т. 1-2, М., 1910-12;
Московский Художественный театр. Исторический очерк его жизни и
деятельности, т.1-2, М., [1913-14]; Ф. И. Шаляпин. (Биография и
сценические образы), [М., 1915], Галлерея сценических деятелей (Очерки,
воспоминания стихи), т. 1-2, М., [1915-16] и др. . Шн.
Страницы: «« « 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |