Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 » »» реалистич. демократич. лит-ры нач. 20 в. Лит. деятельность начал в 1902. В 1904 была напечатана драма Р. "Соседи", отразившая революц. идеи (1905, Тифлис). Автор пьес: "Доктор Аширбад-жиан" (1906), "Умалиш„нные" (1907), "Роковой пистолет" (1908), "Отрывок жизни" (1912), "Мачеха" (1914), "Семья Саломе" (1915), "Гостеприимство" (1919), "У границы любви" (1923) и др. Пьесы эти ставились до революции в Тифлисе и др. городах Грузии, особенно популярна была драма "Соседи". Г. Б. РАМКА - гимнастический цирковой аппарат (имеет форму рамы). Применяется в воздушных и партерных номерах. Количество исполнителей от двух и больше. На Р. исполняются и акробатические номера. Ал. Ш. РАМЛИЛА [санскр., от Рам (а) - одно из земных воплощений бога Вишну и лила - игра] - музы-кально-танц. драма, распростран„нная в сев. районах Индии. В основе сюжета Р. лежит др.-инд. эпич. поэма "Рамаяна". С древних врем„н Р. разыгрываются при индуистских храмах во время религиозного праздника дасахры, длятся 9-14 дней. Представление состоит из серии последовательно развивающихся эпизодов, к-рые разыгрываются прямо на площади или на подмостках. Гл. действ. лицо - рассказчик, к-рый объединяет действие в одно целое. Он подробно комментирует все происходящие на сцене события, поведение героев, разъясняет зрителям философию и мораль древних эпич. сказаний. Помимо осн. эпизодов, в Р. часто включаются также театр. процессии и интермедии комедийного характера (шомы). Иск-во исполнителей Р. синтетично по своему характеру. Осн. средства акт„рской выразительности - танец и пантомима. Действие сопровождает оркестр нац. муз. инструментов. В 18-20 вв. организуются светские представления Р. Для устройства представлений выбирают комитеты из местного населения. Чл. комитета собирают пожертвования на спектакль, отбирают акт„ров из числа любителей и поручают пост. наиболее опытному участнику. Исполнители носят яркие костюмы, иногда надевают маски; представление ид„т без декораций (используются только аксессуары). Лит.: Бабкина М. П., Потабенко С. И., Народный театр Индии, М., 1964. Мел. Б. РАМб (Rameau),Жан Филипп (25.IX.1683, Дижон,- 12.IX.1764, Париж) - франц. композитор и теоретик музыки. Род. в семье органиста. Работал как скрипач в итал. театр. труппе, затем был органистом в разл. городах Франции. С 1722 жил в Париже. Уже получив известность как автор инструмент, соч. и издав свои замечат. изыскания в области гармонии, проложившие новые пути муз. теории (знаменитый "Трактат о гармонии", 1722), Р. выступил как оперный композитор. Наиболее значит, период оперного творчества Р.- 1733- 1749. В обширном муз.-сц е-нич. наследии Р. - св. 35 произв., пост. гл. обр. в "Королевской академии музыки" (Париж): оперы "Ипполит и Арисия" (по Еври-пиду и Расину, 1733), "Кастор и Поллукс" (1737), "Зороастр" (1749, на основе музыки своей оперы "Самсон"), оперы-балеты "Галантная Индия" (1735) и "Празднества Гебы" (1739), два варианта оперы "Дарданус" (1739, 1744), комедия-балет "Платея" (1745, Версаль), героические пасторали "Заида" (1748) и "Наида" (1749) и мн. др. Р. выступил как представитель традиц. франц. еперы с е„ разработанным и устоявшимся художеств. каноном, как творч. наследник Ж. Б. Люлли. Оставаясь в кругу тем, образов и жанров, предписанных стилем рококо, Р. обогатил выразит, средства музыки, усложнил муз. формы. Выражение разл. "аффектов" сочеталось в творчестве Р. с индивидуальной характеристикой персонажей. В речитативах у Р., как и у Люлли,звучат естеств. интонации речи. Разнообразие типов речитативов да„т возможность перехода от "сухого" речитатива к арии. Типы арии у Р. варьируются от простых песенных форм до колоратурных ариетт. В действие опер вводятся оркестровые дивертисменты. В симф. частях опер (увертюры и т. п.) Р. расширяет изобразит, возможности оркестра. Полемика между Р. и Ж. Ж. Руссо и др. энциклопедистами по эстетич. и теоретич. вопросам (об оперной форме, о связи речи и пения) была исторически ограничена и противоречива. Р. порой защищал нек-рые, устаревшие эстетич. концепции ("теорию аффектов" - "Наблюдения над нашим муз. инстинктом", 1754). Оперы Р. ставятся во франц. т-рах и в 20 в. Лит.: И в а н о в-Б о р е ц к и и М. В. (ред.). Материалы и документы по истории музыки, т. 2, М., 1934; Л и-в а н о в а Т., История западноевропейской музыки до 1789 года. М.-Л., 1940; "Муз. жизнь", 1964, ј 22, с. 22-23-Laloy L., Rameau, 3 ed.. P., 1919; Masson P.-M. L'Opera de Rameau, P., 1930; Girdiestone C., J.-Ph Rameau. His life and work, L., [1957]; его же. Rameau в KH.:Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Bd 10, L.-N.Y. 1962; M a 1 i g n о n J., Rameau, P., 1960. Ал. М РАМПА (франц. rampe, от ramper - спускаться отлого) - 1) Осветительная аппаратура, установленная на полу сцены по е„ переднему краю и спрятанная от публики за бортом, опоясывающим просцениум. Служит для освещения сцены спереди и снизу. В совр. т-ре Р. является лишь частью осветительной системы. 2) Граница между зрительным залом и сценой ("перед рампой" - значит в зрительном зале, "за рампой"- на сцене). 3) В переносном смысле - сцена вообще, т-р в целом (напр., "увидеть свет рампы" - значит появиться на сцене, выступить публично в т-ре). "РАМПА"- 1) Еженедельный иллюстрированный театральный журнал. Выходил в Москве в авг. 1908 - марте 1909, редакторы-издатели Л. Г. Мунштейн (Loio) и Э. М. Бес-кин; в дальнейшем наз. "Рампа и акт„р" (предшественник журн. "Рампа и жизнь"), с апреля по июль 1909редактор-издатель Бескин. 2) Иллюстрированное приложение к журналу "Художественный труд", Москва, дек. 1923 - март 1924; возникло на базе ранее выходившей "Программы и либретто московских театров" (1923). 4. Шн. "РАМПА И ЖИЗНЬ" - рус. еженедельный иллюстрированный журнал. Выходил в Москве с апр. 1909 по окт. 1918, выделившись из ранее издававшегося журн. "Рампа и акт„р". Редактор-издатель Л. Г. Мунштейн (Loio) (с 26 по 30-й номер-редактор Мунштейн, издатель В. Н. Иль-нарская). Наряду с обширной информацией о текущей театрально-художеств. жизни Москвы, Петербурга (Петрограда) и провинции, журнал печатал разв„рнутые театр. рецензии, статьи общего характера по вопросам театр. и смежных иск-в, монографич. очерки, фельетоны, рассказы, стихи, эпиграммы и др. "Р. и ж." был в сво„ время одним из популярнейших изданий. Журнал систематически выпускал приложения: L о 1 о. Жрецы и жрицы искусства. Словарь сценических деятелей. М., т. 1-2, М., 1910-12; Московский Художественный театр. Исторический очерк его жизни и деятельности, т.1-2, М., [1913-14]; Ф. И. Шаляпин. (Биография и сценические образы), [М., 1915], Галлерея сценических деятелей (Очерки, воспоминания стихи), т. 1-2, М., [1915-16] и др. . Шн. Страницы: «« « 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |