Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1854   1855   1856   1857   1858   1859   1860   1861   1862  1863   1864   1865   1866   1867   1868   1869   1870   1871   1872  » »»

реалистич. демократич. лит-ры нач. 20 в. Лит. деятельность начал в 1902.
В 1904 была напечатана  драма  Р.  "Соседи",  отразившая  революц.  идеи
(1905, Тифлис). Автор пьес: "Доктор Аширбад-жиан" (1906),  "Умалиш„нные"
(1907), "Роковой пистолет"  (1908),  "Отрывок  жизни"  (1912),  "Мачеха"
(1914), "Семья  Саломе"  (1915),  "Гостеприимство"  (1919),  "У  границы
любви" (1923) и др. Пьесы эти ставились до революции  в  Тифлисе  и  др.
городах Грузии, особенно популярна была драма "Соседи". Г. Б.
   РАМКА  -  гимнастический  цирковой  аппарат   (имеет   форму   рамы).
Применяется в воздушных и партерных номерах. Количество исполнителей  от
двух и больше. На Р. исполняются и акробатические номера. Ал. Ш.
   РАМЛИЛА [санскр., от Рам (а) - одно из земных воплощений бога Вишну и
лила - игра] - музы-кально-танц. драма, распростран„нная в сев.  районах
Индии. В основе сюжета  Р.  лежит  др.-инд.  эпич.  поэма  "Рамаяна".  С
древних  врем„н  Р.  разыгрываются  при  индуистских  храмах  во   время
религиозного праздника дасахры, длятся 9-14 дней. Представление  состоит
из серии последовательно  развивающихся  эпизодов,  к-рые  разыгрываются
прямо на площади или на подмостках. Гл. действ. лицо - рассказчик, к-рый
объединяет  действие  в  одно  целое.  Он  подробно   комментирует   все
происходящие на сцене события,  поведение  героев,  разъясняет  зрителям
философию и мораль древних эпич. сказаний. Помимо осн.  эпизодов,  в  Р.
часто  включаются  также  театр.  процессии  и  интермедии   комедийного
характера (шомы). Иск-во исполнителей Р. синтетично по своему характеру.
Осн. средства акт„рской выразительности - танец  и  пантомима.  Действие
сопровождает оркестр нац. муз. инструментов. В  18-20  вв.  организуются
светские представления Р. Для устройства представлений выбирают комитеты
из местного населения. Чл. комитета собирают пожертвования на спектакль,
отбирают акт„ров из числа любителей и поручают пост.  наиболее  опытному
участнику. Исполнители  носят  яркие  костюмы,  иногда  надевают  маски;
представление ид„т без декораций (используются только аксессуары).
   Лит.: Бабкина М. П., Потабенко С. И., Народный театр Индии, М., 1964.
Мел. Б.
   РАМб (Rameau),Жан Филипп (25.IX.1683, Дижон,-  12.IX.1764,  Париж)  -
франц. композитор и теоретик музыки. Род. в семье органиста. Работал как
скрипач в итал. театр. труппе, затем  был  органистом  в  разл.  городах
Франции. С  1722  жил  в  Париже.  Уже  получив  известность  как  автор
инструмент, соч. и издав свои замечат.  изыскания  в  области  гармонии,
проложившие новые пути муз. теории  (знаменитый  "Трактат  о  гармонии",
1722), Р. выступил  как  оперный  композитор.  Наиболее  значит,  период
оперного творчества Р.- 1733- 1749. В обширном муз.-сц  е-нич.  наследии
Р. - св. 35 произв., пост. гл.  обр.  в  "Королевской  академии  музыки"
(Париж): оперы "Ипполит и Арисия" (по Еври-пиду и Расину, 1733), "Кастор
и Поллукс" (1737),  "Зороастр"  (1749,  на  основе  музыки  своей  оперы
"Самсон"), оперы-балеты "Галантная Индия" (1735)  и  "Празднества  Гебы"
(1739),  два  варианта  оперы  "Дарданус"  (1739,  1744),  комедия-балет
"Платея"
   (1745, Версаль),  героические  пасторали  "Заида"  (1748)  и  "Наида"
(1749) и мн. др. Р. выступил как представитель традиц. франц. еперы с е„
разработанным и устоявшимся художеств. каноном, как творч. наследник  Ж.
Б. Люлли. Оставаясь в кругу тем, образов и жанров,  предписанных  стилем
рококо, Р. обогатил  выразит,  средства  музыки,  усложнил  муз.  формы.
Выражение разл. "аффектов" сочеталось в творчестве Р.  с  индивидуальной
характеристикой персонажей. В речитативах у Р.,  как  и  у  Люлли,звучат
естеств. интонации речи. Разнообразие типов речитативов да„т возможность
перехода от "сухого" речитатива к арии. Типы арии у  Р.  варьируются  от
простых песенных форм до колоратурных ариетт. В действие  опер  вводятся
оркестровые дивертисменты. В симф. частях опер (увертюры  и  т.  п.)  Р.
расширяет изобразит, возможности оркестра. Полемика между  Р.  и  Ж.  Ж.
Руссо и др.  энциклопедистами  по  эстетич.  и  теоретич.  вопросам  (об
оперной форме, о связи речи  и  пения)  была  исторически  ограничена  и
противоречива. Р. порой защищал нек-рые, устаревшие  эстетич.  концепции
("теорию аффектов" - "Наблюдения  над  нашим  муз.  инстинктом",  1754).
Оперы Р. ставятся во франц. т-рах и в 20 в.
   Лит.: И в а н о в-Б о р е ц к и и М. В. (ред.). Материалы и документы
по истории музыки, т. 2, М.,  1934;  Л  и-в  а  н  о  в  а  Т.,  История
западноевропейской музыки до 1789 года. М.-Л., 1940; "Муз. жизнь", 1964,
ј 22, с. 22-23-Laloy L., Rameau, 3 ed.. P., 1919; Masson  P.-M.  L'Opera
de Rameau, P., 1930; Girdiestone C., J.-Ph Rameau. His  life  and  work,
L., [1957]; его же. Rameau в KH.:Die Musik in Geschichte und  Gegenwart,
Bd 10, L.-N.Y. 1962; M a 1 i g n о n J., Rameau, P., 1960. Ал. М
   РАМПА  (франц.  rampe,  от  ramper  -   спускаться   отлого)   -   1)
Осветительная аппаратура, установленная на полу сцены  по  е„  переднему
краю и спрятанная от публики за бортом, опоясывающим просцениум.  Служит
для освещения сцены спереди и снизу.  В  совр.  т-ре  Р.  является  лишь
частью осветительной системы. 2) Граница между зрительным залом и сценой
("перед рампой" - значит в зрительном зале, "за рампой"- на сцене). 3) В
переносном смысле - сцена вообще, т-р  в  целом  (напр.,  "увидеть  свет
рампы" - значит появиться на сцене, выступить публично в т-ре).
   "РАМПА"- 1) Еженедельный иллюстрированный театральный журнал. Выходил
в Москве в авг. 1908 - марте 1909,  редакторы-издатели  Л.  Г.  Мунштейн
(Loio)  и  Э.  М.  Бес-кин;  в   дальнейшем   наз.   "Рампа   и   акт„р"
(предшественник   журн.   "Рампа   и   жизнь"),   с   апреля   по   июль
1909редактор-издатель Бескин. 2) Иллюстрированное приложение  к  журналу
"Художественный труд", Москва, дек. 1923 - март 1924; возникло  на  базе
ранее выходившей "Программы и либретто московских  театров"  (1923).  4.
Шн.
   "РАМПА И ЖИЗНЬ" - рус. еженедельный иллюстрированный журнал.  Выходил
в Москве с апр. 1909 по окт. 1918, выделившись  из  ранее  издававшегося
журн. "Рампа и акт„р". Редактор-издатель Л. Г. Мунштейн (Loio) (с 26  по
30-й номер-редактор Мунштейн, издатель  В.  Н.  Иль-нарская).  Наряду  с
обширной  информацией  о  текущей  театрально-художеств.  жизни  Москвы,
Петербурга (Петрограда) и провинции, журнал печатал  разв„рнутые  театр.
рецензии, статьи общего характера по вопросам театр.  и  смежных  иск-в,
монографич. очерки, фельетоны, рассказы, стихи, эпиграммы и  др.  "Р.  и
ж."  был  в  сво„  время  одним   из   популярнейших   изданий.   Журнал
систематически выпускал приложения: L о 1 о. Жрецы  и  жрицы  искусства.
Словарь сценических деятелей. М., т. 1-2, М., 1910-12;
   Московский Художественный  театр.  Исторический  очерк  его  жизни  и
деятельности,  т.1-2,  М.,  [1913-14];  Ф.  И.  Шаляпин.  (Биография   и
сценические образы), [М., 1915], Галлерея сценических деятелей  (Очерки,
воспоминания стихи), т. 1-2, М., [1915-16] и др. . Шн.

Страницы: «« « 1854   1855   1856   1857   1858   1859   1860   1861   1862  1863   1864   1865   1866   1867   1868   1869   1870   1871   1872  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия