Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1845   1846   1847   1848   1849   1850   1851   1852   1853  1854   1855   1856   1857   1858   1859   1860   1861   1862   1863  » »»

изяществом,  гармоничностью  формы,   изысканностью   мелодий,   графич.
ч„ткостью линий. Композитор в совершенстве владел оркестровыми тембрами,
достигая единства и многообразия выразит, средств. Наряду со мн.  симф."
камерными, фп. произв., Р. принадлежат две одноактные оперы - "Испанский
час"  (1911,  т-р  "Опера  комик",  Париж)  и  "Дитя  и   чары"   (1925,
Монте-Карло); балеты-"Сон Флорины" на музыку  оркестрованной  сюиты  для
фп. "Моя матушка гусыня" (1912, "Т-р дез  Ар",  Париж),  "Аделаида,  пли
Язык цветов" (на музыку "Благородных и сентиментальных  вальсов",  1912,
т-р "Шатле", Париж), "Дафнис и Хлоя" (1912, "Рус.  балет  С.  Дягилева",
Париж), "Болеро" (соч. для И. Рубинштейн,  1928,  театр  "Гранд-Опера"),
хореографич. поэма
   "Вальс"  (1929,  там  же)  и  др.  "Камерные"   оперы   Р.   отмечены
стилизацией, иронией. Они отличаются выразительностью вок. партий, гибко
передающих  речевые   интонации,   графической   ясностью   конструкций,
ансамблевой оркестровкой, выделяющей функции каждого инструмента.  Балет
"Дафнис и Хлоя" (пост. по сценарию  М.  М.  Фокина)  -  вершина  сценич.
опытов  Р.  и  лучшее  его  симф.  произв.  (музыка  была  задумана  как
"хореографич.  симфония"  со  строгим  тональным   планом   и   системой
лейтмотивов). Творчество Р. повлияло на мн. композиторов Франции  и  др.
стран, в т. ч. на Б. Бартока, М. де Фалья, Э. Вила Лобоса,  А.  Казеллу.
Воздействие Р. заметно в балетных партитурах С. С. Прокофьева  и  А.  И.
Хачатуряна. В 1922 Р. оркестровал "Картинки с выставки"  Мусоргского.  В
его ред. это произведение ставилось как балет, в т. ч. в 1963 Московским
музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко.
   Лит.: Равель в зеркале своих писем. Сост. М. Жерар и Р. Шалю, пер.  с
франц., Л., 1962; К р е и н Ю., Морис Равель, "Сов. музыка", 1957, М 12;
Цыпин Г.,  Морис  Равель,  М.,  1959;  К  р  е  и  н  Ю.,  Симфонические
произведения Мориса Равеля,  М.,  1962;  Альшванг  А.,  Произведения  К.
Дебюсси и М. Равеля, М., 1963; М а с h a-bey A.,  M.  Ravel,  Р.,  1947;
Bruyr J., M. Ravel, ou le lyrisme et les sortileges, P., 1950; J a n k e
1 e-v i t с h V., Ravel, P., 1956; Ackere J.  van.  Maurice  Rave],  P.,
Brux., 1957. Ал. М.
   РАВЕНСКИХ, Борис Иванович [р. 14(27). VI. 1914]- рус. сов.  режисс„р.
Нар. арт. РСФСР (1964). Чл. Ком-мунистич. партии с 1954. В 1935  окончил
режисс„рский ф-т Ленингр. ин-та сценич. иск-в и в этом же году  поступил
в Т-р им.  Мейерхольда,  где  до  1938  работал  ассистентом  режисс„ра.
Пребывание  в  этом  т-ре  оказало  влияние  на  дальнейшее   творчество
режисс„ра. Он воспринял  у  Мейерхольда  публицистичность,  тяготение  к
яркой, выразит, форме. В  1940-41  Р.  проходил  практику  во  МХАТе,  в
1941-50 был режисс„ром Драм. студии  им.  К.  С.  Станиславского  (позже
Моск. драм. т-р им. К. С. Станиславского). Пост. здесь  "В  тиши  лесов"
Нилина (1948), "С любовью не шутят" Кальдерона (1949) и др. В  50-х  гг.
Р. пост. спектакль "Свадьба  с  приданым"  Дьяконова  (1950,  Моск.  т-р
Сатиры), отличавшийся яркими красками, оптимистич. видением жизни.
   В 1951-60 Р.-режисс„р  Малого  т-ра.  Наиб.  значит.  работа  в  этом
т-ре-спектакль  "Власть  тьмы"  (1956).  Отказавшись  от   традиционного
бытового толкования этой драмы, Р. трактовал "Власть тьмы"  как  высокую
трагедию,  стремился  к  раскрытию  светлого  начала  в  душе   русского
человека. Р. обострял характеры, вносил в действие напряж„нный динамизм,
широко использовал музыку, свет. В Малом т-ре Р. пост. также  спектакли:
"Шакалы"  Якобсона  (1953),  "Иван  Рыбаков"  Гусева   (1954),   "Почему
улыбались зв„зды" Корнейчука (1958), "Осенние зори" Блинова (1960).
   С 1960 Р. возглавляет Моск. драматич. т-р им. А. С. Пушкина; режисс„р
стремится  к  созданию  совр.  публицистич.  спектакля   -   "Романьола"
Скуарцины (1963), "День рождения  Терезы"  Мдивани  (1961),  тяготеет  к
яркой, темпераментной нар. комедии - "Свиные хвостики" Дитла  (1961).  В
1964 Р. пост. героич.  монументальный  спектакль  "Поднятая  целина"  по
Шолохову.  Спектакли  Р.  эмоциональны,  насыщены  движением,  красками,
музыкой. Н. Вел.
   РАДАКОВ,   Алексей   Александрович   (26.III.1879-   1942)   -   рус.
художник-карикатурист,   плакатист,   живописец,   иллюстратор,   театр.
художник. Окончил Моск.  уч-ще  живописи,  ваяния  и  зодчества  (1900).
Занимался в художеств. уч-ще Штиглица и мастерской П. Лорана (Париж).  В
т-ре начал работать в 1912 ("Царь Фалалей",  Литейный  т-р,  Петербург).
Оформлял спектакли в т-рах "Летучая мышь"  (Москва),  "Бродячая  собака"
(Петербург) и др.; ряд спектаклей подготовил с реж. К. А. Марджановым.
   Осн. работы: "Много шума из ничего"  (1919),  "Разбойники"  (1919)  в
Ленингр. Большом драм. т-ре; "Дон Паскуа-ле" Доницетти  (1922,  Троицкий
т-р, Петроград), "Лебединое озеро" (Одесский т-р оперы и балета)  и  др.
АН. Ш.
   РАДЖАБИ (Р а  д  ж  а  б  о  в),  Юнус  [р.  5(17).1896]-  узб.  сов.
композитор-мелодист. Нар. арт. Узб. ССР  (1953).  В  1923  окончил  Нар.
консерваторию (Ташкент) как певец и исполнитель на нар. инструментах.  В
1925-27 - муз. рук. Самаркандского муз.-драм. т-ра.  В  1927-53  -  худ.
рук. оркестра нар. инструментов радио  Ташкента.  Р.  принял  участие  в
создании муз. драм: "Месть" (1941, Т-р им. Мукими, Ташкент),  "Фархад  и
Ширин"  (1947,  Т-р  им.  Таш-совета,  Ташкент)  (обе  совм.  с  Б.   Б.
Надеждипым), "Кучкар Турдыев" (совм. с Н. Н. Мироновым, 1942, Янги-Юль),
"Муканна" (совм. с Г. А. Мушелем, 1943, там же). Р. принадлежат  произв.
для оркестра узб. нар. инструментов, записи узб. нар.  музыки  (5  тт.),
многочисл. песни, романсы, инструментальные произв. М. Ахм.  РАДЗЯВИЧУС,
Альфонас Андряус (р. 19.111. 1905) - литов. сов. акт„р, режисс„р.  Засл.
арт. Лит. ССР (1947). В 1929 окончил драм. студию. В  том  же  году  был
принят в Каунасский гос. т-р. В 1931-35 и в 1939-43 работал в Шяуляйском
т-ре, в 1935-39 - в Клайпедском т-ре. С 1943 -  акт„р  Т-ра  драмы  Лит.
ССР. В 1947-50 - худ. рук. Каунасского т-ра.
   Роли: Николай Скроботов  ("Враги",  Гос.  пр.  СССР,  1947),  Ока„мов
("Машенька"), Гуща ("Доля предрассветная"  Сруоги),  Сметона  ("Незримое
оружие"  Гудайтиса-Гузявичу-са),  Вилли  Ломен  ("Смерть   коммивояж„ра"
Миллера), Яки-мов ("Совесть" по Павловой).
   Пост. спектакли: "Беспокойная старость" Рахманова  (1940,  Шяуляйский
т-р), "Молодая гвардия" (1947); "Жизнь в  цитадели"  Якобсона  (1948)  -
Каунасский т-р; "Блудный сын" Раннета (1958, Т-р драмы Лит. ССР)  и  др.
В„л   педагогич.    работу    в    драм.    студии    (Каунас)    и    в
Культурно-просветительном техникуме (Вильнюс).  Ал-  Д-РАДЗЯЛОВСКАЯ,  Е.
П.- см. Родзяловская Е. П. РАДИН, Николай Мариусович [наст. фам.- К  а-з
а н к о в; 3(15) XII.  1872-  24.УП1.1935  ]  -  русский  сов.  акт„р  и
режисс„р, Засл. арт. Республики (1925). Сын акт„ра М.  М.  Петипа,  внук
балетмейстера М. И. Петипа. Окончил юридич. ф-т  Петерб.  ун-та  (1900).
Выступал в любительских спектаклях. Как акт„р-профессионал участвовал  в

Страницы: «« « 1845   1846   1847   1848   1849   1850   1851   1852   1853  1854   1855   1856   1857   1858   1859   1860   1861   1862   1863  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия