|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 » »» изяществом, гармоничностью формы, изысканностью мелодий, графич.
ч„ткостью линий. Композитор в совершенстве владел оркестровыми тембрами,
достигая единства и многообразия выразит, средств. Наряду со мн. симф."
камерными, фп. произв., Р. принадлежат две одноактные оперы - "Испанский
час" (1911, т-р "Опера комик", Париж) и "Дитя и чары" (1925,
Монте-Карло); балеты-"Сон Флорины" на музыку оркестрованной сюиты для
фп. "Моя матушка гусыня" (1912, "Т-р дез Ар", Париж), "Аделаида, пли
Язык цветов" (на музыку "Благородных и сентиментальных вальсов", 1912,
т-р "Шатле", Париж), "Дафнис и Хлоя" (1912, "Рус. балет С. Дягилева",
Париж), "Болеро" (соч. для И. Рубинштейн, 1928, театр "Гранд-Опера"),
хореографич. поэма
"Вальс" (1929, там же) и др. "Камерные" оперы Р. отмечены
стилизацией, иронией. Они отличаются выразительностью вок. партий, гибко
передающих речевые интонации, графической ясностью конструкций,
ансамблевой оркестровкой, выделяющей функции каждого инструмента. Балет
"Дафнис и Хлоя" (пост. по сценарию М. М. Фокина) - вершина сценич.
опытов Р. и лучшее его симф. произв. (музыка была задумана как
"хореографич. симфония" со строгим тональным планом и системой
лейтмотивов). Творчество Р. повлияло на мн. композиторов Франции и др.
стран, в т. ч. на Б. Бартока, М. де Фалья, Э. Вила Лобоса, А. Казеллу.
Воздействие Р. заметно в балетных партитурах С. С. Прокофьева и А. И.
Хачатуряна. В 1922 Р. оркестровал "Картинки с выставки" Мусоргского. В
его ред. это произведение ставилось как балет, в т. ч. в 1963 Московским
музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Лит.: Равель в зеркале своих писем. Сост. М. Жерар и Р. Шалю, пер. с
франц., Л., 1962; К р е и н Ю., Морис Равель, "Сов. музыка", 1957, М 12;
Цыпин Г., Морис Равель, М., 1959; К р е и н Ю., Симфонические
произведения Мориса Равеля, М., 1962; Альшванг А., Произведения К.
Дебюсси и М. Равеля, М., 1963; М а с h a-bey A., M. Ravel, Р., 1947;
Bruyr J., M. Ravel, ou le lyrisme et les sortileges, P., 1950; J a n k e
1 e-v i t с h V., Ravel, P., 1956; Ackere J. van. Maurice Rave], P.,
Brux., 1957. Ал. М.
РАВЕНСКИХ, Борис Иванович [р. 14(27). VI. 1914]- рус. сов. режисс„р.
Нар. арт. РСФСР (1964). Чл. Ком-мунистич. партии с 1954. В 1935 окончил
режисс„рский ф-т Ленингр. ин-та сценич. иск-в и в этом же году поступил
в Т-р им. Мейерхольда, где до 1938 работал ассистентом режисс„ра.
Пребывание в этом т-ре оказало влияние на дальнейшее творчество
режисс„ра. Он воспринял у Мейерхольда публицистичность, тяготение к
яркой, выразит, форме. В 1940-41 Р. проходил практику во МХАТе, в
1941-50 был режисс„ром Драм. студии им. К. С. Станиславского (позже
Моск. драм. т-р им. К. С. Станиславского). Пост. здесь "В тиши лесов"
Нилина (1948), "С любовью не шутят" Кальдерона (1949) и др. В 50-х гг.
Р. пост. спектакль "Свадьба с приданым" Дьяконова (1950, Моск. т-р
Сатиры), отличавшийся яркими красками, оптимистич. видением жизни.
В 1951-60 Р.-режисс„р Малого т-ра. Наиб. значит. работа в этом
т-ре-спектакль "Власть тьмы" (1956). Отказавшись от традиционного
бытового толкования этой драмы, Р. трактовал "Власть тьмы" как высокую
трагедию, стремился к раскрытию светлого начала в душе русского
человека. Р. обострял характеры, вносил в действие напряж„нный динамизм,
широко использовал музыку, свет. В Малом т-ре Р. пост. также спектакли:
"Шакалы" Якобсона (1953), "Иван Рыбаков" Гусева (1954), "Почему
улыбались зв„зды" Корнейчука (1958), "Осенние зори" Блинова (1960).
С 1960 Р. возглавляет Моск. драматич. т-р им. А. С. Пушкина; режисс„р
стремится к созданию совр. публицистич. спектакля - "Романьола"
Скуарцины (1963), "День рождения Терезы" Мдивани (1961), тяготеет к
яркой, темпераментной нар. комедии - "Свиные хвостики" Дитла (1961). В
1964 Р. пост. героич. монументальный спектакль "Поднятая целина" по
Шолохову. Спектакли Р. эмоциональны, насыщены движением, красками,
музыкой. Н. Вел.
РАДАКОВ, Алексей Александрович (26.III.1879- 1942) - рус.
художник-карикатурист, плакатист, живописец, иллюстратор, театр.
художник. Окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1900).
Занимался в художеств. уч-ще Штиглица и мастерской П. Лорана (Париж). В
т-ре начал работать в 1912 ("Царь Фалалей", Литейный т-р, Петербург).
Оформлял спектакли в т-рах "Летучая мышь" (Москва), "Бродячая собака"
(Петербург) и др.; ряд спектаклей подготовил с реж. К. А. Марджановым.
Осн. работы: "Много шума из ничего" (1919), "Разбойники" (1919) в
Ленингр. Большом драм. т-ре; "Дон Паскуа-ле" Доницетти (1922, Троицкий
т-р, Петроград), "Лебединое озеро" (Одесский т-р оперы и балета) и др.
АН. Ш.
РАДЖАБИ (Р а д ж а б о в), Юнус [р. 5(17).1896]- узб. сов.
композитор-мелодист. Нар. арт. Узб. ССР (1953). В 1923 окончил Нар.
консерваторию (Ташкент) как певец и исполнитель на нар. инструментах. В
1925-27 - муз. рук. Самаркандского муз.-драм. т-ра. В 1927-53 - худ.
рук. оркестра нар. инструментов радио Ташкента. Р. принял участие в
создании муз. драм: "Месть" (1941, Т-р им. Мукими, Ташкент), "Фархад и
Ширин" (1947, Т-р им. Таш-совета, Ташкент) (обе совм. с Б. Б.
Надеждипым), "Кучкар Турдыев" (совм. с Н. Н. Мироновым, 1942, Янги-Юль),
"Муканна" (совм. с Г. А. Мушелем, 1943, там же). Р. принадлежат произв.
для оркестра узб. нар. инструментов, записи узб. нар. музыки (5 тт.),
многочисл. песни, романсы, инструментальные произв. М. Ахм. РАДЗЯВИЧУС,
Альфонас Андряус (р. 19.111. 1905) - литов. сов. акт„р, режисс„р. Засл.
арт. Лит. ССР (1947). В 1929 окончил драм. студию. В том же году был
принят в Каунасский гос. т-р. В 1931-35 и в 1939-43 работал в Шяуляйском
т-ре, в 1935-39 - в Клайпедском т-ре. С 1943 - акт„р Т-ра драмы Лит.
ССР. В 1947-50 - худ. рук. Каунасского т-ра.
Роли: Николай Скроботов ("Враги", Гос. пр. СССР, 1947), Ока„мов
("Машенька"), Гуща ("Доля предрассветная" Сруоги), Сметона ("Незримое
оружие" Гудайтиса-Гузявичу-са), Вилли Ломен ("Смерть коммивояж„ра"
Миллера), Яки-мов ("Совесть" по Павловой).
Пост. спектакли: "Беспокойная старость" Рахманова (1940, Шяуляйский
т-р), "Молодая гвардия" (1947); "Жизнь в цитадели" Якобсона (1948) -
Каунасский т-р; "Блудный сын" Раннета (1958, Т-р драмы Лит. ССР) и др.
В„л педагогич. работу в драм. студии (Каунас) и в
Культурно-просветительном техникуме (Вильнюс). Ал- Д-РАДЗЯЛОВСКАЯ, Е.
П.- см. Родзяловская Е. П. РАДИН, Николай Мариусович [наст. фам.- К а-з
а н к о в; 3(15) XII. 1872- 24.УП1.1935 ] - русский сов. акт„р и
режисс„р, Засл. арт. Республики (1925). Сын акт„ра М. М. Петипа, внук
балетмейстера М. И. Петипа. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1900).
Выступал в любительских спектаклях. Как акт„р-профессионал участвовал в
Страницы: «« « 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |