|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 » »» Попытки М. И. Валь-берховой пост. сцены из трагедии в свой бенефис
(1831) и ходатайство моск. Малого т-ра (1833) были отвергнуты цензурой.
"Борис Годунов" находился под запретом для т-ра до 1866 (а отдельные
сцены трагедии были запрещены до 1917). Впервые "Борис Годунов" ш„л в
Александрийском т-ре в 1870; т-р произвольно перестроил текст трагедии и
трактовал е„ как пьесу о цареубийце, наказанном свыше за сво„
преступление. В Москве впервые отдельные сцены из трагедии (в Чудовом
монастыре, в корчме, у фонтана) были пост. любителями. Народ как гл.
действующее лицо трагедии показан только в спектакле МХТ в 1907 (реж.
Вл. И. Немирович-Данченко и Лужский). После Октябрьской революции
трагедия была пост. Ленингр. академич. т-ром драмы (1934; Борис-Н.
Симонов, Самозванец-Бабочкин, Варлаам - Черкасов), в Малом т-ре (1937,
реж. Хохлов) и др. Трагедия П. оказала огромное влияние на развитие рус.
оперного т-ра, вызвав появление реалистич. муз. драмы М. П. Мусоргского
Борис Годунов" (соч. 4869). Наиболее значит, событием в сценич. истории
оперы явилось исполнение партии Бориса Годунова ф. И. Шаляпиным (1898),
создавшим на основании музыки Мусоргского и текста П. сложный,
многогранный, подлинно трагич. образ рус. царя.
После "Бориса Годунова" П. неоднократно возвращался к замыслам
трагедий и комедий (к последним относятся незаверш„нные наброски:
"Насилу выехать решились из Москвы" и перевод комедии франц. писателя К.
Бонжура "Муж-волокита"). Приблизительно к 1826 относятся замыслы, к-рые
П. надеялся осуществить в форме драмы (дошли до нас в виде перечисления
тем: "Скупой, Ромул и Рем, Моцарт и Сальери, Дон Жуан, Иисус, Беральд
Савой-ский, Павел I, Влюбл„нный Бес, Димитрий и Марина, Курбский"). В
1830 в Болдине П. завершил цикл "Маленьких трагедий" (как он их сам
назвал): "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во
время чумы". На рукописном заглавном листе к пьесам П. написал:
"Драматические опыты", "Драматические изучения", "Опыт драматических
изучении", подч„ркивая мысль о том, что он продолжает поиски в области
драмы.
В "Маленьких трагедиях" на материале разл. эпох и нац. характеров П.
раскрывает "судьбу человеческую". Отказываясь от изображения широкого
фона историч. событий, как это было в "Борисе Годунове", П. пристально
исследует в "Маленьких трагедиях" страсти человека, погружаясь в
тончайшие нюансы переживаний, добиваясь "правдоподобия чувствований".
Тема скупости, зависти, тема любви, прославление силы и духовной красоты
человека получают здесь оригинальное, лаконичное, философски глубокое
разрешение. "Маленькие трагедии" по своей художеств. заверш„нности -
шедевр мировой драм. поэзии.
"Скупой рыцарь" (опубл. 1836, "Современник", кн. 1) для сцены был
запрещ„н до 1852. Впервые пост. в Петерб. т-ре в 1852 (Барон - В.
Каратыгин, Альбер - А. Максимов). В 1853 в роли Барона выступил М. С.
Щепкин (Малый т-р), в 1888 - К. С. Станиславский (Об-во иск-ва и
лит-ры). В сов. т-ре роль Барона играли А. А. Остужев (Малый театр.
1937), Н. К. Черкасов (1962) и др. На текст пушкинской трагедии
композитор С. В. Рахманинов написал одноим. оперу (1906, Большой т-р).
"Моцарт и Сальери" (изд. 1832, альманах "Северные цветы на 1832") -
единственная пьеса П., пост. при его жизни (1832, Большой т-р,
Петербург; Моцарт - Сосницкий, Сальери - Брянский). Роль Сальери играли
Щепкин 1854), Станиславский (1915), в сов. т-ре - Н. К. Симонов
(Ленингр. т-р драмы им. Пушкина, 1962). В 4897 Н. А. Рим-ский-Корсаков
написал оперу "Моцарт и Сальери", оставив в неприкосновенности текст
П.(пост. 1898). Партию Сальери пел Ф. И. Шаляпин.
"Каменный гость" (изд. 1839, в сб.: "Сто русских литераторов", т. 1),
впервые в Петерб. театре пост. в 1847. Роль Дон Гуана исполняли А. П.
Ленский (1877), К. С. Станиславский (1899), В. И. Качалов (1915), роль
Лепорелло - К. А. Варламов и др. Среди пост. в сов. время - спектакль
Т-ра им. МОСПС (1937, реж. Бирман; Дон Гуан - Берсенев, Донна Анна -
Гиацинтова). Этапом в развитии рус. оперного реализма стала опера А. С.
Даргомыжского "Каменный гость" (1872).
"Пир во время чумы" впервые пост. в Александрийском т-ре (1899;
Председатель - Давыдов, Мери - Комиссаржев-ская). На сцене Моск.
Художеств. т-ра трагедия шла в 1915 и возобн. в 1919. На концертной
эстраде монолог Председателя часто исполнял В. И. Качалов. На текст
пушкинской трагедии написана опера Ц. Кюи (1901, Новый т-р, Москва,
Священник - Шаляпин).
В "Русалке" (первые наброски относятся к 1829; в 1832 П. переделывает
отдельные сцены, но так и не завершает всей пьесы целиком) П. обратился
к рус. нар. жизни, к фантастич. элементам рус. поэзии и сказки. В этой
пьесе П. как бы синтезирует отдельные черты, свойственные "Борису
Годунову" и поэтике "Маленьких трагедий": характеры даны в развитии, они
раскрываются на протяжении длительного времени, разработаны с социальной
остротой, с психологич. тонкостью.
"Русалка" (опубл. 1837, "Современник", кн. 4) на сцене впервые пост.
в Александрийском т-ре со значит, сокращениями. (Мельник - Брянский;
дочь Мельника - Асенкова). На провинц. сцене в роли Мельника выступил Н.
X. Рыбаков (1846). Роль дочери Мельника исполняли крупнейшие рус.
актрисы - П. А. Стрепетова, Г. Н. Федотова и М. Н. Ермолова. Опера А. С.
Даргомыжского "Русалка" (1856) близка по замыслу, по подлинно нар.
основе музыки, по драматизму пьесе Пушкина. Среди исполнителей оперы -
Шаляпин, О. А. Петров (Мельник), Ю. Ф. Платонова (Наташа), Ф. П.
Комиссаржевский (Князь). Среди сов. певцов в партии Мельника выступали
А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, А. И. Кривченя.
Уделяя в последние годы жизни исключит. внимание темам восстания
Пугач„ва, истории Петра I и истории феодализма в Зап. Европе, П. созда„т
"Сцены из рыцарских врем„н" (1835, незаверш.; пост. впервые в Ленингр.
Большом драм. т-ре в 1937); отрывок "От этих знатных господ" (1835),
близкий по теме "Сценам из рыцарских врем„н", и план драмы о папессе
Иоанне (1834-1835), в к-рой П. обращается к средневековой легенде;
отрывок "И ты тут был" (1835) и набросок комедии "Через неделю буду в
Париже" (1834- 1835). "Сцены из рыцарских врем„н"- историч.,
социально-философская драма, написанная, ка-к и большинство произв. П.
этих лет, прозой. Размах замысла чрезвычайно широк: П. ставил перед
собой цель- показать смену феодальной формации формацией буржуазной,
крестьянское восстание, силу денежного мешка и духовную убогость буржуа
("А мне черт ли в истине, мне .нужно золото" - говорит Мартын), он вывел
здесь представителей науки и иск-ва, наметив их судьбу в сложных и
противоречивых условиях этой переходной эпохи. Можно предположить, что в
заверш„нном виде "Сцены из рыцарских времен" представили бы новую форму
Страницы: «« « 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |