Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1838   1839   1840   1841   1842   1843   1844   1845   1846  1847   1848   1849   1850   1851   1852   1853   1854   1855   1856  » »»

Попытки М. И. Валь-берховой пост.  сцены  из  трагедии  в  свой  бенефис
(1831) и ходатайство моск. Малого т-ра (1833) были отвергнуты  цензурой.
"Борис Годунов" находился под запретом для т-ра  до  1866  (а  отдельные
сцены трагедии были запрещены до 1917). Впервые "Борис  Годунов"  ш„л  в
Александрийском т-ре в 1870; т-р произвольно перестроил текст трагедии и
трактовал  е„  как  пьесу  о  цареубийце,  наказанном  свыше   за   сво„
преступление. В Москве впервые отдельные сцены из  трагедии  (в  Чудовом
монастыре, в корчме, у фонтана) были пост.  любителями.  Народ  как  гл.
действующее лицо трагедии показан только в спектакле МХТ  в  1907  (реж.
Вл.  И.  Немирович-Данченко  и  Лужский).  После  Октябрьской  революции
трагедия была пост.  Ленингр.  академич.  т-ром  драмы  (1934;  Борис-Н.
Симонов, Самозванец-Бабочкин, Варлаам - Черкасов), в Малом  т-ре  (1937,
реж. Хохлов) и др. Трагедия П. оказала огромное влияние на развитие рус.
оперного т-ра, вызвав появление реалистич. муз. драмы М. П.  Мусоргского
Борис Годунов" (соч. 4869). Наиболее значит, событием в сценич.  истории
оперы явилось исполнение партии Бориса Годунова ф. И. Шаляпиным  (1898),
создавшим  на  основании  музыки  Мусоргского  и  текста   П.   сложный,
многогранный, подлинно трагич. образ рус. царя.
   После  "Бориса  Годунова"  П.  неоднократно  возвращался  к  замыслам
трагедий  и  комедий  (к  последним  относятся  незаверш„нные  наброски:
"Насилу выехать решились из Москвы" и перевод комедии франц. писателя К.
Бонжура "Муж-волокита"). Приблизительно к 1826 относятся замыслы,  к-рые
П. надеялся осуществить в форме драмы (дошли до нас в виде  перечисления
тем: "Скупой, Ромул и Рем, Моцарт и Сальери, Дон  Жуан,  Иисус,  Беральд
Савой-ский, Павел I, Влюбл„нный Бес, Димитрий и  Марина,  Курбский").  В
1830 в Болдине П. завершил цикл "Маленьких  трагедий"  (как  он  их  сам
назвал): "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир  во
время  чумы".  На  рукописном  заглавном  листе  к  пьесам  П.  написал:
"Драматические опыты",  "Драматические  изучения",  "Опыт  драматических
изучении", подч„ркивая мысль о том, что он продолжает поиски  в  области
драмы.
   В "Маленьких трагедиях" на материале разл. эпох и нац. характеров  П.
раскрывает "судьбу человеческую". Отказываясь  от  изображения  широкого
фона историч. событий, как это было в "Борисе Годунове",  П.  пристально
исследует  в  "Маленьких  трагедиях"  страсти  человека,  погружаясь   в
тончайшие нюансы переживаний,  добиваясь  "правдоподобия  чувствований".
Тема скупости, зависти, тема любви, прославление силы и духовной красоты
человека получают здесь оригинальное,  лаконичное,  философски  глубокое
разрешение. "Маленькие трагедии" по  своей  художеств.  заверш„нности  -
шедевр мировой драм. поэзии.
   "Скупой рыцарь" (опубл. 1836, "Современник", кн.  1)  для  сцены  был
запрещ„н до 1852. Впервые пост. в  Петерб.  т-ре  в  1852  (Барон  -  В.
Каратыгин, Альбер - А. Максимов). В 1853 в роли Барона  выступил  М.  С.
Щепкин (Малый т-р), в  1888  -  К.  С.  Станиславский  (Об-во  иск-ва  и
лит-ры). В сов. т-ре роль Барона играли  А.  А.  Остужев  (Малый  театр.
1937), Н.  К.  Черкасов  (1962)  и  др.  На  текст  пушкинской  трагедии
композитор С. В. Рахманинов написал одноим. оперу (1906, Большой т-р).
   "Моцарт и Сальери" (изд. 1832, альманах "Северные цветы на  1832")  -
единственная  пьеса  П.,  пост.  при  его  жизни  (1832,  Большой   т-р,
Петербург; Моцарт - Сосницкий, Сальери - Брянский). Роль Сальери  играли
Щепкин 1854),  Станиславский  (1915),  в  сов.  т-ре  -  Н.  К.  Симонов
(Ленингр. т-р драмы им. Пушкина, 1962). В 4897 Н.  А.  Рим-ский-Корсаков
написал оперу "Моцарт и Сальери",  оставив  в  неприкосновенности  текст
П.(пост. 1898). Партию Сальери пел Ф. И. Шаляпин.
   "Каменный гость" (изд. 1839, в сб.: "Сто русских литераторов", т. 1),
впервые в Петерб. театре пост. в 1847. Роль Дон Гуана  исполняли  А.  П.
Ленский (1877), К. С. Станиславский (1899), В. И. Качалов  (1915),  роль
Лепорелло - К. А. Варламов и др. Среди пост. в сов.  время  -  спектакль
Т-ра им. МОСПС (1937, реж. Бирман; Дон Гуан -  Берсенев,  Донна  Анна  -
Гиацинтова). Этапом в развитии рус. оперного реализма стала опера А.  С.
Даргомыжского "Каменный гость" (1872).
   "Пир во время чумы"  впервые  пост.  в  Александрийском  т-ре  (1899;
Председатель  -  Давыдов,  Мери  -  Комиссаржев-ская).  На  сцене  Моск.
Художеств. т-ра трагедия шла в 1915 и  возобн.  в  1919.  На  концертной
эстраде монолог Председателя часто исполнял  В.  И.  Качалов.  На  текст
пушкинской трагедии написана опера Ц.  Кюи  (1901,  Новый  т-р,  Москва,
Священник - Шаляпин).
   В "Русалке" (первые наброски относятся к 1829; в 1832 П. переделывает
отдельные сцены, но так и не завершает всей пьесы целиком) П.  обратился
к рус. нар. жизни, к фантастич. элементам рус. поэзии и сказки.  В  этой
пьесе П.  как  бы  синтезирует  отдельные  черты,  свойственные  "Борису
Годунову" и поэтике "Маленьких трагедий": характеры даны в развитии, они
раскрываются на протяжении длительного времени, разработаны с социальной
остротой, с психологич. тонкостью.
   "Русалка" (опубл. 1837, "Современник", кн. 4) на сцене впервые  пост.
в Александрийском т-ре со значит,  сокращениями.  (Мельник  -  Брянский;
дочь Мельника - Асенкова). На провинц. сцене в роли Мельника выступил Н.
X. Рыбаков  (1846).  Роль  дочери  Мельника  исполняли  крупнейшие  рус.
актрисы - П. А. Стрепетова, Г. Н. Федотова и М. Н. Ермолова. Опера А. С.
Даргомыжского "Русалка" (1856)  близка  по  замыслу,  по  подлинно  нар.
основе музыки, по драматизму пьесе Пушкина. Среди исполнителей  оперы  -
Шаляпин, О. А.  Петров  (Мельник),  Ю.  Ф.  Платонова  (Наташа),  Ф.  П.
Комиссаржевский (Князь). Среди сов. певцов в партии  Мельника  выступали
А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, А. И. Кривченя.
   Уделяя в последние годы  жизни  исключит.  внимание  темам  восстания
Пугач„ва, истории Петра I и истории феодализма в Зап. Европе, П. созда„т
"Сцены из рыцарских врем„н" (1835, незаверш.; пост. впервые  в  Ленингр.
Большом драм. т-ре в 1937); отрывок "От  этих  знатных  господ"  (1835),
близкий по теме "Сценам из рыцарских врем„н", и  план  драмы  о  папессе
Иоанне (1834-1835), в  к-рой  П.  обращается  к  средневековой  легенде;
отрывок "И ты тут был" (1835) и набросок комедии "Через  неделю  буду  в
Париже"  (1834-  1835).   "Сцены   из   рыцарских   врем„н"-   историч.,
социально-философская драма, написанная, ка-к и большинство  произв.  П.
этих лет, прозой. Размах замысла  чрезвычайно  широк:  П.  ставил  перед
собой цель- показать смену  феодальной  формации  формацией  буржуазной,
крестьянское восстание, силу денежного мешка и духовную убогость  буржуа
("А мне черт ли в истине, мне .нужно золото" - говорит Мартын), он вывел
здесь представителей науки и иск-ва,  наметив  их  судьбу  в  сложных  и
противоречивых условиях этой переходной эпохи. Можно предположить, что в
заверш„нном виде "Сцены из рыцарских времен" представили бы новую  форму

Страницы: «« « 1838   1839   1840   1841   1842   1843   1844   1845   1846  1847   1848   1849   1850   1851   1852   1853   1854   1855   1856  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия