Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1833   1834   1835   1836   1837   1838   1839   1840   1841  1842   1843   1844   1845   1846   1847   1848   1849   1850   1851  » »»

библиографии,  Казань,  1923;  К  истории  жизни  и  творчества  П.   А.
Стрепе-товой, в кн.: Стрепетова П. А., Воспоминания и  письма,  М.-  Л.,
1934. Е. X.
   ПРЫЖКИ (акробатические)  -  один  из  видов  цирковой  акробатики.  В
отличие от спорта, где прыгают в высоту, в длину, акробатич. П. основаны
на повороте тела, исполняются в воздухе в разных направлениях и в разных
положениях корпуса ("прогнувшись", в "группировке"). П.  демонстрируются
на ковре и на разл. аппаратах (подкидных  досках,  трамплинах,  батуте).
Плечевые   акробаты    демонстрируют    П.    на    плечах    партн„ров,
наездники-акробаты  -  на  спине  лошади.  П.  входили  в  представления
скоморохов и др. бродячих артистов, исполнялись  на  нар.  празднествах.
Кит., япон., араб. артисты исполняли своеобразные П.
   Рекордсменами в акробатич. П. являются сов. прыгуны.  Среди  артистов
сов. цирка - Сосины, Довейко, Федосовы, Россини, бр. Маслюковы, Павловы,
Девяткины,  Осташенко,  Самол„товы,  Пону  калины,  Беляковы,  Канагины,
Кожевниковы, Быковские. Ал. Ш.
   ПРЮНЬЕР (Prunieres), Анри (24. V. 1886-11.IV. 1942) - франц.  историк
музыки. Ученик Р. Роллана. Автор крупных  трудов  по  истории  музыки  и
т-ра. В центре внимания П., во многом разделявшего интересы Р. Роллана и
близкого его культу рно-исто-рич. методу, стояли  проблемы  формирования
оперы в Италии и Франции в 17 в. Издавал полное собр. соч.  Люлли,  осн.
журнал "Revue musicale" (1919). Соч.: Nouvelle histoire de  la  musique,
t. 1-2, P., 1934- 1936 (в рус. пер.-Новая  история  музыки,  т.  1,  M.,
1937);
   Luily, P., 1910, 1927; L'Opera italien en  France  avant  Luily,  P.,
1913;Le ballet de cour en France avant Benserade et Luily, P., 1914; Cl.
Monteverdi. [2] ed.. P., 1931;  Cavalli  et  l'opera  venitien  au  XVII
siecle. P., 1931.
   Лит.: "La Revue musicale", 1952-1953 (Hommage a H.  Prunieres,  1952)
(спец. номер). См. также лит. при ст. Люлли Ж. Б., Моптеверди К. Ал, М.
   ПРЯНИШНИКОВ, Ипполит Петрович [14 (26). VIII. 1847 - 11. XI. 1921]  -
рус. артист оперы (баритон), режисс„р, педагог, муз .-обществ,  деятель.
Учился в Петерб. консерватории (1873-74), совершенствовался в Милане.  В
1875-77 выступал в оперных т-рах Италии. В 1878-86-  солист  Мариинского
т-ра (дебютировал в партии Демона),  затем  был  (до  1889)  солистом  и
режисс„ром Тифлисского оперного т-ра.  В  1889  гастролировал  в  Праге.
Организатор  и  руководитель  первого  в  России  оперного  товарищества
(1889-92 - Киев, см.  Киевское  оперное  товарищество;  1892-93-Москва),
спектакли к-рого отличались целостностью ансамбля, художеств. вкусом.  В
апр. 1892 неск. спектаклями  товарищества  ("Фауст",  "Демон",  "Евгений
Онегин") дирижировал  П.  И.  Чайковский,  к-рый  ценил  ум,  энергию  и
энтузиазм П.
   Занимался педагогич. деятельностью. Ученики:
   Г. А. Бакланов, Е. К. Катульская, Е. К. Мравина, М. А. Славина, H. H.
Фигнер и др.
   Партии:  Лионель  ("Орлеанская  дева"  Чайковского,  1881),   Мизгирь
("Снегурочка", 1882) - первый исполнитель;
   Мазепа, Онегин (1884) - первый исполнитель в Петербурге; Руслан; П„тр
("Вражья сила" Серова), Риголетто и др. Пост.: 1890-"Пиковая  дама"  (за
год до пост. в Москве);
   1892 - "Каменный гость" Даргомыжского, "Князь Игорь", "Майская  ночь"
(впервые в Москве), "Паяцы" (пер. либр. П.) и др.
   Соч.: Советы обучающимся пению, СПБ, 1899, нов. изд., М., 1958.
   Лит.: "Русская муз. газета", 1896, .ј11; Чайковский на  Моск.  сцене.
Первые постановки в годы его жизни, M.- Л., 1940, с.  226-228,  244.  Б.
Яг.
   ПСАТАС (фоас), Димитрис (р. 1907) - греч. писатель, драматург" С 1925
выступал как журналист-фельетонист. Материал фельетонов послужил основой
для первых комедий П.: "Брюзга" (1940, т-р Аргиропулоса), "Моя  персона"
(1941, т-р Котопули),  "Мадам  Сусу"  (1942,  т-р  Андреади-Веакиса).  В
комедии "Фон Димитракис" (1946, т-р "Объедин„нных артистов") сатирически
изображ„н  шкурник-коллаборационист,  сочувственно   показано   Движение
Сопротивления.  Несмотря  на  идейную   непоследовательность   авторской
позиции и на притупление  социально-критич.  направленности  в  комедиях
"Требуется лжец" (1953, т-р Котопули), "Заколдованный круг"  (1954,  там
же), "Набитый дурак" (1956, т-р Логотетидиса), "Общество  чудес"  (1959,
т-р Хорна), "Давайте разденемся" (1962, т-р Андреади) и др.,  эти  пьесы
пользовались успехом благодаря остроте комедийных  ситуаций,  правдивому
отражению  быта,  нравов  современной  Греции.  Пьеса  "Требуется  лжец"
ставилась в т-рах Киева, Тбилиси, Ташкента и др. городов СССР. Д. С.
   "ПСКОВИТЯНКА" - опера H. А. Римского-Корса-кова, либр. композитора по
одноим. драме Л. А. Мея. Пост. 1 янв. 1873 в  Мариинском  т-ре  (дириж„р
Направник; Иван Грозный - О. Петров,  Токмаков  -  Мельников,  Матута  -
Васильев 2-й, Туча - Орлов, Ольга -  Платонова,  Влась-евна  -  Леонова,
Вяземский - Соболев). В 3-й ред. опера пост. 6 апр. 1895 в Петербурге  в
Панаевском т-ре силами участников  С.-Петерб.  об-ва  муз.  собраний;  в
1896- в Моск. частной рус. опере (дириж„р Бернарди, художники Васнецов и
Коровин; Иван Грозный - Шаляпин). В 1901 пост. в Большом т-ре  вместе  с
муз.-драм. прологом "Боярыня Вера Шелога" (дириж„р Альтани; Иван Грозный
- Шаляпин); в 1903 - в Мариинском т-ре с прологом "Боярыня Вера  Шелога"
(дириж„р Направник, реж.  Василевский,  худ.  Головин;  Иван  Грозный  -
Шаляпин). За рубежом впервые пост. 11 мая 1909 в Париже в т-ре "Шатле" в
исполнении рус. артистов (дириж„р Черепнин, пост. Санина, хорм. Авранек;
Иван Грозный - Шаляпин, Ольга - Липковская,  Туча  -  Дамаев,  Матута  -
Давыдов, Токмаков - Касторский, Юшко - Шаронов, няня - Петренко).  Опера
была пост. на сценах европ. городов: Милан (1912), Лондон (1913, на рус.
яз.; 1917), Манчестер (1918), Кре-фельд (1924), Барселона (1927, на рус.
яз.), Бирмингем (1955), Брюссель (1956), Палермо (1959).
   На сов. сцене впервые пост. 4 окт. 1919 в  Петрограде  в  Акад.  т-ре
оперы и балета (сценич. возобн. Шаляпина, дириж„р Купер,  худ.  Головин;
Иван Грозный - Шаляпин). В 1932 пост. в Большом т-ре (дириж„р  Кубацкий,
реж. Баратов, худ. Федоровский); в 1933 -в Ленингр. т-ре оперы и  балета
с прологом "Боярыня Вера Шелога" (дириж„р Похитонов, реж.  Шкафер,  худ.
Головин; Иван Грозный - Рейзен, Ольга - Талонкина, Токмаков -  Плешаков,
Матута - Кабанов, Туча - Нэлепп,  Надежда  -  Смирнова,  Вера  Шелога  -
Павловская); в 1945 - в Большом т-ре  (дириж„р  Сахаров,  реж.  Баратов,
худ. Федоровский, хормейстеры Рыбнов и Луковников); в 1952 - там  же;  в
1952- в Т-ре оперы и балета им. Кирова (дириж„р Ельцин,  реж.  Соковнин,
худ. Федоровский, хорм. Михайлов). Среди исполнителей  на  рус.  и  сов.
сцене:  А.  Пирогов,  Яшугин  (Иван  Грозный),  Трезвинский,  Серебряков

Страницы: «« « 1833   1834   1835   1836   1837   1838   1839   1840   1841  1842   1843   1844   1845   1846   1847   1848   1849   1850   1851  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия