|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 » »» библиографии, Казань, 1923; К истории жизни и творчества П. А.
Стрепе-товой, в кн.: Стрепетова П. А., Воспоминания и письма, М.- Л.,
1934. Е. X.
ПРЫЖКИ (акробатические) - один из видов цирковой акробатики. В
отличие от спорта, где прыгают в высоту, в длину, акробатич. П. основаны
на повороте тела, исполняются в воздухе в разных направлениях и в разных
положениях корпуса ("прогнувшись", в "группировке"). П. демонстрируются
на ковре и на разл. аппаратах (подкидных досках, трамплинах, батуте).
Плечевые акробаты демонстрируют П. на плечах партн„ров,
наездники-акробаты - на спине лошади. П. входили в представления
скоморохов и др. бродячих артистов, исполнялись на нар. празднествах.
Кит., япон., араб. артисты исполняли своеобразные П.
Рекордсменами в акробатич. П. являются сов. прыгуны. Среди артистов
сов. цирка - Сосины, Довейко, Федосовы, Россини, бр. Маслюковы, Павловы,
Девяткины, Осташенко, Самол„товы, Пону калины, Беляковы, Канагины,
Кожевниковы, Быковские. Ал. Ш.
ПРЮНЬЕР (Prunieres), Анри (24. V. 1886-11.IV. 1942) - франц. историк
музыки. Ученик Р. Роллана. Автор крупных трудов по истории музыки и
т-ра. В центре внимания П., во многом разделявшего интересы Р. Роллана и
близкого его культу рно-исто-рич. методу, стояли проблемы формирования
оперы в Италии и Франции в 17 в. Издавал полное собр. соч. Люлли, осн.
журнал "Revue musicale" (1919). Соч.: Nouvelle histoire de la musique,
t. 1-2, P., 1934- 1936 (в рус. пер.-Новая история музыки, т. 1, M.,
1937);
Luily, P., 1910, 1927; L'Opera italien en France avant Luily, P.,
1913;Le ballet de cour en France avant Benserade et Luily, P., 1914; Cl.
Monteverdi. [2] ed.. P., 1931; Cavalli et l'opera venitien au XVII
siecle. P., 1931.
Лит.: "La Revue musicale", 1952-1953 (Hommage a H. Prunieres, 1952)
(спец. номер). См. также лит. при ст. Люлли Ж. Б., Моптеверди К. Ал, М.
ПРЯНИШНИКОВ, Ипполит Петрович [14 (26). VIII. 1847 - 11. XI. 1921] -
рус. артист оперы (баритон), режисс„р, педагог, муз .-обществ, деятель.
Учился в Петерб. консерватории (1873-74), совершенствовался в Милане. В
1875-77 выступал в оперных т-рах Италии. В 1878-86- солист Мариинского
т-ра (дебютировал в партии Демона), затем был (до 1889) солистом и
режисс„ром Тифлисского оперного т-ра. В 1889 гастролировал в Праге.
Организатор и руководитель первого в России оперного товарищества
(1889-92 - Киев, см. Киевское оперное товарищество; 1892-93-Москва),
спектакли к-рого отличались целостностью ансамбля, художеств. вкусом. В
апр. 1892 неск. спектаклями товарищества ("Фауст", "Демон", "Евгений
Онегин") дирижировал П. И. Чайковский, к-рый ценил ум, энергию и
энтузиазм П.
Занимался педагогич. деятельностью. Ученики:
Г. А. Бакланов, Е. К. Катульская, Е. К. Мравина, М. А. Славина, H. H.
Фигнер и др.
Партии: Лионель ("Орлеанская дева" Чайковского, 1881), Мизгирь
("Снегурочка", 1882) - первый исполнитель;
Мазепа, Онегин (1884) - первый исполнитель в Петербурге; Руслан; П„тр
("Вражья сила" Серова), Риголетто и др. Пост.: 1890-"Пиковая дама" (за
год до пост. в Москве);
1892 - "Каменный гость" Даргомыжского, "Князь Игорь", "Майская ночь"
(впервые в Москве), "Паяцы" (пер. либр. П.) и др.
Соч.: Советы обучающимся пению, СПБ, 1899, нов. изд., М., 1958.
Лит.: "Русская муз. газета", 1896, .ј11; Чайковский на Моск. сцене.
Первые постановки в годы его жизни, M.- Л., 1940, с. 226-228, 244. Б.
Яг.
ПСАТАС (фоас), Димитрис (р. 1907) - греч. писатель, драматург" С 1925
выступал как журналист-фельетонист. Материал фельетонов послужил основой
для первых комедий П.: "Брюзга" (1940, т-р Аргиропулоса), "Моя персона"
(1941, т-р Котопули), "Мадам Сусу" (1942, т-р Андреади-Веакиса). В
комедии "Фон Димитракис" (1946, т-р "Объедин„нных артистов") сатирически
изображ„н шкурник-коллаборационист, сочувственно показано Движение
Сопротивления. Несмотря на идейную непоследовательность авторской
позиции и на притупление социально-критич. направленности в комедиях
"Требуется лжец" (1953, т-р Котопули), "Заколдованный круг" (1954, там
же), "Набитый дурак" (1956, т-р Логотетидиса), "Общество чудес" (1959,
т-р Хорна), "Давайте разденемся" (1962, т-р Андреади) и др., эти пьесы
пользовались успехом благодаря остроте комедийных ситуаций, правдивому
отражению быта, нравов современной Греции. Пьеса "Требуется лжец"
ставилась в т-рах Киева, Тбилиси, Ташкента и др. городов СССР. Д. С.
"ПСКОВИТЯНКА" - опера H. А. Римского-Корса-кова, либр. композитора по
одноим. драме Л. А. Мея. Пост. 1 янв. 1873 в Мариинском т-ре (дириж„р
Направник; Иван Грозный - О. Петров, Токмаков - Мельников, Матута -
Васильев 2-й, Туча - Орлов, Ольга - Платонова, Влась-евна - Леонова,
Вяземский - Соболев). В 3-й ред. опера пост. 6 апр. 1895 в Петербурге в
Панаевском т-ре силами участников С.-Петерб. об-ва муз. собраний; в
1896- в Моск. частной рус. опере (дириж„р Бернарди, художники Васнецов и
Коровин; Иван Грозный - Шаляпин). В 1901 пост. в Большом т-ре вместе с
муз.-драм. прологом "Боярыня Вера Шелога" (дириж„р Альтани; Иван Грозный
- Шаляпин); в 1903 - в Мариинском т-ре с прологом "Боярыня Вера Шелога"
(дириж„р Направник, реж. Василевский, худ. Головин; Иван Грозный -
Шаляпин). За рубежом впервые пост. 11 мая 1909 в Париже в т-ре "Шатле" в
исполнении рус. артистов (дириж„р Черепнин, пост. Санина, хорм. Авранек;
Иван Грозный - Шаляпин, Ольга - Липковская, Туча - Дамаев, Матута -
Давыдов, Токмаков - Касторский, Юшко - Шаронов, няня - Петренко). Опера
была пост. на сценах европ. городов: Милан (1912), Лондон (1913, на рус.
яз.; 1917), Манчестер (1918), Кре-фельд (1924), Барселона (1927, на рус.
яз.), Бирмингем (1955), Брюссель (1956), Палермо (1959).
На сов. сцене впервые пост. 4 окт. 1919 в Петрограде в Акад. т-ре
оперы и балета (сценич. возобн. Шаляпина, дириж„р Купер, худ. Головин;
Иван Грозный - Шаляпин). В 1932 пост. в Большом т-ре (дириж„р Кубацкий,
реж. Баратов, худ. Федоровский); в 1933 -в Ленингр. т-ре оперы и балета
с прологом "Боярыня Вера Шелога" (дириж„р Похитонов, реж. Шкафер, худ.
Головин; Иван Грозный - Рейзен, Ольга - Талонкина, Токмаков - Плешаков,
Матута - Кабанов, Туча - Нэлепп, Надежда - Смирнова, Вера Шелога -
Павловская); в 1945 - в Большом т-ре (дириж„р Сахаров, реж. Баратов,
худ. Федоровский, хормейстеры Рыбнов и Луковников); в 1952 - там же; в
1952- в Т-ре оперы и балета им. Кирова (дириж„р Ельцин, реж. Соковнин,
худ. Федоровский, хорм. Михайлов). Среди исполнителей на рус. и сов.
сцене: А. Пирогов, Яшугин (Иван Грозный), Трезвинский, Серебряков
Страницы: «« « 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |