Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1829   1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837  1838   1839   1840   1841   1842   1843   1844   1845   1846   1847  » »»

индустриальном  производстве.   Фетишизация   коллективного   труда   на
насыщенном техникой пром. предприятии  приводила  к  утверждению  особой
"однородной" "коллективистической"  пролетарской  культуры,  создаваемой
якобы  только  самими  индустриальными  рабочими  (пут„м   своеобразного
лабораторного   выращивания),   отрицающей    полиостью    использование
культурного наследия прошлого. В. И. Ленин неоднократно  критиковал  эти
теории руководителей П. В окт. 1920 В. И. Ленин написал проект резолюции
"О  пролетарской  культуре"  для  Всероссийского  съезда  П.,  в   к-ром
осуждались попытки создания "чистой" пролетарской культуры при отказе от
усвоения и переработки культурных ценностей, накопленных  человечеством.
В проекте резолюции говорилось: "...  Всероссийский  съезд  Пролеткульта
самым  решительным  образом  отвергает,  как  теоретически  неверные   и
практически вредные, всякие попытки  выдумывать  свою  особую  культуру,
замыкаться  в  свои  обособленные  организации,  разграничивать  области
работы  Наркомпроса  и  Пролеткульта  или   устанавливать   ,,автономию"
Пролеткульта внутри учреждений Наркомпроса и т. п."  (Соч.,  т.  31,  с.
292).
   В Письме ЦК РКП "О Пролеткультах" отмечалось, что нек-рые художники и
философы,  работая  в  П.,  навязывали  рабочим   "...свои   собственные
полубуржуазные философские ,, системы" и выдумки" (сб.  "О  партийной  и
советской печати", 1954, с.  221).  Однако  осуждение  ошибочных  теорий
руководства П. и декадентских  влияний  не  означало  к.-л.  ограничения
деятельности П., к-рый был массовой организацией,  насчитывавшей  уже  к
1919 ок. 100 ячеек, разбросанных по всей стране. "ЦК не только не  хочет
связать  инициативу  рабочей  интеллигенции  в  области  художественного
творчества, - говорилось в Письме ЦК, - но, напротив, ЦК  хочет  создать
для нее более здоровую, нормальную  обстановку  и  дать  ей  возможность
плодотворно отразиться на всем  деле  художественного  творчества"  (там
же). В 1921 ЦК партии  вновь  вернулся  к  обсуждению  вопроса  о  П.  и
отметил, что  подавляющее  большинство  пролет-культовцев  не  пошло  за
руководством П. и сторонниками "платформы т. н.  "коллективистов""  (см.
В. В. Горбунов, Борьба В.  И.  Ленина  с  сепаратистскими  устремлениями
Пролеткульта, в журн.: "Вопр. истории КПСС", 1958, ј 1, с. 38).
   На деятельности т-ров П., возникавших с 1918 ("Арена Пролеткульта"  в
Петрограде, Центр, театр. студия П. в Москве, преобразованная в  1920  в
1-й Рабочий т-р П., Студия П. в Иваново-Вознесенске и др.),  сказывались
те  противоречия,  к-рые  рождались  из  столкновения  ошибочных  теорий
руководства П. с требованиями жизни. Т-ры П. ставили  перед  собой,  как
правило, агитационные задачи. Однако в их спектаклях нередко проявлялись
отзвуки символистских влияний (напр., "Каменщик"  П.  Бес-салько,  1918,
"Легенда  о  коммунаре"  Козлова,  1919,  т-р   "Арена   Пролеткульта"),
риторичность, склонность к использованию условно-аллегорич.  образов,  к
растворению индивидуального  образа  в  массе,  трактованной  как  целое
(инсценировки стихотворений "Европа" Уитмена в "Арене  П.";  "Восстание"
Верхар-на в Центр, театр. студии П. в  Москве).  На  нек-рых  спектаклях
т-ров П.  сказывалось  влияние  футуризма  (напр.,  поставленная  С.  М.
Эйзенштейном в 1923 в 1-м Рабочем т-ре П. пьеса Островского "На  всякого
мудреца довольно простоты" была трактована как  "агитгротеск",  режисс„р
использовал в спектакле  при„мы  цирковой  эксцентриады  и  акробатики).
Вместе  с  тем  т-ры  П.,  с  присущим  им  стремлением  откликаться  на
требования  революц.  современности,  ставили  и   революц.   реалистич.
произв., что, несомненно. содействовало развитию  сов.  драматургии,  е„
утверждению  на  сцене  (пост.  "Кр'асная  правда"   Верми-шева,   1919,
"Марьяна" Серафимовича, 1920, "Власть"  Глебова,  1927,-  все  в  Центр,
студии и 1-м Рабочем т-ре П. в Москве). В т-рах П. работали крупные сов.
режисс„ры  -  В.  С.  Смышляев,  М.  А.  Терешкович,   Н.   Б.   Лойтер;
кинорежисс„ры-Г. В. Александров, И. А. Пырьев; акт„ры-Э. П. Гарин, Ю. С.
Глизер, С. И. Папов, А. А. Ханов, М. М. Штраух и др.
   С 1922 организации П. начали распадаться, и т-ры П. перешли в ведение
профсоюзов. В 1932 в  связи  с  ликвидацией  РАПГГ  и  др,  обособленных
пролетарских организаций в области лит-ры и иск-ва окончательно отошло в
прошлое и само название т-ров П.
   Лит.:  Ленин  В.  И.,  Письмо  президиуму  конференции   пролетарских
культурно-просветительных организаций, Соч., 4 изд., т. 28;  его  же,  1
Всероссийский съезд по внешкольному образованию, там же, т. 29;  e  г  о
же. Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; e г о  ж  е,  О  пролетарской
культуре 6-19 мая 1919 г., там же; его же. Записка Бухарину, там же,  т.
35; О Пролеткультах. Письмо ЦК РКП,  в  сб.:  О  партийной  и  советской
печати, М.. 1954; Луначарский А. В., Ленин и искусство, в сб.:  Ленин  о
культуре и искусстве, М., 1956; История советского  театра,  т.  1,  Л.,
1933, с. 238-44; Мгебров А., Жизнь в театре, т.  2,  М.-  Л.,  1932,  с.
301-500;
   Марголин С., Первый рабочий театр Пролеткульта, М., 1930; У  истоков,
сб. статей, М., 1960, с. 30-77, 102-05, 446-49; Т  а  м  а  ш  и  н  Л.,
Советская драматургия в годы  гражданской  войны,  М.,  1961,  с.  51-53
85-103. Б. Рос.
   ПРОЛОГ (греч. - тсроос, от тсро  -  перед  и  Хоуо;  -  слово)  -  1)
Вступительная  часть  пьесы  (спектакля,  представления).  В   др.-греч.
драматургии и т-ре в П. излагался миф, положенный в основу  произв.  или
рассказывались предшествующие началу пьесы события. В церковной ср.-век.
драме  (мистерия,  миракль,  моралите)  П.  носил   характер   церковной
проповеди или молитвы. В т-ре эпохи Возрождения П. часто являлся кратким
изложением  содержания  драмы.  Своеобразным  видом  П.  было  лоа  исп.
комедии. П.  использовался  также  авторами  для  выражения  политич.  и
эстетич. взглядов и для полемики со своими противниками, особенно в т-ре
17-18 вв. П.  наз.  также  аллегорич.  представление,  к-рым  открывался
торжественный  спектакль  (напр.,  П.  на  открытие  Большого   т-ра   -
"Торжество муз" Дмитриева с музыкой А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского и
Ф. Е.  Шольца,  пост.  1825).  В  19-20  вв.  П.  стал  одним  из  видов
вступительной части лит. произв. разл. жанров, в т. ч.  и  драматических
("Снегурочка" Островского, "Мистерия-Буфф"  Маяковского  и  др.).  2)  В
цирке-парад-пролог. А. Шн.
   3) В опере и балете  -  картина  (иногда  акт),  пред  варяющая  осн.
действие. П. либо имеет аллегорич. характер (b больших  итал.  и  франц.
операх 17-18 вв. Ж. Б. Люлли, К. Монтеверди, А. Скарлатти и  др.),  либо
переда„т события, подготавливающие осн. действие (в операх и балетах  19
в., напр. П. в операх "Борис  Годунов",  "Фауст",  "Снегурочка",  балете
"Спящая красавица"). Иногда П. приобретает значение  самостоят,  произв.
(напр., одноактная опера "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова - П. к
его опере "Псковитянка"), решается как моносцена (сцена одного  героя  -

Страницы: «« « 1829   1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837  1838   1839   1840   1841   1842   1843   1844   1845   1846   1847  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия