Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1820   1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828  1829   1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838  » »»

Идеальная жена, М., 1897; Кризис, М., 1905;
   Балерина ("Ундина"), СПБ. 1905. Г. Р.
   ПРАЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - см.
   Чехословацкий Национальный театр им. Б. Сметаны.
   ПРАЙС, П p и с (Price),- семья  дат.  артистов  цирка  и  балета.  По
национальности  англичане.  Джеймс  П.   (1761-1805)   -   родоначальник
артистической семьи. Был известным цирковым акт„ром. Среди его  детей  и
др. членов семьи были выдающиеся танцовщики. В 1795  переехал  в  Данию,
где вместе с женой Ханной П. выступал как  наездник.  С  1805  вместе  с
Касорти насаждал в Дании иск-во  пантомимы  вначале  в  придворном  т-ре
Кристианбор-га,   затем   открыл   свой   датский   Нац.   летний   т-р,
существовавший более 30 лет в пригороде Копенгагена  Вестербро.  В  1817
семья  П.  построила  новый  "Т-р  развлечений"  (Морскабтеатр).  Дочери
Джеймса и Ханны П. выступали на  проволоке,  участвовали  в  пантомимах.
После смерти Джеймса дело продолжали  его  сыновья:  Джеймс  П.  младший
(1801-65), ставший  известным  Арлекином,  и  Адольф  П.  (1805-  1890),
считавшийся одним из лучших Пьеро в Европе.
   Семья П. выступала в Голландии, Германии и  в  России  (в  1831-36  -
Петербург, Москва, Нижний Новгород, Казань). С 1836  П.  обосновались  в
Копенгагене. Дети братьев  П.  обучались  танцу  у  А.  Бурнонвиля  и  в
дальнейшем были артистами балета.
   Вальдемар  П.  (1836-1908)  -  сын  Джеймса  П.   младшего.   Сценич.
деятельность начал в 1842. В 1849-1901 - танцовщик датского Королевского
балета (с 1866  -  солист  труппы).  Его  танец  отличался  артистизмом,
романтич. приподнятостью. Исполнял ведущие партии в балетах  Бурнонвиля:
Вальдемар (о. п. Френиха), Ове ("Народное предание"  Гаде  и  Хартмана),
Дженнаро ("Неаполь" Паулли, Хельстеда,  Гаде),  Смирнов  ("Из  Сибири  в
Москву" Моллера) и др. В 1901 оставил сцену.
   Джульетта П. (1831-1906) - сестра Валь-демара П. В 1849-65 -  ведущая
танцовщица  датского  Королевского  балета.   Искусство   Джульетты   П.
характеризовалось   поэтичностью,   безупречной   техникой.   Бурнонвиль
специально для не„ ставил балеты, в к-рых она исполнила гл. партии:
   Элиза ("Школа танцев" Паулли),  Дочь  алхимика  ("Ярмарка  в  Брюгге"
Паулли), Рангильда ("Свадьба в Хардангере" Паулли), Розита  ("Далеко  от
Дании" Глезеро, Готтшалька, Линке), Валькирия (о. п. Хартмана) и  др.  В
1866 оставила сцену.
   Э л л e н П. (р. 1878) - племянница Вальдемара и Джульетты П. В  1889
поступила в школу датского Королевского балета (ученица  Г.  Бека  и  В.
Прайса). В 1895 дебютировала в па-де-труа в балете  "Окно"  Люмбе.  Была
лирич. танцовщицей, обладала большим мимич. дарованием. В  1902  успешно
выступила в партии Сильфиды (о. п. Левенскьольда).
   Лучшие партии: Русалочка (о.  п.  Энрикеса),  Пастушка  ("Пастушка  и
свинопас" Энни) и др. Скульптор Э. Эриксен изваял  бронзовую  скульптуру
Эллен П. в партии Русалочки, к-рая в  1913  была  установлена  в  гавани
Копенгагена.  В  1913  окончила  деятельность  танцовщицы,  выступала  в
дра-матич. т-ре Архус. Играла роль Хедвиг ("Дикая утка" Ибсена) и др.
   Лит.: Классики хореографии, Л.-М., 1937, с. 214;
   Kragh-JacobsonS.ogKroghT. (ed.),Den Kongelige  Danske  ballet,  Kbh.,
1953;   V   e   a   l   e    T.    G.,    The    dancing    prices    of
Denmark,"Danceperspectives", N.-Y., 1961,.ј 11. Ham. P.
   ПРАЙС, П p и  c  (Price),  Джон  (Ион)  (р.  15.IX.1913)-дат.  акт„р,
режисс„р. В 1931 окончил школу при Королевском т-ре (Копенгаген)  и  был
принят в  труппу  этого  т-ра.  Многогранное  характерное-дарование  П.,
акт„ра  большого  интеллекта,  виртуозно  владеющего  жестом,   мимикой,
пластич. выразительностью, раскрылось в ролях: Ричард III; Жан де  Франс
(о. п. Хольберга), Нонпарель, Мефистофель ("Рецензент и животное", "Душа
после смерти" Хейберга), Ранк ("Кукольный дом"), Сирано де Бержерак  (о.
п. Роста-на), Баххаусен ("Конторский раб" Клаусена). В  своей  режиссуре
П. сочетает верность  реалистич.  традициям  нац.  т-ра  с  новаторскими
поисками совр. форм сценич. образности.
   В числе лучших пост.: "Суетливый" (1944), "Маскарад" (1954), "Комната
роженицы"  (1960)  Хольберга,  "Тартюф"  (1948);  "Ричард  III"  (1951),
"Гамлет" (1953) и "Как вам  это  понравится"  (1960)  Шекспира,"Алладин"
Эленшлегера  (1959),  "Пигмалион"  Шоу  (1953);  "Мухи"  Сартра  (1946),
"Голубая пекинка" (1954) и "Андерсен, или  Сказка  его  жизни"  (1  955)
Абелля.
   П. препода„т в театр. школе, снимается  в  кино.  Лит.:  Engberg  H.,
Dansk teater i halvtredserne, Kbh., 1958. Вл. М.
   ПРАКРИТСКАЯ  ДРАМА  -   драматургия   в   Индии,   развивавшаяся   на
среднеиндийских яз. (пракри-тах) с нач. 1-го тысячелетия н. э. до 18  в.
Проникновение пракритов в лит-ру  в  5  в.  до  н.  э.  было  связано  с
возникновением  оппозиционного   брахманизму   религиозно-этич.   учения
джайнизма, привл„кшего симпатии  социальных  низов  учением  о  духовном
равенстве  людей  независимо  от  сословно-кастовой  принадлежности.   В
противовес санскриту (яз. ортодоксальной уч„ности и придворного иск-ва),
джайнские проповедники обратились к  нар.-разговорным  языкам  (магадхи,
шаурасени, махараштри и  др.)  -  пракри-там.  Др.-инд.  руководства  по
драматургии ["Натья-шастра Бхараты,  2-4  (?)  в.  н.  э.]  предписывали
употреблять  пракриты  вместо   санскрита   для   воспроизведения   речи
персонажей из низших сословий и каст, а также женщин и детей. Мн. П.  д.
выражали     гума-нистич.     идеи     их     авторов,      преодолевали
придворно-аристократич. ограниченность классич. т-ра. Для образов героев
П. д. характерны героич. пафос, несовместимый с религиозной покорностью,
высокая идея государственности, осуждение брахманства. Эпизодич.  фигуры
ремесленников, торговцев, представителей низших каст обрисованы  в  ряде
пьес с большой любовью.
   Начиная  с  9  в.  значение  пракритов  в   драматургии   возрастает,
появляются пьесы, целиком написанные  на  пракрРаджашекхары, 9 в.), созда„тся новый жанр саттака (танц. пьеса). С 14 в.
П. д., не понятная по языку  широким  массам,  отрывается  от  народа  и
теряет свою идейно-художеств. ценность.
   Лит.: Э p м а н В. Г., Теория драмы  в  древнеиндийской  классической
литературе, в кн.: Драматургия и театр Индии, М.,  1961;  Серебряков  И.
Д., Древнеиндийская литература. Краткий очерк, М., 1963; на яз. хинди  -
Д  ж  а  г-дишчандра  Джайн,.  Пракрит  сахитья  ка  итихас,   Варанаси,
[Бенарас], 1961. fi. P.
   ПРАНГИШВЙЛИ (наст. фам. - Кандина-ш в и л  и),  Павел  Яковлевич  [р.
5(17).X.1897] - груз. сов. режисс„р и акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1941).
В 1911  поступил  в  Тифлисский  народный  т-р.  В  1913  был  принят  в
Тифлисскую драм. труппу. В дальнейшем работал  в  Кутаиси,  Гори.  После

Страницы: «« « 1820   1821   1822   1823   1824   1825   1826   1827   1828  1829   1830   1831   1832   1833   1834   1835   1836   1837   1838  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия