|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 » »» Идеальная жена, М., 1897; Кризис, М., 1905;
Балерина ("Ундина"), СПБ. 1905. Г. Р.
ПРАЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - см.
Чехословацкий Национальный театр им. Б. Сметаны.
ПРАЙС, П p и с (Price),- семья дат. артистов цирка и балета. По
национальности англичане. Джеймс П. (1761-1805) - родоначальник
артистической семьи. Был известным цирковым акт„ром. Среди его детей и
др. членов семьи были выдающиеся танцовщики. В 1795 переехал в Данию,
где вместе с женой Ханной П. выступал как наездник. С 1805 вместе с
Касорти насаждал в Дании иск-во пантомимы вначале в придворном т-ре
Кристианбор-га, затем открыл свой датский Нац. летний т-р,
существовавший более 30 лет в пригороде Копенгагена Вестербро. В 1817
семья П. построила новый "Т-р развлечений" (Морскабтеатр). Дочери
Джеймса и Ханны П. выступали на проволоке, участвовали в пантомимах.
После смерти Джеймса дело продолжали его сыновья: Джеймс П. младший
(1801-65), ставший известным Арлекином, и Адольф П. (1805- 1890),
считавшийся одним из лучших Пьеро в Европе.
Семья П. выступала в Голландии, Германии и в России (в 1831-36 -
Петербург, Москва, Нижний Новгород, Казань). С 1836 П. обосновались в
Копенгагене. Дети братьев П. обучались танцу у А. Бурнонвиля и в
дальнейшем были артистами балета.
Вальдемар П. (1836-1908) - сын Джеймса П. младшего. Сценич.
деятельность начал в 1842. В 1849-1901 - танцовщик датского Королевского
балета (с 1866 - солист труппы). Его танец отличался артистизмом,
романтич. приподнятостью. Исполнял ведущие партии в балетах Бурнонвиля:
Вальдемар (о. п. Френиха), Ове ("Народное предание" Гаде и Хартмана),
Дженнаро ("Неаполь" Паулли, Хельстеда, Гаде), Смирнов ("Из Сибири в
Москву" Моллера) и др. В 1901 оставил сцену.
Джульетта П. (1831-1906) - сестра Валь-демара П. В 1849-65 - ведущая
танцовщица датского Королевского балета. Искусство Джульетты П.
характеризовалось поэтичностью, безупречной техникой. Бурнонвиль
специально для не„ ставил балеты, в к-рых она исполнила гл. партии:
Элиза ("Школа танцев" Паулли), Дочь алхимика ("Ярмарка в Брюгге"
Паулли), Рангильда ("Свадьба в Хардангере" Паулли), Розита ("Далеко от
Дании" Глезеро, Готтшалька, Линке), Валькирия (о. п. Хартмана) и др. В
1866 оставила сцену.
Э л л e н П. (р. 1878) - племянница Вальдемара и Джульетты П. В 1889
поступила в школу датского Королевского балета (ученица Г. Бека и В.
Прайса). В 1895 дебютировала в па-де-труа в балете "Окно" Люмбе. Была
лирич. танцовщицей, обладала большим мимич. дарованием. В 1902 успешно
выступила в партии Сильфиды (о. п. Левенскьольда).
Лучшие партии: Русалочка (о. п. Энрикеса), Пастушка ("Пастушка и
свинопас" Энни) и др. Скульптор Э. Эриксен изваял бронзовую скульптуру
Эллен П. в партии Русалочки, к-рая в 1913 была установлена в гавани
Копенгагена. В 1913 окончила деятельность танцовщицы, выступала в
дра-матич. т-ре Архус. Играла роль Хедвиг ("Дикая утка" Ибсена) и др.
Лит.: Классики хореографии, Л.-М., 1937, с. 214;
Kragh-JacobsonS.ogKroghT. (ed.),Den Kongelige Danske ballet, Kbh.,
1953; V e a l e T. G., The dancing prices of
Denmark,"Danceperspectives", N.-Y., 1961,.ј 11. Ham. P.
ПРАЙС, П p и c (Price), Джон (Ион) (р. 15.IX.1913)-дат. акт„р,
режисс„р. В 1931 окончил школу при Королевском т-ре (Копенгаген) и был
принят в труппу этого т-ра. Многогранное характерное-дарование П.,
акт„ра большого интеллекта, виртуозно владеющего жестом, мимикой,
пластич. выразительностью, раскрылось в ролях: Ричард III; Жан де Франс
(о. п. Хольберга), Нонпарель, Мефистофель ("Рецензент и животное", "Душа
после смерти" Хейберга), Ранк ("Кукольный дом"), Сирано де Бержерак (о.
п. Роста-на), Баххаусен ("Конторский раб" Клаусена). В своей режиссуре
П. сочетает верность реалистич. традициям нац. т-ра с новаторскими
поисками совр. форм сценич. образности.
В числе лучших пост.: "Суетливый" (1944), "Маскарад" (1954), "Комната
роженицы" (1960) Хольберга, "Тартюф" (1948); "Ричард III" (1951),
"Гамлет" (1953) и "Как вам это понравится" (1960) Шекспира,"Алладин"
Эленшлегера (1959), "Пигмалион" Шоу (1953); "Мухи" Сартра (1946),
"Голубая пекинка" (1954) и "Андерсен, или Сказка его жизни" (1 955)
Абелля.
П. препода„т в театр. школе, снимается в кино. Лит.: Engberg H.,
Dansk teater i halvtredserne, Kbh., 1958. Вл. М.
ПРАКРИТСКАЯ ДРАМА - драматургия в Индии, развивавшаяся на
среднеиндийских яз. (пракри-тах) с нач. 1-го тысячелетия н. э. до 18 в.
Проникновение пракритов в лит-ру в 5 в. до н. э. было связано с
возникновением оппозиционного брахманизму религиозно-этич. учения
джайнизма, привл„кшего симпатии социальных низов учением о духовном
равенстве людей независимо от сословно-кастовой принадлежности. В
противовес санскриту (яз. ортодоксальной уч„ности и придворного иск-ва),
джайнские проповедники обратились к нар.-разговорным языкам (магадхи,
шаурасени, махараштри и др.) - пракри-там. Др.-инд. руководства по
драматургии ["Натья-шастра Бхараты, 2-4 (?) в. н. э.] предписывали
употреблять пракриты вместо санскрита для воспроизведения речи
персонажей из низших сословий и каст, а также женщин и детей. Мн. П. д.
выражали гума-нистич. идеи их авторов, преодолевали
придворно-аристократич. ограниченность классич. т-ра. Для образов героев
П. д. характерны героич. пафос, несовместимый с религиозной покорностью,
высокая идея государственности, осуждение брахманства. Эпизодич. фигуры
ремесленников, торговцев, представителей низших каст обрисованы в ряде
пьес с большой любовью.
Начиная с 9 в. значение пракритов в драматургии возрастает,
появляются пьесы, целиком написанные на пракрРаджашекхары, 9 в.), созда„тся новый жанр саттака (танц. пьеса). С 14 в.
П. д., не понятная по языку широким массам, отрывается от народа и
теряет свою идейно-художеств. ценность.
Лит.: Э p м а н В. Г., Теория драмы в древнеиндийской классической
литературе, в кн.: Драматургия и театр Индии, М., 1961; Серебряков И.
Д., Древнеиндийская литература. Краткий очерк, М., 1963; на яз. хинди -
Д ж а г-дишчандра Джайн,. Пракрит сахитья ка итихас, Варанаси,
[Бенарас], 1961. fi. P.
ПРАНГИШВЙЛИ (наст. фам. - Кандина-ш в и л и), Павел Яковлевич [р.
5(17).X.1897] - груз. сов. режисс„р и акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1941).
В 1911 поступил в Тифлисский народный т-р. В 1913 был принят в
Тифлисскую драм. труппу. В дальнейшем работал в Кутаиси, Гори. После
Страницы: «« « 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |